Книга «Техники эффективного преподавания английского языка» представляет собой обзор ключевых методов преподавания иностранных языков, разработанных за последнее столетие. В книге представлены как классические подходы, так и новаторские методики, которые помогают улучшить учебный процесс. Это практическое руководство для преподавателей, стремящихся разнообразить обучение и сделать его более эффективным и увлекательным для учеников.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Техники эффективного преподавания английского языка. Методы и стратегии, которые работают» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Прямой метод (The Direct Method)
Основная идея: Прямой метод преподавания языка (Direct Method) был разработан как реакция на недостатки грамматико-переводного метода. Он направлен на развитие способности учащихся общаться на целевом языке без использования родного языка. Основная цель метода — создание естественной языковой среды, в которой учащиеся учатся говорить и думать на изучаемом языке, что способствует развитию навыков устной речи и понимания на слух.
Методология: полное погружение в язык:
Учитель и ученики говорят только на целевом языке. Использование родного языка исключено, что способствует созданию среды, приближенной к естественным условиям изучения языка. Например, если урок проходит на английском языке, учитель будет объяснять новый материал, задавать вопросы и вести обсуждение только на английском.
Обучение через использование:
Новый материал (слова и грамматические конструкции) вводится в контексте, который понятен ученикам благодаря визуальным подсказкам, жестам или описаниям. Например, учитель может показать изображение яблока и сказать «This is an apple» (Это яблоко), не прибегая к переводу на родной язык.
Грамматика изучается индуктивно:
Грамматические правила не объясняются прямо; вместо этого ученики сами выводят их из примеров. Например, вместо того чтобы объяснять правило образования прошедшего времени, учитель может привести несколько примеров предложений в прошедшем времени, и ученики, анализируя их, сами поймут правило.
Акцент на разговорную речь и произношение:
Учитель активно стимулирует учеников говорить на целевом языке, задавая им вопросы, вовлекая в диалоги и обсуждения. Много времени уделяется тренировке правильного произношения. Например, учитель может проводить упражнения на повторение предложений или слов, чтобы отработать правильную интонацию и звуки.
Использование вопросов и ответов:
Учитель задаёт множество вопросов, чтобы активизировать речь учеников и помочь им освоить новый материал. Вопросы часто начинаются с простых и постепенно усложняются. Например, начальный вопрос может звучать так: «What is this?» (Что это?), на что ученик отвечает «This is a book» (Это книга). Затем вопросы могут усложняться: «What do you use this book for?» (Для чего ты используешь эту книгу?).
Пример: На уроке английского языка учитель вводит новую лексику по теме «Магазины». Учитель приносит на урок несколько изображений разных видов магазинов (bakery — булочная, grocery store — продуктовый магазин и т.д.). Учитель показывает изображение булочной и говорит «This is a bakery. People buy bread here.» Затем учитель задаёт вопрос ученикам «What is this?» и ожидает, что они ответят «This is a bakery.» После этого учитель может спросить: «What do people buy in a bakery?» Учащиеся отвечают «People buy bread in a bakery.»
Преимущества:
Развитие устной речи и понимания на слух: Метод способствует активному использованию языка в речи и улучшает навыки аудирования.
Непосредственное использование языка: Ученики учатся думать на изучаемом языке, что ускоряет процесс освоения языка.
Недостатки:
Отсутствие систематического изучения грамматики: Поскольку грамматика изучается индуктивно, ученикам может не хватать чёткого понимания грамматических правил.
Сложность для начинающих: Для учеников, только начинающих изучать язык, метод может быть сложным, так как они не могут опираться на родной язык.
Когда использовать: Прямой метод особенно эффективен в среде, где ученики могут регулярно использовать изучаемый язык в общении. Он подходит для тех, кто хочет быстро развить навыки разговорной речи и понимания на слух, а также для создания языковой среды, приближенной к реальной. Метод хорошо работает в группах, где учащиеся уже имеют базовые знания языка и могут строить диалоги и участвовать в обсуждениях.
Наблюдение за уроком по методике Прямого метода (The Direct Method)
Целевая аудитория: Учащиеся уровня A1-A2 (начинающий и элементарный уровень)
Продолжительность урока: 45—60 минут
Цель урока:
Развить навыки устной речи и аудирования без использования родного языка. Освоить новые лексические единицы и грамматические структуры в контексте. Развивать интуитивное понимание языка через повседневные ситуации.
