Темой этого выпуска стала «третья миссия» университетов, которая с 1 сентября 2023 года приобрела особую актуальность в России. В более чем сотне вузов страны появилась программа «Обучение служением». Несмотря на множественность значений термина «служение», в данном случае речь идет о том, чтобы гармонично интегрировать в образовательную программу задачи по созданию позитивных изменений в обществе, причем силами и в интересах студенческого сообщества. Успешный мировой опыт такой интеграции вдохновил на внедрение инициативы и в России, отсюда и возникло «служение» – из перевода англоязычного названия «serviсe learning».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Позитивные изменения. Том 3, № 3 (2023). Positive changes. Volume 3, Issue 3 (2023) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Гость номера / Special Guest
«Университет — это институт развития, который может стать драйвером территории». Интервью с Артемом Шадриным
Юлия Вяткина
DOI 10.55140/2782–5817–2023–3–3–4-14
Одним из инструментов реализации социально-экономической политики государства во многих странах мира являются институты развития. Их задача — способствовать экономическому росту, модернизировать экономику и решать социальные проблемы. Однако своеобразными институтами развития в нефинансовой сфере можно назвать университеты: они предоставляют экспертизу для органов власти, бизнеса, НКО, социальных предпринимателей и местных сообществ. О том, в чем потенциал вузов сегодня, как университеты берут на себя роль институтов развития, кто и как может выиграть от партнерства с университетами, мы поговорили с Артемом Шадриным, директором Института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ.
Артем Шадрин
Какое бы вы дали определение «третьей миссии» университета? Зачем она нужна вузам?
«Третья миссия» — это направление деятельности университета, связанное с содействием социально-экономическому развитию городов и регионов, отдельных отраслей экономики и социальной сферы, внедрением технологических, социальных и управленческих инноваций.
Таким образом, «третья миссия» университетов естественным образом связана с первой миссией — образованием и второй миссией — проведением исследований, становясь важным фактором ускорения развитий территорий, на которых присутствуют вузы.
Какие направления «третьей миссии» университетов вы бы выделили?
Мы в рамках проекта «Третья миссия университета»[1], который реализуется Институтом социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, обозначили для себя три основных фокуса.
Первый — вуз как аналитический центр, или think tank, предполагающий участие университетов в разработке стратегий социально-экономического развития городов и регионов, формировании и развитии территориальных кластеров (инновационных или креативных), проведении практико-ориентированных исследований и разработок.
При этом вуз является потенциальной очень эффективной коммуникационной площадкой взаимодействия представителей органов власти, бизнеса, НКО, СМИ, позволяющей формировать общее видение в постановке и решении задач развития, формировании соответствующих сценариев и др.[2]
И с этой точки зрения неслучайно, что в четырех десятках российских вузов по инициативе Агентства стратегических инициатив была создана необходимая инфраструктура — «точки кипения»[3], которые позволяют в стенах университета проводить большое число мероприятий внешних организаций — от конференций и круглых столов до стратегических и проектных сессий, позволяя вовлекать в их проведение сотрудников и студентов университета[4].
Второе направление — это партнерство университета с социально ориентированными некоммерческими организациями, социальными предприятиями в реализации совместных проектов и инициатив. Такие организации сочетают глубокое видение проблематики социальных проблем городов и регионов с высоким уровнем мотивации к решению этих задач. Со своей стороны, вузы способны привнести в реализацию совместных проектов современные достижения социальных и гуманитарных наук, передовые практики использования цифровых технологий, оказать эффективное содействие формированию необходимой общественной поддержки их реализации.
Наконец, третье направление связано с реализацией в вузах механизмов прикладного проектного обучения, дополняющего традиционные форматы лекций и семинаров. Студенты в рамках своего учебного плана реализуют практико-ориентированные проекты, мотивирующие учащихся к углубленному погружению в профессию, формирующие дополнительные стимулы в получении специализированных профессиональных компетенций. Одновременно они развивают универсальные компетенции, так называемые soft skills, т. е. умение работать в команде, соблюдать сроки, брать ответственность и достигать результатов.
По многим инженерным специальностям, и в последнее время — по многим социальным дисциплинам, формат прикладного проектного обучения становится все более распространенным[5]. Студенты получают возможность закрывать в рамках реализации таких проектов значительную часть «образовательных кредитов» (зачетных единиц), результаты таких проектов засчитываются как курсовые и даже дипломные работы.
Такая практика очень многое привносит в профессиональное становление студентов, позволяя им своими силами и в команде реализовать с использованием полученных знаний и умений социальный или инженерный проект, имеющий практическую значимость.
И здесь очень важно, что команды студенческих проектов под руководством преподавателей университета имеют доступ к самым современным технологиям, методикам, подходам к решению многих задач, обладая при этом необходимым бюджетом времени. Это, на мой взгляд, позволяет НКО и социальным предприятиям получать очевидный выигрыш, выступая в качестве «социальных заказчиков» таких проектов.
Один из наиболее ярких примеров — это использование цифровых технологий для информационного продвижения НКО или социальных предприятий среди массовой аудитории. Думаю, что современные студенты могут многим дать сто очков вперед по работе в социальных сетях, а для учащихся факультетов медиакоммуникаций — это вообще один из предметов обучения по их будущей профессиональной деятельности. Очевидно, что здесь студенты могут быть результативнее, чем основная часть сотрудников некоммерческой организации.
