1. книги
  2. Историческая фантастика
  3. Рафаэль Дамиров

Курсант. Назад в СССР 12

Рафаэль Дамиров (2024)
Обложка книги

Попаданец в СССР Андрей Петров продолжает бороться с неуловимым Литератором, убивающим по мотивам книг известного писателя детективов Светлицкого. Погружаясь в расследование, Курсант вскрывает неприглядные секреты Литейска. Оказалось, что город не так прост, а местные власть предержащие рьяно хранят его темные тайны.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Курсант. Назад в СССР 12» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4

— Стой, а не то пальну! — раздался глухой голос из темноты.

Первой мыслью было отбить ствол в сторону и одновременно уйти вбок с линии огня. Но в распахнутую за моей спиной дверь пробился свет, и я разглядел силуэт человека с ружьем в руках. Похоже, это хозяин дома встречает так непрошеных гостей.

Я мигом подавил в себе «шерифа» и, притворившись мирным жителем, как в игре «Мафия», пробормотал, добавив в голос наигранного испуга:

— Сильвестр Велиарович, не стреляйте! Я не ворюга, я ваш коллега из города. Начинающий писатель.

— Врешь! — буркнул тот в ответ, отступив на шаг назад. — Начинающие на черных «Волгах» не ездят.

— Я не профессионал, я только учусь, а пока на заводе работаю. Уберите ружьишко, пожалуйста, я к вам за консультацией. По литературным делам, так сказать…

Прежде чем задержать Ковригина, мне хотелось с ним переговорить, и желательно — под маской человека гражданского и далекого от расследований. Понять — чем он дышит и чем живет. На допросе он может закрыться, а тут, в непринужденной обстановке, может, что-то и выведаю полезного. Хотя обстановочка-таки далека от дружеской, но все можно решить переговорами.

Щелкнул выключатель, и комнату наполнил свет. Ковригин опустил ружье, за моей спиной уже показались испуганные рожи Люськи и Семы.

— А точно… — вдруг закивал писатель, всматриваясь мне в лицо, но не выпуская из рук старенький одноствольный «ИЖ». — Видел я тебя в центральной библиотеке как-то, на встрече с этим жуликом… Светлицким.

— Да, да, — улыбчиво закивал я. — Вас тогда еще… Хм… Попросили покинуть помещение. Мне показалось, что Светлицкий не приемлет критики.

— Силя! Ты чего? — таращилась на ружье Люська Агапова. — Не признал нас? Ну, сосед!

— Убери волыну, Велиарыч, — поддакивал Сема, выглядывая из-за широкой спины женщины. — Смотри, что у нас есть!

Он выставил вперед руку и засветил бутылку «армянского».

— И вы здесь? — было насупился Ковригин, но при виде дамы и бутылки уже заметно смягчился. — Ладно… Заходите, раз приперлись.

Писатель тряхнул бородкой и отставил ружье в угол. Я оглядел обстановку единственной комнаты в доме, довольно-таки просторно. Вроде, типичная советская дача со старым диваном, бабушкиным комодом и обшарпанным буфетом вместо кухонного гарнитура. Только в довесок к загородному интерьеру у стены виднелся массивный стол на аристократически изогнутых ножках, его столешница отделана потемневшим орнаментом. Все детали явно из массива дерева, напоминающего дуб — с штампованным ДСП точно не спутаешь.

Возле стола возвышался такого же раритетного вида книжный шкаф, забитый томиками с невзрачными обложками под классику, с золотистым и серебристым тиснением на корешках.

Птицу видно по полету, а писателя по кабинету. Я сразу заприметил особый антураж и атмосферу, что витала в комнате и как бы отсылала в эпоху давнюю и забытую.

На столе вальяжно расположилась пишущая машинка «Москва». Старая модель угольного цвета, годов пятидесятых, а может, и того раньше, с круглыми клавишами.

Мой взгляд чуть задержался на приборе, и писатель это заметил.

