Цель книги – показать, что обрести легкость вдохновения возможно, несложно и необходимо для всех, кто ставит перед собой большие цели, стремится к успеху в спорте, творчестве, обучении, бизнесе, саморазвитии. Вдохновение – ключевой ресурс на пути к успешности, самореализации, дает в руки его обладателей множество возможностей, о которых большинство людей и не подозревают. Не только успех, но и удовольствие, повышение качества эмоциональной жизни, привлекательность, харизма – это далеко не полный список даров вдохновения. Состояние вдохновения – тайна избранности. В книге читатель познакомится с актуальными подходами и исследованиями этого состояния. Впервые современными методами научной аналитики создается подробная «карта территории вдохновения», показываются его структура, ресурсы, современные возможности обретения. Даются практические рекомендации. Книга написана простым языком для широкого круга читателей. Сегодня понимание закономерностей, природы вдохновения, условий и техник его пробуждения необходимо специалистам в области педагогики, психологии, менеджмента, социологии, а также всем, кто заинтересован в своем развитии, хочет найти наиболее эффективные ключи к успеху в различных сферах жизни. Знания будут полезны и родителям, заботящимся о продуктивном развитии своих детей, и тем, кто заинтересован в укреплении и сохранении своего здоровья, жизненного тонуса, молодости.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как обрести вдохновение и использовать его ресурсы: современные возможности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Пиковые переживания
Под вдохновением в современной культуре понимается особое состояние человека, которое характеризуется, с одной стороны, высокой производительностью, с другой — огромным подъемом и напряжением сил человека. Так отражается суть вдохновения в современных словарях и энциклопедиях. Верно ли это понимание? Отчасти верно, но при этом упущены из вида важные ключевые моменты, которые и позволяют «приручить этот священный огонь», позволить ему согревать своим теплом обычную человеческую жизнь, вносить свет и легкость в наши повседневные заботы.
Как вы увидите в процессе чтения, понимание структуры и символики вдохновения даст вам реальную возможность создавать в себе желаемый настрой на вдохновение. Это и станет основным ресурсом, который легко и естественно откроет вам незаметную дверь в мир способностей, важных для успеха в современном мире. Удивительному и пока малоисследованному феномену вдохновения, изучению его структуры, возможностей включения механизмов, запускающих вдохновение, управлению опытом вдохновения посвящена эта книга.
Одним из самых серьезных препятствий освобождению скрытых сил вдохновения является, как это ни парадоксально звучит, сложившаяся в человеческой цивилизации благодаря гению человеческого разума, но достаточно примитивная в понимании человека, природы, мира техногенная культура, формирующая неверные стереотипы, установки, ассоциации. Если вы думаете, что эти эфемерные вещи не имеют серьезной власти над человеком, то вы ошибаетесь. Всего полтора века прошло с тех пор, как лучшие умы человечества приступили к научному исследованию этих невидимых факторов. Зигмунд Фрейд, первопроходец в изучении этого мира, до сих пор остается самым цитируемым автором в научных статьях. К. Юнг, Я. Морено, Р. Ассаджиоли, Э. Фромм, А. Маслоу, многие другие — они начали «великий переворот» упрощенных представлений о правильном и разумном. И этот процесс только начинается.
Например, современный исследователь Рудигер Дальке предполагает, что традиционная установка «мы должны всего добиваться напряженными усилиями» является одним из самых распространенных предрассудков европейского человека. «Пережить состояние, похожее на чувство единства, почувствовать не обремененную ничем легкость парения — вот что является главным в достижении цели» [16, с. 37].
В последние десятилетия внимание ученых, практиков все больше поворачивается в сторону понимания важности особых состояний, которые могут быть названы идеальными состояниями человеческого существования. Исследования показали, что в такого рода состояниях многократно усиливаются возможности управления памятью, информационными потоками, творческой интуицией. Но не менее важно и то, что эти состояния соотносятся стайной развития целостности всего нашего существа. В этом заключается причина ключевого значения, необходимости изучения этих состояний и одновременно сложности их понимания. Проявления вдохновения выходят за рамки сложившейся научной парадигмы своими возможностями, бликами Божественного в находках тех ученых, практиков, кто отважился работать с ними.
