Дача в порядке. Как сделать участок красивым и урожайным
Павел Траннуа, 2020

Даже самый стандартный участок можно превратить в красивую, уютную усадьбу и при этом совместить декоративные посадки с плодовым садом, огородом и теплицей. Новая книга ученого-почвоведа Павла Траннуа поможет постичь особенности агротехники ста декоративных культур, преуспеть в ландшафтном дизайне любого масштаба и сложности и сэкономить средства на спасенных саженцах. Кроме подробных сведений о геоботанике, автор дает рекомендации по выбору сортов и ключевым условиям выращивания – требования к составу почвы и посадке, освещенности и поливу, способы зимовки и содержания.

Оглавление

© Траннуа П.Ф., текст, иллюстрации, 2020

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2020

От автора

Каждая книга должна показать читателю новую грань предмета или явления, какую он больше не найдет нигде. О декоративных растениях написано вроде бы много, но я уверен, что данная книга позволит вам взглянуть на украшение своей усадьбы с нового ракурса. Вы увидите то, что сделает вас сильнее и успешнее в работе с растениями.

Большинство из нас могли бы сказать про себя на садовом участке: «Совмещаю на посту урожай и красоту!» Говоря иначе, большинство из нас ведет отбор и самых красивых декоративных растений, и самых вкусных сортов фруктов и овощей. И вы, скорее всего, тоже из тех, кто не ограничивается одним ландшафтным дизайном, говоря: «Плоды я и на рынке куплю!». Либо вы неизбежно к этому придете просто потому, что дураков в еде у нас нет (по крайней мере, я еще не встречал). И как только обнаружишь разницу между своими плодами с грядки и покупными да еще такую же разительную разницу между их сортами, то уже не успокоишься… Короче, есть две разные методики украшения участка: вы или сразу весь участок подчиняете сугубо проекту ландшафтного дизайнера, или детально компонуете декоративные посадки в единую систему с плодовыми деревьями, огородом, теплицами. Во втором случае нужно знать глубже жизнь растений и лучше владеть агротехникой. По этой причине, до того как вести отдельный разговор о декоративных культурах, я считаю обязательным для себя дать хотя бы несколько кратких глав об агротехнике применительно ко всем декоративным многолетникам.

ВЫВОД

Украшение участка — это извечное занятие абсолютно любого садовода. Как только вы приобретаете участок земли, чистый или со строением, вы мысленно начинаете продумывать, куда и что надо посадить, чтобы было красиво и функционально. И всегда важны две стороны — и само творческое решение, и агротехника.

Вот один из примеров. Первым делом в голове нового владельца возникают мысли, что вот там и там надо отгородиться высокими кустами от любопытных глаз, что-то посадить со стороны дороги, здесь создать уголок для застолий на открытом воздухе, полностью закрытый от взоров соседей из окон второго этажа. Но не так просто это воплотить: сколько лет будет расти, скажем, куст орешника, лиана или фруктовое дерево до нужной высоты? У меня они все давали бы не менее чем метровые приросты ежегодно, более того, никто бы не погиб по дороге, а желанные заросли были бы созданы в считанные годы. А у кого-то все замрет, будет едва развиваться или расти неравномерно, с прорехами и выпадами.

Эта книга о том, как в лучшем виде реализовать те великолепные сорта многочисленных культур, которые сегодня щедро предлагают питомники декоративных растений и частные коллекционеры сортов. Купить-то их сегодня прямой поездкой или по почте — это не проблема, а вот сделать так, чтобы они еще и радовали, здесь нужно много точных подсказок (главное слово «точных»).

(Некоторые культуры, признаюсь, не включил по причине личной неприязни. Надеюсь на понимание.)

Как вы думаете, 100 декоративных культур на одном участке — это вообще много или мало? Друзья, так это, смотря с чем сранивать! Давайте сразу определимся.

По факту, значительная часть диких растений, которые мы наблюдаем в природе, сегодня введены в культуру как декоративные. Есть культурные сорта березы, сосны, ивы, разные виды незабудки, подорожника и т. д. Другими словами, если в природе виды растений исчисляются сотнями и тысячами, то в культуре, помноженные на сорта, они дают буквально необъятное для вас число декоративных новинок. Вам со всеми заведомо не справиться. Как и ни один автор не сумеет всех их охватить.

