В учебном пособии представлено обязательное содержание всех тем, проверяемое на ЕГЭ по обществознанию, с учетом новых элементов, включенных в проект кодификатора ЕГЭ 2022 года. В первую часть книги вошли разделы «Человек и общество», «Социальные от-ношения» и «Политика». Основное внимание уделено четкому структурированию и полноте содержания тем. Наряду с обязательным учебным материалом, соответствующим требованиям заданий ЕГЭ, в пособии приведены дополнительные сведения, предназначенные для углубления знаний и расширения эрудиции учащихся. Определения понятий, знание которых необходимо для выполнения заданий с развернутым ответом, даны с опорой на учебники базового и профильного уровней, включенные в Федеральный перечень учебников. Пособие предназначено как для самостоятельной подготовки к ЕГЭ, так и для использования на занятиях с репетитором и в учебном процессе в школе.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ 2022. Обществознание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Раздел I. Человек и общество
Тема 1.1. Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
1. Ненаучные представления о происхождении человека:
— о божественном творении (креационизм);
— об инопланетном происхождении (палеовизите).
2. Естественно-научные теории происхождения человека:
— эволюционная теория Ч. Дарвина;
— «трудовая» теория Ф. Энгельса.
1. Биологические потребности человека: потребность в пище, воде, воздухе, сне, отдыхе, самосохранении, продолжении рода, в благоприятных климатических условиях, в безопасности и др.
2. Биологические свойства человека:
— анатомические черты (пол, телосложение, рост, цвет глаз, др.);
— рефлексы и инстинкты;
— особенности биохимических процессов, тип высшей нервной деятельности, свойства темперамента и задатки способностей. (См.: Т. 1.5).
1. Социальные и духовные потребности:
— социальные: в общении, приобщённости к людям, признании, самоутверждении, созидательном творческом труде, др.;
— духовные: познавательные, эстетические, потребность в саморазвитии, смысложизненные потребности, др.(См.: Т. 1.6).
2. Социальные качества: способность регулировать влечения, членораздельная речь и абстрактное мышление, самосознание и разум, способность к сознательно-волевой, целенаправленной, преобразовательной, творческой деятельности, другие социальные умения и навыки.
1. Способность к прямохождению, анатомические особенности строения тела, особенности структуры, развития и формирования мозга. Они составляют природную предрасположенность к развитию человеческих качеств, в т. ч. речи и абстрактного мышления.
2. Способность изготавливать сложные орудия труда и использовать их в своей деятельности.
3. Наличие наряду с биологическими социальных и духовных потребностей. При этом человек удовлетворяет биологические потребности социальными, культурно принятыми способами.
4. Наличие у человека социальных качеств.
1. Индивид — единичный представитель человечества, носитель врожденных, биологически обусловленных свойств.
2. Личность — человек как носитель социально значимых качеств, формирующихся в процессе социализации, субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
3. Индивидуальность — уникальное сочетание биологических и социальных качеств, которое отличает человека от других людей.
Социальная сущность человека состоит в неразрывной связи с обществом. Индивид — носитель врожденных, биологически обусловленных свойств — овладевает в процессе приобретения социального опыта (социализации) необходимыми социальными качествами, становится личностью. Индивид не может приобрести качества личности (не становится собственно человеком) в отсутствие влияния на него других людей, вне общества. Это объясняется уникальными особенностями природы человека, развития его мозга.
Человек является результатом биологической и социокультурной эволюции.
Биологическая эволюция человека была обусловлена необходимостью выживания, адаптации к изменяющимся природным условиям. Предки рода homo эволюционировали в сторону увеличения и совершенствования мозга и, как следствие, психики, что сделало их более способными к научению. Они стали создавать всё более сложные орудия труда, перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, т. е. возникала новая неприродная искусственная среда — «вторая природа» — культура, которая передавалась новым поколениям. Культура, созданная людьми, сама воздействует на человека и меняет его, вместе с людьми меняется и общество. Так начинается социокультурная эволюция, которая играет ведущую роль в становлении современного человека.
Человек в биологической классификации:
— семейство гоминидов (hominidae) — человекообразные;
— подсемейство гоминины (homininae), в т. ч. австралопитеки (ок. 5-2,5 млн. л. н.) — предки рода homo;
— род — человек (homo); представители рода homo: человек умелый (habilis) — ок. 2,8-1,5 млн. л. н.), работающий (ergaster — ок. 1,9-1,5 млн. л. н.), прямоходящий (erectus — ок. 1,5-0,6 млн. л. н);
— вид — человек разумный (homo sapiens) — берёт начало ок. 300 тыс. л. н.), другое название человека разумного — кроманьонец.
В настоящее время установлено более 10 видов, относящихся к роду homo, которые сосуществовали с homo sapiens, в т. ч. неандерталец (ок. 600–40 тыс. л.), денисовский человек и др.
Антропогенез — эволюционный процесс формирования человека разумного (вида homo sapiens), начавшийся около 3 млн. лет назад с человека умелого (homo habilis) и завершившийся около 300-40 тыс. лет назад. Антропогенез неразрывно связан с социогенезом.
