В учебнике изложены основы предпринимательства и его особенности в условиях социально-экономического развития российского общества. Особое внимание обращено на мотивацию предпринимательства, его духовно-нравственный стержень. Развитие предпринимательства увязывается с трансформацией индустриального общества в информационное. Для студентов магистратуры, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент», а также преподавателей экономических вузов и факультетов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предпринимательство. Учебник для магистров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3-е издание
Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» (квалификация «магистр»)
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Регистрационный номер рецензии 744 от 27 декабря 2012 г.
Авторский коллектив:
И.К. Ларионов — д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ (руководитель авторского коллектива);
А.Н. Герасин — д.э.н., профессор;
О.Н. Герасина — д.э.н., профессор;
Ю.А. Герасина — д.э.н., доцент;
М.А. Гуреева — к.э.н., доцент;
Л.П. Дашков — д.э.н., профессор;
Е.А. Ехлакова — к.э.н.;
И. И. Ларионова;
С.В. Плеханов — к.э.н.;
Т.С. Сальникова — к.э.н., доцент;
М.А. Хончев — к.э.н., доцент.
© Коллектив авторов, 2013
© ООО «ИТК «Дашков и К», 2013
Часть 1
Основы предпринимательства
1. Понятие предпринимательства, его сущность, формы и функции
Термин “предпринимательство” относится к числу часто употребляемых, и прежде всего в сфере экономики. Но в предпринимательстве, помимо всего прочего, присутствуют творческий подход к делу, инициативность, стремление реализовать себя в избранном по внутреннему призванию деле. Все эти свойства, безусловно, имея экономическое измерение, далеко выходят за его рамки.
Экономические наука и практика представлены разными подходами и школами. При этом экономисты, как ученые, так и практики, часто вкладывают в одни и те же экономические термины (понятия, категории) различный смысл и придают им далеко не одинаковое значение. Соответственно и предпринимательство трактуется в экономической литературе далеко не однозначным образом.
Ученые-экономисты нередко ведут между собой острые дискуссии, пытаясь доказать, что именно их понимание того или иного экономического термина является если и не единственно правильным, то наиболее приемлемым. Такой подход является неконструктивным.
Представляется целесообразной следующая логика раскрытия того или иного термина:
а) дать его наиболее характерные, типичные определения;
б) оговорить то, какое из этих определений автор считает наиболее приемлемым, либо сконструировать собственное определение, оговорив четко и недвусмысленно то значение, которое автор придает данному термину.
Ниже будут рассмотрены наиболее типичные определения и трактовки предпринимательства. При этом следует иметь в виду, что в отечественной экономической литературе понятия “предпринимательство”[1] и “бизнес”[2] часто трактуются как синонимы, иначе говоря, как термины, заменяющие один другой.
В самом общем виде можно допустить, что речь идет об одной и той же экономической категории (термине), которая в русской традиции называется предпринимательством, а в англоязычной — бизнесом.
Однако если от общего вида углубиться в понимание терминов “предпринимательство” и “бизнес”, то можно увидеть, что наряду с элементами общности в них присутствуют существенно значимые различия. Рассмотрим вопрос подробнее.
В русско-английском словаре предпринимательство трактуется как enterprise, а предприниматель — как owner (of a firm, of a business)[3].
Англо-русский экономический словарь дает такие переводы термина “enterprise”: 1) предприятие, фирма, компания; 2) хозяйство, ферма; 3) предпринимательство; 4) отрасль[4].
В этом же словаре дается такой перевод термина “business”: 1) бизнес, дело, предпринимательство (экономическая деятельность с целью извлечения прибыли); 2) сделка, сделки, торговые операции; 3) деловые круги, деловая жизнь, экономическая деятельность; 4) компания, предприятие; 5) заказ, поступление заказов, объем производства, величина оборота; 6) профессия, занятие[5].
