«Как живут женщины в Париже? В нашем представлении это юные и не очень, прекрасные дамы, которые летят по городу на каблуках и в изящных платьях. Они забегают в кофейню выпить кофе и побежать дальше по своим красивым делам. Но так ли это на самом деле? У современной француженки нет ни средств, ни времени на то, чтобы выглядеть как с обложки журнала и одеваться у Шанель. Ей нужно наравне с супругом обеспечивать семью. И выходить на работу после декрета, когда малышу едва исполняется 2 месяца. Но даже при этом француженке удается сохранять особый шарм, непоколебимую уверенность в себе и прекрасную самооценку. Она всегда делает то, что считает нужным, независимо от мнения окружающих. А еще у француженки нет возраста. И в свои 65 она с радостью учится танцевать танго. А потом неожиданно выходит замуж за мужчину лет на 15 моложе. Ведь жизнь одна, и ею нужно наслаждаться! В книге «Французский этикет. Почему француженки не носят Шанель» я расскажу вам, как живет современная женщина во Франции. Мы заглянем в ее гардероб, на кухню и даже в спальню. Поинтересуемся ее банковским счетом. Местом учебы и работы, зарплатой и карьерой. Обо всем этом и о многом другом читайте без прикрас в моей первой книге». Ольга Овдий, француженка с 15-ти летним стажем. Переехала во Францию в 22 года, чтобы стать хозяйкой своей жизни. На данный момент бизнес консультант французских ведущих компаний, создатель международной резервационной туристической платформы LinkedByTravel. В свободное от работы время – страстная путешественница и историк – любитель. Вдохновлённая искусством, модой и дизайном. Увлекающаяся психологией и влияниемсна людей. Пишет для Marie Claire, Cosmopolitan, Grazia, e-executive.ru, а также ведёт блог на Сноб. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Французский этикет. Почему француженки не носят Шанель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Феминизм и секс: немного французской истории
Ну а чтобы понять, почему француженки стали такими, какие они есть на сегодняшний день, давайте обратимся к истории. Ведь неспроста они борются по сей день за свои мнимые свободу, равенство и братство там, где надо, а чаще — где не надо, и к тому же — совершенно не в свою пользу. И ведь борются именно за братство! Потому что, как ни странно, женственность во Франции давно уже не в почёте.
Гордо размахивая изрядно выцветшим флагом феминизма и эмансипации, эти озлобленно-уставшие воительницы за свободу со всего размаха получают непридержанной сильно-слабым полом дверью по давно забывшему макияж лицу. Но даже при этом жажда эмансипации не ослабевает. Как говорится, запретный плод сладок. И если у многих других эта булимия уже бы вызвала не только стойкое отвращение, но даже диабет, француженки продолжают самоотверженно бороться с ветряными мельницами и взваливать себе на плечи всю эту «невыносимую лёгкость бытия».
Хотя, возможно, всему есть своё объяснение. Безумно хочется понять, почему женщины пытаются взвалить на себя всё больше и больше обязанностей, отобрать часть мужской работы, не разделив при этом с последними даже части своей собственной. А потом просто не понимать, что с этим всем добытым в безумной борьбе счастьем делать, кроме как обвинять слабый сильный пол в его несостоятельности. Сами французские особи мужского пола, пострадавшие от феминизма, называют нависшую над ними угрозу «моральной кастрацией».
Да это и неудивительно, ведь после прочтения книг Марлен Чиаппа, сегодняшнего министра по вопросам равенства между мужчинами и женщинами, складывается впечатление, что современных француженок интересует исключительно работа или дети (или работа, или дети — качественно совместить во Франции и то, и другое невозможно). Так вот, обыкновенный среднестатистический мужчина рассматривается современными француженками чаще всего как детопроизводитель.
Ну и поскольку Франция является страной католических нравов, здесь, чтобы всё было «ком иль фо», надо быть в паре. Да и недвижимость при этом обходится дешевле, а ещё можно уменьшить налоги. Ну и самое главное — гордо так всем заявлять, что ты «en couple», что по звучанию недалеко от нашего глагола «совокупляться». А о чувствах во Франции речь уже давно не идёт.
То есть статус мужчины как просто любимого человека рассматривается француженками лишь в крайне исключительных случаях. Видимо, этим и объясняется постоянно растущее количество браков с иностранками. Особенно когда первый брак с француженкой успехом не увенчался.
Я совершенно не оправдываю мужчин и не хочу сказать, что все они — жертвы эмансипации. Скорей наоборот, я — сторонница теории вселенского заговора с их стороны. Это они придумали феминизм и эмансипацию, чтобы переложить на хрупкие плечи женщин содержание семьи. Это они создали ложную псевдопривлекательность работы и взрастили в женщинах некое чувство зависти по отношению к её наличию.
