В учебном пособии рассмотрены проблемы нормативно-правового регулирования сельского (аграрного) туризма, обобщен зарубежный, российский и региональный опыт правового обеспечения относительно нового для Республики Башкортостан направления туристической деятельности. Усвоению программного материала помогут контрольные вопросы, а также список литературы.Пособие предназначено для студентов и магистрантов, обучающихся по направлениям 43.03.02, 43.04.02 «Туризм» и 43.03.03, 43.04.03 «Гостиничное дело», будет полезно учащимся средних специальных учебных заведений и преподавателями вузов и колледжей, а также всем, кто интересуется проблемами сельского (аграрного) туризма.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нормативно-правовое регулирование сельского (аграрного) туризма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Тема 2. Основные модели организации сельского (аграрного) туризм в зарубежных странах
По мнению Остапенко И.И., сельский (агро) туризм в первую очередь предназначался для соотечественников и был призван стимулировать внутренние турпотоки, и только на определенном этапе развития агротуры становятся привлекательными для иностранцев. Во многих странах мира сельский (агро) туризм превратился в сектор туристской индустрии, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и иную её специфику для создания комплексного туристского продукта. Обязательным условием развития сельского (агро) туризма является то, что средства размещения туристов должны находиться в сельской местности. Однако развитие агротуризма в разных географических регионах имеет свои особенности. Баканова А.А. определила 4 основные модели, по которым возможно развитие агротуристической деятельности (табл. 2).
Таблица 2 — Агротуристические модели и страны, их практикующие Прообраз сельского туризма («англо-американская модель») появился в Америке во время Великой депрессии, когда президент США Ф.-Д. Рузвельт воплотил проекты государственного строительства автомобильных дорог, электростанций и других объектов инфраструктуры с активным привлечением безработных на эти работы. В результате этих мероприятий в общей сложности в 1933–1939 гг. под эгидой Администрации общественных работ (PWA) и администрации гражданских работ Civil Works Administration (СWА) численность занятых достигла 4 млн человек. Таким образом, возникла мощная внутренняя миграция населения и люди нуждались в кратковременном отдыхе и питании. Поэтому семьи фермеров, жившие вдоль оживленных магистральных автотрасс, и были первыми, кто стал предоставлять услуги подобного характера. Фактически, они были первыми организаторами сельского туризма (первый этап развития сельского туризма).
Характерными признаками данной модели являются:
— ориентированность на внутренний туризм;
— предоставление основного набора услуг (размещение и питание).
В противоположность англо-американской модели, «азиатская модель» сельского (агро) туризма рассчитана в большей степени на въездной туризм и строится на основе национальной специфики каждой из принимающих стран, со своей историей, культурой, традициями. Для туристов устраивают в сельской местности дорогие гостиницы или импровизированные «VIP-деревни». Размещение и питание дополняются широким кругом дополнительных услуг на любой вкус и кошелек.
В основе «западноевропейской модели» сельского (агро) туризма лежит развитие в форме малого семейного гостиничного бизнеса. Изначальной причиной обращения к агротуризму в странах Западной Европы был кризис европейской модели сельского хозяйства, в 1980-х гг. проигрывавшей активно наступавшим американским конкурентам. Сельский (агро) стал компонентом крупной социально-экономической программы по переводу части сельского населения из сферы производства сельхозпродукции в сферу оказания услуг, диверсификации агропроизводства. Целью было предотвратить безработицу на селе, снизить миграцию в города, падение жизненного уровня сельского населения и, в итоге, деградацию села.
В число необходимых условий реализации данной модели входит:
а) наличие свободного или условно свободного жилого фонда в сельской местности, включая малые города;
б) достаточно высокий уровень комфортности и хорошее состояние этого фонда (как правило, это частные дома с автономной системой обеспечения);
в) системная государственная поддержка агротуристических хозяйств: принятие политического решения о развитии агротуризма как важного направления социально-экономической политики;
г) нормативно-правовое обеспечение (принятие соответствующих законов и госпрограмм);
д) внедрение информационных технологий, позволяющее создать масштабный рынок агротуризма в виртуальной форме;
е) организационная поддержка: создание специальных структур, оказывающих системную помощь и занимающихся организацией данного сектора туриндустрии, включение механизмов межмуниципального сотрудничества и пр.;
ж) создание объединений субъектов агротуризма, в функции которых входит работа по категоризации, стандартизации и пр., что призвано обеспечить качество услуг в секторе, рекламно-информационное обеспечение, систему централизованного бронирования в режиме реального времени через общеевропейские порталы и др. функции;
з) рекламно-информационное обеспечение продвижения совокупного национального и региональных агротуристических продуктов;
и) многоканальная финансовая поддержка: не только льготное кредитование или прямое дотирование агротуристических хозяйств при льготном налогообложении, но и вливания в материально-техническую инфраструктуру территории — дороги, канализация, водо-, газо-, энергоснабжение, связь и пр.