В англо-русском бизнес-словаре слово “business” переводится как бизнес, дело, дела, сделка, промысел, деловой, служебный[6].
В Большом экономическом словаре дается развернутое определение предпринимательства в следующем виде: “Предпринимательство — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или чистого дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предпринимательство предполагает имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия (государственное, открытое АО, закрытое АО, товарищество, индивидуальное частное предприятие, производственный коллектив, муниципальное, унитарное предприятие). Субъектами предпринимательства в России могут быть граждане Российской Федерации и иностранных государств, а также объединения граждан (коллективное предпринимательство). Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами. Формами предпринимательства являются частное и коллективное предпринимательство, осуществляемое на основе собственности, а также имущества, полученного и используемого на законных основаниях; П. может осуществляться без применения наемного труда и с применением наемного труда, без образования юридического лица, с образованием юридического лица. Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, отвечает по своим обязательствам, связанным с этой деятельностью, всем имуществом, за исключением того имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание[7].
Бизнес в Большом экономическом словаре определяется так: “Бизнес (от англ, business) — экономическая деятельность, дающая прибыль; любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды”[8].
“Деятельность по удовлетворению потребностей людей в товарах и услугах, — пишет В. А. Абчук, — называется бизнесом. Бизнесмен хочет получить от этой деятельности прибыль, иными словами, он собирается извлечь из своего дела больше, чем в него вкладывает. Следовательно, можно дополнить определение бизнеса как деятельность по удовлетворению потребности людей в товарах” словами “приносящую прибыль”[9].
Из процитированного выше определения видно, что его автор в основном понимает под бизнесом предпринимательство в том виде, в каком оно определено в Большом экономическом словаре. Заметим, что в этом словаре понятие “бизнес” выражает особо значимое свойство предпринимательства — получение прибыли или дохода, либо извлечение личной выгоды.
Д. И. Валигурский дает такое определение: “В экономике предпринимательство является особым видом деятельности, направленным на создание и обеспечение функционирования каких-либо предприятий с целью получения прибыли (дохода). В таком понимании предпринимательство зародилось еще в условиях феодализма. В период промышленной революции конца XVIII — начала XIX в. предпринимателями назывались преимущественно фабриканты. Несмотря на длительную историю становления и развития предпринимательства, экономическая наука и действующее законодательство не дают до сих пор четких критериев и определений, что затрудняет понимание его места, роли и функций в социально-экономических отношениях”[10].
Отсутствие единого, общепринятого определения предпринимательства объясняется тем, что ему присущ ряд свойств, которые ранжируются по своей значимости (приоритетности). Авторы экономических работ дают разный набор свойств предпринимательства, при этом различным образом ранжируют эти свойства.
В понимании предпринимательства следует различать: а) его сущность; б) существенно значимые свойства; в) дополнительные свойства.
При этом нужно иметь в виду, что каждый отдельный вид предпринимательской деятельности на практике обычно демонстрирует одни свойства и не проявляет другие. Например, инновационная (новаторская) деятельность, составляющая согласно Й. Шумпетеру сущность предпринимательства, в ряде случаев может быть не связана с извлечением дохода или прибыли, будучи самовыражением творчески-созидательного потенциала человека, как это имеет место в совершении научного открытия, создании произведения искусства, изобретении чего-либо принципиально нового. В этом отношении ученый, изобретатель, деятель искусства также являются предпринимателями. В ряде случаев их продукт может поступить на рынок и принести значительный доход. Но так бывает не всегда. Как сказал А. С. Пушкин: “Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать”. С другой стороны, во многих случаях предпринимательство, осуществляемое ради прибыли, развертывается по “наезженной колее”, без какой-либо инновационности. В связи с вышесказанным сделаем ряд выводов.
Во-первых, предпринимательству присущ ряд сущностно значимых свойств, которые в своей совокупности образуют их полный набор, являя предпринимательство в полном виде.
