«Драгоценные истины из греческого языка» — эффективный инструмент для ежедневного изучения Библии. В этой книге Рик Реннер объединил знания, полученные за годы изучения греческого языка и истин Божьего Слова. Он преподнёс их так просто, ясно, что написанное понятно каждому и читателю легко получить потрясающие откровения из Божьего Слова. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Драгоценные истины из греческого языка. Том 2» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
18 января
Золото, серебро, драгоценные камни, дерево, сено и солома
Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы…
Если вам когда-нибудь посчастливится побывать в Риме, вы изумитесь, увидев, сколько древностей из последних двух тысячелетий сохранилось в этом городе! Прямо в центре современной итальянской столицы можно практически заглянуть в Древний Рим! Такое впечатление складывается, когда смотришь на Колизей, Пантеон, Форум и многие другие пропитанные историей локации. Потрясающе!
В Риме сохранилось столь много сооружений давних времён по причине того, что большинство из них были построены из камня. Римляне желали увековечить своё величие — буквально высечь его в камне истории человечества. Движимые этим стремлением, они строили город так, чтобы слава Цезаря продолжала сиять сквозь века и тысячелетия. Правительственные учреждения, дворцы, улицы, памятники, колонны и статуи — всё это должно было поведать грядущим поколениям о том, каким могуществом обладали Рим и римляне. И хотя запета, серебра и драгоценных камней, некогда украшавших эти сооружения, уже не найти, десятки самих строений по-прежнему стоят. И даже сохранились в первозданном виде. Во исполнение амбиций их создателей здания и постройки молчаливо возвещают о славе былого Рима.
Однако далеко не все постройки в Риме возводились из камня, золота, серебра и драгоценных камней. Были и другие кварталы, в которых проживали городские бедняки, — кварталы с хлипкими некачественными деревянными хижинами.
Поскольку состоятельные горожане не желали заниматься физическим трудом, они привлекали к нему рабов-иностранцев. Тех привозили в Рим из самых разных уголков необъятной империи. В результате массового переселения рабов каждый год их численность ощутимо возрастала. И через какое-то время из рабов сформировался крупнейший по количеству населения и площади жилой сектор великого города. Согласно данным некоторых исследований, рабское население Рима превосходило свободное в три раза! Как следствие, Рим превратился в город рабов, живших там для удовлетворения потребностей, капризов и желаний их богатых и свободных хозяев.
При всех огромных размерах сектора, в котором проживали рабы, их жилища испытания временем не выдержали. На протяжении столетий погода, время и пожары изменяли облик города, эти силы и стёрли с лица земли хлипкие деревянные постройки. У рабов не было собственных средств, римляне-хозяева обращались с ними очень плохо, а жили рабы обычно в хижинах, сооружённых наспех из дерева, сена и соломы. Потому от этих неосновательных построек до сегодняшнего дня практически ничего не сохранилось. Они не выдержали испытания временем — да и не могли по определению, ведь их создатели не ставили перед собой цель сохранить строения на века. Иное дело — массивные каменные дома римлян, которые через столетия должны были стоять и олицетворять собой славу и величие Рима.
Путешествуя по просторам Римской империи, апостол Павел повсеместно замечал разницу между богатыми и бедными. Он видел, как рядом с каменными домами богатых ютились лачуги рабов. Разница была очевидной: первые строились основательно и на века, вторые же получались настолько хлипкими, что вряд ли бы простояли хотя бы одно поколение.
В письме коринфским христианам Павел призывает их следить за тем, как они строят свою жизнь, тщательно выбирать «строительные материалы» для неё. В качестве наглядного примера апостол приводит различие между зданиями в городах Римской империи. Вот его основная мысль: несмотря на то что в основании жизни каждого христианина лежит скала — Иисус Христос, невероятно важно то, что будет построено на этой скале! Павел пишет: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы…» Этими словами апостол спрашивает своих читателей:
• Выстраивая свою жизнь, думаете ли о грядущей вечности?
• Выдержат ли используемые вами «строительные материалы» испытание временем или сооружённое из них не простоит долго?
• Строите ли вы свою жизнь наспех и из «дешёвого сырья» или основательно, из того «материала», который ценится в вечности?
Итак, о каких материалах говорится в тексте апостола Павла? Сначала он упоминает золото, в греческом — chrusos. Оно — самый ценный из известных в Римской империи материалов. Притом золото встречалось крайне редко — особенно до начала правления Александра Македонского — и потому ценилось очень высоко! Как таковым строительным материалом золото не считалось, поскольку это мягкий металл. Однако для придания сооружению особого величия его фасад украшали золотом и использовали данный металл в интерьере. Когда на фасаде или во внутреннем убранстве дома использовалось золото, это подчёркивало важность здания и состоятельность его владельцев.