С сентября формат «обучения служением» начал пилотироваться в ста университетах. НКО и социальные предприятия имеют возможность предложить свое проектное задание для студенческих проектов напрямую вузам или через сайт Ассоциации волонтерских центров Добро. ру[6].
В зарубежных вузах выделяют такие же три направления или там есть что-то, чего нет в российских университетах?
И в зарубежных, и в российских вузах задачи, реализуемые в рамках «третьей миссии» носят, в целом, сходный характер. Например, очень популярное направление «третьей миссии» — это содействие решению социально значимых задач через внедрение со временных технологических решений. Это могут быть проекты, например в таких областях, как экология или разработка технических средств реабилитации инвалидов. Такого рода проекты есть и в зарубежных, и в российских вузах.
У нас есть сильные университеты, которые по многим показателям находятся вполне на мировом уровне. Однако масштабы реализации механизмов «третьей миссии» в различных российских университетах даже не кратно, а порядково отличаются. И этот разрыв принципиально больше, чем разрыв между ведущими российскими и зарубежными вузами.
Вы сказали, что у университета есть потенциал выступать в качестве аналитического центра (think tank). Как это реализуется на практике?
Например, наиболее сильные университеты реализуют исследовательские, аналитические и консалтинговые работы по заказу органов власти, крупных компаний, институтов развития, благотворительных фондов, участвуют в качестве партнера в реализации грантовых проектов НКО. Часть такой работы может реализовываться и в формате pro bono или в рамках государственного задания.
На федеральном уровне Высшая школа экономики, Российская академия народного хозяйства и госслужбы, МГУ или Финансовая академия традиционно являются ведущими экспертными организациями для администрации президента, правительства, федеральных министерств.
В регионах тоже есть университеты, активно участвующие в аналитической деятельности, такие как Уральский федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет и другие.
В общем случае университеты в регионах объективно становятся точкой притяжения экспертов высокого уровня, аналитиков, имеющих опыт работы в бизнесе и/или на государственной службе. Поэтому было бы абсолютно правильным повсеместное распространение практики встраивания университетов в алгоритм разработки концептуальных документов развития городов и регионов.
Какой еще вклад в рамках «третьей миссии» университеты могут сделать в социально-экономическое развитие региона? Отмечу кластерную модель, в рамках которой может усиливаться роль университета в технологическом развитии регионов. Такие кластеры объединяют предприятия, исследовательские и образовательные организации, институты развития.
В ряде случаев в российской и зарубежной практике центрами кластерной организации могут быть университеты. Например, для межотраслевого кластера «Зеленая Москва»[7] базовой организацией является Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева, который имеет статус инновационного научно-технологического центра. На его базе создана и передовая инженерная школа.
Реализуется инициатива Минобрнауки России по созданию научно-образовательных центров в полутора десятках университетов. Таким образом, мы видим очень много форматов того, как университет может реализовать свой потенциал по развитию территорий.
Три года назад Институт социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ начал проект развития «третьей миссии» университетов. Что удалось сделать команде института за это время? Какие изменения в развитии «третьей миссии» университетов произошли? Мы начали с анализа лучшего российского и зарубежного опыта и провели серию экспертных семинаров по вопросам возможности тиражирования лучших практик. Затем мы апробировали практику внедрения механизмов «третьей миссии» в десяти пилотных университетах, сформировали набор методических рекомендаций[8] и нормативных внутривузовских документов[9], модельных «дорожных карт» по каждому из трех основных направлений, о которых я говорил выше, выложили материалы на сайте проекта 3mission.ru.
Сейчас мы завершаем третий этап — это масштабирование практики в максимально широком количестве университетов.
Во-первых, мы запустили акселератор поддержки университетских инициатив, чтобы помочь проектам «третьей миссии» реализоваться. Материалы этого акселератора выложены на сайте, и он должен помочь всем заинтересованным вузам в запуске востребованных проектных инициатив в рамках реализации «третьей миссии»[10].
Среди проработанных инициатив, с презентациями которых можно ознакомиться на сайте акселератора, — проект поддержки к поступлению в вузы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовленный УрФУ, проекты в области развития внутреннего туризма и креативных индустрий, разработанные командами Мурманского и Петрозаводского государственных университетов, и ряд других.
Сейчас мы готовим видеокурс по «третьей миссии» с описанием этапов организации работ по каждому из трех направлений, а также наиболее интересных кейсов, реализованных в ведущих университетах.
Во-вторых, с учетом полученных результатов проекта мы активно участвовали в разработке методических материалов[11] и в обучении представителей университетов в рамках пилотного проекта по запуску программы «Обучение служением» в сотне вузах, совместно с коллегами из других подразделений Высшей школы экономики и Ассоциации волонтерских центров.
Также важным событием стало проведение первого Всероссийского форума по «третьей миссии» университетов, который прошел в конце мая — начале июня 2023 года в Ярославле[12].
На Форуме, в частности, было инициировано создание сети специалистов по «третьей миссии» университетов для обмена информацией между профильными сотрудниками вузов, а также организациями, заинтересованными в развитии системного партнерства с ними.
От чего зависят формы и способы реализации «третьей миссии» в университетах?
В первую очередь, конечно, это зависит от сотрудников и руководства университета. Например, чтобы выполнять функцию аналитического центра, нужно иметь специалистов с опытом аналитической деятельности, причем практико-ориентированной. И конечно, важно, чтобы эта деятельность системно поддерживалась руководством вуза.