По Фрейду женщина чувствует себя ущербной от зависти к мужчине по причине наличия у него мужского органа — и никоим образом решить эту проблему для себя не может. Ввиду такой безысходности мужчины выдумали для зависти новый повод, но уже преодолимый для слабого пола без операционного вмешательства. И речь тут идёт как раз о той самой работе. Если раньше женщина не считалась самореализованной без детей, то теперь ей подсунули ещё и работу — с обязанностью содержать семью.
Интересен тот факт, что исторически всё складывалось для француженок не так уж и плохо. Уже две твсячи лет назад галльская женщина играла в обществе ведущую роль. Галльские женщины сами выбирали себе партнёров. Как бы настойчив ни был поклонник, решающее слово всегда было за дамой. На ложе, на войне и на пиру женщины галлов были с мужчинами на равных.
В Средние века, когда церковь объявила, что до первородного греха человек не имел пола, сексуальная жизнь стала считаться признаком растления и падения человечества. Церковь запрещала занятия любовью ради удовольствия. Любовные утехи считались грехом, и половой акт служил исключительно задаче деторождения.
Со временем нравы всё более ужесточались. Даже парам, состоящим в законном браке, церковь запрещала заниматься любовью по воскресеньям, средам и пятницам, а также во время религиозных праздников, когда женщина была беременна и в течение 40 дней после рождения ребёнка. Более того, мужчина не должен был ни в коем случае проявлять какие-либо признаки страсти по отношению к своей жене.
Церковь дошла то того, что даже определяла позиции, в которых пара могла заниматься любовью. Не могло быть и речи о позе наездницы или левретки. Не говоря уж о содомии. Разрешена была лишь поза миссионера. Церковь запугивала верующих тем, что нарушение установленных ею правил вело к рождению детей-монстров. В постели женщине было абсолютно запрещено проявлять какую-либо инициативу. Половой акт мог совершаться исключительно ночью. Женщине при этом запрещалось возбуждать супруга и провоцировать его желание какими-либо действиями.
В то же время в параллельном мире дворянства начинается расцвет любви возвышенной. Цель этого забавного изобретения — разделение любви на так называемые области «выше и ниже пояса». Женщина могла получать от своего рыцаря комплименты, слушать его признания в любви, даже позволять прикасаться к её рту или груди. Но половой акт был при этом строго воспрещён.
Рыцарская любовь возникла в начале XII столетия. Женщина воспевалась трубадурами и всячески идеализировалась. Рыцарь клялся подарить своё сердце своей единственной возлюбленной и любить её исключительно платонической любовью. Если только она не соглашалась со временем выйти за него замуж.
Именно в XII столетии возникли первые правила соблазнения! И что самое интересное, в переводе с французского первое значение этого слова означало «ввести в заблуждение»! Все средства были хороши для того, чтобы привлечь внимание и соблазнить свою возлюбленную. В определённом смысле с тех пор мало что изменилось.
Возвышенная любовь заключалась в постоянном желании друг друга, редких поцелуях, возлежании рядом обнажёнными, но категорически исключала совокупление.
Вопреки всему этому в период Средневековья сексуальные фантазии удовлетворялись достаточно быстро, ибо продолжительность жизни была очень невелика и ждать было некогда. Поэтому возвышенно влюблённые рыцари параллельно реализовывали свои потребности с женщинами древнейшей профессии.
С одной стороны, было много запрещённого, но с другой — реальность и физиологические потребности брали своё. В средневековой Франции сексуальная жизнь присутствовала повсюду. В каждом городе среднего размера существовали так называемые «барда», то есть дома на берегу реки. Впоследствии это слово превратилось во всем известное «бордель». В домах этих существовали более чем свободные нравы. Да и по церковному уставу любовные утехи не являлись грехом, если за любовь было заплачено. Тем более, что сама же церковь и владела большинством борделей.
С течением времени количество публичных домов не переставало расти. В Париже даже бытовала поговорка, что, переходя через мост, вы обязательно встретите двух монахов, двух ослов и двух проституток. На фоне бесчисленных церковных запретов проституция запрещена не была. Напротив, начиная с XII столетия она рассматривалась как необходимое зло. В то же время, если женщина изменяла своему супругу, он мог убить её совершенно безнаказанно. Если же изменял муж, жена не имела против него никаких санкций в рамках закона.
Изнасилование не считалось преступлением. Только если девушка оказывалась девственницей, её отец мог претендовать на материальную компенсацию. Церковь понимала мужские физические потребности. Поэтому именно она не только участвовала в организации борделей, но и контролировала их заработки. Бордели приносили церкви больше доходов, чем принадлежащие ей земли.