Следует отметить также отсутствие единой терминологии в современных исследованиях в этом направлении. До сих пор не сложился общий подход к изучению таких продуктивных состояний. Каждый автор дает, с нашей точки зрения, единому феномену различные названия: пиковые переживания (А. Маслоу), потоковые состояния (М. Чиксентмихайи), состояния саморегуляции (X. Алиев), сущностные состояния (К. и Т. Андреас), состояние Озарения (У. Бенсон и Г. Проктор), ресурсные состояния (В. В. Козлов), генеративный транс (С. Гиллиген) и так далее. В тексте мы будем использовать, в виду такой неопределенности, традиционное название для этого широкого круга феноменов — вдохновение. По ходу чтения вы убедитесь, что такой подход является обоснованным.
Начиная с конца девятнадцатого века многочисленные исследователи делают попытки рационализировать процесс вдохновения, понять его природу (системы обучения актерскому мастерству К. С. Станиславского, М. Чехова, психодрама Я. Морено, аналитическая психология К. Юнга, концепция священного М. Элиаде и другие направления). Изначально опыт вдохновения соотносился с влиянием на творца духовных сил, неконтролируемым выражением «воли богов». В то же время уже в системе Станиславского складывается представление о вдохновении как следствии соединения ресурсов, интеграции сознательных и подсознательных процессов, пробуждения «матушки-природы» в ходе творческой деятельности, обучения актерскому мастерству.
Серьезный вклад в изучение проблематики вдохновения был сделан Абрахамом Маслоу, который предложил модель пикового переживания как идеальную модель человеческого действия, характеризующегося качествами спонтанности, интегративности, гедонистичности, индивидуальности, творческости.
По Маслоу, пиковое переживание — это эпизод, в котором «все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт ощущениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей» [26, с. 132].
Логика мысли Маслоу фиксировала особое значение пикового переживания во всех аспектах развития личности. Любой человек в момент пикового переживания становится наиболее полноценным как с эмпирической, так и с теоретической точек зрения. То есть пиковое переживание дает максимум информации о здоровье и отдельного индивида в его поиске себя, и универсальных вершин человеческой природы. Как показал Маслоу, «во время пиковых переживаний люди наиболее тождественны самим себе, ближе к своему истинному"я"и наиболее неповторимы» [26, с. 319]. Таким образом, пиковое переживание — это и модель более здорового и продуктивного состояния, и средство продвижения по пути к большей целостности и индивидуальности.
Как считал Маслоу, пиковые переживания проявляют лучшие стороны индивида, являются как целью, так и средством самоактуализации, мгновениями, когда человек проявляет свое «я». В жизни каждого человека бывают такие моменты. Задача терапии и обучения — помогать людям испытывать пиковые переживания как можно чаще.
В свое время этот принцип, который с таким трудом находит свое место в современной педагогике, профессиональной деятельности, был сформулирован и К. С. Станиславским: «Пусть начинающие сразу познают, хотя бы в отдельные моменты, блаженное состояние артиста во время нормального творчества» [40, с. 454].
Важным вкладом А. Маслоу стало эмпирически найденное в ходе исследований успешных личностей положение о существовании идеального композитного синдрома пиковых переживаний, что предполагает целостность всех его характеристик, когда «отдельные характеристики отнюдь не являются отдельными, а переплетаются друг с другом, по-разному выражая одно и то же, имея одно и то же значение в метафорическом смысле» [26, с. 138]. Комплекс характеристик пиковых переживаний (приводится в сокращенном виде) по Абрахаму Маслоу:
1. Во время пикового переживания человек чувствует себя более единым (целостным), чем в любое время, более целенаправленным, более гармонично собранным, организовавшим более эффективное и слаженное функционирование всех своих частей, более синергичным.
2. По мере того, как человек становится более единым и более «чистым», увеличивается его способность слиться с миром.
3. Во время пиковых переживаний индивид, как правило, чувствует себя на вершине своих сил, максимально используя все свои способности.