Таким образом, если кто-то поставил себе задачу навсегда опустошить свой кошелек, то нет лучше способа, чем начать коллекционировать сорта, скажем, лилейников (их тысячи!), гейхер или хост, а еще вернее — это коллекционировать вообще все встреченные декоративные новинки, которые предлагает рынок и интернет-сообщество садоводов. Им нет конца и края! Призываю вас сразу понять этот феномен, быть к нему готовым и заранее ограничить себя разумными рамками, вместо того чтобы по-детски радоваться очередной диковинке. Это не та радость, которую я имел в виду в названии книги. Другую радость хотелось бы приумножить в садовой практике.

ВЫВОД

Материал книги составлен так, чтобы все вместе, включая сведения по геоботанике и детали по каждой культуре, создало систему по легкому и радостному украшению усадьбы. Освоив ее, вы без проблем справитесь с любым новым растением сверх того, который предлагаю я.

Эта книга поможет вам преуспеть в ландшафтном дизайне любого масштаба и сложности, и прежде всего сэкономит вам кучу денег на спасенных саженцах. Могу сказать с уверенностью из своего давнего опыта работы с начинающими да и опытными садоводами, что, в принципе, всем гораздо больше недостает знаний о почве, нежели о ландшафтном дизайне. О том, что яркую игру на контрастах можно тонко смягчать игрой оттенков (нюансов), о законах колористики, о видовых точках, об объемах и плоскостях, вертикалях и горизонталях, об уравновешенности и лаконичности — об этом все читали, наслышаны и применяют в повседневной жизни, ведь все подбирают элементы одежды, все делают ремонт в квартире… Мало того, многие наши садоводы владеют профессиями, которые позволяют создавать красоту не хуже профессионального ландшафтного инженера. Особенно, как я убедился, фотографы, которые молниеносно выхватывают самые выгодные ракурсы! А еще есть художники, модельеры, парикмахеры, оформители витрин и т. п. У них просто чутье на то, как красиво располагать формы в виде растений и всяких камней. Ну, если я всю жизнь рисовал и раскрашивал иллюстрации, неужели у меня не получится подобрать садовые объекты и красиво разместить их! Да я эти варианты сотнями могу изобретать! Да и вообще, несомненно, любая женщина это все делает легко, благодаря правому полушарию мозга, которое отвечает за художественный вкус. Кроме того, еще есть множество цветоводов, которые наизусть помнят тысячи видовых и сортовых названий растений! Лихо это все, никто не спорит. Но как не запороть всю эту благость на «почвоневедении»? Вот где для многих ложка дегтя.

Если вы где-то в чем-то прокололись, то это из-за почвы. Ваше недоумение или желание оспорить это говорит о том, что в почвоведении вы не слишком большой знаток. Говоря короче, агротехника — это создание жизнеобеспечивающих свойств почвы. Дренаж — это что, не почва? А о том, что такое противопоказанный предшественник или неблагоприятный сосед, слышали? Полив, мульча, корневые выделения сорняков, уровень кислотности, накопление собственных выделений под старыми растениями, применение ядохимикатов, которые накапливаются в земле, — это разве не почва? Почва может переливаться своими свойствами, она может быть самой разной. А инфекция нападает не на всех подряд — только на ослабленных. И зимуют хуже именно отравленные растения.

В книге приводятся и сведения о происхождении культур. Эти знания тоже помогают нам сохранить их. Геоботаника весьма познавательна и открывает нам удивительные факты. Так, для кого-то будет неожиданностью узнать, что продаваемая у нас в супермаркетах так называемая корейская спаржа — это всего лишь соевый продукт (его с таким же успехом могли именовать «трюфель» или «анчоус», но почему-то назвали спаржей), а настоящая спаржа, являющая деликатесом в Европе, — это декоративное растение, которое каждый может завести у себя на участке. Главное — это пролить свет на закономерности в мире садовых растений. Как почвовед по образованию, я сразу думаю о почве, когда узнаю о происхождении какой-либо культуры: «Ага, она из Южной Америки, а поточнее, с побережья или с внутренней части материка, с гор или пампасов, а может, из влажного леса». Там везде будут разные почвы. Для успешного выращивания культуры важны как ее требования к поливу и освещенности, так и составу почвы. Иногда это не так уж существенно, но для некоторых культур почва — ключ.

