1. книги
  2. Религии / верования / культы
  3. Олег Кузьмин

Божественный брак

Олег Кузьмин
Обложка книги

Сегодня мир более всего нуждается в честном и откровенном разговоре о верности, крепкой семье, истинной любви и желании Бога участвовать в семейной жизни, каждого человека. Книга «Божественный брак» — это исследование различных историй библейских героев о том, какую роль в их жизни играла семья и насколько в этом был заинтересован Бог. Также в книге вы найдёте всесторонние размышления о семье, любви, проблемах, с которыми сталкивается каждая семья, и о путях преодоления этих проблем.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Божественный брак» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 7.

Божественный брак Иосифа

История Иосифа примечательна сама по себе. Он был одним из двенадцати сыновей Иакова (Израиля), был продан в рабство собственными братьями. Поступив, по совести, и сохранив честь своего господина, египтянина Потифара, отказался спать с его женой и оказался в тюрьме. Помог узникам, растолковав их сны, а потом помог и фараону, растолковав его сны. После этого став вторым человеком в Египте, помог и Египту, и всем окрестным странам преодолеть семь лет страшного голода. Смог простить братьев и помог им преодолеть голодные времена, а также переселиться в Египет…

Иосиф — это пример абсолютной веры и жертвенности, поэтому его иногда сравнивают даже с Иисусом. Его истории отведено больше глав в Книге Бытие, нежели Аврааму или Иакову, и всё же один аспект его жизни практически не рассматривается, а именно его божественный брак…

Давайте сначала всё же разберём скупые строки Писания, которые говорят нам хоть что-то о семейной жизни Иосифа…

Первое, на что хочется обратить внимание в данном вопросе, — это подготовленность Иосифа к браку, а в частности его чистота и целомудрие:

«…Иосиф же был красив станом и красив лицем. И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?»

(Быт. 39: 6—9)

Будучи рабом, Иосифу, вероятно, было крайне сложно продолжать хранить свою веру и своё целомудрие, ежедневно подвергаясь искушениям от одержимой сексуальным желанием женщины, которая, к сожалению, оказалась ещё и его госпожой. И тем не менее он, не раздумывая, соблюдает себя в чистоте и непорочности, хотя и оказывается в итоге в тюрьме несправедливо осуждённым. Жена Потифара обвинила Иосифа в насилии, и мне лично кажется, что Потифар знал о «закидонах» своей жены, а также очень любил и уважал Иосифа, иначе дело просто тюрьмой бы не закончилось, Иосифа скорее всего убили бы. А так… Да, с Иосифом поступили несправедливо, однако тюрьма защитила его от более тяжкой участи и помогла встретиться с нужными людьми. Потифар же остался без Божьего благословения, приходившего в его дом благодаря Иосифу, зато с развратной женой, которая и дальше, вероятнее всего, соблазняла красивеньких слуг и рабов.

Второе, что Писание нам говорит о божественном браке Иосифа, содержится в следующей строке:

«И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской. И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле Египетской»

(Быт. 41: 44—45)

Фараон дал Иосифу в жены Асенефу… Дал, потому что Иосиф его об этом просил? Или дал, потому что сам так решил? Неизвестно. Однако сразу ясно, что брак Иосифа был межкультурным, межнациональным и межрелигиозным. Также можно предположить, что Асенефа была незаурядной девушкой и весьма известной, ведь жена должна быть под стать Иосифу, второму человеку в Египте, чтобы вся знать египетская легче приняла его главенство над ними…

Далее же читаем:

«До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что [говорил он] Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. А другому нарек имя: Ефрем, потому что [говорил он] Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего»

(Быт. 41: 50—52)

Пока шли года изобилия, Асенефа родила Иосифу двух сыновей, которых позднее Иаков благословил:

«И сказал Иаков Иосифу: Бог Всемогущий явился мне в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня, и сказал мне: вот, Я распложу тебя, и размножу тебя, и произведу от тебя множество народов, и дам землю сию потомству твоему после тебя, в вечное владение. И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия… И взял Иосиф обоих [сыновей своих], Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец»

(Быт. 48: 3—14)

Иаков признал и благословил детей Иосифа, хотя Асенефа и была из другого народа, это значит, что Иаков в целом одобрял их брак. А то, что Ефрем и Манассия следовали вере израильтян, подтверждает, что и Асенефа признавала веру мужа и поддерживала его…

И всё же Писание довольно скупо рассказывает семейную историю Иосифа и Асенефы, и нам оставалось бы только додумывать подробности их семейной жизни, если бы не апокриф — Повесть об Иосифе и Асенефе, рассказывающий подробности их знакомства, свадьбы и семейной жизни.

