1. книги
  2. Книги о путешествиях
  3. Олег Юрьевич Шихарев

Стран-ники. Первые 30 пробников. Книга первая

Олег Юрьевич Шихарев
Обложка книги

Книга о путешествиях по странам. Опыт поездок, «подводные камни». Истории в качестве ежедневных дневников. Страны и дневники (Стран-ники). На обложке — фото автора.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Стран-ники. Первые 30 пробников. Книга первая» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Армения

В декабре 1988 года в Армении случилось страшное землетрясение, уничтожившее город Спитак и сильно разрушившее города Ленинакан, Кировокан, Степанаван. Вспоминая землетрясение в Ташкенте в 1966 году, когда все республики Советского Союза послали своих представителей на восстановление города, нынешнее руководство страны решило повторить исторический эксперимент проявления дружбы народов. Но Советский Союз был уже на грани распада, и призывы руководства к руководителям союзных республик сплотиться вместе в деле восстановления Армении уже не вызывали восторга. Только славянские республики выразили готовность в помощи для восстановления. Как только в какой-то стране проблемы, так сразу Россия должна помогать. Как проблема решается, так в спину России «плюют» и шлют проклятия те, кому мы помогали. По всей стране зимой 1988 — 1989 года начали собирать отряды строителей для восстановления городов.

Наш республиканский трест получил разнарядку от партийных руководителей о направлении в Армению 20 специалистов по строительству. С каждого района республики руководители подразделений направили своих работников. Никто не компенсировал затраты на этих работников, работники уже не приносили пользы в своих подразделениях. Кого руководитель отправит? Того, кто ему совсем не нужен, без кого можно спокойно обойтись. Вот таких районных «специалистов» собрали в тресте, прикрепили к ним «смотрящих» от треста и отправили в Армению. В первую группу «смотрящих» от треста я не попал. Но наступило время замены первой группы. От участия во второй группе мне «отвертеться» не удалось.

Первый день 09.02.89

Приехали в аэропорт к зафрахтованному трестом рейсу на самолёте АН-24. Шум винтов был ужасным. Летели в сторону Саратова, где совершили первую техническую посадку. Город встретили мокрым снегом и холодом. Вышли все на взлётную полосу размяться и покурить. Далее маршрут был в сторону Сухуми. Летели на высоте 6000 метров над горами. Их красота в непосредственной близости поражала. Приморский город поразил теплом, было +7 градусов. Опять ждали дозаправки на взлётной полосе. В 19 часов взяли курс на Ленинакан — этот город нам назначили по генеральному плану восстановления. Когда приземлились в Армении была уже ночь. Первая группа наших работников, которые возвращались домой этим же рейсом, заняла места в самолёте, даже не поприветствовав нас, не перекинулась своим опытом жизни. Нет они уже ничего не хотели на этой земле. Почему? Мы поняли это позднее. А пока загрузились в автобус, который привёз нас в поле, на котором был «разбит» палаточный городок. В чистом поле — ряды больших (мест на двадцать) палаток, называемых «Бамовками». Два столба посередине, на которых закреплено полотнище. Между ними прибиты доски, на гвоздях в которых можно было развесить рабочую одежду. Нары, сколоченные также из досок, расположены вдоль «стен» палатки по её широкой части. Две буржуйки у столбов должны обогревать пространство внутри палатки. Спальники, привезённые первой группой покрывали нары. Здесь нам придётся жить?

Второй день 10.02.89

Нашего прибытия никто не ждал. Нужно было найти ответственное начальство на этой территории у которых отметить командировочные удостоверения и наконец определиться в наших задачах на предстоящий период. Никаких телефонов для связи не было, приходилось периодически бегать к палатке руководства и ждать их появления в ней. Только к вечеру удалось «поймать» руководство, зафиксировать прибытие работников, получить чистое бельё — простыни и наволочки. В это время остальная группа специалистов отмечала прибытие и вечером представляла из себя «соответствующее» зрелище.

Третий день 11.02.89

День был очень холодный. С близлежащих заснеженных гор дул сильный ветер. Часть рабочих была отправлена на строительство деревянного дома, часть механизаторов устроена на трактора. Привезённая со всей страны техника стояла в поле рядами и была в плачевном состоянии. Было предложено из трёх частично уже растащенных на запчасти тракторов, собрать один и влиться с ним в механизированную бригаду по расчистке города и планировке будущего городка строителей. Нашим механизаторам задача была понятна. Каждый выбрал себе группу тракторов для дальнейшей разборки и к вечеру они все были уже на рабочей технике. Съездили в город Ленинакан. Пыльный, разрушенный город, полупустынные грязные улицы — впечатление грустное.