— Что, студент? Нравится? Ты, небось, рассказики-то от руки корябаешь?

— Ага, — вздохнул я. — Самая дешевая машинка сто двадцать рублей стоит, но я коплю на хорошую, на электрическую.

— А я не доверяю всем этим новшествам, — авторитетно заявил Ковригин. — От электрических — никакого удовольствия творить нет. Не чувствует бумага сопричастности автора к рукописи, его нажима и эмоций.

— Силя, а ты чего как сыч заперся и окна зашторил? — Люська уже расположилась на диване, закинув ногу на ногу.

— Мрачную сцену писал, — кивнул хозяин на заправленный и наполовину набитый на машинке лист. — Вот и создал атмосферу соответствующую. Так лучше думается.

— Ха, вот ты чудной! — Агапова откинулась на спинку, диван тревожно скрипнул продавленными пружинами. — А если ты про убийство писать будешь? Убьешь кого для антуражу? Вон как на нас с ружьем кинулся!

— Отстань, соседка, я ж думал, чужаки заявились. Был тут недавно случай… — отмахнулся Ковригин, извлекая из буфета изящные бокалы и выставляя их на журнальный столик перед диваном.

— Тю-ю… А нормальной тары нет? — поморщилась Люська, разглядывая посуду. — Стаканов, например.

— Эх, Люся… Нет в тебе эстетики, нет чувства прекрасного. Вот потому я и сбежал из коммуналки, чтобы не увязнуть в вашем плебейском быте.

— А чем тебе наша квартира не угодила? — женщина недовольно скрестила на чрезмерно пышной груди руки.

— Как говорится, с кем поведешься, от того и заразишься. А тут я наедине с музой, природой и…

— И коровами, — перебив, гоготнула Люська. — Поди доярку себе уже присмотрел? Для хозяйства своего.

— Вечно ты все опошлишь, Людмила, — вздохнул писатель.

— Ой, да ладно! А то я тебя не знаю…

Но тот бросил с ней спорить — видно, не хотел снисходить.

— Садитесь, молодой человек, — уже не обращая внимания на подколы, предложил мне Ковригин. — Как вас зовут?

— Вячеслав, — кивнул я и сел на диван через полметра от Агаповой.

— Я сейчас, в подвал схожу, располагайтесь пока, — Ковригин вышел из дома, а я подошел к ружью. Повертел его в руках, прикрыв спиной оружие от Семы и Люськи, которые о чем-то перехихикивались. Переломил ствол.

— Слава, — охнула Агапова, обратив внимание на щелчок. — Убери подальше эту штуковину. Как бы ни пальнула эта пукалка ненароком…

Я поставил ружье на место и вернулся на диван. В это время в дом вернулся Ковригин с банками и узелками в руках.

— Ну что, гости! — обвел он нас уже повеселевшим взглядом. — Отужинаем? Все одно вы писать мне не дадите…

Не успели мы оглянуться, как на журнальном столике появилась закуска: соленые грузди, приправленные чесноком, укропом и сметаной, отварная картошка, сало с широкими мясными прожилками, малосольные огурцы, перья зеленого лука, к чаю — варенье из крыжовника и сушки.

Мой план остаться наедине с Ковригиным накрылся медным тазом. Люська и Сема уходить не собирались, воспользовавшись гостеприимством хозяина, принялись уминать угощения.

Писатель чинно разлил коньяк по бокалам. Я сидел и ездил ладонями по коленкам, изображая скромного молодого автора.

— Давайте за литературу, — сказал хозяин дома тост, мне показалось, что немного грустно. — Настоящую литературу, не то, что сейчас…

Я уловил его настроение и решил подыграть. Судя по всему, Ковригин был писателем, что называется, старой школы, и ваял историческую прозу, рассказывал про события прошлых эпох, чтобы уйти от догм соцреализма и обязательной одноцветной политической окраски текста.

