Вся новейшая история российских католиков – как на ладони. Столько лет работы на сибирской католической киностудии!Люди как люди, испорченные квартирным вопросом: не до идей – каждый стремился обустроить свою задницу, в меру своей испорченности. Тем сильнее потрясали чудеса, которые с нами происходили – неожиданные встречи, интересные находки, опасные приключения. Недаром студию назвали по имени города Кана, что на Святой Земле, где Иисус совершил первое чудо – из простой воды сотворил вино.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кана чудес предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Литовцы любят лес
Все совпадения имен и названий — чистая случайность:)
На презентацию первого выпуска Католического Видеожурнала мы дружно опоздали все семьей.
Пока с мужем встретились после работы, пока подхватили дочку из школы, пока добрались на перекладных — а монастырь иезуитов был почти за городом, — пока добрели по частному сектору против ветра с мокрым снегом.
Когда ввалились в студийный павильон, все трое облепленные белым, как снеговики, от неожиданности оробели: во всю стену уже улыбалось лицо телеведущей, то есть мое лицо, — а темный зал был полон народу. Похоже, на презентацию киностудии «Кана» отец Войцех с Дамианом пригласили полгорода журналистов и телевизионщиков.
Но вот дали свет, и гости накинулись на бутерброды с колой. Вдруг я услышала из-за спины знакомый глуховатый голос:
— Привет, землячка!
Оборачиваюсь — и с удивлением вижу Виктора из томского прихода. Что тут делает наш Медведь, интересно?
Субботник
…Прошлой весной мы с ним работали в паре на приходском субботнике.
Отец Казимир навез декоративных кустов, и нужно было обсадить церковную территорию за оградой с внешней стороны. Молодежь работала с удовольствием: весна в Сибири — примерно, как воскресенье после смерти.
Наша с Виктором задача — установить бордюр: для этого нужно забить обломки красных кирпичей в землю так, чтобы каждый торчал уголком кверху, и образовался эдакий резной рубчик.
Виктор — это белокурый рослый крепыш с породистым правильным лицом. Говорят, он сын литовского ссыльного.
Первое, что меня в нем удивило, так это несоветское обращение к женщине «сестра».
— Сестра, — зовет он своим мягким голосом, а я кручу головой — где-то монашка поблизости.
— Сестра! Ольга! — уточняет парень, и я соображаю, что у Медведя действительно есть сестра Ольга, тоже наша прихожанка.
Оборачиваюсь — нет Ольги.
— Да к тебе, к тебе я обращаюсь, — улыбается Медведь.
«Странный он какой-то», — подумала я, бойко забивая кирпичи в грунт, поскорее, поскорее.
А вот и второе, чем он меня потряс: через час работы я вдруг заметила, что наш «горячий литовский парень» занимается исключительно тем, что разбирает всю мою работу и переделывает за мной заново: методично прокапывает ямку, поглубже вставляет кирпич, затем плотно намертво утрамбовывает землю вокруг. И все это молча, невозмутимо, не говоря худого слова…
«Доскональный ты наш», — подумала я, испытывая одновременно неловкость и досаду.
–…Что ты делаешь тут в Новосибирске, интересно? — удивилась я.
— Учусь в семинарии, на первом курсе, — ответил Виктор. — Про нас только что сюжет показали.
— А я что-то тебя на экране не узнала, — растерялась я.
— А я тебя сразу узнал, — о, думаю, вот и землячка.
Рукоположение
Томский храм Покрова Богородицы — один из самых старых католических храмов в Сибири.
Это вам не столыпинская «псевдоготика» начала XX-го века, которую можно встретить почти в каждом уважающем себя сибирском городке, если только не снесли.