Социогенез — процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества. Переход общин первобытных людей к собственно человеческому обществу связывают с неолитической революцией, переходом первобытных людей от присваивающего к производящему хозяйству (около 12-10 тыс. лет назад).
Антропосоциогенез — процесс возникновения и становления человека и общества в ходе биологической и социокультурной эволюции.
Особенности развития мозга человека
Важнейшее отличие человека от животных состоит в особенностях развития и формирования его мозга. Мозг человека достигает зрелости после рождения в течение первых 20-25 лет (в момент рождения он сформирован лишь на 20-25%), вследствие чего новорождённый ребёнок беспомощен, не способен выжить самостоятельно. Кроме того, индивид имеет мало инстинктов (врожденных форм поведения), которые бы позволяли ему адаптироваться в окружающей среде, однако он обладает высокой способностью к приобретению нового опыта (научению). Причем, в отличие от всех высших животных, индивид, благодаря усвоению языка и речи в условиях социокультурной среды, приобретает способность к интеллектуальному (словесному) научению.
Психика — способность человека, животного отражать внешний мир в идеальных образах, которая служит адаптации в окружающей среде.
Тема 1.2. Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение — это система взглядов человека на мир и своё место в нём (совокупность взглядов человека на окружающий мир, его место в нем и отношение к нему).
— обобщенные знания: обыденные (жизненно-практические), профессиональные, научные, др.;
— ценности — представления о добре и зле, красоте, целях жизни, а также значимые для человека материальные и духовные блага;
— идеалы — представления и мечты о желательном устройстве общества и формировании отношений между людьми, о гармонично развитой личности, о нравственном и прекрасном;
— установки; установка — это основанная на предшествующем опыте, частично неосознаваемая готовность реагировать определенным образом в тех или иных ситуациях (его разновидность — социальная установка, которая проявляются как отношение, стереотип (напр., этнические, расовые и другие стереотипы);
— убеждения — устоявшаяся система взглядов, сочетающая в себе веру и знание, укоренившаяся в сознании, в подсознании и чувствах, др.
1) обыденно-практический — уровень чувственного постижения мира — мироощущение, мировосприятие, миропредставление и эмоциональное отношение к нему;
2) теоретический — уровень рационального постижения мира и своего места в нем (миропонимание) — осмысление мира и себя в отношении к миру посредством рассудочного, понятийного мышления. (См.: Т. 1.5).
1. Ценностно-ориентировочная — ориентирует в ценностях и целях жизни и деятельности, формирует отношение миру.
2. Операциональная (практическая) — вооружает методами познания и деятельности.
3. Познавательная — даёт обобщенную картину мира, понимание закономерностей и тенденций его развития.
4. Смысложизненная — способствует постижению смысла жизни, истинного и ложного, добра и зла, др.
1. Мифологическое мировоззрение — доминировала у первобытных людей, характеризуется следующими свойствами:
— неосознанная подмена реальности мифами и символами;
— приписывание явлениям природы человеческих свойств, желаний, чувств, их одушевление (антропоморфизм);
— замена объяснения явлений и событий мифом — рассказом об их происхождении в форме сказаний, легенд;
— неспособность субъекта выделить себя из внешнего мира, т. е. слитность объективного и субъективного мира (синкретизм);
— связь с магией, большое влияние на жизнь людей шаманов, колдунов, медиумов — посредников между людьми и духами.
2.Религиозное — основано на вере в Бога, религиозной картине мира, опирается на образы чувств, воображение и фантазию, которые обращены на божественные атрибуты, духовный мир в целом.
3. Научное — основано на научной картине мира, сложившейся в результате научного познания человека, общества и природы.
4. Философское — высшая форма мировоззрения, основанная на теоретико-познавательном отношении к миру.
Особенности философского мировоззрения:
— рефлективность (осознание себя и своего отношения к миру);
— логичность и рациональность (опора на абстрактное мышление, ясные понятия и категории).
По центральной мировоззренческой идее различают ряд философских подходов:
— теоцентризм (от гр. teos — бог) — центральная идея — Бог;
— природоцентризм — приоритет природы, человек — её часть;
— антропоцентризм (от гр. antropos — человек) — человек как центр мироздания и цель всех совершающихся в мире событий;
— социоцентризм (от лат. societas — социум) — приоритет социума над человеком, идея полной зависимости человека от общества;
— этатизм (от фр. etat — государство) — абсолютизация роли государства в обществе, его контроль над всей жизнью общества;
— сциентизм (от лат. scire — знать) — ценность науки, знания.
5. Обыденное (житейское) мировоззрение — основано на повседневном жизненном опыте, формируется стихийно, часто не осмысленно, содержит в себе элементы религиозных представлений и научных знаний.
Классификации видов мировоззрения по различным основаниям
1.По субъекту мировоззрения:
1) мировоззрение личности;
2) мировоззрение социальных групп;
3) мировоззрение отдельного общества;
4) мировоззрение эпохи (напр.: античное, средневековое, др.).
2.По отношению к развитию, изменению общества:
1) прогрессивное — нацеленное на поступательное развитие, изменения к лучшему;
2) реакционное (регрессивное) — сопротивляющееся общественному прогрессу;
3) революционное — нацеленное на коренные перемены;
4) консервативное — ориентированное на сохранение существующего положения;
5) оптимистическое — основанное на вере в лучшее будущее;
6) пессимистическое — связанное с отсутствием веры в позитивное будущее.