Во-вторых, на практике каждая предпринимательская деятельность в отдельности обладает одними сущностными свойствами предпринимательства и лишена его других свойств, в связи с чем имеет место предпринимательство в неполном виде.
В-третьих, предпринимательство далеко выходит за рамки рынка и рыночных отношений, следовательно, и за границы извлечения дохода и прибыли, поскольку оно в своей сущности выступает новаторской (инновационной) деятельностью, направленной на раскрытие творчески-созидательного потенциала индивидуальности человека на фундаменте профессионализма.
Для предпринимателя в подлинном, глубинном смысле этого слова главным и определяющим является раскрытие творчески-созидательного потенциала своей индивидуальности в деле, избранном по внутреннему призванию, а не извлечение дохода или прибыли, хотя такое извлечение тоже часто играет очень важную роль. Заметим, для настоящего поэта гораздо важнее вдохновение, которое в принципе не продается, чем продажа рукописи, порожденной вдохновением творчества.
Й. Шумпетер, а следом за ним многие другие экономисты в нашей стране и за рубежом назвали предпринимателя новатором., а его главную задачу увидели в реализации призвания творить новую комбинацию ресурсов в производстве или организации и управлении, не боясь идти на риск[11]. В изданной в 1912 г. и ставшей затем знаменитой книге “Теория экономического развития” Й. Шумпетер писал: “Предпринимателями мы считаем не только тех “самостоятельных” хозяйственных субъектов рыночной экономики, но всех тех, кто реально выполняет основополагающую функцию, даже если они не являются самостоятельными, а являются служащими акционерного общества или иной частной фирмы”[12]. Заметим, что “основополагающей функцией предпринимательства” Й. Шумпетер считал новаторство.
За 100 лет после публикации теории предпринимательства Й. Шумпетера сильно усложнились формы, виды и условия предпринимательской деятельности, однако сущность предпринимательства остается той же, хотя постоянно меняются его конкретные проявления.
В эволюции понятия “предпринимательство” в экономической науке стран Запада (в Средние века — антрепренерство) можно выделить следующие этапы[13]:
1725 г. Ричард Кантильон: предприниматель — это человек, действующий в условиях рынка.
1797 г. Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело, тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием.
1876 г. Френсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям.
1912 г. Йозеф Шумпетер: предприниматель — это новатор, который разрабатывает новые технологии.
1961 г. Девид Маклелланд: предприниматель — это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска.
1964 г. Питер Друкер: предприниматель — это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой.
1975 г. Альберт Шапиро: предприниматель — это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях рынка, он несет ответственность за возможную неудачу.
1985 г. Роберт Хизрич: предпринимательство — процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель — это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.
Понимание предпринимательства развивалось и углублялось не только на Западе, но и в России с учетом духовно-культурных традиций и менталитета нашей страны. При этом особое внимание уделялось духовно-нравственной основе предпринимательства, его общественной пользе, которая часто ставилась впереди денежной выгоды[14]. Здесь следует заметить, что Россия, являя собой единение начал Запада и Востока, по потенциалу предпринимательства, понимаемого как новаторство, занимала в XX в. лидирующие позиции. Именно русские изобрели телевидение и вертолет, первыми в мире вышли в Космос.
Еще раз обратим внимание на то, что сущность предпринимательства заключается в новаторстве в смысле инновационно-эффективного комбинирования факторов воспроизводственного процесса. Причем на базе этой сущности образуется ряд существенно значимых свойств (качеств):
— ведение собственного дела (самостоятельность);
— готовность рисковать (обычно в разумных пределах);
— ответственность за результаты деятельности (нравственная, имущественная, денежная, правовая);
— нацеленность на удовлетворение потребностей общества, личностей и государства в товарах, услугах, работе;
— ориентация на получение дохода и прибыли;
— деятельность в законодательно-нормативных рамках;
— ведение деятельности на уровне не ниже общественно нормальной эффективности хозяйствования;
— базирование дела на стабильных отношениях собственности при ориентации на ее накопление.