Как наличие позиции университета в отношении «третьей миссии» меняет стратегию и роль вуза для каждого сотрудника и студента?
Для сотрудников и студентов это возможность быть вовлеченным в новую сферу. Например, волонтерская деятельность тоже входит в понятие «третьей миссии» университета. Это возможность реализовать какой-то полезный проект, познакомиться с интересными людьми из партнерских организаций, например НКО или социальных предприятий.
Есть интересный опыт, когда компания — потенциальный будущий работодатель для студентов, привлекает их к совместным добровольческим проектам, объединяя «жанры» университетского и корпоративного волонтерства.
Тогда участие в таких проектах — это хорошая возможность построить неформальную коммуникацию со своими потенциальными коллегами по будущей работе, из первых рук получить информацию о специфике профессии.
Ну и в целом, участие в университетских проектах позволяет получать управленческие навыки и опыт работы, которые могут быть востребованы в будущем у выпускников вузов. Кроме того, это по-настоящему интересно. Одно дело выполнять какие-то учебные задания, носящие зачастую формальный характер, и совсем другая история, когда реализуемый проект действительно позволяет решать значимые социальные задачи.
Один из примеров — подготовка факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ роликов социальной рекламы в рамках медиа акселератора для НКО[13]. По брифам, предложенным некоммерческими организациями и отобранным по итогам конкурса, студенты под руководством профессионалов кино и анимации создают вирусные видеоролики. Хороший и интересный формат, который мог бы быть интересен для ряда других вузов.
Помогают ли проекты «третьей миссии» развивать социальное предпринимательство?
Безусловно. Продолжу приводить примеры из формата прикладного проектного обучения: Всероссийский конкурс для НКО и социальных предприятий «Поведай миру», проводимый НИУ ВШЭ совместно с Агентством социальных инвестиций и инноваций[14].
В рамках конкурса НКО и социальные предприятия выступают заказчиками студенческих проектов по разработке маркетинговых и коммуникационных стратегий, продвижению продукции социальных предприятий, анализу рынка, подготовке брендбуков для повышения узнаваемости организаций. Был подготовлен убедительный каталог, демонстрирующий результаты студенческих проектов[15].
Так вот, за три года проведения конкурса были отобраны более ста проектов. Все они очень интересные, начиная от технологий дополненной реальности для одного из городских музеев в Свердловской области до маркетинговой стратегии продвижения продукции социального предприятия, в котором заняты инвалиды.
Также социальное предпринимательство может развиваться через формат креативных или туристических кластеров, о которых я говорил выше.
Может ли бизнес быть партнером университетов в реализации их «третьей миссии»?
Я бы хотел провести некоторую аналогию понятия «третьей миссии» университета и корпоративной социальной ответственности бизнеса.
Проекты КСО серьезно помогают решать общественно-значимые задачи городов и регионов, и одновременно — они отвечают приоритетам устойчивости и развития самого бизнеса. Например, работа с территорией базирования предприятий позволяет снижать потенциальные риски: если жители города доверяют этой компании, они могут в случае необходимости с пониманием отнестись к возможным проблемам, которые могут возникнуть на предприятии.
Благоприятная городской среда — и с точки зрения экологии, и решения социальных задач, и развития культурной сферы, безусловно, является важным фактором для привлечения и удержания персонала. В этой связи компании, реализующие программы КСО, могли бы быть очень хорошими партнерами для университетов в реализации их «третьей миссии» и в части инициирования студенческих проектов, и по направлению деятельности вуза как think tank, и в совместной с университетами поддержке деятельности НКО и социальных предпринимателей.
А если говорить про роль «третьей миссии» для сотрудников вузов, какие возможности для них открываются?
В вузах есть структурные подразделения, которые привлекают внебюджетное финансирование. Соответственно, в рамках реализации проектов «третьей миссии» они могут заработать репутацию среди потенциальных заказчиков при проведении, например, исследовательских и аналитических работ. Эти подразделения потом могут выступать исполнителями коммерческих заказов компаний и выполнять работы по заказу региональных и городских администраций.
Есть интересный опыт в УрФУ, в котором в 2022 году был объявлен конкурс грантов для сотрудников университета за счет внутреннего бюджета вуза на цели помощи НКО в разработке проектов, претендующих на финансирование в рамках грантовых конкурсов Фонда президентских грантов и Президентского конкурса культурных инициатив[16]. Предполагается, что в случае победы проектных заявок на конкурсе университет сможет выступить в качестве партнера НКО при их реализации.
Одновременно партнерство с университетом может быть интересно для НКО, в том числе как одно из направлений самореализации своих сотрудников. Одна из траекторий профессионального развития руководителей и специалистов некоммерческих организаций — работать со студентами в качестве преподавателя или научного сотрудника в университете, например на условиях совместительства.
Партнерство с университетом может быть интересно для НКО, в том числе как одно из направлений самореализации своих сотрудников — работать со студентами в качестве преподавателя или научного сотрудника в университете.
Ну и еще, на мой взгляд, важно сказать, что университеты — это авторитетный партнер для валидации, подтверждения достоверности результатов деятельности некоммерческих организаций и тех технологий, которые они используют. Потому что одно дело, если организация просто ссылается на свой опыт, и совсем другое — если действенность используемой ею методики работы подтверждена результатами исследований. Университеты могут доказательно подтвердить, что те или иные социальные эффекты — это не роль случая, а результат применения технологий, осуществляемых НКО. Поэтому и в этом направлении партнерство с университетами представляется важным и перспективным.