3.По способу формирования:
1) стихийное — сформировавшееся под неосознаваемым влиянием среды (мифологическое, житейское);
2) осознанное — формирующееся путем сознательного усвоения знаний и опыта (научное, философское мировоззрение).
Сознание — это высший уровень психики, форма обобщенного и целенаправленного отражения действительности, связанная с речью и свойственная только человеку; сознание заключается в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.
Бессознательное — переживания, чувства, побуждения и другое содержание психики, которое не осознается человеком, но оказывает влияние на его поведение и деятельность.
Психические (от греч. psychikos — душевный)процессы:
1) познавательные процессы — ощущения, восприятие, представление, память, мышление, внимание, речь;
2) регулятивные процессы — эмоции, мотивация, воля. (См.: Т.Т. 1.3, 1.6).
Тема 1.3. Виды знаний
Познание — это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.
Знание — это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.
По данной проблеме существуют противоположные подходы:
Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — ставит в процессе познания на первое место чувственную познавательную способность в противовес разуму.
Рационализм — (от лат. ratio — разум)основой познания считает разум, отрицая чувства как источник достоверной информации, указывает на ограниченность данных органов чувств.
1. Агностицизм — считает, что разным людям свойственны разные толкования и оценки явлений, при этом сущность самих вещей сокрыта за их внешними проявлениями, а человек не способен их постичь.
2. Конвенционализм (от. лат. conventio — соглашение) — форма агностицизма — считает, что существующие теории не отражают достоверно сущность исследуемых предметов, а являются лишь результатом соглашения (конвенции) между учеными.
3. Скептицизм — допуская принципиальную познаваемость мира, выражает сомнение в достоверности получаемого знания, исходя из того, что знание всегда несет на себе отпечаток субъективности, является «субъективным образом объективного мира».
4. Гносеологический оптимизм(от. лат. gnosis — познание) — выражает уверенность в познаваемости не только явлений, но сущности объектов, в то же время не отвергая сложность познания и трудность выявления сущности вещей.
(Ср.: Типы мировоззрения. — Т. 1.2)
Многообразие видов знания связано с разными способами познания и формами существования знания. Различают знание:
1. Житейское (обыденное) — результат познания человеком мира на чувственном уровне; существует как житейский опыт.
2. Практическое — результат многовековой практической деятельности людей, в процессе которой накапливались определенные знания, они, как правило, не требуют обоснования.
3. Мифологическое — его основа — вера в сверхъестественное, мифы.
4. Религиозное — постижение божественного; основано на вере в Бога, религиозной картине мира.
5. Научное — объективное, достоверное, доказательное и обоснованное знание, основанное на научных фактах. (См.: Т. 1. 11).
6. Философское — знание о сущности явлений; в его основе — абстрактное мышление, ясные понятия и категории.
7. Художественно-образное (эстетическое) — результат познания средствами искусства, для которого характерно:
— художественное обобщение, целостный образ, эмоциональность, индивидуальная оригинальность;
— создание образов окружающего мира, основанных на воображении и творчестве, мыслительной деятельности и фантазии.
Тема 1.4. Понятие истины, её критерии
Истина — это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета, реальности.
Истинное знание адекватно отражает познаваемый объект, т. е. познающий субъект воспроизводит объект так, как он существует сам по себе, вне сознания субъекта.
1. Объективность — точное отражение сущности и свойств рассматриваемого предмета, реальности, независимость истины от сознания человека, его пристрастий и интересов.
2. Конкретность и историчность — означает, что истинность знания устанавливается с учетом конкретных условий существования того или иного явления, применительно к определенной ситуации, условиям его получения (условия, место, время, метод получения);
истина — продукт познания своей эпохи и отражает достигнутый уровень развития науки и общества.
3. Истина существует как процесс восхождения от низших ступеней ограниченного, приблизительного знания к все более глубокому и всестороннему познанию сути вещей (восхождение от относительной — к абсолютной истине).
4. Единство истины при наличии в ней относительного и абсолютного аспектов.
1.Относительная истина — это неполное, ограниченно верное знание о чем-либо, которое может измениться по мере развития науки. Любой объект познания неисчерпаем, находится в постоянном движении и изменении, таким образом, каждая ступень познания ограничена достигнутым уровнем развития науки и практики, а также познавательными возможностями человека (в этом заключается историчность истины).
Напр., классическая механика Ньютона оказалась ограниченно верной и была дополнена релятивистской механикой Эйнштейна.
Понятие относительности истины применимо только к научному знанию, оно не относится к пониманию истины за пределами науки (а также к знанию абсолютно достоверных фактов).
2. Абсолютная истина — это полное, точное, исчерпывающее (окончательное) знание о сложном объекте, которое не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.
Критерий истины — это признак, позволяющий отличить истину от заблуждения — неадекватного знания, принимаемого за истинное, а также от ошибок в познании, обусловленных ограниченностью познавательных возможностей человека.
Критерии истины
1. Непротиворечивость знания, ясность, логическая стройность (логическая истина — классический подход).