«Апокриф» (с древнегреческого можно перевести как «скрытый, сокровенный, тайный») — это произведение религиозной литературы (иудейской и христианской), преимущественно посвящённое событиям и лицам священной ветхозаветной и новозаветной церковной истории, не включённое в канон Церковью. То есть апокрифы не включены в Священные Писания по тем или иным причинам, однако они имеют место быть, и многие из них писались в те же времена, что и основные Священные тексты… В Ветхий Завет не вошли тридцать три апокрифа, и один из них интересует нас более всего — Повесть об Иосифе и Асенефе…

Повесть об Иосифе и Асенефе появилась приблизительно за 200 лет до рождения Иисуса Христа, однако в ней явно присутствуют некоторые христианские вставки, что заставляет исследователей говорить о датах написания апокрифа — со II века до нашей эры до II века нашей эры… Повесть об Иосифе и Асенефе — это один из образцов эллинистической литературы, в которых еврейские писатели старались склонить языческий мир в пользу иудаизма; всё в нём направлено к тому, чтобы представить предков евреев героями, обладавшими высокими как физическими, так и нравственными качествами. Однако содержание повести никак не противоречит содержанию Библии, а наоборот: дополняет его такими деталями, которые вполне могли быть…

Итак, далее опираемся на апокриф Повесть об Иосифе и Асенефе и цитируем его. Сначала идёт повествование об Асенефе, прекрасной 18-летней девушке, слава о красоте которой сводила с ума всех вельмож, сатрапов и военачальников египетских, вплоть до того, что они готовы были воевать за неё друг с другом. То есть Асенефа — действительно прекрасная пара Иосифу, который стал вторым человеком в Египте. Единственный её недостаток — это языческая вера. Иосиф так комментирует их первую встречу:

«Не подобает поклоннику Божию, который благословляет Бога, который вкушает хлеб благословенный и животворящий, который пьёт благословенную чашу бессмертия, помазуется помазанием нетленным, — целовать жену иноплеменную, благословляющую своими устами мёртвых и немых идолов, вкушающую с жертвенника их удавленнику, и пиющую с жертвенников их из чаши вино обмана, и помазующуюся помазанием погибельным. Но поклоннику Божию надлежит целовать своих благочестивых, возлюбленных мать и сестру, и всех из своего племени и народа, и жену, делящую с ним ложе и устами своими исповедующую Бога живого; ровно как не подобает целовать чужого мужчину, ибо это — скверна перед Господом Богом».

(Здесь и далее — Русская апокрифическая студия — http://apokrif.fullweb.ru)

В данном отрывке Иосиф даёт понять Асенефе, что целоваться верующему в Единого Бога с неверующей язычницей — всё равно что возлечь двум мужчинам, то есть отвратительно и неправильно. Само имя Асенефа переводится как «служительница Нефы», египетской богини мудрости и войны.

Но Асенефа уже полюбила Иосифа, и не за положение при фараоне, а искренней небесной любовью:

«И увидела Асенефа Иосифа и полюбила его сильною любовью: и сокрушалось сердце её, и подкосились колени её, и дрожь напала на всё тело её, и великий страх напал на Асенефу, и ужас овладел ею, и она сказала со вздохом: «Что сделаю теперь я, несчастная?.. он явился и вступает в наши палаты, как солнце… Иосиф как сын богов; ибо невозможно родиться человеку с такой красотой, и какая утроба произведёт такого светозарного человека!.. Мне сдаётся, что он видит всё сокровенное, что от него ничто не скрывается и не останется невидимым по причине большого света, вмещаемого в нём…»

В общем, пропала девица, влюбилась без памяти, и её возлюбленный начинает казаться ей верхом совершенства, притом, что Иосиф действительно был и искренне верующим, и благословляемым Богом на всех своих путях. Но что делать Асенефе, ведь ей чётко дали понять, что такой, какая она есть, её не примут? Чтобы быть с Иосифом, Асенефа готова на всё и начинает ни много ни мало семидневный пост, а также раскаивается во всех тех грехах, что обозначил в своей короткой отповеди Иосиф… Она не ест пищу и не пьёт воду, выбрасывает из дома всех идолов, посыпает голову пеплом и одевается во вретище. А также начинает искренне молиться Богу, со всей той страстностью и максимализмом, на которые способны только молодые люди… Асенефа рыдает, исповедуется Богу во всех грехах и втайне надеется на примирение с Иосифом.