Четвёртый день 12.02.89

Питание организовано в кухонных палатках, в которые мы отправляемся к назначенному времени. Механизаторы питаются отдельно, своей бригадой, на рабочем месте, куда их отправляют по утренней разнарядке. Мы следим за строителями, которые уже заканчивают строительство щитового дома на 20 человек, в который впоследствии должны переселить народ из палаток. Строители каждый вечер «отмечают» прожитый день. Домашняя водка уже кончилась. В городке строителей её не продают. Приходится покупать чачу у местных жителей, которые на этом делают свой бизнес. Контролировать покупателей чачи в нашей группе не получается. Отправить домой строителей невозможно, самолёт обещают только через месяц. Приходится проводить политинформацию, увещевая особо «отличившихся». Сегодня вечером одному уже набили морду, за «несогласие» политикой партии. Ну или был другой повод. Идти ему всё равно было некуда, да и не на что.

Пятый день 13.02.89

Сегодня отправили на благоустройство. Собирали мусор, который вывозили на тракторной тележке. Также на этой же тележке подвозили к строящимся домам пиломатериалы. Сходили в ближайшую разрушенную больницу, где прошлись по брошенным коридорам и палатам. Набрали матрасы для своей палатки, чтобы не ночевать на голых досках.

Шестой день 14.02.89

Каждую ночь назначался по жребию ответственный за тепло в палатке. Он должен был наколоть дров для буржуйки, набрать воды в питьевой бачок, следить всю ночь, чтобы печки не погасли. В эту ночь ответственный всю ночь пил одеколон. На работу «забил» и проснулись утром мы в холоде, дыму от погасших печек. Объяснять неправоту ответственному было невозможно — он был в невменяемом состоянии. Опять бить морду было бесполезно. Назначили нового ответственного за тепло и пошли работать. Сегодня попросили построить общественный туалет, типа «сортир», чем и занимались весь день. В палатке света не было, кто-то оборвал кабель, поэтому улеглись спать пораньше.

Седьмой день 15.02.89

Утром со склада вывозили строительные материалы на тракторной тележке к местам строящихся щитовых домов. Завалили строителей материалами, которые подвозим в небольших количествах, чтобы не оставлять в поле на ночь. Ночью приезжают местные жители, чтобы подобрать, якобы оставшиеся, материалы. Охрана осуществляется только на огороженных территориях, иначе восстанавливать будет нечем. Местные жители работать на восстановлении не желают. Готовы ездить только на новых тракторах, которые в массовом количестве больше не поставляются. После обеда появилось свободное время и я решил прогуляться к ближайшим горам. Но видимые так близко, фактически оказались очень далеко. Несколько часов шёл, но расстояние практически не уменьшилось. Поняв бесперспективность усилий добраться и вернуться до темноты, повернул в обратную сторону.

Восьмой день 16.02.89

День такой же, как накануне. Фронт работ тот же. Разбираем со склада строительные материалы и на тракторной тележке привозим к строителям. Наша бригада уже практически закончила строительство дома, в который мы из палатки наверное переселимся.

Девятый день 17.02.89

Выпал жребий быть дневальным. Пилил и колол дрова. Ходил к цистерне за водой. Вечером играли с народом в шашки и карты. Ночью дежурил у печек, подкладывая дрова, чтобы коллектив не замёрз.

Десятый день 18.02.89

Утром отсыпался после ночи. Разбудили земляки. Переезжаем в построенный дом. Сколотили себе лавки, перетащили на них матрасы и спальники из палатки. Освободили её для будущих восстановителей, которых на горизонте не наблюдается. Энтузиазм в восстановлении спал. Никакие другие нации не стремились помогать армянам и не присылали своих волонтёров. Коллектив отмечал новоселье с очередными пьяными разборками.