2. Согласованность (когерентность, от лат. cohaerentia — сцепление, связь) с имеющейся системой взглядов, существующими законами и теориями.
3. Конвенциональность (от лат. conventio — договор, соглашение) — истинность знания устанавливается достижением согласия между исследователями относительно него.
4. Практика — истинность знания подтверждается общественной практикой (марксистский подход).
Наряду с вышеуказанными приводятся такие критерии истины:
— полезность знания для практики (прагматичность, от греч. pragma — дело);
— авторитетность источника знания;
— простота, ясность мысли;
— парадоксальность идеи и др.
Религиозная истина — она всегда абсолютна и видит все истины сотворенного мира в их единстве и гармонии. Познание религиозной истины — главным образом акт веры, постижения божественного.
Художественная истина(правда) — художественная убедительность и жизненная правдивость произведения искусства.
Экзистенциальная истина (жизненная правда) — связана с личностным переживанием освоения мира, поиском ответов на вопросы о смысле и цели существования мира и человека, с достижением гармонии индивидуального отношения к миру. Её иллюстрирует высказывание — «сколько людей — столько же правд жизни».
Роль практики в процессе познания
1. Практика — источник познания: многие науки возникли в процессе практической деятельности.
2. Практика — цель познания: знания служат практическим целям и потребностям людей.
3. Практика — основа познания: в процессе практической преобразовательной деятельности становится возможным выявление новых свойств явлений и предметов, появляются новые объекты познания, вместе с тем, практика вооружает методами и средствами познания.
4. Практика — критерий истины: истинности знания, теоретических положений, гипотез подтверждается на практике (марксистский подход).
Тема 1.5. Мышление и деятельность
Мышление — это целенаправленное, опосредованное (языком и речью) и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Мышление — это способ познания объективной реальности в процессе творческого преобразования в сознании человека субъективных образов объектов, их значения и смысла, для разрешения реальных противоречий в жизни.
(См.: Этапы и формы познания. — Т. 1.3)
1. Анализ — расчленение общего на составные части и отдельные признаки.
2. Синтез — объединение отдельных частей в общее целое.
3. Абстрагирование — отвлечение от несущественных признаков предметов и явлений и выделение других, в целях выявления их существенных свойств.
4. Обобщение — объединение познаваемых объектов по внешне сходным (эмпирическое обобщение) и по существенно общим признакам — теоретическое обобщение (формирование понятия).
5. Конкретизация — переход от абстрактного понятия к конкретности, от познания существенных свойств и связей объектов — к конкретному понятию, которое отражает общее в единичном объекте.
6. Сравнение — сопоставление нескольких предметов или событий между собой, установление сходства или различия.
7. Систематизация — организация изучаемых объектов в определённую систему на основе какого-либо принципа (критерия).
8. Классификация — важнейший вид систематизации — распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними.
9. Моделирование — замещение изучаемого предмета каким-либо естественным или искусственным аналогом, через исследование которого проникают в познаваемый предмет.
Различают физическое моделирование, когда модель и оригинал имеют одинаковую физическую природу (технические модели), и логически-знаковые модели, в которых некоторые стороны моделируемого объекта представлены в виде формальной системы с помощью знаков (формулы, схемы, чертежи, графики, др.).
1) индукция — умозаключение, в котором осуществляется переход от частных случаев к общему положению;
2) дедукция — умозаключение, в котором осуществляется переход от общего суждения к единичному или от общего положения к частному;
3) аналогия — вероятностный вывод (умозаключение) о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании выявления сходства в других признаках.
Деятельность — это сознательная активность человека, направленная на совершенствование окружающего мира и самого себя.
Деятельность является движущей силой развития психики и сознания, т. е. сознание формируется в деятельности и проявляется в ней.
Деятельность следует отличать от поведения.
Поведение — это внешняя (двигательная) и внутренняя (психическая) активность животных и человека по приспособлению к окружающей среде, которая носит целесообразный характер.
Деятельность — это активность, направленная на достижение сознательно поставленной цели; целенаправленное и осознанное воспроизведение, изменение и преобразование природного и социального мира, присущая только человеку.
1) осознанность — сознательная постановка целей;
2) продуктивность — направлена на получение результата;
3) созидательный и преобразующий характер — направленна на совершенствование окружающего мира и самого себя;
4) орудийный характер — осуществляется с использований орудий труда;
5) общественный характер — использует общественно выработанные средства и методы деятельности, в процессе деятельности человек вступает во взаимодействие с другими людьми.
1. Субъект деятельности — тот, кто осуществляет деятельность.
2. Объект деятельности — то, на что направлена деятельность.
3. Мотив — то, ради чего действует человек, что побуждает и направляет его активность — потребности, интересы, установки, влечения, эмоции, др. (См.: Потребности и интересы. — Т. 1.6).
4. Цель — осознанный образ желаемого результата деятельности.
5. Методы и средства:
— методы — способы, какими осуществляется деятельность;
— средства — с помощью чего осуществляется деятельность (инструменты, орудия, др.).
6. Действия и операции — посредством которых осуществляется процесс деятельности.
7. Результат — продукт деятельности.
