Гармонизация национальных и конфессиональных отношений народов Калмыкии в условиях возросших вызовов в российском обществе

О. В. Усалко

15 декабря 2017 г. в Институте калмыцкой филологии и востоковедения Калмыцкого госуниверситета состоялся круглый стол на тему «Гармонизация национальных и конфессиональных отношений народов Калмыкии в условиях возросших вызовов в российском обществе». Мероприятие было организованно кафедрой калмыцкой литературы и журналистики совместно с кафедрой философии и культурологии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гармонизация национальных и конфессиональных отношений народов Калмыкии в условиях возросших вызовов в российском обществе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Овшинов А. Н.

доктор социологических наук, профессор кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова»

СОЦИОЛОГИЯ ПАРАДИГМЫ «ЭТНИЧНОСТЬ»

Дискуссии по проблемам социологии этнической парадигмы, с новой силой развернувшиеся на рубеже 80-90-х гг. XX в., периодически продолжаются и по сегодняшний день с большей или меньшей интенсивностью. Это предполагает разработку новых теоретических подходов (методов) с учетом социально-политических, экономических, идеологических, культурных и т. д. изменений, происходящих в мире.

В зависимости от научной традиции и концепта этничность как феномен трактуется по-разному в зарубежной этнологии и социологии, а также в отечественном обществознании. Содержание этой парадигмы не сформулировано окончательно и на сегодняшний день. В социально-культурной антропологии зарубежной этнологии этничность (этнос) стала одной из определяющих категорий. Продолжаются дебаты вокруг проблем этнической идентичности: происхождение (реальное или мифологическое), характер компонентов, определяющих специфику этнической идентичности в отличие от коллективной и других форм идентичности.

Свою авторскую позицию по данной проблеме мы в основном изложили в статье «Современное критическое переосмысление традиционных этноконцептов» [9. С.18—32].

Однако мы хотели бы дополнить и углубить некоторые аспекты этой, продолжающей оставаться актуальной темы, в ее социологическом измерении.

В научном сообществе парадигма «этничность» (этнос) как этносоциологическая категория обобщает признаки этнических общностей (народ, этнос, нация) на всех этапах истории человечества.

Понятие «этнос» (этничность) — это простое примитивное общество, органически (естественно) связанных между собой опытом длительного совместного проживания, укоренившимися традициями, обычаями и общим самосознанием людей. В понятии «этнос» объединяются пространственные и временные представления об этнических общностях (народах) различного историко-эволюционного типа (племя, народ, нация).

Статичные и функциональные характеристики отличают одну группу от другой, обладающих иными параметрами тех же характеристик. Научным сообществом общепризнано, что парадигма «этнос» (как группа, племя, народ) — это межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языками, культурой и самосознанием [9. С.19].

В отечественную этнологию понятие «этнос» впервые ввел ее основатель, русский этнолог С. М. Широкогоров. Этнос, по утверждению С. М. Широкогорова, есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладов жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемые от обычаев других.

В работе «Этнос: исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений» (1923) Широкогоров пишет: «В изложенной системе я принимаю, что единицею, в которой протекают процессы культурного и соматического изменения человечества, как вида, является этнос, осознаваемый им самим, как группа людей, объединенных единством происхождения, обычаев, языка и уклада жизни» [12. C.62].

Понятие «группа людей» у С. М. Широкогорова означает особую форму общества, а система специфических традиций, обычаев и нравов является одним из существенных и качественных составляющих этноса. Следовательно, считает Широкогоров, «этнос основан на единстве нравов, синхронизме моральных оценок», т.е. на системе нравственных ценностей. Именно поэтому нравственное начало (мораль) является одной из существенных сторон этноса, своеобразной ее матрицей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гармонизация национальных и конфессиональных отношений народов Калмыкии в условиях возросших вызовов в российском обществе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я