Эта книга для тех, кто интересуется темой абьюза не только в психологии, но и литературе. Я предлагаю взглянуть под совершенно другим углом на «счастье» героинь классической литературы, которое очень долгое время подавалось под соусом «настоящей любви», «истинного счастья» и «слепой самоотверженности». Обещаю, что после прочтения вас «отпустит», и вы перестанете называть любовью абьюз. У многих может открыться третий глаз и ощущение, что раньше кто-то сильно обманул, не пугайтесь – это пройдет. удовольствие от прочтения гарантировано. Спасибо за внимание.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Горькое счастье Веры Алмазовой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Ольга Иванус, преподаватель — репетитор по русскому языку и литературе со стажем более 20-ти лет. Тема абьюза заинтересовала меня не случайно, потому что деструктивные люди частенько «захаживали» в мою жизнь. Естественно, читая классиков с детства, я научилась, как и многие, называть любовью все,что угодно: любые деструктивные сценарии, описанные любимыми писателями, я воспринимала как «настоящую любовь, за которую во что бы то ни стало следует «бороться до конца». Но в реальности такая режиссура взаимоотношений с противоположным полом не приводила меня в восторг, и я крепко задумалась о том, где же логическая цепочка дала сбой? Пришлось перерыть просторы интернета. Найдя тему абьюза, «сложила все пазлы» и взглянула на любимых литературных героев под другим углом. Что касается деструктивных людей в моей жизни, их постигла более печальная участь: некоторые ушли в блок навсегда, а «токсам» я научилась на стадии «Привет» отвечать «Прощай!».
Александр Иванович Куприн https — русский писатель 19 — го века, чьи произведения каждый из нас когда-то изучал у школе. Многие помнят «Гранатовый браслет», «Олесю», «Поединок». Интерес современного читателя подпитывается также и экранизацией его знаменитого романа «Яма», в котором повествуется о жизни «жриц любви» в царской России. Конечно, в школе изучать на уроках роман Куприна о женщинах древней профессии не приходится, но зато рассказ «Куст сирени» о супружеской паре как раз таки изучают. Неудивительно, что главной темой урока становится обсуждение счастья и самоотверженной любви главной героини, которая «души не чает» в своем драгоценном муже, ведь так принято — преподносить героев классической литературы в идеальном свете, полностью отключив по инерции критичское мышление и трезвый взгляд на повествование. Однако у читателя возникает когнитивный диссонанс, когда,с одной стороны, ему вещают об идеализированном герое, а, сдругой стороны, есть перед глазами текст Куприна, и он «говорит» совершенно противоположное. Именно так и случилось с одной из моих учениц, которая в недоумении после школьного урока попросила меня обьяснить ей суть возникшего диссонанса в понимании «горького» счастья Веры Алмазовой, которая замужем за абьюзером. Куприн настолько очевидно и прямолинейно показывает «уродство» и неестественность абьюзивных отношений, что даже грех не разобрать авторский месседж читателям любого времени.
КУСТ СИРЕНИ
Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой кабинет. Жена, как только увидела его насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой,
НЕ может открыть двери сам? Наверняка, привык, что его обслуживают.
«Поджимание губок» — это поведение маленькгого капризного ребенка, который еще не вступил во взрослую жизнь и поэтому не имеет навыка преодоления стрессов. )
в ту же минуту поняла, что произошло очень большое несчастие…
для незрелой психологически личности, не способной самостоятельно решать свои проблемы, любое несчастье кажется очень большим — так размышляют дети и абьюзеры
Она молча пошла следом за мужем.
слово «молча» говорит о том, жена чувствует собственную ответственность за неудачи мужа. Это вкорне неверная позиция: каждый взрослый человек должен самостоятельно решать свои проблемы, не перекладывать отвественность за свои неудачи на других и паразитировать на близком человеке, ожидая решения всех проблем, а судя по высказываниям автора, Верочка так и делает: решает все проблемы своего мужа.
В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. Потом он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами…
бросание предметов, дерганье, недовольные физиономии — это все демонстратичное поведение, показывающее, что настал «конец света» и «все кончено». Это манипуляция, чтобы вызвать у Веры чувство вины для того, чтобы заставить ее «вытаскивать» его и «спасать», то есть решать его проблемы. Очевидно, что это привычная модель поведения героя, ведь женщина не выказывает ни малейшего удивления, потому что она привыкла к тому, что мужа выводит из себя любой пустяк, любая неудача.
Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба и теперь только что вернулся оттуда. Он сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу — инструментальную съемку местности…До сих пор все экзамены сошли благополучно, и только одному богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили… Начать с того, что самое поступление в академию казалось сначала невозможным. Два года подряд Алмазов торжественно проваливался
Автор показывает, что Коля не мог поступить два года, потому что ничего для этого и не делал.
и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость
Очевидно,что Алмазов сам не способен ничего добиться в жизни,при поражениях и неудачах он сразу пасует, злится и бездействует, махнув на все рукой, и только благодаря усилиям Верочки добивается успехов. Жена Алмазова является его поддержкой, то есть фигурой заботливой матери, которая решает проблемы невзрослого, инфантильного мужчины.
Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом.
слова «почти» и «приучилась» о многом говорят читателю. Это ключевые слова в понимании состояния Верочки. Она вынуждена смириться с инфантильностью мужа, его полной неспособностью стать взрослым и взвалила на себя обязанность быть ему матерью, переводчицей, помощницей, чертежницей. Еще более выразительно звучит слово «почти», оно говорит о том, что Верочке совсем не весело, не радостно на душе, но она не имеет право на собственные, вполне естественные эмоции,( ведь она, на минуточку, живой человек!!!) Верочка не имет право быть грустной или недовольной, однако вынуждена «натягивать» улыбку, чтобы Коленька не злился еще больше и не отчаивался, ведь если он отчается и все бросит, то как же они будут жить дальше. Вероятно, картины жуткой нищеты проносятся в голове у несчастной женщины, которая обязана быть сильной и поддерживать вечно «падающего» и вечно недовольного мужа, который прекрасно паразитирует за ее счет.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Горькое счастье Веры Алмазовой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других