Уже в XIII столетии Париж получил известность как город удовольствий. В 1254 году святой Луи пытался запретить проституцию, но быстро изменил своё решение и уже спустя два года позволил жрицам любви обустраиваться в районе улицы Сан-Дени.
При этом женщины лёгкого поведения имели особые знаки в одежде, дабы отличаться от женщин целомудренных. Они не должны были носить головной убор и часто выставляли напоказ грудь, зазывая таким образом клиентов на улице.
В то время церковь настаивала, чтобы женщины древнейшей профессии по воскресеньям ходили на мессу. Поэтому в этот день им не разрешалось работать, а поход в церковь гарантировал им спасение своей собственной души, а также спасение душ своих клиентов. Также жрицы любви могли искупать свои грехи, а точнее — выкупать их у церкви за определённую сумму. Утверждают, что в только в Париже церкви принадлежало около трёх тысяч борделей, в которых работало сорок тысяч женщин, чаще всего из числа матерей-одиночек и женщин изнасилованных и брошенных.
На дверях публичных домов вывешивались красные фонари, чтоб отличить их от домов обычных. Управляли ими женщины, которые следили за питанием и здоровьем своих подопечных. Публичные дома принадлежали не только церкви, но и городскому управлению, и в таком случае управлялись городским консулом. Наидревнейшая профессия была жёстко регламентирована — так, большинство борделей было сосредоточено в определённых кварталах города.
При этом мода на публичные дома не прошла даже мимо некоторых монастырей. В эпоху правления Луи XII недалеко от Лиона один из монастырей был превращён в бордель, где сами монахини оказывали клиентам платные услуги. Кроме этого, существовали общие городские бани, мытьё в которых зачастую превращалось в совместную оргию. И, конечно, не забывала о плотских утехах армия — женщины лёгкого поведения следовали за солдатами повсюду, поднимая их боевой дух.
Интересно, что в средневековой Франции приговорённый к смерти мог быть помилован, если на пути его следования к эшафоту какая-либо женщина изъявляла желание выйти за него замуж.
У высших слоёв общества жизнь тоже была далеко не простой. Изначально французские короли могли выбирать себе супругу по любви независимо от каких-либо политических или дипломатических интересов. Так продолжалось до конца первого тысячелетия нашей эры. И часто у них получалось совместить приятное с полезным.
Так, король Генрих I мечтал найти себе в супруги красавицу с длинными волосами и лицом, по красоте сравнимым с произведением искусства. В то же время Генрих I искал возможность укрепить союз с Востоком и заручиться союзом в преддверии возможного конфликта с Германией. Так во Францию прибыла принцесса Анна Ярославна Киевская — дочь Ярослава Мудрого, в которую Генрих I влюбился с первого взгляда. В 1052 году она родила королю наследника, будущего короля Франции Филиппа I, а затем ещё троих детей.
Через три года после смерти коронованного супруга Анна осмелилась снова выйти замуж. Второй брак Анны наделал много шума. Ради неё Рауль Великий отрёкся от своей молодой и красивой жены, которая, узнав об измене супруга, не замедлила отправиться в Рим и пожаловаться папе Александру II. В свою очередь, папа потребовал от Рауля вернуться к своей законной жене. Но последний на уступки не пошёл, и его брак с Анной папа признал незаконным. Однако король Филипп I закрыл глаза на приключения своей прародительницы, некоторое время бывшей со своим любовником в бегах, и допустил её назад ко двору. Впоследствии Анна основала аббатство Святого Винсента в небольшом городке Санлис в 30 км от Парижа, которое и по сей день привлекает к себе множество туристов.
Каноном красоты с XII по XV столетия считалось удлинённое тело с тонкой талией, маленькой грудью, узкими щиколотками и бёдрами, тонкими руками и ногами. Также высоко ценились светлые волнистые волосы, фарфоровый цвет кожи, маленький рот, ровные белые зубы, миндалевидные чёрные глаза, высокий лоб и прямой тонкий нос.
В Средневековье женщина обязана была чтить своего супруга превыше всех остальных мужчин, любить его, слушаться во всём и ни в коем случае не противоречить. Она должна была проявлять нежность, мягкость и заботу, оставаться всегда спокойной, даже если муж чем-то разозлён. Если вдруг женщина узнавала об измене своего супруга, о своём несчастье она могла сообщить только Господу Богу. Женщина должна была заботиться о том, чтобы муж никогда ни в чём не нуждался и всегда пребывал в ровном и хорошем настроении.