— Поддерживаю! — воскликнул я. — Сила литературы, я считаю, в традициях и в памяти предков. Мы должны донести до будущих поколений зерно истины…

Ничего более умного и писательского в голову не пришло. Все-таки я мент, а не литератор. Но и мое высказывание, вроде, проканало.

Ковригин одобрительно крякнул и выпил. Опустошил бокал залпом, по-пролетарски, как и Сема с Люсей. Я было хотел посмаковать коньячок, пригубить сначала, но, глядя на сотрапезников, не стал привередничать и выделяться, тоже бахнул по-рабочекрестьянски. Когда разлили по второй, бутылка кончилась.

Но Ковригин тут же достал из тарахтящего холодильника бутыль самогона, заткнутую смятой газетой.

— О! Вот это другое дело, Велиарыч! — потирал ладони Сема, не обращая внимания на мои знаки и скрытые подмигивания.

Я пытался сигнализировать ему, чтобы они с Люсьен проваливали, куда и планировали. Но Кондейкин, увлеченный выпивкой и едой, не распознал мой невербал.

Напрочь позабыв мой инструктаж, он вдохновенно толкал тост с присказкой:

— Идёт девушка, оглядывается — за ней идёт парень, она опять оглядывается — парень идёт, опять оглядывается — парень всё идёт, снова оглядывается — а парня нет! Так выпьем за советских сантехников, чтоб они закрывали канализационные люки!

Люська заржала, писатель хмыкнул, а я улыбнулся.

После третьей организм наполнился приятным теплом, а Ковригин, наконец, начал свои расспросы.

— Ну-с, Вячеслав, — вскинул он на меня лохматую не по годам бровь. — Рассказывайте, о чем вы хотели меня спросить.

Если бы не борода и косматость бровей, на вид, я бы дал писателю не больше сорока, а нечесаным и небритым он выглядел на возраст члена политбюро. Под его рубахой просматривались крепкие жилистые руки. Коренастый по сложению, он выглядел отнюдь не хлюпиком. Как-то легко его тогда Светлицкий вытолкал со своей встречи с читателями… Наверное, Ковригин не очень-то и сопротивлялся, чтобы не разводить дебош. Позволил себя удалить с мероприятия, наступив на горло собственной гордости. Хм…

— Сильвестр Велиарович, — начал я. — Я много о вас слышал. Вот, хотел по своему рассказу посоветоваться. Его я не захватил, чтобы не навязываться, но при следующей встрече хотелось бы показать именно вам.

— Почему?

— Я не понес его в союз писателей. Понимаете, — я пояснил чуть потише, как бы инстинктивно: — я не совсем разделяю традиционные взгляды на современную литературу. В своем произведении мне хочется показать, как было на самом деле, а не как того требует партия. Он у меня в историческом формате написан. А в Литейске только два писателя, работающих в этом жанре, насколько я знаю. Вы и Светлицкий…

— Светлицкий! — вдруг скривился хозяин. — Это дилетант, а не писатель!

В это время Сема, наконец, увидел мои сигналы, или просто наелся и напился и захотел продолжения вечера не с нами, а с женщиной. Он встал, стряхнул со штанов крошки, утер рукавом рот и протянул Люське руку:

— Мадам, не желаете ли прогуляться?

— С тобой, что ли? — хрюкнула дама. — Не вишь? Я с интеллигентными людьми за литературу беседую. Отстань, Семка!

Но Кондейкин молодец, не отступил. Не забывал подливать даме самогона, так что та, в конечном счете, раздухарилась и решила, что лучше синица на сеновале, чем журавль на диване. Тем более, что журавль, то есть я, не проявлял к ней никакой симпатии, а телу ее после горячительного захотелось продолжения банкета, без утомительных разговоров о прекрасном и вечном.

В конце концов, Люська встала и кокетливо, как ей казалось, хихикнула:

— Ой! Что-то я такая пьяная, пойду и, правда, проветрюсь. Душно тут у тебя, Силя…

Она подмигнула Семену, тот понял намек и сопроводил ее на улицу. Парочка вышла, и мы с писателем остались одни.