4. Непринужденность, легкость, грациозность. То, на что в другое время тратится множество сил и стараний, в пиковом переживании выполняется без всякого усилия, как бы само по себе.
5. В это время люди выглядят спокойными, уверенными в себе и своей правоте, словно они точно знают, что они делают, и делают это без оглядки, искренне, не сомневаясь, не колеблясь. В это время есть только выстрелы в яблочко. Великие спортсмены, художники, творцы, лидеры и руководители ведут себя именно так, когда функционируют наилучшим образом.
6. Во время пиковых переживаний человек больше, чем в любое другое время, чувствует себя ответственным, активным, творческим центром своей деятельности и своего восприятия.
7. В это время человек наиболее свободен от страхов, опасений, сомнений, самокритики, всевозможных оков и тормозов.
8. В такие моменты человек становится более творческим. Пиковые переживания можно определить и по-другому — как высшую точку уникальности, индивидуальности или неповторимости.
9. Во время пиковых переживаний человек зачастую склонен изъясняться поэтическим, мифологическим или возвышенным языком.
10. Пиковым переживаниям свойственно своеобразное бытийное веселье. Его неотъемлемыми свойствами являются легкость, непринужденность, изящество, меткость, освобождение от комплексов и сомнений, умение смеяться вместе с кем-то.
11. Пиковое переживание само является «интегратором», таким же, как красота, любовь и творчество. Именно в этом смысле оно является разрешателем дихотомий и неразрешимых проблем.
12. Во время пиковых переживаний и как последействие у людей возникает характерное чувство счастья, успеха, избранности. Как правило, после пикового переживания следует чувство благодарности. Очень часто чувство благодарности ведет к безграничной любви ко всему сущему, к восприятию мира как исполненного красоты и добра и зачастую к желанию сделать для мира что-то хорошее. В целом Маслоу одним из первых предложил интегральную концепцию пиковых переживаний как ключевого момента развития целостности и индивидуальности человека, создав теоретическую и эмпирическую почву для комплексного изучения многообразия феноменов вдохновения, их влияние на функционирование и развитие человеческих существ.
Важно отметить, что положения Маслоу не умозрительны. Опираясь на интервью с успешными людьми, он на практике продемонстрировал ряд значимых закономерностей.
Во-первых, пиковые переживания тесно связаны с успешностью. То есть если человек добился успеха в одной из сфер жизни, то он обязательно испытывал и испытывает пиковые переживания, такие вот необычные состояния. И эти состояния не опасны для развития личности, как предполагали культурные стереотипы его времени. Наоборот, они есть средство развития человеческого потенциала.
Во-вторых, Маслоу противопоставил одномерной рациональной модели продуктивного человека, которого пытается сформировать современная система культуры, образования, модели такого послушного и хорошо вписывающегося в техногенную цивилизацию рационального робота, нечто совершенно другое. Это нечто иное, можно сказать, выходящее за пределы социального контроля и нормирования, есть особые возможности человека, проявляющиеся в момент пиковых переживаний. Эти божественные возможности открываются в условиях эстетичности, удовольствия, легкости, комфорта, ощущениях близости с другими людьми, единства со всем миром. Это совершенно другая культурная установка, которая начала формироваться в 60-е годы двадцатого столетия, усилиями ученых-бунтарей, новаторов, таких как Э. Фромм, Г. Маркузе, Р. Л. Акофф, П. Чекленд и многих других.
В этот период, с 60-70-х годов двадцатого столетия, начинаются поразительные трансформации человеческой культуры, связанные с развитием информационного общества, инновационной экономики. Все больше возрастает значение творчества, самовыражения, коммуникаций, появляется практический интерес к изучению условий их эффективности.