Далее, существительное «серебро» — перевод греческого arguros. Это слово чаще всего означало «серебряные монеты», поскольку из серебра в основном и чеканили металлические деньги. Например, в Библии упоминается, что Иуда Искариот предал Иисуса за «тридцать сребренников» (см. Матфея 26:15). Ещё раз, существительное «серебро» (в греческом arguros) указывало на серебряные деньги. Серебро использовалось для украшения внешних стен зданий и внутренних помещений точно так же, как и золото. Нередко из серебра изготавливались идолы, предметы культа и личные украшения. В Древнем мире всё, изготовленное из серебра, считалось дорогим и драгоценным.
Выражение «драгоценные камни» из изучаемого нами стиха в греческом звучит как lithous timious. Основное слово здесь — lithos (что означает «камень»). Прилагательное timao переводится как «почётный», «дорогой», «драгоценный». Написав «драгоценные камни», Павел имел в виду вовсе не бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры и им подобные. Речь шла о дорогих строительных материалах — граните и мраморе. Эти камни считались самым ценным строительным материалом, поскольку могли выдержать испытание временем, природными катаклизмами и пожарами. Если древние хотели, чтобы сооружение сохранилось на долгие времена, они использовали при его строительстве мрамор и гранит.
Золото, серебро и драгоценные камни (мрамор и гранит) во времена написания Нового Завета считались самыми дорогими и высококачественными строительными и отделочными материалами. Они были крепкими, прочными, износоустойчивыми и долговечными. Именно по этой причине сооружения, в строительстве которых применялись данные материалы, сохранились и по сей день.
Но Павел упоминает также и дерево, сено, солому. Давайте исследуем и эти слова, чтобы понять, по какой причине апостол включил и их. Вскоре вы увидите, как значимо их упоминание!
Итак, существительное «дерево» переведено с греческого zulos. Это слово буквально означает «дерево», «древесина», «пиломатериалы», «ветви деревьев», «доски» — то есть древесина в различных формах. В первую очередь речь идёт о строительных материалах. Однако этим же словом часто называли топливо, например, для домашнего очага. Zulos говорили и когда имели в виду жилище или сооружение, построенное из дешёвых недолговечных и быстровоспламеняющихся материалов. Возвести постройку из них не составляло особого труда и не отнимало много времени. Но долго такое сооружение не стояло. И именно из подобных материалов в основном и были построены жилища рабов в римских кварталах. Такие постройки быстро загорались и сгорали дотла в считанные минуты.
Следом Павел упоминает ещё один вид строительного материала для жилищ рабов — сено. Существительное «сено» переведено с греческого chortos. Означает оно «трава» или буквально «сено». Обычно сеном кормят домашний и тягловый скот. Вот почему за этим словом закрепилось ещё одно значение — «фураж» или «растительный корм для животных». То есть сено должно использоваться для кормления скота, а не для строительства. Оно весьма хрупкое и ломкое, потому является, наверное, самым неудачным выбором в качестве строительного материала. И тем не менее в лачугах римских рабов сеном крыли крышу.
В заключение апостол пишет о соломе. В греческом это слово kalame, что обычно и переводится — «солома». Этот материал был настолько низкопробным, что им даже скотину не кормили. Но в жилище рабов соломой устилали пол, утепляли стены и двери, а также уплотняли спальные места. Солома была крайне дешёвой и быстро ветшала, так что её приходилось постоянно менять. Только представьте себе: хижины и лачуги рабов были сделаны из дерева и палок, крыши этих жилищ покрывало сено, а стены утепляла солома! Немудрено, что такие «дома» оказывались столь недолговечными!
Итак, некоторые дома стояли веками, другие же оказывались настолько хлипкими, что приходили в негодность за одно поколение (а то и быстрее)! Используя этот пример, апостол Павел задаёт важный вопрос: «Из чего вы созидаете свою жизнь? Строите ли наспех, используя дешёвые „материалы"? Или относитесь к жизни серьёзно, созидаете её качественно и основательно? Возводите ли своё „сооружение"из „материалов", которые „не сгниют", „не сгорят", будут достаточно прочными, чтобы простоять всю вашу жизнь и потом ещё оказывать влияние на грядущие поколения?» Именно эту мысль и хотел подчеркнуть Павел словами: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы…»
Основанием нашей с вами жизни является Иисус Христос. А то, что построим на этом основании, зависит от личного посвящения Иисусу и того, какие стандарты во всех сферах жизни мы предъявляем к своим мыслям, поступкам и словам. Потому ответьте мне на следующий вопрос: можно ли уверенно назвать вашу жизнь выстроенной надёжно и прочно? Или вы строите плохо, торопливо — так, что всё дело вашей жизни внезапно вспыхнет и превратится в кучку пепла?