1. Игра — целью является не конкретный результат, а сам процесс. Она служит освоению навыков, социальных ролей, развитию личности, является ведущей деятельностью дошкольника.
2. Учение — направлено на познание, формирование умений и навыков, на изменение самого себя.
3. Труд (физический, интеллектуальный) — направлен на достижение практически полезного результата; является ведущей деятельностью взрослого человека
4. Общение — установление и развитие взаимоотношений между людьми, включает в себя обмен информацией, познание друг друга и взаимодействие друг с другом.
Функции (цели) общения: познавательная, коммуникативная, регулятивная, воспитательная, рекреационная, др.
Способности — индивидуально-психологические особенности, связанные с успешностью выполнения какой-либо деятельности, которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают быстроту их приобретения.
Выделяют 4 уровня способностей:
1) задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и функциональные особенности организма в целом, которые составляют природную основу развития способностей;
2) собственно способности;
3) талант — выдающиеся способности, одаренность человека в одной или нескольких видах деятельности;
4) гениальность — высшая степень творческого проявления человека, выражающаяся в выдающихся открытиях в различных сферах жизни, высший уровень развития способностей.
Тема 1.6. Потребности и интересы
Потребность — переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.
Потребности человека находятся в постоянном развитии и изменении, они служат основой формирования мотивации его поведения и деятельности.
1. Естественные (биологические): в пище, воздухе, воде, сне, отдыхе — физиологические; в продолжении рода, самосохранении, а также материальные (в жилище, одежде и др.).
Эти потребности служат физическому выживанию индивида.
2. Социальные: в общении, принятии другими, общественном признании, самоутверждении, социальной активности, труде и др.
Социальные потребности характеризуют человека как личность.
3. Духовные (идеальные): в познании, творчестве, красоте, гармонии, саморазвитии, в поиске смысла жизни и др.
Духовные потребности характеризуют индивидуальность.
1. По значимости для личности:
1) первичные — физиологические и экзистенциальные;
2) вторичные (приобретенные) — социальные, духовные.
2. По субъекту:
1) индивидуальные;
2) групповые;
3) общественные.
3. По отношению к развитию личности:
1) подлинные — служащие развитию человека;
2) мнимые — вредные для развития личности.
А. Маслоу выделил наиболее важные потребности человека и расположил их иерархически в виде пирамиды. Главная идея А. Маслоу состоит в том, что по мере удовлетворения нижестоящих потребностей человек переходит на следующий уровень потребностей. При этом вышестоящие потребности становятся значимыми для человека лишь тогда, когда он в достаточной мере удовлетворяет нижестоящие потребности.
Пирамида потребностей по А. Маслоу
1. Физиологические — голод, жажда, дыхание, продолжение рода, активность, отдых, др.
2. Экзистенциальные (от. лат. exsistentia — существование) — в безопасности личной и своей семьи, социального окружения, в отсутствии тревоги, уверенности в будущем, комфорте, др.
3. Социальные — в общении и социальных связях, в привязанности, принятии другими, взаимодействии с другими, др.
4. Престижные — в признании и уважении другими, самоуважении, самоутверждении, в компетентности, личных и социальных достижениях, власти, др.
5. Духовные — познавательные, эстетические, в самореализации, самоактуализации.
(Потребности представлены в порядке возрастания уровней).
Характер потребностей, удовлетворение которых наиболее значимо для человека в настоящее время, указывает на уровень его развития и доминирующую мотивацию поведения.
Нижестоящие в пирамиде потребности Маслоу называет дефицитарными — потребностями нужды. В отличие от них, духовные потребности являются не насыщаемыми, автор называет их потребностями роста, развития личности.
Интерес — целенаправленное, познавательное, эмоционально окрашенное отношение к действительности, связанное с удовлетворением потребностей.
Различают виды интересов личности:
— непосредственные (к самому объекту) и опосредованные (к условиям, средствам удовлетворения потребностей);
— устойчивые и неустойчивые;
— широкие и узкие;
— индивидуальные, групповые, интересы всего общества;
— экономические, социальные, политические, духовные.
Склонность — направленность человека на определенную деятельность, которая формируется на основе развития интереса.
Эмоционально-мотивационная сфера личности — совокупность процессов, регулирующих психическую деятельность человека: эмоции, мотивация, воля.
Эмоции — переживания, в которых отражается значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для его жизни и деятельности; когда они являются для индивида благоприятными, возникают положительные эмоции, в противном случае — отрицательные.
Чувство — это устойчивое эмоциональное отношение человека к определенным явлениям действительности (любовь, ненависть, радость, др.).
Эмоциональные состояния — тревога, аффект, страсть, настроение, др.
Мотивация — совокупность факторов, побуждающих и направляющих активность человека. Включает в себя потребности, интересы, влечения, чувства, установки, ценности и др.
Воля — способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, преодолевая внутренние и внешние препятствия, делать выбор в ситуации конфликта мотивов. Воля связана с принятием решения.
Направленность личности — совокупность устойчивых доминирующих мотивов, которые побуждают, направляют и регулируют активность человека (виды направленности личности — альтруистическая, эгоистическая, деловая и др.).
