Очень легко стать высокомерным, когда тебя хвалят, но выход есть – найти более талантливых детей. То, что они слишком бедны, чтобы купить волшебную палочку, – не оправдание. Их нужно научить, чтобы талант работал на благо народа. Группа за группой, благодарности и уважение, а там и сама королева решила целую волшебную школу построить. Вот только маленькая сложность – где взять на все время и силы, если учительница сама еще в школе учится?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Необычный учитель Базалиты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Каторжник и невеста короля
Сама Заряна тоже времени зря не тратила. Она прошла мамину науку чтения лиц и научилась танцевать намного лучше, чем прежде. Наступил день королевского бала в Боралисе. Отношение к будущей королеве Лишириса было совсем не таким, как к богатой, но нелюдимой волшебнице. Все, кто мог, пользовались случаем познакомиться с ней и произвести хорошее впечатление. Это было еще тяжелее, чем назойливое внимание кавалеров на прошлом балу. Елену, как подругу будущей королевы, тоже обхаживали все, кто хотел, но не мог подойти к Заряне.
Народу в королевском дворце собралось намного больше, чем в прошлый раз у генерала. К счастью, родители на этот раз были рядом и, насколько возможно, старались контролировать происходящее. В середине бала, в перерыве между танцами, к Заряне подошли Полеля с Милуной.
— Как ты тут справляешься?
— У меня в голове смешались все имена и лица, — устало призналась Заряна.
— Вот такая нелегкая доля у будущих королев, — улыбнулась Милуна.
— Не беспокойся об этом. У королей есть специальные слуги, которые говорят им имя, звание и прочее о посетителях, — серьезно объяснила Полеля.
— Лесана говорила, что ты себе ученицу нашла. Это правда? — спросила Милуна.
— Могу познакомить, — она едва заметно махнула рукой, чтобы Елена подошла.
— Вы звали? — вежливо поклонилась девочка. — Чем я могу быть вам полезна?
— Принцесса Милуна, госпожа Полеля, позвольте представить. Это и есть моя подруга и ученица Елена, баронесса из Лишириса.
— Это большая честь для меня, — поклонилась девочка еще раз.
— Чем же вы там у себя занимаетесь? — спросила Полеля.
— Сельским хозяйством, а теперь, благодаря госпоже Заряне, еще и рыбу будем разводить.
— А о реке, текущей по воздуху где-то в Лиширисе, вы не слышали?
— Это только на время строительства. Госпожа Заряна уже опустила ее на землю.
— Сюда бы принцессу Виолину, и все в сборе, — раздался рядом веселый голос Лесаны. — Что я пропустила?
— Знакомлю подруг с баронессой Еленой, о которой ты, наверняка, слышала.
— Приятно познакомиться, госпожа Лесана, — поклонилась девочка.
— Мне тоже приятно и очень любопытно, какими чарами вы, милочка, уговорили Заряну вас учить?
— Я тогда еще не знала волшебства, просто совета попросила, — покраснела Елена.
— Мне говорили, что вы в школу готовитесь поступать, юная госпожа.
— Это правда. Уроки по языкам там намного интереснее. Я узнала там больше, чем у того учителя, которого мне нанимают.
— Так вы уже учитесь в школе? — удивилась Лесана. — Вот это новость!
— Нет, мне госпожа Ясмина позволила лишь наблюдать за уроками.
— Чем дальше, тем интереснее. Если сама Ясмина вами заинтересовалась, то я — тем более. Можно, я украду ее у вас на некоторое время?
— Позволь, я сначала представлю тебя по-нашему, — улыбнулась Милуна. — Мы считаем, что одна Лесана знает больше, чем все разведчики, поэтому называем ее «всезнающая графиня».
Елена совсем растерялась от такого. Тут снова заиграла музыка и Лесана предпочла танцевать, а не расспрашивать о том, что она и так уже давно узнала.
С подругами Заряне стало намного спокойнее. Бал закончился без неожиданностей. Это была неплохая репетиция для бала, назначенного через неделю по случаю помолвки. Неожиданность случилась на следующий день, когда Заряна пришла научить Елену новым чарам. Та не вышла встречать ее, как делала обычно, а сидела заплаканная в своей комнате.
— Что случилось на этот раз? — спросила Заряна обеспокоенно.
— Я стала высокомерной. Я испугалась, что вы заметите это и перестанете меня учить. Я постаралась исправиться, но снова сделала только хуже, — она не сдержалась и заплакала.
— Что же вызвало ваше высокомерие?