Какие вузы являются лидерами по работе с «третьей миссией» в России? Какие проекты, разработки они предлагают?
Например, Ярославский госуниверситет развивает тесное партнерство с региональным ресурсным центром поддержки НКО, которым руководит Елена Исаева. При этом ЯрГУ в рамках программы «Приоритет 2030» обеспечивает продвижение «третьей миссии» среди вузов макрорегиона Верхней Волги.
Еще один очень интересный пример осуществления задач «третьей миссии», о котором я люблю рассказывать, показывает Санкт-Петербургский госуниверситет, реализуя формат «клинической практики» студентов. Что имеется в виду?
Многие знакомы с опытом деятельности юридических клиник в университетах, когда студенты оказывают бесплатную юридическую помощь тем, кто в ней нуждается. Старшекурсники получают необходимую практику, помогая решать те или иные правовые вопросы для граждан, одновременно наращивая свои навыки работы с нормативной базой.
В настоящее время формат юридических клиник уже распространен более чем в ста российских вузах[17].
Так вот, в Санкт-Петербургском госуниверситете, кроме юридической клиники, есть еще 15 других клиник, работающих в сфере социального обслуживания, психологической помощи, конфликтологии, экологии и др.[18]
Считаю, что это очень перспективный формат реализации «третьей миссии» университета, когда, обучаясь, студенты вместе с сотрудниками университета помогают решать актуальные и важные социально-экономические задачи[19].
Какими могут быть импакт-инвестиции в проекты «третьей миссии»?
Первый пилотный проект, который был реализован в формате импакт-инвестиций при прямой государственной поддержке, назывался «Повышение образовательных результатов учащихся Республики Саха (Якутия)»[20]. Организатором проекта выступил ВЭБ.РФ, а исполнителем — НИУ ВШЭ.
Повышение образовательных результатов обеспечивалось путем осуществления дополнительной подготовки учащихся, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, повышения квалификации учителей и управленческих команд школ, развития профессиональных сообществ, вовлечения родителей в формирование различных школьных проектов и проектирование образовательной траектории детей[21].
Этот проект — пример того, когда университет, обладая высоким уровнем компетенций в организационном развитии общего образования, стал исполнителем импакт-проекта. Я предполагаю, что по другим направлениям, скажем, в сфере занятости, сопровождаемого проживания, здравоохранения, университеты тоже могли бы помочь достичь значимых результатов[22].
Как расширить участие вузов в реализации проектов импакт-инвестиций и привлечь новых партнеров для реализации «третьей миссии»?
Если это действительно сильный университет, то он должен иметь возможность обеспечивать содействие внедрению того, что называется state-of-the-art, то есть знаний и технологий, которые находятся на переднем крае современных в мире исследований и разработок.
И здесь роль университета может быть очень важной как в качестве потенциально исполнителя проектов социального воздействия, так и в качестве эксперта со стороны заказчика, который может определить правильный подход к решению задачи, обеспечив предварительную экспертизу того решения, которое предлагается исполнителем проекта социального воздействия.
Вы сказали в самом начале интервью, что университет — это нефинансовый институт развития. Почему?
Потенциал участия вузов в формировании и реализации проектов социально-экономического развития опирается на их компетенции в проведении исследований и разработок высокого уровня, в подготовке кадров.
Реализация этого потенциала позволяет им выступать в качестве по-настоящему значимого драйвера развития экономики городов и регионов. И понятие «третьей миссии» — хорошая метафора для описания этой сверхзадачи.
Юлия Вяткина
Редактор журнала «Позитивные изменения»
“The University Is a Development Institution That Can Become a Driver for Territorial Development.” Interview with Artem Shadrin
Yulia Vyatkina
DOI 10.55140/2782–5817–2023–3–3–4-14
In many countries of the world, development institutions play a crucial role in implementing the social and economic policy of the state. They are tasked with fostering economic growth, facilitating modernization of the economy, and addressing urgent social issues. Outside the financial realm, however, universities play the key role of development institutions by providing invaluable expertise to government bodies, businesses, NGOs, social entrepreneurs, and local communities alike. To delve into today’s potential of universities and their evolving role as development institutions, we sat down with Artem Shadrin, Director of the Institute of Socio-Economic Design at the National Research University Higher School of Economics.
Artem Shadrin
How would you define the universities’ third mission? Why is it relevant to the universities? The third mission of a university encompasses activities aimed at fostering socio-economic development in cities and regions, as well as within specific sectors of the economy and the social sphere. It involves the integration of technological, social, and managerial innovations to drive progress.
The third mission is a natural complement to the university’s two primary missions: education and research. It plays a pivotal role in accelerating development within the regions where universities are located.
So, what are the key aspects of the third mission of universities, in your opinion?
Within the scope of the “Third Mission of the University” project,[23] which is led by the Institute of Socio-Economic Design at the National Research University Higher School of Economics and supported by the Vladimir Potanin Foundation, we have identified three primary focus areas.
The first focus involves positioning the university as an analytical hub, or think tank. This role entails universities actively participating in the formulation of social and economic development strategies cities and regions. It also encompasses creating and nurturing of territorial clusters, whether they are innovation-driven or creativity-oriented. Additionally, this aspect of the third mission involves conducting practice-oriented research and development activities.