Я разглядел фото на стене, где был запечатлен коллектив писателей и поэтов города Литейска. Среди них я узнал и зампреда, Шишкину. Ковригин стоял почти в самом центре, на фоне дома литераторов, рядом со Светлицким. Бок о бок. Того я еле опознал, на карточке его лицо было прижжено чем-то вроде окурка. Случайно ли?

Ага… И я подлил масла в огонь.

— Вот вы назвали Всеволода Харитоновича дилетантом, — сказал я, беззаботно похрустывая малосольным огурчиком. — А между тем он знаменит в широких кругах. Его исторические детективы на всю страну известны.

— Исторические! — зло хмыкнул Ковригин. — Да он — ноль в истории!

— Ну не скажите… я его читал, мне кажется, эпоха дореволюционной России у него описана очень достоверно, как будто так всё и было. Разве нет?

При этом я не забывал подливать горячительного собеседнику, сам же лишь пригублял и делал лишь вид, что выпиваю. Писатель накатил еще самогона, бахнул пустую стопку о столик и пьяным взором уставился на меня, будто ища поддержки.

— Ещё бы… — неожиданно согласился он, а потом добавил: — Я вот что вам скажу, молодой человек, по секрету. Все сцены с описанием эпохи и быта того времени — я ему писал!

Вот так дела, ничего себе, подрядная работа!

— Вот как? — неподдельно удивился я таким откровениям. — Но подождите — ведь вас нет в соавторах? Ничего не понимаю…

— Севка мент! Он только и может, что детективчики свои строгать, а я — историк! — провозгласил Ковригин, воздев палец кверху. — Я материал в архивах собираю! По крупицам! Помогал я ему в свое время на ноги подняться, по дружбе, это когда его из ментовки турнули, и он в писатели подался. Его знание расследований и сыскной работы, плюс мои навыки историка. Хороший набор, молодой человек. Мы должны были сделать переворот в советской литературе. И почти ведь сделали… Вот только Всеволод хитер оказался. Давай, говорит, на первых работах меня как автора укажем, а потом тебя. Зачем нам книжки разделять на двоих и популярность делить? Я и повелся. Он стал знаменитым, по “его” романам фильм даже сняли, а мне шиш! — Ковригин брызнул слюной.

Я сочувственно покачал головой. Но хлопать его по плечу в поддержку всё же не стал — надо соразмерять.

— Но как-то же можно вернуть авторство? — продолжал я играть роль простофили.

— Да какой там! — махнул рукой собеседник. — Только Светлицкий почувствовал вкус славы, сразу про меня позабыл, собака… Меня же ни в каких договорах с издательством не значилось. То есть, мы обсуждали, он убедил, но… Тогда пригрозил я ему, что, мол, поведаю общественности, как его первые романы написаны были, а он хохочет. Никто, говорит, тебе не поверит. Где ты, и где я! Представляешь, Слава, так и сказал… А потом и вовсе меня из союза писателей турнули с его подачи. Усмотрел он в одной моей повести из раннего творчества антисоветскую пропаганду. Вынес это все в массы — и выгнали меня с позором.

— А у вас на самом деле не было антисоветчины? — сочувственно осведомился я.

— Была маленько… — скривился Сильвестр, — да не прямая, а завуалированная. Я же писатель, отражаю боль эпохи… Между строк, так сказать, читать надо было, чтобы разглядеть ее. Естественно, никто не усмотрел. И Севка бы не допетрил, это я ему сам как-то по пьяной лавочке похвастался, мол, смотри, как я политбюро прочихвостил и плановую экономику высмеял. Вот он и пустил в дело компромат против меня, когда избавиться захотел…

Кулаки писателя сжались, а зубы скрежетнули.

— Ну ничего… — еле слышно прошептал он. — Ему тоже недолго осталось…

— Что вы сказали? — переспросил я, сделав вид, что не расслышал.