Но как бы ни тяжела была жизнь женщин в то далеко не простое время, ещё больше испытаний выпало на их долю во времена Ренессанса. В эпоху Возрождения женщинам было не принято выражать свои мысли и чувства вслух, поскольку они вообще не принимались в расчёт. Всё так же процветало насилие над женщинами из бедных слоёв населения, и особенно проститутками. При этом воровство наказывалось гораздо строже.
И тем не менее, Ренессанс подарил мировой истории таких знаменитых женщин, как Маргарита Наваррская, Екатерина Медичи и многих других. Более того, куртизанки из высших слоёв обладали большей свободой и правами, нежели замужние дамы. Они не только предоставляли своё тело в пользование для утех, но были хорошо образованы, могли поддержать разговор на любую тему, развлечь музицированием или пением.
В это же время возникло одно из монументальных изобретений старого режима, а именно — куртизанка или любовница короля, многие из которых вошли в историю, в том числе — на политическом поприще. Среди них Аньес Сорель, Франсуаза де Шатобриан, Диана де Пуатье, Габриэль д’Эстре.
Кроме куртизанок, приближенных к королям, многие женщины той эпохи играли ведущие роли в культурном и религиозном плане, а также в развитии искусства. Так, всем известная Диана де Пуатье оставалась любовницей короля Генриха II до самой его смерти на турнире в возрасте 40 лет. При этом Диана была практически на 20 лет его старше. Генрих II запомнил поцелуй, которым она проводила его в 8-летнем возрасте в испанский плен в обмен на освобождение отца — короля Франциска I. Влюбился же Генрих II в Диану в 12 лет, когда снова увидел её на празднестве, устроенном в честь его возвращения из плена. Будущая фаворитка короля уже перешагнула на тот момент порог старости, достигнув 30-летия. Но говорили, что время было не властно над её красотой. И законная жена короля Екатерина Медичи, родившая ему 10 детей, так и не нашла способ уменьшить влияние на своего мужа фаворитки, которую он задаривал драгоценностями и замками. Ходили слухи, что сама Диана поставляла ко двору короля молодых девушек — красивых, но не блещущих умом, что и позволило сохранить ей свои позиции вплоть до смерти Генриха II.
В XVI веке Габриэль д’Эстре была фавориткой короля Генриха IV, который отрёкся от королевы Марго из-за отсутствия наследников. Поговаривали, что Габриэль была продана Генриху IV собственной матерью, когда ей исполнилось 16 лет. Современники описывают природную красоту Габриэль. Её тело отличалось совершенством пропорций, кожа сияла белизной, а глаза имели цвет неба.
Тем не менее, говорили, что изначально королю она не понравилась и посему довольно долго переходила из рук в руки среди знатных вельмож — до тех пор, пока в очередной раз не попалась на глаза Генриху IV, который сделал её своей любовницей. Однако для сохранения приличий он всё же выдал её замуж.
Впоследствии Габриэль оказала неслыханное влияние на короля, который, будучи убеждённым предводителем протестантов, принял католицизм и отрёкся от своей жены Маргариты де Валуа, чтобы возвести на престол любовницу. Габриэль родила королю троих детей, из которых первый мальчик был узаконен Генрихом IV. Однако король так и не успел жениться на своей фаворитке, умершей во время своей четвёртой беременности. Многие утверждают, что она была отравлена недоброжелателями, которые опасались её влияния на короля.
Разжалованная супруга Генриха IV, известная всем как королева Марго, отличалась острым умом и получила прекрасное образование. Она знала латынь и древнегреческий, свободно изъяснялась на итальянском и испанском, интересовалась философией и литературой. Марго была также известна своими свободными нравами. Уже в 12 лет её выдали замуж за собственного троюродного брата Генриха IV. Их свадьба закончилась Варфоломеевской ночью, во время которой Маргарита спасла жизнь нескольким дворянам и своему супругу-протестанту. Она отказалась оформлять с ним развод, несмотря на настояние своих родственников. Однако бездетный брак с Генрихом IV был расторгнут самим Папой Римским.
Несмотря на все ограничения, эпоха Возрождения знаменита своими высокообразованными женщинами, которые часто держали у себя дома салоны, посещаемые в том числе и мужчинами. Одна из них — мадам де Севинье, жившая в Париже. Она является автором одного из самых знаменитых в истории французской литературы эпистолярных романов. Мадам де Севинье прекрасно владела итальянским и испанским языками, а также латынью. В браке она была несчастлива — её супруг был неравнодушен к прекрасному полу и изменял ей направо и налево, из-за чего и был убит на дуэли, оставив молодую вдову с двумя детьми.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Французский этикет. Почему француженки не носят Шанель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других