Acting in this capacity, universities serve as highly effective communication platforms for stakeholders ranging from government bodies and businesses to NGOs and the media. They facilitate the formation of a shared vision for identifying and addressing developmental objectives, and formulating relevant scenarios.[24]
From this point of view, it is no coincidence that the Agency for Strategic Initiatives guided the establishment of the respective infrastructure in about four dozen Russian universities — the so-called “boiling points”.[25] These allow hosting a wide range of external events, from conferences and roundtable discussions to strategic planning and project sessions, by actively engaging faculty and students in the execution of these events.[26]
The second aspect is a partnership between the university and socially oriented non-governmental organizations in the implementation of joint projects and initiatives. Such organizations possess a deep understanding of the social issues affecting cities and regions, coupled with a strong motivation to address these challenges. Universities, in turn, bring to the table the latest advances in social and human sciences, cutting-edge practices in utilizing digital technologies, and provide valuable assistance in garnering necessary public support for these initiatives.
Finally, the third aspect centers around the integration of applied project-based learning mechanisms within university curricula. This approach complements traditional lecture and seminar formats. Under this model, students actively engage in practice-oriented projects that immerse them deeper in their chosen professions and create additional stimuli to obtain specialized professional competencies. Simultaneously, these projects develop essential soft skills, such as teamwork, time management, taking responsibility, and achieving tangible results.
This applied project-based learning format is gaining popularity in many engineering disciplines and, more recently, in various social science fields.[27] These projects give students an opportunity to earn a significant share of their academic credits, with the results being counted towards coursework and even final thesis requirements.
This practice lends substantial value to the students’ professional development, enabling them to independently or collaboratively implement socially or technologically significant projects using the knowledge and skills they have acquired.
Crucially, student project teams under the guidance of university professors have access to cutting-edge technologies, methodologies, and problem-solving approaches, along with the necessary time resources. In my opinion, this is what enables NGOs and social enterprises to gain a significant advantage by acting as the “social customers” of these projects.
One of the most prominent examples is the use of digital technologies in the promotional efforts of NGOs and social enterprises within the broader public sphere. Today’s students possess a unique advantage when it comes to navigating social media platforms, and for students majoring in media communications, this falls right within their realm of future professional expertise. This is one area in which students are often way more effective than most NGO staff.
Starting September, the service learning format has been piloted at a hundred universities. NGOs and social enterprises now have the opportunity to present their project assignments directly to universities or through the website of the Association of Volunteer Centers at Dobro.ru.[28]
Are these three directions the same in the foreign universities, or do they have something that Russian higher learning institutions do not have? Both foreign and Russian universities largely pursue similar objectives within the context of the third mission. For example, a prevalent area within the third mission involves contributing to the resolution of socially significant challenges through the integration of modern technology solutions. These projects can be projects in areas like environment or developing assistive technologies for the handicapped, to name a few. Projects like this can be found in both foreign and Russian universities.
While Russia rightfully boasts its universities that rank near the top of the global scale in many aspects, the extent to which the third mission mechanisms are implemented in different Russian universities varies by several orders of magnitude. This split is clearly greater than the overall gap between leading Russian and foreign universities in this regard.
You mentioned the universities having the capacity to act as think tanks. How is this achieved in practice? Many of the strongest universities are contracted by government authorities, major corporations, development institutions, and charitable foundations to do research, analytical work, and provide consulting services. They also collaborate partner with non-governmental organizations (NGOs) in implementing grant projects. Some of these initiatives are conducted pro bono or as part of government assignments.
At the federal level, institutions like the Higher School of Economics, the Russian Academy of National Economy and Public Administration, Moscow State University, and the Finance Academy traditionally serve as leading expert organizations for the presidential administration, the government, and various federal ministries.
Some regional universities are also actively involved in analytical activities, such as Ural Federal University, Far Eastern Federal University, etc.
They serve as hubs attracting high-level experts and analysts with experience in both business and public service. Consequently, the practice of engaging universities in the development of conceptual documents for cities and regions is gaining traction.
What other contributions can universities make to the socio-economic development of their regions as part of their third mission?
In addition to acting as think tanks, one other notable approach is the cluster model, where universities can play an enhanced role in driving technological advancements in their regions. These clusters bring together businesses, research institutions, educational organizations, and development institutions.
In both Russian and foreign practice, universities often serve as the central organizations within these clusters. For instance, the D. Mendeleev University of Chemical Technology is the central organization of the “Green Moscow” interdisciplinary cluster,[29] with the status of an innovative science and technology center. The university has also established an advanced engineering school as part of the cluster.
The Russian Ministry of Education and Science is actively promoting the creation of scientific and educational centers within several universities. These initiatives showcase the diversity of formats through which universities can harness their potential for regional development, with diverse contribution to socio-economic growth.
Three years ago, the Institute of Socio-Economic Design at NRU HSE launched a project to develop the universities’ third mission. What has the team achieved so far? How has the third mission evolved since?
We started with an analysis of the best practices both in Russia and abroad. Expert seminars were conducted to discuss the possibility of replicating these practices. Next, we trialed the integration of the third mission mechanisms in ten pilot universities. The result was a set of methodological recommendations,[30] university internal regulations,[31] and model “roadmaps” for each of the three main directions within the third mission activities. These were posted on the project’s website, 3mission.ru.