Структура урока
Начало урока (Введение)
Учитель входит в класс с улыбкой, приветствует учащихся на английском языке: «Good morning, everyone! How are you today?»
Класс оживляется, отвечая короткими фразами: «I’m fine, thank you.»
Важно: Весь урок проходит исключительно на английском языке, даже приветствие. Учитель не использует родной язык учащихся.
Активизация и повторение
Учитель начинает задавать простые вопросы, чтобы повторить прошлую тему: «Who remembers what we learned last time? What do you do in the morning?»
Некоторые учащиеся с готовностью отвечают: «I get up at 7 o’clock.»
Другие сначала немного колеблются, но учитель мягко подсказывает жестами и примерами, не прибегая к переводу. Атмосфера доверительная и непринужденная, ошибки воспринимаются как часть процесса.
Представление новой лексики
Учитель достаёт карточки с картинками и показывает их классу. На одной — изображение человека, который завтракает. Учитель держит карточку и произносит вслух: «Have breakfast.»
Ученики смотрят внимательно, и учитель повторяет: «Have breakfast. Repeat after me!»
Класс повторяет хором: «Have breakfast.»
Учитель показывает на другого учащегося: «What do you do in the morning?»
Ученик отвечает, используя новую лексику: «I have breakfast.»
Важно: Учитель объясняет новые слова только через действия, картинки и контекст. Перевод не используется. Повторение и практика закрепляют слова в памяти учащихся.
Практика устной речи через диалог
Учитель начинает задавать вопросы по новому материалу, направленные на всех по очереди: «When do you go to work?»
Учащиеся должны отвечать полными предложениями, используя новые слова: «I go to work at 9 o’clock.»
Один ученик отвечает: «I go to school at 8 o’clock.»
Учитель не поправляет ученика напрямую, а мягко переформулирует: «Oh, you go to school at 8 o’clock. Very good!»
Ученики начинают задавать вопросы друг другу в парах. В классе слышен постоянный диалог на английском, ученики вовлечены в процесс. Учитель ходит по классу, слушая их ответы и давая корректные примеры, если это необходимо.
Важно: Этот этап урока нацелен на то, чтобы ученики начали говорить без страха совершить ошибку. Учитель акцентирует внимание на практике устной речи.
Активное слушание
Учитель рассказывает короткую историю. Он говорит медленно и использует много жестов, чтобы помочь учащимся понять: «Tom wakes up at 7 o’clock. He has breakfast, then he goes to work.»
Класс слушает внимательно, некоторые записывают ключевые слова. После рассказа учитель начинает задавать вопросы: «What time does Tom wake up?»
Ученики один за другим отвечают: «Tom wakes up at 7 o’clock.»
Важно: Учащиеся слушают историю на английском и тренируются воспринимать язык на слух без перевода.
Игра на закрепление материала
Учитель объявляет игру: «Now let’s play a game! I will describe someone’s morning, and you guess who it is.»
Учитель описывает: «This person gets up at 6 o’clock and drinks tea for breakfast.»
Один из учеников, внимательно следя за подсказками, поднимает руку и отвечает: «Is it Anna?»
Учитель улыбается и отвечает: «Yes, great job!»
Класс вовлечён в игру, старается понять описание, использовать новую лексику и отвечать на вопросы.
Заключение урока
В конце урока учитель подводит итоги: «Today we learned how to talk about daily routines. Now, who can tell me — what do you do in the morning?»
Несколько учеников поднимают руки, они уверенно рассказывают о своём утре, используя новые слова: «I get up, I have breakfast, and I go to school.»
Учитель хвалит каждого за успехи, раздаёт домашнее задание устно (написать рассказ о своём дне), не используя родной язык. Урок завершается позитивно и на высокой ноте, с улыбками.
Выводы
Ключевые этапы урока:
Начало урока — вводный диалог без использования родного языка. Представление новой лексики — использование картинок, жестов и повторений для закрепления. Практика устной речи — ученики отвечают на вопросы учителя, обсуждают в парах. Активное слушание — учитель рассказывает историю, учащиеся отвечают на вопросы. Игра — вовлечение класса через игру на закрепление новой лексики. Заключение — подведение итогов, проверка понимания и домашнее задание.
Важно: Прямой метод строится на естественном использовании английского языка без перевода и максимальной интерактивности в процессе обучения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Техники эффективного преподавания английского языка. Методы и стратегии, которые работают» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других