Одиннадцатый день 19.02.89

Появилось местное начальство, которым так понравился выстроенный нами дом, что они начали усиленно пытаться нас из него выселить. Выселить куда? Обратно в палатку? Да ни за что. Вот построим ещё дом, в него может и переселимся, если уж так этот первый дом приглянулся. Чувствую, что заболел. Горло уже четвёртый день першит, но лишь сегодня решил сходить в медицинскую палатку к врачу. Диагноз один — ОРЗ. Вечером подошёл наш черёд сходить в баню. Баня устроена также в двух палатках. В одной раздевалка, в другой печка. На полу туристические коврики. Вода только была почему-то холодная, то ли не успели нагреть, то ли уже успели вылить. Успел немного постирать одежду, да бельё сменить. Ночью из-за горла никак не мог уснуть — всё время кашлял.

Двенадцатый день 20.02.89

Выпал первый снег, который мы здесь увидели. Кругом всё белым — бело. Хоть пыли может не будет. Ходили в полуразрушенную больницу. Съездил в город, дошёл до железнодорожного вокзала, посмотрел расписание движения поездов. Аэропорт местный работал только для вахтовых и транспортных самолётов. Город от грязи стал совсем чёрным. Растаявший снег промочил мне всю обувь. Если раньше сушили на печке, то теперь это проблема. В домике радиаторов не предусмотрено. А на калорифер обувь не положишь.

Тринадцатый день 21.02.89

Сходил на почту позвонить домой. В родном городе установили домашний телефон. Теперь не было необходимости вызывать родных на почтамт для переговоров. Но самому до почты пришлось добраться. Телефоны были только стационарные. Весь день занимались перемещением строительных материалов с места на место. Закончили строительство очередного дома, в который на следующий день нам предстоит переселяться. Вечером кто-то опять оборвал электрический кабель, так что света на территории посёлка опять не было. Не было и тепла в домике. Холодная погода никак не способствует выздоровлению.

Четырнадцатый день 22.02.89

С утра вроде начали переносить доски, но пришёл старший мастер и велел заниматься переселением в другой домик. Начальству видимо сильно приглянулось наше первое жилище. Люди мы временные, подневольные. Сказано — сделано. В оставшееся до темноты время, переносили раскладушки, бельё и одежду. Убрали за собой, подготовили дом для начальства. В новом помещении электричество ещё не подвели, так что опять спали в холоде.

Пятнадцатый день 23.02.89

Вроде как праздник. Но никто не поздравляет, от работы не освобождает. У нас по разнарядке строительство нового домика. Опять со склада собираем материалы на его строительство. Было время съездить в город, отвлечься от мрачных мыслей.

Шестнадцатый день 24.02.89

Опять выполняем вчерашнюю работу. На складе сортируем доски, брус, щиты и блоки.

В домик провели электричество, появилось тепло, но похоже холодные ночи сделали своё «чёрное дело». Всю ночь промучался с жёстким кашлем.

Семнадцатый день 25.02.89

К кашлю добавилась температура, потёк нос и заболела голова. Пришлось идти в медпункт, который был уже в одном из построенных нашей группой домиков. Местный «коновал» сказал, что ничего страшного, дал таблеток и освобождение от работы. С трудом вернулся в свой домик и пролежал на раскладушке до вечера. В столовую не ходил, принимал лекарства и дремал.

Восемнадцатый день 26.02.89

Хотя и чувствовал слабость, но всё-таки решил выйти из дома на работу, надеясь, что труд, солнце и свежий воздух помогут справиться с болезнью. Весь день перекладывали доски, закончив их сортировку на складе. Вечером в домике играли в карты.

Девятнадцатый день 27.02.89

Аппетита нет весь день. В столовую ни разу не ходил. Перебивался чаем и сухомяткой. Накануне мы сортировку закончили, а новую работу нам ещё не придумали. Ходили к строителям на площадку, сидели и грелись у костра.

Двадцатый день 28.02.89

Всю ночь провёл в кошмарах. Просыпался в два часа, потом в четыре. Утром слабость во всём теле. Организм требует пищи. Пошёл утром в столовую, взял два стакана молока. Осилил только половину одного. Всё просится наружу. За весь день перевезли только три тракторные тележки со щитами. Много щитов привозить опасно. Утром ничего не найдёшь.

Двадцать первый день 01.03.89

Началась весна. Но в отличие от февраля, когда стояли солнечные дни, сегодня довольно пасмурно и холодно. Работаем последний день. Пришла разнарядка, что для нашей группы работы больше не предвидится и мы можем отправляться домой. В последний день выполняем работу по мелочи: что-то уберём, что-то перенесём. Аппетита по прежнему нет. Сходил только на ужин. Вечером, в честь отъезда разрешили сходить в баню. Баня была строго по графику — очень много было разных коллективов. Смыл с себя армянскую грязь, оделся во всё чистое.