We are currently completing phase three, which is to scale the practice to as many universities as possible.
First, we launched an accelerator to support university projects, to help the third mission projects become a reality. The accelerator materials are available on the project’s website, which aims to assist all interested universities in launching project initiatives within the third mission.[32]
Among the initiatives developed, which are presented on the accelerator’s website, is a project to support orphans and children without parental care, prepared by the Ural Federal University, projects to promote domestic tourism and creative industries, developed by teams from Murmansk and Petrozavodsk State Universities, and a number of others.
The team is currently working on a video course about the third mission. The course will describe the stages of organizing work within each of the three mission areas and will showcase interesting case studies from leading universities.
Second, taking into account the project results, we were actively engaged in developing methodological materials[33] and training university representatives during the pilot launch of the “Service Learning” program in one hundred universities, together with colleagues from other departments of the Higher School of Economics and the Association of Volunteer Centers.
Another important event is the first All-Russian Forum on the universities’ third mission, which was held from late May to early June 2023 in Yaroslavl.[34]
Among other things, the Forum resulted in the establishment of a network of third mission specialists to exchange information between dedicated university staff and organizations interested in developing systemic partnership with the higher learning institutions.
What do the forms and ways of realizing the third mission in universities depend on?
First of all, they depend on the university’s staff and leadership. For example, to function as a think tank, a university needs staff with practice-oriented analytical expertise. Further, it is crucial that this activity receives systematic support from the university’s leadership.
How does the presence of a position towards the third mission change the university’s strategy and role for every staff member and student?
It offers students and staff opportunities for engagement in new areas, such as volunteer work, which is also part of the third mission. For the students, it provides a chance to collaborate on real-world projects, build valuable connections with the staff of partner organizations, such as NGOs or social enterprises.
The case can be particularly exciting when the partner company is a prospective future employer, engaging the students in joint volunteer projects that bridge the realms of university and corporate volunteering.
In such cases, participation in these projects serves as a valuable opportunity to cultivate informal connections with prospective colleagues in their future careers and gain firsthand insights into the intricacies of their professions.
Overall, engagement in university projects equips individuals with managerial skills and work experience that can prove valuable for graduates in the future. Besides, it is genuinely interesting. There is a marked difference between completing formal educational assignments, often devoid of real-world impact, and actively contributing to projects that genuinely address significant social challenges.
One notable example is the Faculty of Creative Industries at NRU HSE making social advertising videos as part of its NGO media accelerator project.[35] Guided by film and animation professionals, students create viral videos based on briefs provided by NGOs and selected through a competitive process. This format is not only effective but also holds potential appeal for other universities.
Do third mission projects help to develop social entrepreneurship?
Absolutely. Let me give you some more examples within the framework of applied project-based learning. One notable instance is the Russian national competition for NGOs titled “Tell the World,” organized by NRU HSE in collaboration with the Agency for Social Investments and Innovations.[36]
In this competition, NGOs and social enterprises serve as clients for student projects focused on developing marketing and communication strategies, product promotion strategies for social enterprises, market analysis, and the creation of brand guidelines to improve recognition for those organizations. A compelling catalog has been prepared to showcase the outcomes of these student projects.[37]
Over the course of three years, more than one hundred projects have been selected through this competition. They encompass a wide range of intriguing initiatives, from the implementation of augmented reality technology for a city museum in Sverdlovsk Region to devising marketing strategies for the promotion of products made by social enterprises that employ individuals with disabilities.
Social entrepreneurship can also be fostered through the format of creative or tourist clusters, which I mentioned earlier.
Can businesses partner with universities in fulfilling their third mission?
I would like to compare the concept of a university’s third mission with that of corporate social responsibility (CSR) in business.
CSR projects play a significant role in addressing socially relevant issues in cities and regions, while also aligning with the sustainability and development priorities of the business itself. For example, engaging with the communities where businesses are located can help mitigate potential risks. If city residents trust a company, they are more likely to view any issues that may arise at the company with understanding and support.
Creating an enabling urban environment, including aspects related to environment, social initiatives, and cultural development, is undeniably crucial for attracting and retaining talent. In this regard, companies involved in CSR initiatives could serve as valuable partners for universities in realizing their third mission. This partnership could encompass initiating student projects, supporting the university’s role as a think tank, and collaborating on activities with NGOs and social entrepreneurs.
And what are the opportunities the third mission offers to the university staff?
Within universities, there are structural units that seek external funding opportunities. By implementing various third mission projects, these units can establish their reputation among potential clients for conducting various activities such as research, analytics, and more. Eventually they can start providing services for commercial projects commissioned by companies or government bodies at the regional and city levels.
The Ural Federal University (UrFU) has an interesting example to share. In 2022, it launched a grant competition for university employees. The contests was funded with the university’s own funds, and its aim was to assist NGOs in developing projects eligible for funding through grant competitions offered by the Presidential Grants Fund and the Presidential Cultural Initiatives Contest.[38] The university can act as a partner with NGOs in implementing the winning projects.
The NGOs can also be interested in partnering with a university, including its role as a source of professional development for their employees. For instance, NGO leaders and specialists may choose to work with students in the capacity of lecturers or research associates at a university, often on a part-time basis.
The NGOs can also be interested in partnering with a university, including its role as a source of professional development for their employees — to work with students in the capacity of lecturers or research associates at a university.