Проанализируйте свою жизнь и ответьте себе на несколько вопросов:
• Как я развиваю отношения с супругой?
Если продолжу жить в браке так же, как сегодня, моё супружество будет процветать или сойдёт на нет?
• Как я воспитываю своих детей?
Поможет ли устоять в жизненных обстоятельствах моим детям то, что я сегодня вкладываю в них?
• Как я развиваю отношения с людьми?
Выдержат ли мои отношения с окружающими трудные времена?
• Как я созидаю своё служение?
Придумываю ли я для непростых ситуаций в служении решения на скорую руку (которые на самом деле не являются эффективными) или уделяю служению достаточно времени, чтобы созидать его как следует?
• Как я работаю?
Помогают ли решения, принимаемые мной сегодня, профессиональному росту и развитию? Или мне однажды придётся сожалеть, что в нужное время я не принял важных карьерных решений?
• Как я распоряжаюсь личными финансами?
Исходя из того, как я сегодня распоряжаюсь финансами, могу ли уверенно рассчитывать на стабильное в финансовом плане будущее? Или своим безрассудным отношением к деньгам я гублю своё финансовое благополучие?
• Как я поддерживаю своё здоровье?
Если продолжу жить, как сейчас, ничего не меняя, буду ли здоров через несколько лет?
Или сегодняшним образом жизни подвергаю серьёзному риску своё будущее здоровье?
Да, Иисус — основание для нашей жизни. Хвала Господу за это! А вот то, что вы созидаете на этом основании, полностью зависит от вас! Настоятельно рекомендую со всей серьёзностью поразмыслить над вопросами, поставленными в этой главе. А затем — обсудить с Богом свои ответы на них. Речь идёт о деле крайней важности. Весь дальнейший ход вашей жизни зависит от того, как вы ответите для себя на данные вопросы.
Господь, прошу Тебя помочь мне надлежащим образом проанализировать то, как я сейчас живу, как расходую деньги, как работаю, как служу, как развиваю отношения с окружающими и семьёй. Прости, что часто тороплюсь и принимаю важные жизненные решения в спешке. Мне следует сосредоточиться на более серьёзном и обдуманном подходе к жизни. Научи строить жизнь так, чтобы это «сооружение» выдержало испытание временем. Даруй мудрости, дабы знать, когда делаю всё правильно, а когда — слишком тороплюсь. Я осознаю важность своей жизни и понимаю, что Ты поставил меня управляющим над всем в ней. Итак, сегодня признаюсь: я отчаянно нуждаюсь в Твоей помощи, чтобы выбирать правильные «строительные материалы». Помоги строить так, чтобы моё служение Тебе и моя жизнь оставили глубокий след в будущих поколениях и выдержали испытание временем. Во имя Иисуса. Аминь.
Исповедую, что с Божьей помощью выстраиваю жизнь мудро, использую «строительные материалы», которые выдержат любые испытания. Моя жизнь — Божий дар, и я распоряжаюсь этим замечательным даром осмотрительно. Вместо поспешности проявляю осторожность и обдумываю каждый шаг. Я реализую видение, работаю на совесть и вкладываюсь в отношения с людьми так, чтобы результат радовал многие и многие годы. Никогда не смогу добиться всего этого, опираясь исключительно на собственные силы. Но с помощью Святого Духа я учусь жить и поступать мудро, осмотрительно, с заботой о будущем! С верой исповедую это во имя Иисуса!
1. Какие сферы жизни вы выстроили некорректно и теперь видите, что всё в них складывается не так, как хотелось бы? Чему научились на этих ошибках?
2. Может быть, в каких-то сферах жизни вы «строите» сейчас из ненадёжных «материалов»? Если так, то что намерены предпринять?
3. Обратитесь сегодня к Господу и с Его помощью проанализируйте свою жизнь. Постарайтесь увидеть, что «строите» правильно, а что нет. Не забывайте: ваша жизнь — это Божий дар, а вы призваны мудро этим даром распоряжаться. Вы призваны возводить свой духовный дом из золота, серебра и драгоценных камней!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Драгоценные истины из греческого языка. Том 2» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других