Темперамент — врожденные индивидуальные особенности человека, которые обусловлены его психодинамическими свойствами, такими как активность, импульсивность, эмоциональность, впечатлительность и др. Соотношение уровней выраженности этих свойств определяют тип темперамента — холерический, меланхолический, сангвинический и флегматический.
Характер — индивидуальное сочетание существенных свойств личности, которые проявляются в его поведении и поступках. Характер формируются на основе темперамента под влиянием воспитания и социальной среды.
Рефлексия — отражение в сознании своего Я, своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Самосознание — результат осознания человеком себя (рефлексии), его «Я-образ» и самооценка.
Тема 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
1. Свобода — возможность определять цели, выбирать виды деятельности и поведение по своему желанию и интересам в рамках общепринятых норм.
2. Необходимость — то, что должно обязательно произойти в данных условиях (неизбежность событий); она выражает внутренне устойчивые связи предметов и явлений, их закономерное изменение и развитие.
Не все происходящее является следствием необходимости. В объективном мире определенная роль принадлежит случайности, которая противоположна необходимости.
Необходимость выражает только существенные связи и тенденции, однако на явления и предметы влияет множество других факторов, в том числе случайных.
Случайное — то, что в данных условиях может случиться или нет, может произойти так, может — иначе. Развитие необходимых процессов может ускоряться или замедляться под влиянием случайности.
Случайность в большей мере действует в обществе, чем в природе, так как человек малопредсказуем, он имеет свободу воли, его деятельность побуждается и разумом, и чувствами, и бессознательным.
1. Предопределение — разновидность необходимости, Божий промысел, провидение. Предопределение понимается двояко, как:
1) фатализм — «мы ничего не делаем по свободной воле, но все в зависимости от провидения Божьего»;
2) предопределение не исключает свободу: бог одарил человека свободой, которая означает, прежде всего, возможность самостоятельно выбирать между добром и злом.
2.Абсолютная (безграничная)свобода — она невозможна, так как:
1) полная свобода одного человека означала бы произвол в отношении другого человека, ограничение свободы его воли;
2) абсолютная свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, невозможность принятия решения в условиях отсутствия для него причин (парадокс Буриданова осла).
3.Относительность свободы воли
Свобода воли имеет свои границы. В отношениях с природой это связано с природной необходимостью, с законами природы, которыми невозможно пренебречь; в обществе — с интересами (правами и свободами) других людей. Не имея свободу в выборе объективных условий, люди в то же время обладают определенной свободой в выборе целей и средств их достижения.
4. Свобода как познанная необходимость — означает возможность осознанно делать выбор и действовать с учетом объективных ограничений, расширять границы своей деятельности за счет знаний и опыта. При таком понимании свобода состоит в «возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей», которая основана на знании этих законов.
Если свобода — это возможность выбора действий ради избранной цели с осознанием объективных условий, то ответственность — необходимость выбора способа действия для реализации этой цели (никакая цель не оправдывает любые средства её достижения).
Свободный выбор предполагает принятие человеком на себя моральной и правовой ответственности за него. Таким образом свобода личности и ответственность взаимосвязаны.
Ответственность — это осознание и учет возможных последствий свих действий. Она характеризует взаимоотношения между личностью, коллективом и обществом с точки зрения сознательного выполнения предъявляемых к ним взаимных требований.
Ответственность личности — это сознательная готовность следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, отвечать за них.
С увеличением свободы (свободы выбора) ответственность личности возрастает; с ответственности перед другими (коллективом, обществом) она постепенно переходит во внутренний план — в ответственность перед самим собой (чувство долга, совесть).
Стремление избавиться от внешних ограничений — это «свобода от», — в отличие от «свободы для», понимаемой как возможность осуществлять сознательно поставленные, значимые для себя цели.
Развитая личность направляется самоограничением, поэтому чувствует себя более свободной, вследствие чего обретает самостоятельность и ответственность.
Фатализм — вера в предопределенность судьбы, бытия, в неизбежность событий. Он связан с абсолютизацией необходимости и отрицанием свободы, убеждением в полной зависимости человека от природной или социальной необходимости.
Волюнтаризм — приписывание свободной воле основной роли в развитии, отрицание объективной закономерности и необходимости в природе и обществе. Стремление реализовать желаемые цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.
Тема 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы
1. Общество в широком смысле:
— это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия и формы объединения людей (человечество в целом);
— исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, способ организации социальных связей и взаимодействий, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей людей.
2. Общество в узком смысле:
— группа людей, объединившихся для совместной деятельности, общения, взаимопомощи (общество книголюбов, педагогическое общество, ассоциация строителей, др.);
— определенная страна (российское общество) или группа стран, имеющих общий признак (западное, восточное общество, др.);
— исторический тип общества на определенной стадии его развития (древнее общество, феодальное, индустриальное общество).
1. Понятие и свойства системы
Система(от др. греч. — целое, составленное из частей) — совокупность взаимосвязанных элементов, которая состоит из подсистем и элементов, неразложимых далее. В системе главное значение имеют связи и отношения между компонентами, благодаря чему элементы в системе приобретают новые, системные качества.