Lastly, it is essential to emphasize that universities hold a reputable position in validating and affirming the credibility of the NGO performance and the methodologies they employ. When an organization can substantiate its social impacts with research findings, it adds a layer of authenticity to its work. Universities are well-suited to provide such validation, making partnerships with universities an important and promising avenue in this regard.
What universities can be called the leaders in developing the third mission in Russia? What kind of projects and new developments do they offer?
Yaroslavl State University, for instance, is expanding its close partnership with the regional resource center for NGO support, which is headed by Elena Isaeva. At the same time, YarGU promotes the third mission development among the universities in the Upper Volga macro-region as part of the “Priority 2030” program.
Another notable example of the third mission implementation is St. Petersburg State University, which has implemented a “clinical practice” format for its students. What does it mean, exactly?
Many are familiar with legal clinics run by universities, where students provide free legal advice to those in need. This helps upper-year students gain the necessary practical experience and get a better knowledge of the regulatory documents, while addressing various legal issues faced by the public.
The format of legal clinics has been picked up by more than one hundred universities in Russia.[39]
However, it is not just the legal clinic alone. St. Petersburg State University has 15 other clinics providing social services, psychological advice, conflict management, environment consultations, etc.[40]
I believe this format has a great future for the realization of the third mission of the university, wherein students and staff together solve urgent and important socio-economic problems while staying immersed into the process of education.[41]
What are the possible formats of impact investing in third mission projects?
The first pilot project, implemented in the impact investment format with direct government support, was called “Improving the Educational Performance results of School Students in the Republic of Sakha (Yakutia)”[42]. The project was organized by VEB.RF and implemented by NRU HSE.
The progress in educational performance was ensured through additional training of students, building individual educational trajectories, professional development of teachers and school management teams, development of professional communities, involvement of parents in the formation of various school projects and designing the children’s educational trajectories.[43]
This project is an example of what happens when a university that is highly competent in organizational development of general education gets involved in a social impact project. I suppose that universities could also bring substantial improvement in other areas, such as employment, accompanied living, and health care.[44]
How do we expand the participation of universities in impact investment projects and attract new partners to implement the third mission?
A truly strong university should be able to facilitate state-of-the-art knowledge and technology, the latest advances in global research and development today.
This is where the university can play a very important role, both as a potential implementing partner of social impact projects and as an expert acting on the customer’s side who can identify the right approach to solving a problem by providing preliminary examination of the solution proposed by the implementing partner of the social impact project.
You said at the start of the interview that the university is a non-financial development institution. Why?
The potential of higher education institutions participating in the formation and implementation of socio-economic development projects is based on their competencies in conducting high-level research and development, and in personnel training.
Putting this potential to use can turn them into a truly significant driver of economic development of cities and regions. The concept of the third mission is a good metaphor to describe this overarching objective.
Yulia Vyatkina
Editor, Positive Changes Journal
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Позитивные изменения. Том 3, № 3 (2023). Positive changes. Volume 3, Issue 3 (2023) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2
Рязанцева, Н. В., Борель, А. Э. & Пащенко, Ф. С. (2020). Отчет о научно-исследовательской работе. Вуз как think tank региона. Режим доступа: https://clck.ru/35eMpe. (дата доступа: 11.09.2023).
3
Leader ID. (2023). О сети Точек кипения. Режим доступа: https://leader-id.ru/places/. (дата доступа: 11.09.2023).
4
Точка кипения. (2023). Справочник «Точки кипения». Режим доступа: https://boilingpoint.rf2035.net/. (дата доступа: 11.09.2023).
5
С материалами Всероссийского конкурса лучших практик в области проектного обучения 2022 г. можно ознакомиться здесь: https://nark.ru/news/bc/konkurs-luchshih-praktik-2022/.
6
Добро. ру. (2023). Обучение служением. Режим доступа: https://sl.dobro.ru/. (дата доступа: 11.09.2023).
7
Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева. (2023). Межотраслевой промышленный кластер «Зеленая Москва». Режим доступа: https://www.muctr.ru/university/departments/cpirtk/klaster/. (дата доступа: 11.09.2023).
8
НИУ ВШЭ. (2022). Формирование и масштабирование практики реализации «третьей миссии» университета. Методические материалы и модельные документы. Режим доступа: ttps://clck.ru/35A7hi. (дата доступа: 11.09.2023).
9
НИУ ВШЭ. (2022). Приложения к методическим материалам по формированию и масштабированию практики реализации «третьей миссии» университета. Режим доступа: https://clck.ru/35eN4L. (дата доступа: 11.09.2023).
11
Методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением» в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации. (2023). Режим доступа: https://clck.ru/35JVAE. (дата доступа: 11.09.2023).
12
С программой, спикерами, видео с форума «Третья миссия университета: проблемы и перспективы развития» можно ознакомиться здесь: https://3mission.ru/conf2023.
13
НИУ ВШЭ. (2022). LIME-акселератор. Режим доступа: https://lime.hse.ru/limeaks. (дата доступа: 11.09.2023).
14
АНО АСИИ. (2023). Поведай миру. III Всероссийский конкурс задач для социально ориентированных некоммерческих организаций и социальных предприятий. Режим доступа: https://int-vol.ru/povedaimiru. (дата доступа: 11.09.2023).