Во вступлении хочу также сделать замечание об отличии книжного материала от сайтов и форумов, которыми пользуется подавляющее большинство начинающих цветоводов в полной уверенности, что именно там находится самая полная информация. Большинство людей теряется в хаосе, а Интернет — это как раз океан бессистемных сведений. И психологи все это доказали: во-первых, обычный человек, который может запомнить сразу не более пресловутых семи объектов, после вечера лазания по просторам Интернета не запоминает абсолютно ничего. Во-вторых, по статистике, шанс, что человек дочитает до конца электронную книгу, в 10 раз меньше, чем то, что он дочитает ее бумажный вариант. Другими словами, обычная книга — это порядок, это удобная для усвоения подача материала. Только через книгу реально чему-то научиться — это мое давнее убеждение, которое и толкает писать книги.

Могу добавить Интернету еще один минус. Большая часть наиболее доступных сайтов о цветах создана не специалистами, а компиляторами. Знаете, чем они (сайты) отличаются, даже когда компилятор добросовестно и верно изложил сведения, взятые из справочной литературы по растениям? Тем, что компилятор не в силах указать ключевые моменты! Он делает упор на всякой чепухе, заставляя и вас направлять все усилия на ерунду и тем самым упускать решающие факторы успеха. Я эти «холостые выстрелы» сразу вижу при заходе на различные напыщенные, псевдозаботливые о читателе сайты. Почему же я тут же замечаю всевозможные проколы и липу? Просто потому, что всю жизнь занимаюсь растениями и самолично издавна выращиваю все эти декоративные культуры, о которых пишу.

Мое знакомство с ними началось в начале 70-х годов прошлого века, когда соседка по даче, родом из Прибалтики, помогавшая нам делать первые шаги на полученном участке, однажды прикатила целую тачку разных корневищ и луковиц. Это она занималась пересадками, делением, прореживанием своих необъятных цветников и поделилась с нами излишками. Чего там только не было! В те времена Прибалтика лидировала по садовому дизайну, и соседка передала нам ряд незнакомых культур, прибывших из Европы. Поэтому многие из культур и сортов, которые узнались нашей широкой аудиторией в 90-е, я уже воспринимал как обыденность. К тому времени я размножал их и как только не сажал: и в таких-то условиях, и в противоположных, и таким способом, и сяким… Предел прочности и много другого установил вполне четко! Потом в 1981 г. поступил на факультет почвоведения и по мере расширения спектра изучаемых растений постоянно открывал для себя и новые декоративные культуры. Розы, клематисы, гладиолусы и другие — это все был обыденный материал для экспериментов по питанию растений и аллелопатии (совмещению культур). Для ученых красоту никто не отменял: идея была в украшении скучных плодово-овощных посадок. (К слову, у нас в стране издавна сложилось, что сортимент культур и сортов на руках у населения гораздо богаче, чем на официальном уровне, включая научные институты).

Насколько сложно выращивать декоративные растения? Если ты знаешь ключевые моменты, то ты их полный хозяин. Для некоторых культур они включают способ зимовки, иногда способ обрезки, но в основном это способ посадки и содержания. Нельзя пренебрегать главными условиями. Какими бы незначительными они ни казались по сравнению с фотографией сорта и его английским написанием, увы, роскошный каталог цветов и посадочное место — это разные вещи. Например, рекомендация приподнять на 10 см над поверхностью корневую шейку с помощью возвышенности, сделанной с добавлением песка, — это одно из ключевых условий успешной зимовки многолетников, но ее очень многие просто не замечают, хотя этот прием резко улучшает качество почвенных условий для корневого узла (не хочу углубляться в понятия окислительно-восстановительного потенциала, так как специально все писал предельно простым языком). Все клумбы лучше сразу делать несколько приподнятыми: песок — самый дешевый грунт! И он требуется практически всем декоративным культурам. Вы догадались, что песок — это еще один ключ? Верный и универсальный!

ВЫВОД

Для успеха в выращивании какой-либо культуры отнюдь не обязательно перелопатить горы литературы о ней — вполне достаточно странички с ключевыми факторами по ее содержанию.

Возможно, вы заметите, что в отличие от других авторов у меня не вызывают восторгов лекарственные свойства декоративных растений, я о них вообще не пишу, так как не разделяю радужные мнения типа «Выпил девясил — и долги погасил!» или «Заварил чабрец — и раку конец!» Меня больше заботят ядовитые свойства части декоративных растений по принципу: «Под свои реликвии не сажал бы ты лютики!»

Основной раздел этой книги — это главы по отдельным культурам. Перед ними я все-таки коротко дам несколько предваряющих наставлений, которые считаю важными и, уверен, новыми для вас (для меня-то это уже многократно проверенный материал).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я