— Когда другие делали мне комплименты на балу, я понимала, что это просто форма вежливости. Я все еще такая же бедная и необразованная, как раньше. Ваши подруги были другими. Они не пытались произвести впечатление, но я почувствовала, что меня ценят. Графиня Лесана особенно. Она почему-то восхищалась мной. После разговора с ней я заметила, что стала свысока смотреть на остальных. Утром стало еще хуже. Я начала мечтать о славе и высоком положении, — она остановилась, чтобы перевести дух.
— С этим понятно. Как же вы пытались это исправить? — спокойно спросила Заряна.
— Я все обдумала и поняла, что высокомерие идет от мыслей, что я — очень способная волшебница. Тогда я решила поискать детей, которые способнее меня. Я нашла четверых бедняков на окраинах Гальвасы и еще двух богачей. Вам я не завидую, просто восхищаюсь. А им я начала завидовать. Мне захотелось, чтобы вы никогда о них не узнали. Я подумала, что тогда вы начнете учить их вместо меня.
— И что же вы сделали?
— Я подумала, что будет нечестно и неблагородно скрывать это от вас, поэтому решила рассказать. Я могу показать этих детей, — с безысходностью идущего на казнь добавила Елена.
— Позвольте напомнить, — задумчиво произнесла Заряна, безразлично глядя в сторону. — У разных людей разные цели, что бы они ни делали или изучали. Кто-то делает это, чтобы превзойти других, кто-то из мести, жадности или даже из страха. Вы говорили, что хотите помогать другим. Сейчас у вас другая цель?
— Нет, моя цель та же. А вот мысли и чувства другие!
— Это называется взрослением. Чем больше новых людей вы встретите, чем больше нового узнаете, тем больше будет разных чувств и мыслей. Они часто будут противоречить друг другу. Каждый раз вам придется выбирать. Именно от того, какой выбор сделаете, будет зависеть, что за человеком вы станете. Это нормально. Я очень рада, что в этот раз вы сделали выбор в пользу благородства.
— А как же быть с высокомерием?
— Попробуйте не бороться с ним, а изменить на что-то хорошее. Например, на благодарность к тем, кто вас ценит, доброту к тем, кто от вас зависит, уважение к себе за полученные хорошие результаты и так далее.
— Тогда позвольте признаться еще кое в чем. Я знаю, что богачи познакомятся с волшебством в школе и узнают о своем таланте. А то, что бедняки о нем могут так и не узнать, не давало мне покоя, несмотря на зависть. Могу я попросить вас научить их хотя бы чему-то полезному? — неуверенным голосом спросила Елена.
— Идея хорошая, но мне она не нравится. Волшебник должен понимать последствия своего выбора. Поэтому я тоже делаю свой выбор и предпочитаю потратить время на то, что никто кроме меня не сделает.
— Ясно, — Елена с облегчением вздохнула, — тогда ничего не поделаешь.
— А вот тут вы ошибаетесь. Как я сказала, надо понимать последствия. Чем могли бы заняться эти дети, если бы стали хорошими волшебниками?
— Я знаю, что волшебники работают в порту, на стройке, сопровождают корабли и караваны, лечат людей и служат в армии.
— Это не все. Сейчас я попытаюсь вас кое с кем познакомить, если получится.
— Вы свободно общаетесь с королями. Кто же может быть настолько важным, чтобы отказался поговорить? — удивилась Елена.
Заряна не ответила. Она долго уговаривала какого-то важного офицера, пока он, наконец, согласился и дал команду кого-то позвать. Волшебница поблагодарила и перенесла связь в другую комнату, в которой не было ничего, кроме стола и двух табуретов. И без того крошечное окошко закрывала толстая железная решетка.
— Это что, тюрьма? — догадалась Елена.
— Да. Это в Лиширисе, на окраине Зодена.
— Неужели обучение детей как-то связано с тюрьмой?
Тут дверь в комнату открылась и конвоиры ввели заключенного в грязной робе. Он сильно хромал. Его тело было худым и сгорбленным, но мускулистым. По грязному лицу со впавшими щеками и быстрыми глазами, которые бегали по сторонам, было трудно сказать, сколько же ему лет. Конвоиры приказали ему сесть за стол и ушли. Заряна подождала, пока замкнут дверь, и показала ему свое изображение.
— Понятно, — хмыкнул заключенный. — А я гадал, с какой радости мне приказали прекратить работу и привести себя в порядок.
— Как продвигается работа по моему заданию? — серьезно спросила Заряна.
— Говорят, что хорошо. Хотя мне почем знать? Мне волшебную палочку на несколько минут дают, а после исцеления сразу уводят на работу. Бывает, что по два или три раза на дню гоняют туда-сюда.