Двадцать второй день 02.03.89

Выяснилось, что самолёта за нами, как за первой группой, трест посылать не собирается. Велено самостоятельно добираться домой. Как добираться? Это каждый решает самостоятельно. В связи с окончанием работ уже никто ни за кого ответственности не несёт. Группа распускается. Ожидали весь день зарплатных денег. Добираться до места жительства предлагалось за свой счёт. Денег в бухгалтерию сегодня не привезли. После обеда поехал в город, посмотреть расписание на железнодорожном вокзале. Купил жене армянские сапожки, они тогда их хорошо на своих фабриках делали.

Двадцать третий день 03.03.89

Поехали с мастером в управление разбираться по поводу денег. Оказалось, что зарплату получить можно, но предварительно нужно сдать бельё, матрасы и привезти всю бригаду. После обеда все работяги были с зарплатой и отправились в город за спиртным, отмечать окончание командировки. На очередную пьянку смотреть не было желания. В столовой я опять не был. За шесть дней посетил её лишь два раза вечером. Попрощался с теми немногими, которые не поехали в город, оставшись сторожить вещи. Собрал рюкзак и поехал на вокзал. В ж/д кассе билетов не было. Кассир просто закрыла занавеску и ушла. Когда наконец она открыла окно, я попросил любой билет до России. Посмотрев на моё осунувшееся лицо, она видимо сжалилась и продала билет в общий вагон на поезд «Ереван — Ростов». По расписанию поезд должен был быть в Ленинакане в 15 часов, но пришёл он лишь в 20 часов. Но только из-за этого я и смог на нём уехать. В общем вагоне никого не было (это при полном отсутствии билетов в продаже). Я пошёл по вагонам. В плацкартном вагоне проводник нашёл мне место на верхней полке без билета за 15 рублей. Я забрался на постель и забылся тяжёлым сном.

Двадцать четвёртый день 04.03.89

Ехал в поезде весь день. Мы пересекали Грузинскую республику. Ехали наверное как в двадцатые годы, останавливаясь на каких-то полустанках, опаздывая по расписанию на 10 часов. Проводник где-то гулял, армяне курили прямо в купе. За окном проплывали какие-то пейзажи с бурными горными речушками. Но всё уже вокруг просто «бесило». Хотя билет у меня был до Ростова, но я решил сойти в первом же городе, в котором есть аэропорт. Это был Адлер, в котором я вышел на перрон, покинув поезд. Проводник так и не появился. Голова сильно болела, бегать по поезду в его поисках не было желания. Открыл самостоятельно вагон — прощай Армения и всё, что с ней связывало.

Главы 3 — 4. Украина и Молдавия.

Решение отправиться в Молдавию было продиктовано интересом к южным республикам Советского Союза.

Первый день 23.10.89

Проснулись рано, вернее чуть раньше, чем на работу. Пора было ехать в аэропорт. На улице моросил мелкий дождь. Судя по приметам уезжать в дождь хорошо, хотя что они приметы — надежды на будущее. Если они хорошие — мы радуемся, если плохие — стараемся не принимать во внимание. Настроение с утра было приподнятое, мы «убывали» в отпуск. Самолёт ТУ-134 вылетел вовремя и в 10.20 утра мы были в аэропорту «Борисполь» города Киева. Перекусив в буфете мы отправились на автобусе «Полет» из аэропорта в центр города на площадь Победы. Проехали половину города и впечатления из окна автобуса совсем не восторженные. Новые микрорайоны типичны для любого советского города. Оставили вещи в камере хранения и для начала зашли в универмаг «Украина». Полки с товарами конечно разнообразнее, но мы вышли без покупок, ничто нас не вдохновило. Доехали на трамвае до ж/д вокзала и купили билет на следующий день на поезд «Киев — Кишинев», надеясь остановиться на день в Киеве, посмотреть город и футбол по телевизору, который взяли с собой в рюкзаке. В отелях в номере телевизоров не было. Поехали на улицу Крещатик устраиваться в гостиницу. Но «Днепр», «Москва», «Братислава», куда мы заходили, оказались класса «Интурист» и следовательно для простых граждан там мест не было. Эти хождения с утра очень утомили, да ещё жена начала посмеиваться над тем, что мы остались в городе, а не уехали сразу в Кишинев. Чем поразил Киев, так это тёплой погодой. Ходил по городу в рубашке и джемпере. Так и не поселившись в гостинице вернулись на вокзал. Чтобы не ночевать на вокзальных лавках вернули билеты на завтрашний день и купили вечерние билеты на поезд «Киев — Одесса». До этого сидели в зале ожидания. Хотели съездить на экскурсию по городу, но опоздали по времени. Футбол я все — таки посмотрел. В зале ожидания на стойку информации выставили маленький телевизор с трансляцией решающего футбольного матча чемпионата СССР «Спартак — Динамо (Киев)». Человек восемьдесят сгрудилось вокруг черно-белого приёмника, болея в основном конечно за «Динамо». Спартаку достаточно было ничьи, чтобы стать чемпионом страны. Но он выиграл, забив решающий мяч со штрафного на последней минуте. Разочарованию болельщиков на вокзале не было предела. Я же может единственный радовался, но в глубине души.