На основе определения сущности предпринимательства и выделения полного набора его существенно значимых свойств (качеств) сконструируем развернутое определение предпринимательства.
Предпринимательство — это новаторство во всех сферах общественного воспроизводственного процесса (производство, обмен, распределение, потребление), заключающееся в инновационно-эффективном комбинировании его факторов и характеризуемое комплексом существенно значимых свойств, в состав которых входят: а) ведение собственного дела (самостоятельность); б) готовность рисковать; в) ответственность за результаты; г) нацеленность на удовлетворение потребностей; д) ориентация на получение дохода и прибыли; е) деятельность в законодательно-нормативных рамках; ж) ведение деятельности на уровне не ниже общественно нормальной эффективности хозяйствования; з) базирование дела на стабильных отношениях собственности при ориентации на ее накопление.
В реальной действительности каждая отдельно взятая предпринимательская деятельность может выступать как при полном наборе всех свойств (качеств) предпринимательства, так и при наличии только их части. В связи с этим следует выделить полное и неполное предпринимательство. Например, предприниматель-новатор ведет свое собственное дело, реализуя на свой риск продукцию на рынке. Здесь имеет место полное предпринимательство. Ученый делает открытие, получая за это авторское вознаграждение, поэт или писатель создает литературное произведение, оплачиваемое в форме авторского гонорара, и т. д. — все это примеры неполного предпринимательства.
Предпринимательство в его самых различных видах осуществляется в одной из двух сфер:
— сфера легализованного (законного) открытого предпринимательства (соответствует открытое предпринимательство);
— сфера теневого (незаконного и противозаконного, т. е. криминального) предпринимательства (соответствует теневое, в том числе криминальное, предпринимательство).
Следует также различать общественно полезное и вредное для общества предпринимательство.
Общественно полезное предпринимательство способствует повышению уровня и качества жизнедеятельности общества.
Вредное для общества предпринимательство (например, производство и продажа наркотиков) негативно воздействует на уровень и качество жизнедеятельности общества.
Сферы скрытого и общественно полезного предпринимательства во многом взаимопересекаются, но полностью не совпадают. Например, есть виды открытого предпринимательства (например, производство и продажа табачных изделий), которые носят вредный для общества характер. И, наоборот, многие виды общественно полезного предпринимательства вынужденно уходят в теневую сферу в результате неразумности ряда нормативно-правовых норм.
Предпринимательство выступает в одной из двух форм или в сочетании:
— предпринимательство в натуральной форме — направлено на создание как материально-вещественных, так и разного рода интеллектуальных ценностей;
— предпринимательство в рыночной форме — ведение собственного дела в условиях рынка, ориентировано помимо самораскрытия творчески-созидательного потенциала индивидуальности и удовлетворение тех или иных потребностей людей на получение дохода и прибыли.
Предпринимательство в рыночной форме выступает как бизнес.
С учетом исключительно важной роли бизнеса в производственно-хозяйственной жизни общества один из разделов специально посвящен выяснению основополагающих вопросов бизнеса как наиболее широко распространенной формы предпринимательства.
Забегая вперед, заметим, что в бизнесе присутствуют все свойства (качества) предпринимательства в полном объеме.
Однако очень часто в бизнесе при наличии всего набора значимых свойств (качеств) предпринимательства отсутствует его сущность, заключающаяся в новаторстве. Это имеет место при осуществлении бизнеса (собственного дела, ориентированного на рынок) по инерции (“наезженной колее”), по лекалам новаторства уже ушедшего в прошлое. В дальнейшем при значительном изменении внутренних и/или внешних условий и факторов хозяйствования той или иной предпринимательской структуры она должна будет либо прекратить свое существование (обанкротиться), либо возродить в себе достаточно мощный импульс новаторства, позволяющий ей преобразовать себя в соответствии с изменившимися условиями и факторами хозяйствования.