Это бело-желтый церковный ансамбль 1830-го года застройки, — в тот период в России повсеместно господствовал классический стиль. Вот почему эта католическая церковь имела не готический облик, а византийский: была увенчана большим куполом. Кроме храма, от прежних приходских застроек сохранилась замечательная колокольня и приходской дом, в котором сейчас располагается приют для бездомных. А еще восстановили приходскую школу, и теперь туристам демонстрируют великолепный католический архитектурный ансамбль на горе Обруб, и к храму ведет чудом уцелевшая единственная в городе булыжная мостовая.
Наша церковь всегда выглядит нарядно и торжественно, а сегодня еще и большой праздник — рукоположение в священники парня, которого многие тут знают с малых лет. И священники, и семинаристы, и прихожане, и даже наша съемочная группа из «Каны» — все охвачены радостным волнением, и у некоторых я замечаю на глазах слезы.
Виктор с виду спокоен, как танк, волнение выдает лишь мокрый лоб.
Оператор Стас подробно запечатлел все основные моменты исторической Мессы, начиная с облачения молодого человека в белую сутану, — ну, как тут и была! И всеобщий любимец Витя с этого момента превратился в отца Виктора. Мы здесь, а он там…
Лесник в третьем поколении
–…Виктор, когда нам дашь интервью? — улучила момент, пробившись через поздравлявших и раздвинув букеты.
— Разве что завтра, — прикинул Виктор. — Где?
— А давай съездим в твое село, у нас машина, — предложила я.
— Туда не проехать, там болото, бездорожье, — возразил Медведь. — Это только зимой можно, когда все замерзнет. Вообще-то там уже никто не живет.
— Как, а твоя мама?
— Она давно в Томске.
— Может, у вас дома?
— Да я там никогда и не жил, — пожал плечами Виктор.
— Хорошо бы где-нибудь в лесу, ты ж потомственный лесник, — сообразила я.
— Давай в Тимирязевском бору, все-таки это была территория моего отца, пока он был жив.
Тимирязевский бор начинается сразу же за мостом, на выезде из города.
Высокие сосны без подлеска, сизый мох с брусничником и черничником — излюбленное место томских грибников. Там всегда росли лисички, моховики и даже боровики, и на всех хватало.
Туда мы и привезли нашего Медведя. На этот раз он был в серой форменной рубашке с «колорадкой». Мы заставили его пройтись по пригорку на камеру, затем усадили на пенек меж сосен, и приступили к записи основного синхрона, без которого не смонтируешь никакого фильма.
Вот так, не спеша, сидя на пеньке, поведал нам Медведь свою лесную историю.
Оказывается, он профессиональный лесник в третьем поколении: дед был лесником в Литве, затем отец. После оккупации Прибалтики их выслали в Сибирь вместе с семьями, поскольку всех лесников подозревали — и не без оснований! — в пособничестве «зеленым братьям». Так они попали в северное село Копаное Озеро, примерно триста километров будет от Томска, глушь страшная. Зато там никто не мешал ссыльным — а в селе жили не только литовцы, но и латгальцы, и поляки, — соблюдать религиозные обряды.
Отец служил лесником, и Виктор тоже решил пойти по его стопам.
Отслужив армию, парень поступил в Красноярский лесной институт, успешно закончил и вернулся на родину молодым специалистом. Через год заменил отца после его смерти, а еще через год принял новое решение — стать католическим священником.
— У меня была девушка, но в какой-то момент мне показалось, что брак — это не мой путь, — невозмутимо, почти равнодушно рассказывал Медведь.
— Тяжело было в армии?
— Морально — да, — также безэмоционально ответил он.
…Как-то раз старшина попытался заставить его украсть в селе какие-то стройматериалы.
— Я не могу этого сделать, — ответил Медведь и тут же угодил на гауптвахту.
Через несколько дней начальник повторил свой приказ, но безуспешно. Уж не знаю, сколько суток провел Виктор на гауптвахте, только до старшины внезапно дошло:
— Ты верующий, что ли?
— Да.
Только тогда тот, наконец, отстал от бедного солдата.
На табуретку не встать?