В ряде стран, отнесённых к «восточноевропейской модели», во многом близкой вышеназванной, основным мотивом поддержки сельского (агро) туризма была необходимость снижения экологической нагрузки на традиционные туристские дестинации, переключения туристов с пляжного на другие виды отдыха.
Еще одна группа стран, не учтенная в вышепредставленной таблице, это бывшие союзные республики СССР, которые, как правило, не располагают жилищным фондом и финансовыми ресурсами на уровне европейских стран, но пытаются следовать той же модели развития.
Важным фактором успешного развития сельского туризма в странах Европы стала его поддержка сначала на региональном, а впоследствии и на федеральном уровнях.
20 сентября 1990 г. в области Томар (Португалия) была создана Европейская Федерация организаций по вопросам туризма и отдыха в сельской местности — "EuroGites", которая объединяла к этому времени 13 национальных и региональных организаций из 9 стран Европы, а именно:
• Федерацию «Gîtes» из Валлонии (Бельгия);
• Национальную федерацию «Gîtes de France»(Франция);
• Urlaub Auf Dem Bauernhof (Северный Рейн — Вестфалия);
• Irish Farm Holidays (Ирландия);
• Icelandic Farm Holidays (Исландия);
• Agriturist (Италия);
• Farm Holidays Bureau (Великобритания);
• Ассоциацию фермеров Португалии (Португалия);
Задачи, поставленные членами-основателями:
1) сохранение природной жизни в сельских районах Европы;
2) предложение альтернативы массовому туризму;
3) вклад в укрепление мира путём установления контактов между жителями деревни и города со всех уголков континента;
4) консенсус в отношении важности развития европейского сельского туризма на основе его устойчивого развития;
5) желание местных общин осуществлять туристические проекты с помощью собственных финансовых вложений.
На данный момент EuroGites является объединением 22 ассоциаций, имеет обширную деятельность, направленную на поддержку развития и защиты сельского туризма. Среди действий Федерации EuroGites можно упомянуть:
• создание постоянного секретариата в Страсбурге;
• создание и продвижение собственной марки на европейском уровне, для определения этой формы туризма;
• техническая помощь членам организации или организациям-кандидатам для формирования однородной Европейской сети;
• формирование группы экспертов, состоящей из представителей организаций-членов;
• представительств в различных областях по просьбе Европейского союза;
• публикация европейского гида «L'Europe A Vivre» для объединения национальных транспортных сетей;
• публикация информационных бюллетеней для её членов.
В рамках международных программ EC при активном участии этой организации и сотрудничающего с ней Европейского центра экоагротуризма (ECEAT) разрабатываются общие, международно-признанные подходы к стандартам качества и специальные рекомендательные ориентиры для классификации и стандартизации средств размещения и услуг в сфере агротуризма (сельского туризма).
По уровню развития сельского туризма условно можно выделить 3 группы стран:
1 группа — Германия, Италия, Франция, Австралия, где начиналось это движение, и сельский туризм превратился в мощный фактор экономики.
2 группа — Австрия, Бельгия, Венгрия, Кипр, Малайзия, Польша, США и Канада, Хорватия и др. — где сельский туризм находится на подъёме, изыскиваются новые формы и методы работы в данной сфере.
3 группа — страны СНГ, которые также успешно внедряют европейский опыт с учётом специфики перехода к рыночному хозяйству от плановой экономики. Они максимально близки к российским условиям, и их опыт наиболее полезен для применения у нас. Ярким примером является Белоруссия.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нормативно-правовое регулирование сельского (аграрного) туризма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других