В зависимости от направлений (сфер) деятельности принято различать следующие виды предпринимательства:
— производственное (в области материального и интеллектуального производства);
— торговое (в области логистики, оптовой и розничной торговли, внутренней и внешней торговли);
— коммерческое, связанное с коммерческим обслуживанием торговли, а также оказанием разного рода посреднических услуг;
— финансовое (бизнес в денежно-финансовой сфере, в том числе в банковском и страховом деле);
— консалтинговое, связанное с оказанием разного рода консалтинговых и образовательных услуг.
Предпринимательство выполняет ряд жизненно важных функций в системе общественного воспроизводства, образующих единый взаимосвязанный комплекс.
Функция 1 — общеэкономическая, заключающаяся в обеспечении активной трудовой занятости и насыщении рынка товарами и услугами в соответствии с потребностями общества и его платежеспособным спросом, структурируемым как по экономическим субъектам, так и по основным видам потребностей.
Функция 2 — инновационно-развивающая, состоящая в активном задействовании предпринимательства в инновационном развитии экономики, научно-техническом прогрессе, как его генерировании, так и распространении.
Функция 3 — творчески-созидающая, выражающаяся в использовании предпринимательства как способа раскрытия и самоутверждения творчески-созидательного потенциала индивидуальности человека на фундаменте профессионализма.
Функция 4 — организационно-управленческая, находящая свое выражение в активном задействовании новаторского (инновационного) предпринимательства в организации и управлении общественным воспроизводственным процессом на всех его уровнях (микро-, мезо-, макро-, мега-) и применительно ко всем сферам-процессам системы общественного воспроизводства — производства, обмена, распределения, потребления.
В соответствии с организационно-управленческой функцией предпринимательства в стратегическом управлении социально-экономическим развитием общества, разработке и осуществлении государственных планов и программ необходимо разумным образом задействовать институт государственно-частного партнерства.
2. Формирование и развитие института государственно-частного партнерства
Государственно-частное партнерство сначала получило распространение в странах Запада, а затем стало активно внедряться в России. При этом оно выражается, главным образом, в виде осуществления совместных инвестиционных проектов, прежде всего в дорожном строительстве. Такое применение государственно-частного партнерства, если только оно не используется в качестве прикрытия для разного рода махинаций коррумпированных чиновников, заслуживает положительной оценки. Однако это только одно из возможных применений государственно-частного партнерства. Главным его направлением должно стать совместное государственно-частное управление общественным воспроизводственным процессом в масштабе национальной экономики на всех его уровнях — микро-, мезо-, макро-. В таком случае государственно-частное партнерство из фрагментарного инструмента современной экономики превращается в особую систему, главной функцией которой становится эффективное управление многоуровневым воспроизводственным процессом национальной экономики.
Система государственно-частного партнерства объективно обусловленным образом призвана стать основной формой управления многоуровневым воспроизводственным процессом, развертывающимся в масштабе народного хозяйства страны.
Объективно превращение системы государственно-частного партнерства в основную форму управления многоуровневым воспроизводственным процессом в масштабе национальной экономики обусловлено наличием качественно различных свойств управления, присущих как государству, так и частной инициативе, в связи с чем наилучшим видом управления является тот, в котором соединены в единое органическое целое положительные стороны государственного и частного управления и нейтрализованы их недостатки. Однако следует опасаться такого вида управления на базе государственно-частного партнерства, в котором соединены негативные элементы управленческого воздействия на воспроизводственный процесс, присущие как государству, так и частной инициативе.
ООбПСГЧПглФУВПнэ = ОтСУпГ ⇄ ОпСУпЧИ,
где ООбПСГЧПглФУВПнэ — объективная обусловленность превращения системы государственно-частного партнерства в главную форму управления воспроизводственным процессом национальной экономики на всех его уровнях;
ОтСУпГ — отличительные свойства управления, присущие государству;
ОпСУпЧИ — отличительные свойства управления, присущие частной инициативе.