— Я договорилась, что ты в моем распоряжении до вечера. Кроме исцеления, работать сегодня не придется. Так что расскажи этой юной особе о том, как ты стал волшебником и вообще о своей жизни.
— Конечно. Это легче, чем камни долбить. Могу я сначала узнать, зачем благородным дамам жизнь такого оборванца, как я?
— Баронесса Елена хочет учить бедняков волшебству.
— Тогда понятно. Слушайте, госпожа. Меня зовут Милош. Расскажу все, как было.
И он рассказал о том, как его отец погиб в море, как они с матерью бедствовали, как она заболела от непосильной работы. Ему было тогда лет пять. Он обошел всех волшебников, которых мог найти, с просьбой исцелить ее. Некоторые просто отказались работать бесплатно, другие даже посмеялись над ним. Не согласился никто. Скоро мама умерла, а сразу после этого Милоша выгнали из дома. Он остался сам на улице и поклялся отомстить волшебникам.
Милош решил, что ни за что не станет моряком, как отец. Он пошел в столицу, которая, судя по рассказам, была намного богаче. Трудно сказать, что случилось бы с ребенком, не подбери его добрый купец, который довез его в Зоден. Иллюзии развеялись сразу, как только мальчик увидел нищие районы города. Жизнь бедняков здесь была такой же тяжелой, как и везде.
Чтобы не умереть от голода, Милош прибился к шайке таких же беспризорных мальчишек и научился воровать на рынке еду, а иногда и деньги. Прошло несколько полуголодных лет. Однажды ему удалось украсть волшебную палочку. С тех пор он все свободное время тратил на подглядывание за волшебниками, а если удавалось, то и за уроками волшебства для богатых детей.
Сначала он несколько месяцев просто повторял движения, которые увидел, но все попытки были неудачными. Однажды жарким летом Милошу удалось подслушать через открытое окно объяснение учителя волшебства. Это помогло. У беспризорника получилось своим волшебством передвинуть небольшой камешек у дороги.
Каждый день Милош следил за тем учителем и старался подслушать то, что он объяснял. За лето он освоил все основы. Шайка с его волшебной помощью стала воровать все успешнее. Брошенной под ноги преследователей палки или порыва ветра, который поднимал ткань перед взрослыми, вполне хватало, чтобы шустрые мальчишки затерялись в толпе. Теперь их шайка тратила на еду не все деньги. Оставшееся честно делили между собой.
Через три года Милош насобирал достаточно денег, чтобы заплатить учителю грамоты. За год он научился читать и писать и стал атаманом своей шайки. Они ушли с рыночной площади. Теперь они воровали у богатых волшебников те деньги, которые эти волшебники так любили. Те, из-за отсутствия которых умерла его мама. С помощью волшебства любые замки и засовы отпирались очень легко.
Через год Милош разделил наворованное между членами шайки и приказал начать обычную жизнь. Например, наняться в ученики к ремесленникам, чтобы не привлекать внимания. Сам он приоделся, снял комнату и нанял себе учителя волшебства, представившись сыном разорившегося купца с севера. За два года он выучил все, что знал учитель.
Теперь они с друзьями собирались только раз в месяц, воровали еще реже и хорошо заметали следы. Когда началась война, Зоден был разрушен за одну ночь. Они потеряли почти все, что было спрятано в тайниках. Из-за бандитов в городе стало слишком опасно, поэтому Милош снова собрал своих и они вместе ушли в горы, чтобы и самим стать бандитами.
В отличие от других, они не грабили караваны, а незаметно воровали у тех, кто остановился на ночлег неподалеку. С помощью волшебных барьеров Милоша банда пряталась очень хорошо, пока однажды Заряна не вывела на них солдат.
Во время захвата логова Милош сломал ногу. Заряна пыталась его исцелить, но, как раз в тот момент, его дернул другой раненный. Кость сдвинулась и срослась неправильно. Нога так и осталась хромой.
Зная, какой он сильный волшебник, Заряна убедила военного коменданта и начальника тюрьмы, что Милош должен исцелять больных, которые придут к определенному месту под стеной тюрьмы. Об этом объявили глашатаи на тогда еще разрушенной городской площади. С тех пор сначала с опаской, а потом, как ни в чем не бывало, жители стали приходить сюда за исцелением даже из других городов.
— Мне запретили все другие чары. Я не вижу пациентов, а они меня. Говорят, исцеляются не все. Несмотря на это, в городе называют меня хромым целителем, — закончил он свой рассказ.