…В лесу было солнечно и приветливо, на фоне тишины громко щебетали птички. Однако то тут, то там валялись кучи мусора — пластиковые бутылки, пакеты, пивные банки и прочие следы «пикников у обочины».
— Зас… засорили лес совсем, — покосился Медведь.
Продолжить нашу кинематографическую работу мы решили в приюте Белых Сестер, где на пару дней обосновался Виктор. Все мои просьбы новоиспеченный священник выполнял послушно, терпеливо, правда, несколько иронично.
— А теперь, пожалуйста, прочитай «Радуйся, Мария» на литовском языке, — попросила я его.
— На табуретку встать? — предложил он без улыбки, только в голубых глазах прыгали искорки.
— Друзья, я вынужден вас огорчить, — вдруг подал голос Стас. — У меня что-то звук был отключен…
— И давно? — упавшим голосом поинтересовалась я.
Стас по обыкновению был или выпившим, или с похмелья, поэтому результат его работы был непредсказуемым.
— В общем, вот эту молитву надо будет повторить.
Вымотанный Медведь только вздохнул.
— Как он к нам — «друзья», — подмигнула я Виктору. — Какие мы тебе друзья — снимать не умеешь, — повернулась я к провинившемуся коллеге.
В это время дверь в комнату приоткрылась, и в проеме показалась голова темнокожей монахини:
— Принести обед?
— Но я не могу один, у меня гости, — указал Виктор на нас.
Голова закивала и исчезла, а через минуту сестра в белом сари внесла в комнату поднос и составила на стол три порции супа.
Мы с готовностью уселись за стол:
— Батюшка, вы теперь профессионал, благословите нам супчик, — попросила я Виктора, и он совершенно серьезно произнес молитву, полагающуюся перед едой.
— Не может он один, говорит, — поддразнила я его. — А чего это ты не можешь один, сел бы да поел, подумаешь.
Медведь засмеялся.
— Ну все, осталось фотографии поснимать, — подытожила я после обеда, и Виктор развернул пакет с черно-белым семейным архивом.
…Если бы я не знала, что эти фото сделаны в сибирском захолустье, я бы точно подумала, что это какой-то литовский фольклор: пожилые люди с нездешними тонкими чертами лица, в традиционной одежде, на фоне какой-то старинно-музейной утвари.
— Это мои бабушка с дедушкой. А вот отец в своей конторе, — комментировал Виктор. — Это мое первое место работы после института. А тут — помнишь? — протянул мне маленькую цветную карточку.
Я с удивлением узнала себя на фоне нашего храма, в грязной одежде. А вон и Медведь.
— Так это же тот субботник!
— Возьми себе, если хочешь.
…Общий план освещенного летним солнцем соснового бора. Медленно приближается плечистый деревенский парень, звучит молитва по-литовски, а фоном — мазурка Шопена.
Так я начала свой фильм про священника Виктора, лесника в третьем поколении, истинного арийца, с характером твердым, нордическим, закаленным в сибирской глухой деревне. И музыка Шопена — это лучшее в моем понимании, что я могла бы для него сделать.
Деревенский батюшка
Медведя назначили служить в приходе новосибирского Кафедрального собора.
Оживление приходской жизни все почувствовали незамедлительно. Отец Виктор быстро завершил строительство загородного молодежного центра, и в новом здании у реки теперь без конца проводились духовные упражнения, встречи, Каникулы с Богом. Было где отпраздновать венчания, дни рождения, рождественские и пасхальные мероприятия, а то и просто покататься на лыжах зимой или покупаться летом.
По инициативе отца Виктора перед Рождеством и Пасхой прихожане организовали благотворительные ярмарки сувенирных изделий собственного изготовления, а средства от распродажи пошли в приходскую казну.
Унаследовав миссионерский запал томских священников, которые неустанно разыскивали католиков по окрестным деревням и селам, отец Виктор находил и открывал приход за приходом в различных местечках вокруг Новосибирска.
— Я сам деревенский, поэтому понимаю этих людей, знаю, как с ними надо, и хочу с ними работать, — говорил он.