Свойства системы:
— наличие структуры, которую образуют взаимосвязи подсистем, компонентов и элементов;
— целостность и устойчивость системы, при этом целое не просто сумма его частей, в системе они приобретают новые, системные качества;
— иерархичность системы — компоненты системы соподчинены друг другу, её подсистемы имеют сложное строение и сами могут выступать как системы;
— открытость природных систем, их взаимодействие со средой.
2. Признаки общества как системы:
1) сложность, структурность и иерархичность; содержит множество уровней, подсистем, разнородных элементов: материальных (экономика) и идеальных (традиции, ценности, др.);
2) функциональность — общество в целом и каждый его элемент выполняет свои строго определенные функции;
3) основной элемент общества как системы — человек, обладающий собственной активностью и свободой выбора, что делает социальные системы более подвижными и изменчивыми;
4) открытость и адаптивность — способность поддерживать свою целостность и устойчивость под воздействием среды, оказывая в то же время обратное влияние на окружающую природную и социальную среду;
5) саморазвивающийся, самодостаточный, самоорганизующийся характер, т. е. источник развития находится в самом обществе;
6) динамизм общества — оно находится в постоянном изменении, которое характеризуется как развитие, прогресс, регресс, эволюция, революция (См.: Т. 1.16-1.17).
Природа — природно-географическая среда — это совокупность естественных условий жизни человека, существующая наряду с социальной средой. Природа существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам.
Обособление общества от природы состоит в том, что;
— в центре развития общества находится человек, обладающий сознанием и волей, который руководствуется своими целями;
— в обществе действуют закономерности, не присущие развитию природы (напр., закон ускорения общественного развития).
Взаимосвязь природы и общества
Природно-географическая среда, климатические условия влияют на развитие общества, ускоряя или замедляя его. С другой стороны, осуществляя общественное производство, человек также воздействует на природу. При этом влияние человека на природу часто является негативным. Нарушение экологического равновесия, игнорирование законов природы чревато необратимыми последствиями, опасными для человека и общества.
Общественные отношения — отношения, которые складываются между людьми в процессе их совместной деятельности.
Это относительно устойчивые, многообразные взаимосвязи, возникающие между людьми (социальными группами и общностями, а также внутри них) в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности.
Общественные отношения подразделяются на виды по сферам общественной жизни.
При рассмотрении общества с точки зрения типа связей, образующих социальную систему, в его структуре выделяются такие элементы как социальные общности и группы, социальные институты, а также социальные роли, нормы, ценности.
Вместе с тем структура общества как системы раскрывается путем выделения основных сфер общественной жизни, каждая из которых также представлена соответствующими институтами (от лат. institutum — установление). (См.: Т. 1.9).
Выделяется четыре сферы общества:
1. Экономическая сфера — это отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Институты в экономической сфере — бизнес, рынок, собственность и др.
2. Социальная сфера — отношения между различными социальными общностями и группами, представлена институтами семьи, брака, детства, материнства и др.
3. Политическая сфера — отношения граждан, политических партий и государства. Институты политической сферы — государство, органы власти, партии, выборы и др.
4. Духовная сфера — отношения, которые возникают в процессе создания, распространения и сохранения духовных ценностей. Духовная сфера представлена такими институтами как образование, искусство, религия, наука, средства массовой информации (СМИ), др.
Общество и культура
Культура в широком смысле представляет собой «вторую природу», –преобразованный и созданный человеком мир. Это совокупность всех видов и результатов преобразовательной деятельности человека, направленной как на внешнюю среду (материальная культура — здания, сооружения, машины, предметы быта, др.), так и на него самого (духовная культура). (См.: Т. 1.10).
Общество невозможно вне культуры. Культура выделяет человека из животного мира. Люди живут и взаимодействуют по культурным нормам (морали, права, традиций), развивают культуру и создают новую, накапливают её и передают из поколения в поколение.
Культура также не может существовать вне общества, так как её творцами являются люди.
Тема 1.9. Основные институты общества
— это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение базовых потребностей человека и общества.
Следующее определение раскрывает социальные институты с точки зрения их структуры, функций и регулятивных норм:
— это устойчивая совокупность людей, групп, организаций, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе общепринятых моделей поведения, социальных ролей, регулируемых соответствующими нормами и правилами.
1. Представляет собой совокупность людей, занятых определенным видом деятельности, направленной на удовлетворение какой-либо значимой для общества потребности (члены семьи, предприниматели, педагоги, научные работники, др.).
2. Наличие организационной структуры. Социальный институт имеет учреждения, материальные средства, необходимые для организации его деятельности, а также свою символику.
3. Наличие ценностей и норм. Социальный институт является системой правовых и нравственных норм, регулирующих поведение людей в определенной сфере жизни общества.
4. Характеризуется четким разграничением функций людей внутри института, согласованностью их действий, высоким уровнем регуляции и контроля.
1. Устанавливают образцы поведения и обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
2. Организуют и координируют (согласовывают) действия людей, делая поведение людей более предсказуемым.
3. Осуществляют социальный контроль, стабилизирует социальные отношения и общество в целом.
4. Способствуют установлению между людьми устойчивых, надежных и постоянных связей, упорядочивают общественную жизнь.
5. Надежно обеспечивают регулярное удовлетворение важнейших потребностей людей и общества.