— Итак, вы еще думаете, что стоит учить бедняков волшебству? — спросила Заряна.
— Да, — твердо ответила Елена. — Если они научатся хотя бы лечить, станет намного меньше несчастных семей и осиротевших детей.
— Хорошо. Вы, Елена, организуете это в Гальвасе, а Милош — в Зодене. Помещением и палочками я займусь сама, остальное на вас. У вас есть время подумать, как найти способных детей, чему и как их учить. Нанимать посторонних учителей нельзя. Вы должны делать это сами. Начнете примерно через две недели.
— Вы шутите? — хором ответили Елена и Милош.
— Милош, неужели ты не хочешь помочь таким же бедным детям, какими были ты и твои друзья? — удивленно спросила Заряна.
— Даже если отбросить то, что я немного занят в каменоломне, — усмехнулся он, — вы не забыли, что я — опасный преступник и сижу в тюрьме?
— Имя Даробор, волшебник из Чальгенуса, тебе о чем-нибудь говорит?
— Старик затворник, который только и делает, что книжки читает? Слышал, что он сильный волшебник. Ну и что, если от него толку нет?
— Он был моим учителем, хотя мы ни разу не говорили лично. Ты тоже так сможешь. Конечно, мне придется всех уговорить, чтобы тебе дали волшебную палочку. Еще мне придется снова ловить тебя, если ты с ее помощью сбежишь.
— Я тут много чего о вас наслушался. Я не настолько глуп, чтобы от вас бегать, — вздохнул заключенный. — Поддерживать связь с небольшими перерывами я смогу примерно полдня. Если этого хватит, сделаю все, что смогу.
— Только до моей команды не делай волшебством ничего, кроме исцеления. Нельзя никому говорить об этом, пока я не получу разрешение короля Стефана.
— Теперь ваша очередь, Елена, — повернулась Заряна к девочке, не прерывая связь с тюрьмой. — Покажите, где дома тех четверых, которых вы выбрали.
— Все в разных концах города. По плохой погоде кому-то несколько часов добираться, как ни крути, — вздохнула девочка, когда выполнила задание. — Вряд ли родители отпустят их так далеко.
— Вы смогли бы учиться и тренироваться в тех условиях, в которых они живут?
— Не уверена.
— Я бы тоже не смог, — вставил Милош. — Чтобы не отвлекали, я прятался в подвалах или на чердаках, когда тренировался.
— Значит, нужен пансион. Условия в Гальвасе будут такие: дети шесть дней живут и учатся в пансионе, а в воскресенье выходной, могут сходить домой. Учеба продлится примерно от полугода до года. После этого они будут десять лет работать на Елену, а получать только половину заработка. Другой платы за учебу, еду и проживание не будет.
— Я бы на такое согласился.
— Предположим, что у вас просят отдать на учебу любимого ребенка. Потренируйтесь друг с другом обсуждать условия. Милош начинает. Я пока поговорю с хозяйкой.
— Я заметил способности вашего ребенка, госпожа Елена, и могу обучить его волшебству… — начал Милош, когда Заряна открыла дверь.
Хозяйка, которая как раз проходила мимо, замерла и лишь хватала ртом воздух, показывая в сторону открытой двери. Заряна быстро поняла, в чем дело. Она закрыла дверь и поспешила ее успокоить:
— Это просто урок дипломатии на языке Лишириса. Елена уже неплохо им владеет, как вы слышали, но ей нужно привыкнуть к акценту тамошних жителей.
— Я так и подумала, — с облегчением вытерла хозяйка лицо.
— Мне нужно обсудить с вами приятный, но деликатный вопрос, чтобы Елена нас не слышала.
— Пройдемте в мою комнату, — сразу предложила графиня. — Это радует, что вопрос приятный.
Они молча прошли в просторную комнату на втором этаже. Когда они уселись в мягкие кресла у маленького столика с резными ножками, Заряна сказала:
— На самом деле, вопросов два. Первый — я хотела бы взять Елену с собой на бал в Лиширисе по случаю моей помолвки. Для нее будет полезно показаться там в качестве моей подруги.
— Это стоило бы обсуждать с ее отцом, но он поручил Елену мне, а я не возражаю. Вот только ее наряд слишком скромный для такого торжества.
— Я подберу что-нибудь из своих украшений. На время бала я могу их одолжить.
— Вы слишком добры. Только прошу, не балуйте ее. Скромного колье и какой-нибудь заколки для волос вполне достаточно.
— Второй вопрос еще деликатнее. Позвольте, я сделаю барьер, чтобы нас не подслушивали.