Люди были непростыми, не открывались первому встречному. Медведь заезжал в незнакомую деревню и первым делом заходил в сельпо, кланялся «здравствуйте», покупал хлеб, завязывал разговор — и через пятнадцать минут уже все знал, где какие немцы, поляки, украинцы, где живут, кто из них католики.
Между прочим, католиков ему иногда удавалось вычислить и без сельпо: по особой застройке домишек и по аккуратному внешнему виду.
«Здесь живут ссыльные немцы», — прикидывал он и стучал в калитку:
— Слава Иисусу Христу!
…Через год в области было уже целых девять приходов, и каждые выходные ему приходилось выезжать на Богослужение. В одних селах сложились крупные семейные общины, в других его ждала всего пара ветхих старушек, тем не менее Виктор с одинаковым энтузиазмом посещал и тех, и других.
Как-то раз я уговорила его взять с собой оператора Стаса, и тот наснимал интересный материал о католиках сибирских деревень. Правда, по дороге машина застряла в сугробах, и парни кое-как ее вытолкали.
Настоятелем отец Виктор был правильным и надежным. В меру открытый, в меру осторожный, он четко соблюдал дистанцию между людьми. Готовый прийти на помощь, он никому не позволял сесть себе на шею и не допускал панибратства.
Что касается меня лично, то через Медведя Бог сотворил в моей жизни несколько чудес, иначе не назовешь.
Голос отдельно
…Век не забуду эту Пасхальную службу, на которую я пришла одна, без семьи, с опухшими от слез глазами: муж на корпоративной вечеринке якобы по случаю Пасхи, дочка где-то с парнем.
Хорошо, что в церкви я сразу встретила Марину. Пожаловалась, что ужасно не хочется идти домой после Мессы, в пустую квартиру, и она пригласила меня ночевать к себе домой. И сразу мне стало легко.
— А вон твоя дочка стоит, — сообщила Марина. — Какой красоткой стала.
— Ага, значит, все-таки пришла в храм. А что она делает? — поинтересовалась я. — Ничего не вижу…
— Обнимается с каким-то парнишкой, — доложила высокая Марина.
— Тьфу!
За алтарем Виктор, тогда еще зеленый семинарист, которого перед Пасхой рукоположили в чтецы. От имени Понтия Пилата допрашивал Иисуса Христа. Того озвучивал сам епископ. Правда, выглядело все это немного странно.
— «Ты Царь Иудейский?» — вопрошал Виктор своим добрым глуховатым голосом.
А епископ у трона, в нарядной сутане, властно и напористо возражал:
— «Ты говоришь, что Я Царь».
— Эх, им бы поменяться, — шепнула я Марине.
Мне хотелось, чтобы от имени Иисуса читал Виктор.
Утреннюю мессу в Кафедральном соборе мы с Мариной, конечно, проспали.
Зато у меня возникла мысль:
— А не поехать ли нам в храм на улице Мира — там Иисус иногда улыбается с большого распятия?
— Шутишь, — сказала Марина.
— Нисколько. Об этом все знают. Как, ты там еще не была? — удивилась я. — Поехали. Совершим пасхальное паломничество.
Через весь город, по дождю, на перекладных кое-как мы добрались до маленькой церкви.
Каково же было наше разочарование, когда мы поняли, что Месса закончилась. Оказалось, что в связи с приездом епископа и семинаристов ее перенесли на час раньше. О, нет!..
— Марина, тебе не кажется, что для отдельно взятых нас с тобой все еще продолжается Великий Пост? — разозлилась я.
— А где твое улыбающееся Распятие? — вспомнила Марина. — Давай хоть подойдем ближе.
Церковь опустела. Мы прошли вперед и уселись на переднюю лавку. Пригляделись к большому распятию — гипсовый Иисус действительно улыбался. Вопреки всему.
«Чему же тут улыбаться», — мрачно подумала я.
Как вдруг передо мной возникла фигура Медведя.