ЭфСУВПнэ = (ПСУпГ ⇄ ПСУпЧИ) + ННСУпГЧИ,
где ЭфСУВПнэ — эффективная система управления воспроизводственным процессом национальной экономики в форме государственно-частного партнерства;
ПСУпГ — положительные свойства управления, присущие государству;
ПСУпЧИ — положительные свойства управления, присущие частной инициативе;
ННСУпГЧИ — нейтрализация негативных сторон управления, присущих государству и частной инициативе.
АЭфСУВПнэ = (НСУпГ ⇄ НСУпЧИ) + ИПСУпГЧИ,
где АЭфСУВПнэ — антиэффективная система управления воспроизводственным процессом национальной экономики в форме государственно-частного партнерства;
НСУпГ — негативные свойства управления, присущие государству;
НСУпЧИ — негативные свойства управления, присущие частной инициативе;
ИПСУпГЧИ — игнорирование положительных свойств управления, присущих государству и частной инициативе.
ПСУпГ = СОР + КФПКНР + ПОИЧ + СвРнОнцИП + ВОСЭклВП + ПЗНГИ + ЗПФНИР + ВННЭ,
где ПСУпГ — положительные свойства управления, присущие государству;
СОР — стратегическая ориентация развития;
КФПКНР — концентрация факторов производства на ключевых направлениях развития;
ПОИЧ — приоритет общественных интересов над частными; СвРнОнцИП — свобода от рыночных ограничений общественно необходимых идей целесообразных инвестиционных проектов, не могущих быть запущенными в условиях их соответствия параметрам рыночной выгоды;
ВОСЭклВП — возможность обеспечения системной экологизации воспроизводственного процесса;
ПЗНГИ — последовательная защита национально-государственных интересов;
ЗПФНИР — задействование потенциала фундаментальных научных исследований и разработок;
ВННЭ — внедрение нравственного начала в экономику.
НСУпГ = ИГУ + БГУ + СИИИУ + ОПРСЦ + ТОРР + НСРК + ОКАГВ + ОТИАГВ + ЗРИ + ЗСОИ + ОСбПлОт,
где НСУпГ — негативные свойства управления, присущие государству;
ИГУ — инертность государственного управления;
БГУ — бюрократизация государственного управления; СИИИУ — склонность к имитации инноваций и интенсивного управления;
ОПРСЦ — опасность превращения реформирования (и инноваций) в самоцель;
ТОРР — тенденциозная (субъективная) оценка результатов развития;
НСРК — негативная селекция руководящих кадров (связанная с превращением должности в аналог частного капитала с боязнью руководителя окружать себя заместителями, могущими потенциально претендовать на его должность);
ОКАГВ — опасность коррумпирования аппарата государственной власти;
ОТИАГВ — опасность тотальной идеологизации аппарата государственной власти;
ЗРИ — замедленная реакция на инновации;
3COM — зауженно-субъективный подход к оценке инноваций;
ОСбПлОт — отсутствие сбалансированности между полномочиями и ответственностью при резком колебании между непропорционально большой ответственностью руководителей в одних случаях и их практически полной безответственностью в других.
ПСУпЧИ = НХУ + ДХУ + НУРР + ГИОР + ПКУРКС + ГОПР + ДКПР + РОЗУ + ВУККР,
где ПСУпЧИ — положительные свойства управления, присущие частной инициативе;
НХУ — новаторский (инновационный) характер управления;
ДХУ — демократический характер управления;
НУРР — нацеленность управления на реальный результат;
ГИОР — готовность идти на оправданный риск;
ПКУРКС — подбор кадров управленцев в соответствии с их реальной квалификацией и способностями;
ГОПР — гибкость и оперативность в принятии решений;
ДКПР — доведение до конца принятых решений;
РОЗУ — реальная ответственность за результаты управления;
ВУККР — вознаграждение управленческих кадров по конечным результатам их труда, определяемым на основе результатов деятельности объекта управления.