Институционализация — представляет собой процесс формирования,оформления новых социальных институтов.
Институционализация новых общественных явлений происходит непрерывно, в связи с возникновением всё новых потребностей людей и общества. Развитое общество характеризуется множеством различных социальных институтов, удовлетворяющих растущие и меняющиеся потребности людей.
Тема 1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Культура в широком смысле — это совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, включая изменение человеком самого себя, а также результаты этой деятельности (совокупность искусственных объектов, созданных людьми).
В узком смысле — это духовная культура — процесс творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. Продукты духовной деятельности включают в себя знания, язык, произведения искусства, театр, религию, нормы и правила и т. д.
Понятие «культура» также используется для характеристики:
— достижений человечества в социальной, экономической, политической и духовной сферах жизни общества;
— исторической социокультурной общности людей (как синоним понятия «общество», например, западная, восточная, средневековая, современная культура/общество);
— уровня развития той или иной сферы жизни и деятельности (культура труда, культура потребления, бытовая культура);
— уровня развития отдельной личности (культура мышления, поведения, нравственная культура и т.д.).
1. Адаптивная — дает средства и способы приспособления к среде.
2. Гуманистическая — духовная культура развивает, совершенствует и облагораживает человека (делает его более человечным).
3. Регулятивная (нормативная) — устанавливает нормы и требования к поведению и деятельности людей во всех сферах жизни.
4. Ценностная — формирует ценностные потребности и ориентации людей и основанное на них отношение к другим людям, миру.
5. Информативная — обеспечивает создание, накопление и сохранение знаний, ценностей и опыта, передачу их между людьми, в том числе между поколениями.
6. Коммуникативная — обеспечивает межличностное и межкультурное общение, благодаря культурным средствам, достижениям.
7. Социализации — благодаря усвоению социокультурного опыта подрастающие поколения приобщаются к жизни в обществе.
1. Субкультура — часть общей культуры, автономна по отношению к господствующей, система ценностей, присущая большой социальной группе (напр., молодежная, профессиональная субкультура).
2. Контркультура — специфический вид субкультуры, отрицающий ценности доминирующей культуры, противостоящий ей. Выполняет разрушительную и революционную функцию (криминальная, хиппи, панки, др.).
— искусство (включая литературу);
— мораль;
— наука;
— образование;
— религия.
1. Преемственность — сохранение традиции в развитии культуры, передача её ценностей из поколения в поколение.
2. Новаторство — обогащение культуры творцами-новаторами, которые совершают открытия, придают новые импульсы её развития.
3. Диалог культур — представляет собой межкультурную коммуникацию, в процессе которой происходит обмен смыслами, ценностями между культурами посредством различных средств, знаков (слов, изображений вещей). Благодаря этому смысл и значение одной культуры раскрывается для другой.
4. Постмодернизм в культуре(от фр. moderne — новейший, современный; букв. — после модерна) — мировоззренческая установка, исходящая из того, что мир невозможно описать как некое целое с помощью каких-либо общих единственно верных теорий. Считает, что все знания и нормы относительны, отрицает традиционные ценности, отстаивает плюрализм, а также убежденность в непознаваемости мира, равноправие любых элементов предыдущей культуры и возможность их соединения в любом сочетании в произведениях культуры.
5. Противоречивость духовной жизни современного общества состоит в том, что наряду с огромными перспективами развития и надеждами на лучшую жизнь растут тревоги и опасения, связанные с использованием достижений культуры (цивилизации) не во благо людей, а против них, при этом отдельный человек чувствует себя недостаточно защищенным.
Материальная культура — это многообразие создаваемых и осваиваемых человеком предметов и явлений материального мира: машины, инструменты, сооружения, технологии (производственные знания, умения и навыки людей).
Материальная культура связана с практической деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение первичных элементарных потребностей. В предметах материальной культуры воплощена духовность человека, так как практическая деятельность невозможна без духовных усилий человека и общества.
Духовная культура — совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и ее результаты, в том числе достижения наук и искусства, представления о смысле жизни, ценностные ориентации, нормы и предписания.
Духовная культура связана с развитием идеальных потребностей человека и деятельностью личностей и общества, направленной на их удовлетворение.
Виды духовной культуры:
— познавательная (интеллектуальная);
— нравственная;
— художественная;
— политическая, правовая;
— педагогическая, психологическая;
— религиозная, светская;
— экономическая и др.
Духовные ценности, составляющие духовную культуру:
1) мировоззренческо-философские (смысложизненные) — жизнь и смерть, прошлое, настоящее и будущее, вечность, судьба, гуманизм, индивидуальность, свобода и др.;
2) нравственные (этические) ценности — добро, зло, человечность, справедливость, верность, честь, достоинство, дружба, любовь, добросовестность, вежливость и др.;
3) эстетические — гармония, красота, возвышенное, трагическое, комическое и др.;
4) религиозные ценности — вера, милосердие, терпение, смирение, др.
Тема 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1) это особый вид познавательной, творческой деятельности человека, направленной на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о природе, человеке, обществе и самом познании (наука как вид деятельности);
2) это особая система развивающихся знаний
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ 2022. Обществознание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других