Второй день 24.10.89

Проснулись в поезде. Спали несмотря на усталость не очень хорошо. Было довольно шумно (в плацкартном вагоне), свет полностью не был выключен. Но все же это лучше, чем ночевать на вокзале. Приехали в 8 утра в воспетый край — «жемчужину у моря» город Одесса. Конечно сразу захотелось посмотреть город. Жена опять закапризничала, что она не хочет в город, а хочет на вокзале стоять в очереди за кофе. Привёл её в продовольственный магазин, где она и выпила свой кофе. Погуляли полтора часа по городу. Конечно за это время посмотреть удаётся немного. Но всё-таки город с его двориками понравился больше, чем Киев. В 10 утра отправились дальше на дизель-поезде «Одесса — Кишинев». Попали сразу в видео — вагон, так что всю дорогу смотрели видеофильмы «Красное солнце» и «Пако — боевая машина смерти». Доехали до Кишинева за три часа. Сразу пошли в гостиницу «Космос» интуристовской серии в 22 этажа. Дали нам ключи от номера 606 на шестом этаже. Номер двухместный, оказался с телевизором и прочими удобствами. Номер понравился. День посвятили изучению гостиницы и близлежащих районов города. Купили билеты на обратную дорогу через Москву на 7 ноября.

Третий день 25.10.89

Проснулись в 7 часов утра. Завтрак у нас в первую смену в 8 часов. Кормят хорошо, по сравнению с рабочей столовой, даже очень хорошо. После завтрака нас собрали в туристическом кабинете, где объяснили расписание экскурсий и порядок их проведения. После обеда у нас была первая обзорная экскурсия «Кишинев — столица Молдавии». Проехали на автобусе по верхнему и нижнему городу. Архитектуры прошлого века практически, за исключением одного понравившегося дома, не углядели. Современные здания конечно поражают своей величественностью и оригинальностью. Можно сказать, что ни в одном городе мы не видели таких оригинальных зданий. Вечером ещё раз собрали группу в туристическом кабинете, где рассказали о том, что мы можем получить в гостинице.

Четвёртый день 26.10.89

Просыпаемся рано для отпускного времени. Но программа экскурсий составлена таким образом, что каждый день у нас начинается в 8.30. Вот и сегодня на автобусе поехали в город Котовск. Проехали по двум молдавским районам, посмотрели на стройные ряды виноградной лозы, выращиваемой повсюду, на холмы, покрытые лесом, скрытые в дымке утреннего тумана. В Котовске походили по магазинам. Купили магнитофонные аудиокассеты и книги (Пикуля, Андерсена и других). Потом отвезли нас к дому героя гражданской войны Г.И.Котовского, где нам рассказали о жизни полководца, посмотрели дом, в котором он жил из 4 комнат. Вообще-то можно было и не ездить, ничего бы не потеряли, так как сама экскурсия не очень — то и понравилась. Вечером ходили в Кишиневский цирк на представление «интерцирка» с участием артистов из Венгрии, Польши, Болгарии, Румынии, ГДР и Монголии. Понравилось и здание цирка, высокое, просторное и красивое.

Пятый день 27.10.89

С утра опять была экскурсия. На сей раз нас возили в музей А.С.Пушкина — дом в Кишиневе, в котором он жил во времена ссылки в 1820 — 1823 годах. После Кишинева поехали за 60 километров в село Долна, где он жил около месяца. Правда в этом селе дом был на реставрации, так что посмотрели на него только снаружи. Вообще не стоило ездить за столько километров, так же впрочем как и вчера. После обеда немного отоспались в гостинице и пошли на рынок купить яблок и арбуз. Поразило обилие цветочных лавок в городе. Они были повсюду. После ужина сходили в видеохолл гостиницы, где посмотрели видеофильм «Джексон — мотор». Видеофильмы смотрели на обычных телевизорах в отдельных помещениях.