Видя её искренность, Бог посылает своего Ангела, который даёт ей новое имя, а также принимает её исповедь:

«Мужайся, чистая дева Асенефа! Вот я внял исповеди твоей и молитвам, вот я увидел семидневные тяжкие твои лишения; теперь я своими глазами вижу тебя, стоящую в пепле и проливающую слёзы: мужайся, чистая дева Асенефа! Ибо имя твоё вот уже написано на небесах Божиими перстами в книги живых с именами изначала вписанных — и пребудет оно там неизгладимо во веки веков… Мужайся, чистая дева Асенефа! Вот я отдаю ныне тебя Иосифу в невесты навсегда, и отныне имя тебе будет не Асенефа, но „Город убежища“; ибо через тебя многие народы прибегнут к Господу Богу небес и сенью твоей откроются уповающие на Господа Бога… Ему угодно девство, Он ищет его, Он заботится о нём всегда. Кающихся Он принимает под сень Свою, готовит для них на небесах место покоя, и они навеки будут под покровом Его. И вот я иду к Иосифу, иду беседовать с ним о тебе, и он войдёт к тебе сегодня, он возлюбит тебя, будет женихом твоим, ты же будешь ему невестой. Итак, внимай, о ты, дева Асенефа! Облекись в невестное платье, приготовленное для тебя с самого начала; украшай себя нарядами, как добрую невесту, и ты пойдёшь навстречу Иосифу, ибо он сегодня придёт к тебе».

Брак Иосифа и Асенефы действительно был божественным. Любовь Асенефы к Иосифу помогла ей преодолеть те препятствия, которые мешали их браку, а Иосифу Ангел прямо указал на его будущую жену, после чего Иосиф возлюбил её. Потом свадьба, длящаяся семь дней, во время которой всему египетскому народу фараон запретил работать…

Ещё один примечательный момент в Повести об Иосифе и Асенефе — это встреча Иакова с Асенефой. Такое действительно могло произойти, раз уж Иаков благословил детей Иосифа. В апокрифе же эта встреча описывается так:

«И вошли они к Иакову, который сидел на ложе своём: и был он сед и очень стар. Асенефу сильно поразил вид его; ибо Иаков, несмотря на седину, был благовиден, как прекрасный юноша; глава его была как снег, кудрявые волосы его были густы, как у Эфиопа; белая красивая борода его покрывала всю грудь его; глаза его весёлые, блестящие и красивые; грудь его, и плечи, и мышцы, и пальцы на руках как у мощного ангела; бёдра и голени его как у исполина… Асенефа, видя его, пришла в ужас и перед ним пала на землю на лице своё. И спросил Иаков: „Эта ли моя невестка, жена твоя? Да благословит её Вышний Бог!“ — и, подозвав её к себе, поцеловал и благословил её; также и Асенефа протянула руки свои, обвила ими шею Иакова и повисла на плечах отца своего…»

Здесь мы разобрали только недостающие кусочки мозаики, касающейся божественного брака Иосифа, однако Повесть об Иосифе и Асенефе показывает и другие моменты их жизни: взаимоотношения с фараоном, взаимоотношения с Потифером, окружение, в котором росла Асенефа, предательство братьями Иосифа, зависть сына фараона, а также сражения и прощение врагов…

Практические моменты

• Международный, межнациональный, межкультурный и межрелигиозный брак вообще не проблема, если Бог является центром семьи.

• Не страшно, если человек заблуждается или совершает ошибки; главное — чтобы он осознал свои ошибки, нашел в себе силы раскаяться и измениться.

• Прочитайте Повесть об Иосифе и Асенефе и обсудите с кем-либо из близких.

Заметки, идеи, мысли

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я