Посмотри, Одиссей

Полина Корицкая, 2022

Это не просто книга, но история любви. Той, что «никогда не перестаёт», хотя эпоха античности миновала настолько давно, что истлели последние корабли Мандельштама. Той, что «не ищет своего», хотя «Телемах не зачат – незачёт». Любви, которая «долготерпит», хотя Одиссей в Итаку уже не вернётся. «Никогда не вернётся, а значит – останется целым». В книге присутствует нецензурная брань!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Посмотри, Одиссей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© П. Корицкая, 2022

© Интернациональный Союз писателей, 2022

* * *
Корицкая Полина Николаевна

Поэт, прозаик, автор-исполнитель.

Родилась в г. Томске. Выпускница Литературного института им. А. М. Горького.

Победитель фестиваля молодой поэзии «Филатов-Фест» (2019).

Лауреат премии «Начало» Союза писателей Москвы (2019).

Лауреат Волошинского конкурса в номинации журнала о поэзии Prosodia (2021).

Дипломант премии «Болдинская осень» (2021).

Автор книг «Самокрутки» (проза, контркультура; 2014), «Симптомы быта» (поэзия; 2019) и «Плакать в самолёте неприлично» (поэзия; 2022).

Член СП Москвы и ИСП.

Красная юбка

Очень многое об этой книге можно понять уже по первому, программному стихотворению:

Посмотри, Одиссей: вся Итака застыла, оскалясь,

И сопит Пенелопе в затылок, и держит за пряжку.

Пенелопа молчит и не знает, зачем здесь осталась, —

Телемах не зачат — незачёт…

Здесь сразу угадывается авторская интонация — эмоциональная, раскованная, очень женственная, а то и шокирующая. Она, конечно, будет меняться — в зависимости от настроения, тематики стихов, — но останется узнаваемой. И кстати, не попадающей в привычный набор поэтических голосов, таких как «эстет», «эрудит», «женщина трудной судьбы», «шутник», «романтик» и др. Полина Корицкая с удивительной непринуждённостью включает в свою стилистику черты каждого из них, продолжая оставаться собой.

Кроме того, в заглавном стихотворении зашифрован краткий план книги в целом:

…остаётся за пряжей

Горевать и выкатывать гордые голые строки,

Выковыривать норов, смирять неуёмную шею…

Столько лет. Столько лет! И горят все возможные сроки.

Упрощённо говоря, перед нами — лирический дневник современной Пенелопы. Которая любит, ждёт, злится, теряет надежду, погибает — и снова возрождается:

Пенелопа молчит, в наказанье себе — хорошея.

Пенелопа не спит, и лицо заплывает кругами.

Пенелопа не ест, лишь худея, как любо Итаке…

Разумеется, современная Пенелопа не может себе позволить жить только любовными переживаниями. Она понимает, что «Бежать с пакетом — тоже спорт, / Особенно с оравой», ей не понаслышке известно, как «Халатик развевается больничный, / Надетый на невидимый предмет», и что не бывает чужих детей. Наконец, она имеет основания сказать: «У меня есть свои люди на небе» и решить «праздновать НГ / В морге судмедэкспертизы». Но умеет, вопреки обстоятельствам, радоваться, быть ребячливой и неотразимой:

Доставай свою пыльную трубку,

Набивай до краёв табаком!

Я несу домой красную юбку,

Чтобы ты её сбросил рывком.

Настоящей архаической жутью пронизаны стихи «по мотивам» фольклора. Здесь и яблонька, в чьих горьких плодах — человечьи кости; и лебедёнок, который превращается в девочку-старуху; и дочка, которая не слушается мать, надевает крапивные крылья и навсегда теряется в густой траве… Это тоже — из обширного жизненного опыта современной Пенелопы.

Но при всём этом тематическом разнообразии и эмоциональном накале Полина Корицкая очень точно работает с формой. Её стихи внятны и компактны. В них — при ощущении полной свободы и раскованности — нет ничего лишнего. Она мастер короткого стихотворения. А если сюжет не укладывается в миниатюру, создаёт микроциклы («Безъязыкие стихи», «Танатогенез», «Зелёный триптих», «Триптих ухода»).

Ближе к финалу книги наша Пенелопа окончательно взрослеет, становится мудрее и тише. Именно здесь появляются самые щемящие откровения: «Ужас силён. Несмирение — жжёт. / Тоска и любовь — сильнее», «радуйся радуйся смертная честная / неизъяснимая нетинебудет», «Голос, изменившийся в лице» и, наконец, совсем уж зримое и сбивающее наповал:

Мы не виделись шесть сантиметров волос,

В общей сложности будет двенадцать.

Но если посмотреть на даты написания стихов, то выяснится, что все они относятся к 2019–2021 годам и расположены не по хронологическому принципу. Иными словами, то, что кажется стихийным взрослением автора, на самом деле — пример виртуозной работы с композицией, заданной всё тем же заглавным стихотворением:

…Измождённая женщина хочет скорее стать старой,

Чтобы волосы — пеплом, чтоб губы — тугою полоской.

Тихо в море… Земля для гостей запасается тарой.

Пенелопа ведёт по пробору колючей расчёской.

Мне нравится то, что делает в литературе Полина Корицкая. Нравится, что много и разнообразно пишет, что — незаметно для постороннего глаза — серьёзно работает над своими произведениями, не стоит на месте, меняется. Нравится её стилистика, такая непохожая на мою (это делает для меня чтение её стихов ещё более интересным и даже полезным). Нравится её избыточность — знаю, что помимо стихов Полина пишет прозу, а также занимается художественным творчеством. И хотя многотонный читательский опыт позволил бы мне наловить в её произведениях некоторое количество «блох», я не буду этого делать — она и без того умеет анализировать свои ошибки и не повторять их.

Самое главное теперь — не растерять эту замечательную энергетику, без которой творчество превращается в ремесло. Мне кажется, до этого Полине Корицкой ещё очень далеко. А может, такой момент вообще не настанет.

Анна Гедымин, поэт, прозаик

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Посмотри, Одиссей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я