НСУпЧИ = ПЧИнО + ВЧОсчРОГ + УПКРКНР + ОНОГИИПНБП + СНПНР + СХЭНР + СТЭ + Скр,
где НСУпЧИ — негативные свойства управления, присущие частной инициативе;
ПЧИнО — преобладание частных интересов над общественными;
ВЧОсчРОГ — возможность частного обогащения за счет разорения общества и государства;
УПКРКНР — узкие пределы концентрации ресурсов на ключевых направлениях развития;
ОНОГИИПНБП — отказ от необходимых обществу и государству инновационно-инвестиционных проектов, не окупающихся в достаточно близкой перспективе;
СНПНР — склонность к нарушению прав наемных работников и ограничению их социальной защиты;
СХЭНР — склонность к хищнической эксплуатации наемного труда;
СТЭ — склонность к теневой экономике;
Скр — склонность к криминализации.
Для превращения государственно-частного партнерства в основную форму системы управления воспроизводственным процессом национальной экономики на всех ее уровнях — микро-, макро-, мезо-, необходимо:
во-первых, поручение государством на основе конкурса группам инициативных ученых и специалистов, в отдельных случаях и персонально, подготовки всех нормативных документов, проектов плана, проектов и программ, инвестиционных проектов и т. д. с оплатой на более высоком уровне, чем в коммерческих структурах;
во-вторых, поручение государством управления предприятиями (организациями), находящимися в его собственности, программами, проектами и др., избираемым по конкурсу группам инициативных управленцев с вознаграждением их помимо фиксированной зарплаты прямой долей от денежной оценки реального результата, достигнутого управляемым объектом;
в-третьих, вознаграждение государственных чиновников, ответственных за определенные участки общественного воспроизводственного процесса, в том числе за программы, проекты и т. п., помимо установленного им должностного оклада прямой долей от денежной оценки результата, реально достигаемого на участках, за которые они несут ответственность;
в-четвертых, пожизненное ведение карточки персонального учета положительных и негативных результатов в работе для всех лиц, участвующих в системе государственно-частного партнерства с обязательным предоставлением этих карточек конкурсным компаниям, осуществляющим отбор среди частных претендентов на участие в том или ином конкретном варианте государственно-частного партнерства, а также кадровым службам аппарата государственной власти;
в-пятых, регулярное проведение независимого аудита реальных результатов управления в системе государственночастного партнерства на всех уровнях воспроизводственного процесса;
в-шестых, резкое ужесточение ответственности работников аппарата государственной власти за коррупцию и злоупотребление служебным положением, особенно задействованных в системе государственно-частного партнерства, при строгом и всеобъемлющем контроле за уровнем личного потребления госслужащих и их ближайших родственников на предмет его соответствия уровню получаемых доходов.
3. Бизнес как рыночная форма предпринимательства
В советский период бизнес находился под моральным и правовым запретом. В ходе радикальных рыночных реформ получил распространение преимущественно паразитарный, спекулятивно-посреднический бизнес, крайне разрушительно воздействующий на экономику и человека. Между тем бизнес не только может быть здоровым и производительным, но и без его массового развития невозможно создать эффективную экономику. Без правильного понимания теории и практики бизнеса нельзя понять экономический механизм российского общества.
Выяснение места предпринимательства в человеческой жизни имеет крайне важное значение для бизнесмена. Ведь, занимаясь предпринимательством, он остается человеком, проявляющим свои потенции во многих сферах жизни, выходящих за рамки предпринимательства. Если человек не сумеет согласовать свое дело со своей личной жизнью, он не достигнет успеха ни в ней, ни в избранном деле.