— Разумеется, — согласилась хозяйка, вся в нетерпении от таинственности.
— Мы знаем, что ее семья небогата, а имение, даже с моей помощью, вряд ли скоро принесет много прибыли. Мы придумали нечто, до чего никто не догадался раньше, поэтому неизвестно, даст ли это прибыль.
— К сожалению, у меня тоже денег немного, — сразу огорчилась Матрена.
— С этим проблем нет. Я вложу свои, только денег недостаточно. Это потребует вашей помощи и наверняка создаст для вас дополнительные неудобства и беспокойства. Вы хотите услышать подробности, или это будет слишком вредно для вашего здоровья? — задала Заряна явно лишний вопрос.
— Вы для Елены посторонний человек, а делаете так много. Еще и деньги собираетесь на нее тратить. Я постараюсь сделать, что в моих силах. Говорите, что нужно с моей стороны.
— Сначала я расскажу суть. Елена нашла очень талантливых детей среди бедняков. Мы хотим, чтобы она обучила их волшебству, а они в качестве оплаты десять лет работали на нее. Если все получится, она будет получать от четырех до десяти серебряных монет в неделю.
— Елена? Разве она сможет кого-то научить?
— Она уже скоро будет соответствовать требованиям для первого уровня волшебства, если не брать в расчет остальные предметы. Это то, что знают выпускники школы графини Ясмины. Вопрос в другом. Чтобы обучить их не за четыре года, как в школе, а за шесть месяцев, они должны жить здесь и учиться с утра до вечера. Вот тут начинается наша часть. Я заплачу за служанку, одежду, еду и тому подобное, а вы позволите им жить и учиться здесь. Разумеется, они должны знать свое место и питаться отдельно.
— Не стоит беспокоиться. Уж четверых детей я смогу прокормить. Служанку тоже найму я.
— Вы очень великодушны. Мы вернемся из Зодена примерно через две недели. Этого времени достаточно, чтобы все подготовить?
— Вполне. Сколько комнат нужно?
— Две спальни. Одна для девочки и служанки, другая — для трех мальчиков. Для занятий им отдельные комнаты не нужны, достаточно одной общей. Если нужно, поставим перегородки, чтобы они друг другу не мешали.
— Я подумаю, как сделать лучше. Полагаю, это надо держать в секрете, чтобы Елена успела самых талантливых детей взять себе?
— Вы совершенно правы. Теперь я могу убрать барьер.
Заряна вернулась к Елене и обрадовала ее полученным от хозяйки согласием. Сначала она прекратила разговор с Милошем, а потом добавила, что Елена едет с ней в Зоден через неделю.
Пришло время поговорить с детьми и их родителями. Начали с девочки. Ей было лет восемь. Она с еще четырьмя детьми куталась в старое лоскутное одеяло в нетопленой комнате. Их мама шила что-то в тусклом свете маленького окошка.
Чтобы не пугать их, Елена сначала вызвала свечение у дальней стены, а только потом показала свое изображение. Бедняки застыли от изумления.
— Я — Елена, баронесса из Лишириса. Сейчас я живу в Гальвасе и у меня, возможно, найдется работа для одной из ваших дочерей, — начала Елена.
— Забирайте хоть всех пятерых, — не дала ей договорить бедная женщина. — Если вы их оденете и накормите, то они будут служить вам.
— Мне нужна только эта, — Елена заставила светиться одну из сестер и рассказала свои условия.
— Я обязательно приведу ее к вам, — пообещала мама. — А еще хотя бы одна не подойдет? — спросила она все еще с надеждой в голосе.
— Сейчас мне нужна только эта. Я скажу примерно через неделю или две, когда и куда ее привести. Если она не справится, то верну назад, а другую не возьму, — строго добавила Елена и исчезла.
— А разве волшебники бывают? — спросила самая младшая девочка.
— Ты же видела. Они появляются и исчезают, когда захотят. Значит, бывают, — со знанием дела ответила самая старшая.
Подобным образом Елена поговорила со всеми родителями. Возражал только один бондарь, который уже давно начал обучать старшего двенадцатилетнего сына ремеслу:
— Вот пройдет десять лет, а потому куда он подастся без ремесла?
— Может продолжать работать на меня, может работать в порту, на стройке или даже в армии. Хороший волшебник зарабатывает намного больше, чем хороший бондарь. На крайний случай, я научу его чарам исцеления. Лекарь нигде не пропадет.
— Я узнаю, сколько платят волшебникам, а потом подумаю и решу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Необычный учитель Базалиты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других