Шестой день 28.10.89

Сегодня намечена была тематическая экскурсия, тему которой мы узнали только в автобусе. Оказалось: «Г.И.Котовский в Кишиневе». Воистину или им говорить больше не о чем. Уже в третий раз мы слышим о его жизни. Кроме того нас возили по городу на автобусе и говорили: «Посмотрите налево — в этом здании он учился, посмотрите направо — в этом здании он сидел в тюрьме». Раскаиваясь в том, что попали на эту экскурсию, мы на первой же остановке сбежали и отправились на Кишиневский толчок. Народу было много, продавали тоже уйму разных вещей. Мы правда ничего не нашли, чтобы нам понравилось. Сам «толчок» конечно впечатлил.

Седьмой день 29.10.89

С утра опять экскурсия. На этот раз на выставку достижений народного хозяйства Молдавской республики (ВДНХ МССР). На зафрахтованном троллейбусе отвезли на выставку. Весь народ из нашей группы отправился на этнографический праздник «Каса Марэ». А мы пошли гулять по территории. Место оказалось непопулярным среди горожан. Людей можно было пересчитать по пальцам. Ничего не продавали, никаких аттракционов, павильоны выставки слабые по содержанию, а следовательно народ, кроме организованных групп туристов ничем не заманить. Мы зашли только в один павильон, который не впечатлил. Экскурсия была завершена и мы поехали обратно, посетив по пути рынок. Занимает он много места, но довольно однообразен. Стоимость продуктов была дешевле, чем у нас, что впрочем неудивительно.

Восьмой день 30.10.89

Сегодня решили съездить самостоятельно в Одессу. На дизель-поезде в 6.45 выехали из Кишинева. Добрались до города к 10 утра. Сразу поехали в центр. Прошли по всей торговой зоне, вышли на Приморский бульвар к памятнику Дюку де Ришелье. Почему-то он казался побольше, чем оказался на самом деле. Спустились по Потемкинской лестнице к морскому вокзалу. Причём я никак не мог поверить, что это именно та лестница, которую снимали в исторических фильмах, эспланада в нашем городе выглядит гораздо внушительнее. Посмотрели в порту на корабли, парусники. Поднялись на эскалаторе обратно на бульвар, прошли к оперному театру и прошлись по параллельной улице торговой зоны в обратную сторону. Шесть часов гуляли по Одессе и очень устали. В 17 часов поехали в Кишинев на дизель-поезде в видео вагоне. Смотрели фильмы «Рокки-III» и «Полицейская история».

Девятый день 31.10.89

Наконец-то впервые за время отдыха поспали подольше. На завтрак из-за этого правда мы не успели. Но идти сегодня нам было некуда. Сходили только в магазин и на рынок, где купили орехи и конфеты. После обеда запаковали часть вещей в посылку и отправились на почту, где кое-как сдали её. Вечером запаковали вторую посылку, которую отправим завтра.

Десятый день 01.11.89

Сегодня встали как обычно. Сходили на почту, отправили вторую посылку, в основном с книгами. Всего отправили 14 килограммов. Это насколько же меня разгрузили. Но все равно рюкзак полный, с верхом. В те времена мы ездили с рюкзаками. После обеда на автобусе поехали в следующий пункт нашего дальнейшего путешествия — город Бендеры.

Привезли на окраину на берег реки в гостиницу «Приетения». Гостиница, по сравнению с Кишиневской, просто общежитие на 6 этажей. Выдали ключи от 2-х местного номера 605 с видом на реку. Номер не сравнить с тем, в котором мы жили. Мебель старая, железные спинки кроватей гнутые, спёртый воздух, единственный стул, телевизора нет. Хоть здесь пригодился мой телевизор «Сапфир», который вот уже почти две недели занимает половину рюкзака. В столовой правда кормят вкусно. Все бытовые и культурные услуги в гостинице лишь до 18 часов, когда у нас запланированные экскурсии.