В дальнейшем нам придется неоднократно отступать от предмета данного раздела — предпринимательства и бизнеса. Это делается для того, чтобы потом вновь к нему вернуться, но уже с новым пониманием.
Что такое бизнес? “Бизнес” — это слово английское и переводится на русский язык как “дело”.
Но всякое ли дело может быть названо бизнесом?
Скажем, наемный рабочий хлебопекарни, несомненно, занят делом, причем весьма полезным. Однако его дело не может быть названо бизнесом.
Представим, что этот рабочий уволился и начал сам выпекать булочки, продавая их на людном месте. Тем самым он завел свое собственное дело, вместо того чтобы работать на хозяина пекарни. Можем ли мы назвать занятие пекаря-индивидуала бизнесом?
В принципе можем. Но нигде не принято называть одиночного производителя товара или услуг бизнесменом, хотя определенные элементы бизнеса в данном случае присутствуют.
Теперь представим такую ситуацию. Пекарь-одиночка скопил определенную сумму денег, получил в банке ссуду и в итоге составил капитал для открытия большой пекарни. Он организовывает строительство, нанимает рабочих, закупает оборудование. Когда построенная пекарня начинает давать продукцию, то он уже не продает ее сам, а поставляет многочисленным торговцам. Можем ли мы теперь назвать нашего пекаря бизнесменом? Отчасти, несомненно. Тем более что он стал бизнесменом в значительно большей степени, чем прежде. Однако чего-то не хватает для того, чтобы назвать его стопроцентным бизнесменом. Он может стать таковым, если целиком сконцентрируется на бизнесе.
Но если он стал хозяином, занятым только управлением и коммерцией, мы еще не можем назвать его чистым бизнесменом.
Допустим, наш хозяин нанял управляющего, а сам отошел от дел. Теперь он стал исключительно владельцем капитала, вложенного в пекарню, и живет за счет приносимой ею прибыли. Он уже не занят никаким трудом и перестал быть бизнесменом.
Можно ли наемного управляющего назвать бизнесменом? В определенной степени он занят бизнесом. Однако он: 1) ведет не свое, а чужое дело; 2) является наемным работником; 3) его главная функция не бизнес, а управление (менеджмент).
Так что же такое бизнес, который мы хотим “поймать” и определить, а его смысл все ускользает от нас?
Все постигается в сравнении, в том числе и бизнес. Сравним его с менеджментом.
И бизнесмен, и менеджер заняты комбинированием труда, средств производства, товаров, денег и т. п. Однако различается метод комбинирования.
Менеджер комбинирует (организует) хозяйственные факторы на основе прямого, административного управления подчиненными ему людьми. Нравится это подчиненному или нет, но он должен выполнять указания менеджера или уйти с работы.
Иначе бизнесмен. Он составляет комбинацию из собственников, которые продают свои товары или услуги за деньги. Каждый собственник продает и покупает лишь по доброй воле, если условия купли-продажи его устраивают.
Цель бизнеса состоит в том, чтобы вложенная в комбинацию сумма денег увеличилась в итоге совершения этой комбинации.
В итоге можно попытаться дать определение бизнесу.
БИЗНЕС — это ДЕЛО, сущностью которого является УВЕЛИЧЕНИЕ ИСХОДНОЙ СУММЫ ДЕНЕГ в результате КОМБИНАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ, ВЗАИМООБМЕНИВАЕМЫХ В ФОРМЕ КУПЛИ-ПРОДАЖИ.
Всякий конкретный бизнес может возглавлять как его хозяин, так и нанятое им лицо.
Для участия в бизнесе вовсе не обязательно обладать собственным капиталом, можно привлечь заемные средства.
Следовательно, наличие собственного дела и собственного капитала, хотя это, как правило, имеет место, необязательно для лица, ведущего бизнес.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предпринимательство. Учебник для магистров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Валигурский Д. И. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование, перспективы. — М.: ИТК “Дашков и Кº”, 2002.