15
Анистратенко, О. Б., Гаете Сепулведа, М. А., Малёва, У. И. & Сидлина, Л. З. Каталог проектов студентов — участников проектов по развитию интеллектуального волонтёрства. Режим доступа: https://int-vol.ru/#rec448505169. (дата доступа: 11.09.2023).
16
УрФУ. (2022). Положение о конкурсе 2022 года «Проведение научных исследований в рамках реализации третьей миссии». Режим доступа: https://clck.ru/35eNAz. (дата доступа: 11.09.2023).
17
Юридические клиники. (2023). Центр развития юридических клиник. Режим доступа: https://www.codolc.com/. (дата доступа: 11.09.2023).
18
Санкт-Петербургский государственный университет. (2023). Практика по модели клиники в СПбГУ. Режим доступа: https://spbu.ru/studentam/praktika-po-modeli-kliniki-v-spbgu. (дата доступа: 11.09.2023).
19
Лаврикова, М. Ю. & Русакова, М. М. Современный рынок труда и образование: клинический подход как ответ на потребность изменений в обучении. Режим доступа: https://spbu.ru/sites/default/files/kliniki_spbgu.pdf. (дата доступа: 11.09.2023).
20
НИУ ВШЭ. (2022). Проект социального воздействия «Улучшение качества обучения в школах Хангаласского улуса» Республики Саха (Якутия). Режим доступа: https://ioe.hse.ru/sakha/results/. (дата доступа: 11.09.2023).
21
ВЭБ.РФ. (2022). Проект в сфере образования, реализуемый в Республике Саха (Якутия). Режим доступа: https://вэб. рф/agent-pravitelstva/psv/socialnye-proekty/project-01/. (дата доступа: 11.09.2023).
22
ВЭБ.РФ. (2022). Проекты. Режим доступа: https://вэб. рф/agent-pravitelstva/psv/socialnye-proekty/. (дата доступа: 11.09.2023).
24
Ryazantseva, N. V., Borel, A. E. & Pashchenko, F. S. (2020). A research work report. Higher education institutions as regional think tanks. Retrieved from: https://clck.ru/35eMpe. (accessed: 11.09.2023).
25
Leader ID. (2023). About the Boiling Point Network. Retrieved from: https://leader-id.ru/places/. (accessed: 11.09.2023).
26
Boiling point. (2023). Boiling Points Handbook. Retrieved from: https://boilingpoint.rf2035.net/. (accessed: 11.09.2023).
27
The materials of the Russian National Best Practices in Project-Based Learning Contest for 2022 are available here: https://nark.ru/news/bc/konkurs-luchshih-praktik-2022/.
28
Dobro.ru. (2023). Service Learning. Retrieved from: https://sl.dobro.ru/. (accessed: 11.09.2023).
29
The D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia. (2023). The “Green Moscow” interdisciplinary industrial cluster. Retrieved from: https://www.muctr.ru/university/departments/cpirtk/klaster/. (accessed: 11.09.2023).
30
National Research University Higher School Of Economics. (2022). Building and upscaling the implementation practice of the university’s third mission. Methodological materials and model documents. Retrieved from: https://clck.ru/35A7hi. (accessed: 11.09.2023).
31
National Research University Higher School Of Economics. (2022). Appendices to the methodological materials on building and upscaling the implementation practice of the university’s third mission. Retrieved from: https://clck.ru/35eN4L. (accessed: 11.09.2023).
33
Methodological recommendations for the implementation of the “Service Learning” module in higher education organizations in the Russian Federation. (2023). Retrieved from: https://clck.ru/35JVAE. (accessed: 11.09.2023).
34
The program, speakers, video from the forum “The Third Mission of the University: development problems and prospects” can be found here: https://3mission.ru/conf2023.
35
National Research University Higher School of Economics (2022). LIME Accelerator. Retrieved from: https://lime.hse.ru/limeaks. (accessed: 11.09.2023).
36
ANO ASII. (2023). Tell the World. III All-Russian Contest of Assignments for Socially Oriented NGOs and Social Enterprises. Retrieved from: https://int-vol.ru/povedaimiru. (accessed: 11.09.2023).
37
Anistratenko, O. B., Gaete Sepulveda, M. A., Maljova, U. I. & Sidlina, L. Z. Catalog of student projects developed by project participants for the development of intellectual volunteering. Retrieved from: https://int-vol.ru/#rec448505169. (accessed: 11.09.2023).
38
UrFU. (2022). Regulations for the “2022 Third Mission Research Challenge” competition. Retrieved from: https://clck.ru/35eNAz. (accessed: 11.09.2023).
39
Legal Clinics. (2023). Center for the Advancement of Legal Clinics. Retrieved from: https://www.codolc.com/. (accessed: 11.09.2023).
40
Saint Petersburg State University. (2023). Clinical practice at St. Petersburg State University. Retrieved from: https://spbu.ru/studentam/praktika-po-modeli-kliniki-v-spbgu. (accessed: 11.09.2023).
41
Lavrikova, M. Yu. & Rusakova, M. M. The contemporary labor market and education: a clinical approach as a response to the need for change in training. Retrieved from: https://spbu.ru/sites/default/files/kliniki_spbgu.pdf. (accessed: 11.09.2023).
42
National Research University Higher School Of Economics. (2022). Social Impact Project “Improving the Quality of Education in Schools of Khangalassky ulus”, Republic of Sakha (Yakutia). Retrieved from: https://ioe.hse.ru/sakha/results/. (accessed: 11.09.2023).