— Христос воскрес! Вот, решил поздравить землячку. А Шурика твоего я вчера уже видел.
–…Где?!!
— В храме, после Мессы. Он ходил и искал вас с дочкой, спросил еще у меня: где моя семья?
Марина посмотрела на него так, словно бы ей явился настоящий ангел.
— Воистину воскрес!
Теперь мне стало понятно, чему Иисус улыбался… (Сама же сказала, что Виктор должен говорить от имени Иисуса. Ну так Он и прислал мне Свой голос!!!)
— Улыбка — отдельно, значит, а голос отдельно, — усмехнулась Марина.
— Марина, я еду домой. Очень тороплюсь. В общем, Христос воскрес!
Сосновые дрова
–…Ну вот, поработал «телефонным проводом», — довольно улыбнулся Медведь, когда спустя десять лет я напомнила ему эту историю.
Мы сидели в нашем новом двухэтажном коттедже, на кухне, рядом с печкой.
…«Коттедж» — слишком сильно сказано.
Два года назад Шурик занял денег и купил развалюшку в частном секторе с тем, чтобы снести, построить на этом месте что-то поприличнее и продать. Однако документы оказались косячными, и разбирательство отняло кучу времени. Стройку пришлось отложить, проценты наросли, и в конце концов пришлось срочно продавать за долги собственную, только что отремонтированную, квартиру, а самим переселяться в недостроенный коттедж. И все это выпало на декабрьские морозы…
Как попало заселившись, мы растерянно бродили по огромному, насквозь промерзшему помещению, не снимая шуб, и никак не могли согреться. Шурик трясущимися руками пытался растопить печку, а обледенелые березовые дрова отказывались разгораться. Я молчала, слезы катились по щекам, а расстроенный Шурик тщетно пытался меня утешить.
На следующий день, в церкви, после Богослужения, я подошла к отцу Виктору и попросила освятить «весь этот мусор», который теперь стал нашим новым домом.
— Сейчас обед, а в пять часов у меня встреча молодежи… — задумчиво прикидывал священник.
— А обед — это обязательно? — спросила я.
— Желательно, — уточнил Медведь, иронично улыбнувшись.
— Это я к тому, что поесть-то можно и у нас, — смутилась я. — Только сегодня я вряд ли смогу угостить чем-то хорошим… Пельмени казенные разве что…
— Сойдет, — махнул рукой отец Виктор и пошел за пальто.
Обнявшись при встрече с «земляком» Шуриком, Виктор облачился в сутану прошел по всем комнатам и побрызгал углы святой водой, читая вслух по толстой книге.
Затем мы устроились в относительно теплом месте, на кухне, и я разложила по тарелкам горячие пельмени из магазина, сваренные на электрической печке. Мы чокнулись одноразовыми стаканчиками с красным вином, из дешевого пакета. Походное такое новоселье.
— Чем топите? — озабоченно спросил Виктор.
— Березой, только поленья мерзлые, никак не разгораются, — пожаловался Шурик.
Медведь с сомнением посмотрел на охапку березовых чурок, валявшихся в углу.
— Эх, сюда бы сосновых досок, — размечтался он. — А от них и береза хорошо будет разгораться. Надо смешивать то и другое.
…На следующий день, возвращаясь домой с работы, с изумлением вижу посреди двора гору сосновых досок.
— Откуда дровишки?! — спросила у мужа, который возбужденно крутился у кучи.
— Медведь наколдовал!
— Нет, серьезно: где взял?
— Шел мимо одного дома, а там, похоже, затеяли замену полов: старые выбросили прямо под окна. «Не нужны?» — спрашиваю у хозяев. «Забирай», — говорят. Я тут же вызвал «газель», погрузил — и вот… Этого нам хватит до конца зимы, — и Шурик снова взялся за пилу, чтобы распилить рейку на части.