Маслоу был первым из исследователей, кто доказательно продемонстрировал комплексную связь между присущей человеку мотивацией и проявлениями пиковых переживаний. Пиковые переживания появляются у успешных людей на принципиально иной мотивации, не обусловленной страхом, виной, стыдом, болью, инструментами социального управления, которые условно могут быть названы внутренним адом. Наоборот, божественные возможности пиковых переживаний открываются в условиях эстетичности, внимания к организму как целостной системе, удовольствию, спонтанности и самовыражению. По всей видимости, непонимание и неумение создать такие условия — главная причина неуспеха многих практикующихся в их попытках овладеть техниками влияния на свой организм, например через аутотренинг, самогипноз, аффирмации, визуализацию. Сюда же относятся и неуклюжие попытки вызвать вдохновение манипулятивными и контролирующими психотехнологиями. Путь в «благоухающие нежными ароматами» хранилища человеческих ресурсов и способностей не терпит насилия и принуждения.
Необходимо отметить, что изучение комплекса симптомов пикового переживания практически не получило дальнейшего развития в научных исследованиях и психотехнических разработках, хотя важность этого феномена несомненна. Остался нераскрытым и вопрос о природе комплексной взаимосвязи проявлений пиковых переживаний. Далее мы намерены развить и углубить это комплексный подход, начатый Маслоу: сделать для читателя понятными и обоснованными основные образовательные, социальные технологии обучения вдохновению, научить осознанно пользоваться соответствующими техниками для увеличения эффективности творческой деятельности, удовольствия, улучшения здоровья и омоложения организма.
Исходя из представления о комплексности проявлений вдохновения, спектр возможностей, спектр направлений развития вашего потенциала будет показан в этой книге. Все отдельные направления ведут к универсальному и одновременно индивидуальному, каждый раз уникальному состоянию единства и вдохновения. Они не мешают друг другу, а каждое усиливает и дополняет другие. Читатель может выбрать одно направление, несколько, обретая все сразу в конечном итоге.
Сам Маслоу соотносил перспективы развития личности человека со множеством факторов социальной, духовной, культурной природы.
Как писал Маслоу, нормальная приспособляемость среднего здравомыслящего, благоразумного человека подразумевает постоянный и «успешный» отказ от многих глубин человеческой природы. Отгораживаясь стеной от своего внутреннего ада, человек так же отгораживается и от своего внутреннего рая. «Крайним проявлением этой позиции является маниакальная личность, холодная, непроницаемая, осторожная, закрепощенная, полностью себя контролирующая, не способная смеяться, играть, любить, доверять, совершать глупости или детские поступки. Ее воображение, ее интуиция, ее мягкость, ее эмоциональность по большей части подавлены или изуродованы» [26, с. 180].
Английский психолог Ричард Вайзман из Хартфордширского университета провел любопытный сравнительный эксперимент с людьми, которые считают себя крайне удачливыми или, наоборот — страшно невезучими. Тем и другим было дано одно и то же задание, подсчитать количество фотографий в толстой газете. Оригинальность эксперимента заключалась в том, что среди множества других рекламных объявлений было размещено специально допечатанное объявление с такого рода содержанием: «Сообщите экспериментатору, что вы увидели это, и получите в награду 250 фунтов стерлингов», набранное крупным шрифтом и занимавшее полстраницы. В результате те, кто заявил о своей неудачливости, объявления не заметили, точно выполняя поставленную скучную задачу подсчета числа фотографий. Все счастливчики так или иначе обратили внимание на объявление и получили вознаграждение.
Для современной культуры важно и умение контролировать свое внимание, двигаться к цели, не отвлекаясь на посторонние сигналы, и возможность прислушаться к голосу целостности. Существует возможность совместить эти две важнейшие установки, прекратить бушующую внутри большинства людей «гражданскую войну» между «глубинными силами» и «силами обороны и контроля». В результате у людей исчезает страх перед самими собой, своими импульсами, эмоциями, мыслями, происходит примирение со своей Самостью, становятся доступны плодотворная деятельность, радость и творчество.
Маслоу предполагал, что глубинные силы по своей природе суть выражение целостности человеческого существа, стремящегося к развитию, и обнаруживают себя в пиковых переживаниях, когда «все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство» [26, с. 132]. Развитие доверия к этим глубинным силам, позволение им войти в нашу жизнь — это и есть содержание тех глубоких культурных трансформаций, которые происходят сейчас в современном обществе.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как обрести вдохновение и использовать его ресурсы: современные возможности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других