Одиннадцатый день 02.11.89

С утра намечена была экскурсия на местный шелковый комбинат, но мы её проигнорировали. Решили сходить по магазинам. Город небольшой на 140 000 жителей, все магазины расположены в одном месте, ничего мы не купили. Выбор товаров победнее, чем в Кишиневе. Обошли мы все эти лавочки, закуточки, ларечки как раз до обеда. После него у нас была экскурсия по городу. Ну куда возят в этих случаях? К памятникам и на кладбища. Так и нас повезли к Вечному огню. Провезли автобусом по городу, посмотрели на промышленные предприятия, потом на набережную реки Днестр, по молдавски — Нистру, прямо к нашей гостинице. Набережная была симпатичная, с трёхэтажным морским вокзалом, который практически не используется, так как перевозить людей по Днестру между населёнными пунктами молдаване не хотят. А так река судоходная, только возят по ней грузы и туристов. После этого нас повезли в музей железнодорожников, что нас вначале порадовало — все лучше, чем просто смотреть в окно, на Бендерскую крепость, например. Сам музей представляет из себя стоящий на рельсах паровоз времён Великой Отечественной войны и три вагона за ним, в которых и размещена музейная экспозиция. Экспонатов немного: фотографии, очки, сигнальные флажки, фонарь. После музея отвезли в центр к местным магазинам. Вся группа дружной толпой пошла в винный магазин покупать «Мускат» и «Букет Молдавии». После ужина жена пошла в гости, а я мылся в ванной. Вода из крана чистая, чистая, голубая, голубая — просто восторг. На 7 этаже, практически на чердаке был устроен танцевальный зал и организовывались дискотеки. Танцевали с женой до 22 часов так, что вся одежда оказалась мокрой. Пришлось опять принимать душ и переодеваться. Но настроение у нас немного поднялось.

Двенадцатый день 03.11.89

Сегодня запланированная организованная экскурсия в Одессу. Ехали около двух часов. По дороге рассказывали о Молдавии и Украине. В Одессе в автобус присоединилась экскурсовод и вместе с ней проехались по городу. После поездки выделили два часа свободного времени, которые мы использовали на «Привоз». Территория рынка огромна, но из-за буднего дня, продавцов и товаров было не так много, для такой площади. Уже в 16 часов мы отправились обратно в Бендеры.

Тринадцатый день 04.11.89

Сегодня, после обеда, нам наметили экскурсию в местную картинную галерею. Это оказалось неожиданным для всех, так как изначально планировалась поездка в город Тирасполь. Часть группы, как впрочем и мы, решили сами туда отправиться. Добраться было совсем нетрудно, на маршрутном автобусе «Бендеры — Тирасполь», всего за 30 минут. Походили по магазинам, которых оказалось совсем немного и вернулись на левый берег Днестра.

Четырнадцатый день 05.11.89

Последний полный день перед отъездом, который мы провели в гостинице отсыпаясь и отдыхая. После обеда сходили в видеосалон на фильм «Игрушка», вечером смотрели в номере телевизор.

Последний день 06.11.89

На завтрак опять не пошли. Из-за вчерашних телепередач засиделись допоздна. Но впрочем здесь такие завтраки, что через полчаса опять тянет перекусить. Погода сырая, пасмурная, прохладная, на улицу идти совсем не хочется. До обеда просидели в номере. После него собирались в дорогу, упаковывали вещи. Сходили в видеосалон на фильм «Дуэль с крепкими кулаками», чтобы «убить» время. После ужина сдали номер и поехали на вокзал «Бендеры-2», откуда дизель-поездом до Кишинева. Ехали чуть больше часа, даже фильм в видео вагоне до конца не удалось досмотреть. Его просто выключили по приезду на вокзал. У вокзала сели на автобус — экспресс в аэропорт. Вылет у нас был утром самолётом ТУ-154 и ночь мы провели на креслах в здании аэропорта. Можно подвести итоги. Советский Союз не баловал жителей изобилием товаров и хождение по магазинам в других населённых пунктах превращалось в поиски вещей, которые может быть и не были так нужны в настоящем, но могли пригодиться в будущем. Неделя в Кишиневе была тёплая и солнечная, ещё один кусочек «бабьего» лета удалось нам прихватить. В Бендерах было холоднее, пасмурнее, хотя дождей и здесь не было. Программа предложенных экскурсий не оправдала наших ожиданий.

О книге

Автор: Олег Шихарев

Жанры и теги: Книги о путешествиях

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Стран-ники. Первые 30 пробников. Книга первая» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я