— Я говорю, воздастся еще ему… — он продолжил со злорадством, но уже, вроде бы, спокойнее: — Последние его опусы уже не так гремят. Пылятся на полках, а если и продаются, то по инерции, на репутации первых работ… Еще годик-другой, и все встанет на свои места.

Он поднял глаза к потолку, как будто пытаясь отдышаться от собственной яростной вспышки.

— Не думаю, — покачал я головой. — Светлицкий как автор растет, возможно, он научился писать в одиночку. Есть у него скверные работы, но из свежего, вроде, ничего так.

Сказал я это наугад. Я не критик, не поклонник творчества местного мэтра и не запойный читатель, чтобы оценивать раннего, среднего и позднего Светлицкого, но, похоже, попал в точку.

— Вот гад! — хлопнул по столику кулаком Ковригин. — Это же я, я его всему научил!

Он еще что-то пробормотал, но на этот раз я действительно ничего не расслышал. По интонации понял, что угрозы. Да, сильно обижен на него Ковригин.

— Я вижу, вы не пьете, — вдруг уставился на меня Ковригин. — Может, чаю? Травяного, сам собирал.

Надо же, заметил.

— Да, спасибо… — как бы стесняясь, ответил я. — Можно и чаю…

Хозяин вскипятил чайник и насыпал мне в кружку какой-то травы. После процедил через кусок марли. Надо же, какой любитель натур-продукта. Я понюхал. Пахнет солодкой и чем-то еще. Пригубил. Пить можно… Подул на кипяток. С фырчаньем сделал несколько глотков, перебирая в голове все произошедшие убийства.

Почему-то потянуло на думки. Мог ли их все совершить обиженный писатель? Запросто. Я вспомнил, что под балконом повешенного Парамонова обнаружен был след обуви сорок второго размера. Мой взгляд невольно упал на стопы Ковригина. Он в тапках, на глаз размерчик, вроде, близок к сорок второму. Ничего, допью чай и буду крутить Ковригина. Надо будет еще машинку пишущую изъять. Алкоголя я старался употреблять мало, чтобы сохранять ясность ума и четкость движений, да и за руль ведь еще, ведь Федя-то с Сашком так и не появились. Где они? Ничего не понимаю…

Почему-то голова гудела. Мысли вдруг стали расползаться. Я тряхнул шевелюрой, сбрасывая наваждение. Что за черт! Выпил-то я всего ничего! Видно, самогон не такой какой-то. Ядрёный… Хотя нет, вон Люська с Семой бодрячком были, на сеновал ускакали — точно не для того, чтобы там храпеть, а выпили поболее моего. Настроение у обоих — ни в сказке сказать, ни матом сформулировать, а у меня все тело ватное… Блин, вот так оказия.

— Почему вы смотрите на мои ноги? — прищурился на меня Ковригин.

В глазах его уже не было хмельной завесы, а проскользнул холодок.

— Не смотрю, — я ничего не нашелся ответить, лишь глупо улыбнулся, мысленно коря себя за неосмотрительность. Дались мне его тапки… — Стесняюсь я.

Хотя пофиг, щас ксиву покажу и наручники писаке надену.

— Думаете, я не понял, кто вы такой? — неожиданно выдал Ковригин.

— Что? — опешил я.

— Я знаю, зачем вы здесь!

Ковригин решительно встал, быстрым шагом пересек комнату и схватился за стоящее в углу ружье. Он не шатался, как должен был после такой дозы выпитого. Удивительно…

Писатель навел на меня ствол. Ага! Патрончик-то я успел вытащить, пока он выходил в подвал. Я тоже решительно встал.

Вернее, думал, что встал, но на самом деле у меня ничего не вышло… Я чуть не завалился на диван, еле заставив свое тело хотя бы остаться в сидячем положении. Что за хрень?! И тут до меня дошло… Чай! Точно! Гад опоил меня чем-то! Вот сука!!!

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Курсант. Назад в СССР 12» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я