Сухие, крепко просмоленные доски вспыхивали в топке с одной спички, весело потрескивая и занимаясь ярким пламенем. В огонь мы подкидывали березовые поленья, и те долго и ровно горели, отдавая жар, и по всем комнатам распространялось блаженное тепло с запахом кошачьей жизнедеятельности, — видимо, за годы эксплуатации деревянный пол намертво впитал запах нескольких поколений домашних животных.
— Ну, считай, что зиму пережили, — с облегчением сказал Шурик. — С легкой руки Виктора.
Студия художника
…Когда через год мы снова пригласили Медведя в гости, дом уже куда больше походил на «коттедж».
Шурик отремонтировал сантехнику, покрасил стены, выложил полы кафелем. В гостиной стоял красивый камин, на тумбочке — аквариум, со второго этажа вовсю раздавалось птичье щебетание — там жили чижи, щеглы, попугаи.
Мне было немного стыдно за скудный казенный обед, которым я накормила священника в прошлый визит, и на этот раз я расстаралась: запекла свинину в духовке, предварительно нашпиговав чесноком и обмазав специями. И винцо купила поприличнее.
И тут случилось нечто странное: зайдя в дом, подняв голову к потолку, высоченному, согласно архитектурному замыслу мужа, отец Виктор вдруг произнес загадочную фразу:
— Ваш дом для меня — это студия художника.
«При чем тут это, у нас все сплошь музыканты, а не художники», — удивилась я про себя.
Его слова я вспомнила через несколько лет, когда все стены были плотно увешаны картинами. Моими собственными, между прочим.
…Ничто не предвещало, что я начну рисовать.
Но как только я потеряла работу в католической киностудии, у меня появилось свободное время. Неожиданно для самой себя я вдруг записалась в изостудию для взрослых. Там учили рисовать сангиной и маслом, пастелью и гуашью.
Глаза боятся, а руки делают. На моем мольберте проявлялись то натюрморты, то пейзажи. Дочка специально покупала для меня цветы, и долгими зимними вечерами я рисовала розы и хризантемы. Каждый незрелый плод моего творчества мы торжественно вешали на стену. Настоящие глиняные горшки на кухонной полке соседствовали с абсолютно такими же настенными горшками в рамочках.
У меня появилась мания: прежде чем что-то съесть или выпить — яблоко, помидор, гранат, даже бутылку пива, — я вначале должна была их нарисовать пастелью или акварелью, и увековеченная еда «перемещалась» на стену.
У нас завелись рыжий кот Бегемот и черная кошка Гелла, — и их портреты тут же появились на мольберте, затем на стене.
Инга как-то купила себе огромные синие «гриндера», чтобы носить их с женственным платьем, — вот такая странная причуда молодой джазовой певицы. Я не удержалась, зарисовала правый ботинок устрашающего вида. А потом — левый, в другом ракурсе. Оба ботинка я развесила по стенкам прихожей. Прикол состоял в том, что на полу, под картинами, стояли «оригиналы».
— Тебе-то хорошо: у тебя во-он какие выставочные площади, — завидовали мне подружки по изостудии, обладательницы «хрущоб».
Шутки шутками, только мой дом теперь действительно выглядел как пресловутая «студия художника». Но откуда, откуда Медведь об этом прознал? Вот колдун!
И вообще — как ему это удается?..
…Настоятелем прихода отец Виктор пробыл совсем недолго: его отправили учиться в Рим. Постепенно заглохли все его начинания, зато у людей осталась о нем хорошая память.
Прошло еще несколько лет.
По иронии судьбы свой фильм про отца Виктора я выложила на YouTube в тот самый день, когда Медведь… женился на прихожанке. Это я потом узнала.
Странное чувство юмора у нашего Господа. Ему как будто нравится портить отличные сюжеты!
Конечно, Виктору пришлось уйти из священников, и он навсегда уехал с семьей в Литву.
И все-таки для меня этот Медведь и по сей день остается самой мистической личностью из всех, с кем я пересеклась на жизненном пути.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кана чудес предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других