В книге раскрываются простые приёмы и алгоритмы визуальной упаковки смыслов. С их помощью, даже не умея рисовать, вы сможете использовать визуализацию для решения своих практических задач: в соц. сетях, в презентациях, в продажах, в коммуникациях. У автора 10 лет практики в решении разных бизнес задач и обучения людей. Поэтому в книге нет «воды», вся теория раскрывается на конкретных практических кейсах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Визуальная упаковка смыслов: как захватывать внимание, доносить идеи и продавать в современном визуальном мире предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Немного о визуальном мышлении
1.1. Что такое визуальное мышление и где его можно использовать
В книге мы будем изучать и осваивать приёмы визуального мышления. Поэтому стоит определиться, что мы будем понимать под визуальным мышлением в рамках этой книги.
О мышлении много написано и сказано, но так и нет однозначного ответа, что же такое мышление. Мне близка следующая теория. Мы воспринимаем мир не напрямую, а через построение моделей восприятия. Например, информация о реальном мире поступает в мозг через наши органы чувств. И мозг на базе этой информации строит модель реального мира. Модель мышления можно представить в виде некоторой призмы (экрана), через которую мы воспринимаем реальность.
Кроме реального мира существует и абстрактный мир. К абстрактному миру можно отнести науку, теории управления и экономики, всё то, что нельзя увидеть и пощупать. И чтобы работать с абстрактным миром, мы также создаём модели. Например, в управлении — модель SWOT-анализа, в экономике — модель спроса и предложения. В теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) есть куча моделей для разных случаев и задач.
Для описания моделей мышления можно использовать слово из английского языка — mindset. Сегодня часто используется это понятие, когда говорят, что человека нужно чему-то обучить. Как бы загрузить новый mindset в голову, т. е. предустановить новую модель мышления. И получается, чем больше моделей мышления мы себе установили и можем использовать, тем мы круче в быстро меняющемся мире.
Мы будем рассматривать визуальное мышление, как модель мышления для анализа и осмысления абстрактного мира. А определение визуального мышления в рамках книги можно сформулировать следующим образом:
Визуальное мышление — это работа с визуальными объектами (образами, знаками), замещающая работу с реальными объектами. Оперируя визуальными образами, можно структурировать и визуально интерпретировать свои мысли. Или визуально упаковывать смыслы для их передачи и объяснения.
В основу изучения положим современные исследования нейрокогнитивистов, которые описывают, как работает визуальное восприятие человека, как визуальная система — глаза и мозг воспринимают визуальную информацию и визуальные объекты. Используя принципы визуализации, разберём, как можно искать, описывать и представлять новые смыслы. Или, как используя визуализацию, можно на существующие смыслы посмотреть с другой точки зрения.
Я уверен, что визуально мыслить может научиться каждый. А наиболее быстрый алгоритм обучения — копируй других и научишься сам. Чтобы копировать других осознанно, нужно анализировать их творчество и выявлять приёмы (алгоритмы) создания шедевров. В книге собраны такие приёмы в контексте темы визуального мышления.
Более того, приёмы опробованы в практике компании «Смыслотека» при обучении наших художников. А также в тренингах при обучении разных людей. Практика отсеяла слишком сложные приёмы, т. е. для вас собрана выжимка того, что можно брать и сразу применять. Тренировать своё визуальное мышление, вырабатывать свой стиль и постигать вершины искусства визуализации смыслов.
А почему вообще этим стоит заниматься, тренировать и использовать визуальное мышление? Ответ на этот вопрос прост: чтобы соответствовать современным трендам. Окружающий нас информационный мир становится всё более визуальным.
Зачем писать сильный текст, если его никто не прочитает? Тексты без картинок просто пугают сегодняшних читателей. А визуальное сопровождение текста иллюстрациями в разы увеличивает открываемость и дочитываемость текстов. Правильная иллюстрация — это не просто картинка, она должна помогать в понимании смысла и главной идеи текста. Зная принципы и методики визуального мышления, вы сможете осознанно и технологично раскрывать и дополнять смыслы текста в иллюстрациях.
Всё больше людей, а особенно представителей молодых поколений, из всех типов контента для потребления предпочитают видеоконтент. В анимационном видео визуальное мышление используется для визуальной интерпретации смыслов текста сценария.
На одном из моих тренингов по визуальному мышлению присутствовал руководитель отдела продаж компании заказчика. И он задал вопрос: «Как визуальное мышление можно использовать в продажах?» С этого вопроса и началось наше сотрудничество по внедрению визуальной аргументации в продажах.
Начали с обучения продажников. Используя модели визуального мышления и описание продуктов, разработали визуальные шаблоны. Рисуя по шаблонам, продажники учили презентации продуктов. Процесс обучения ускорился, стали меньше путаться и быстрее запоминать.
А потом по тем же шаблонам начали рисовать на встречах с клиентами. Рисуя, продажники увереннее выглядели на встречах. Рисование привлекает внимание, и клиенты лучше вовлекались в процесс продажи.
После грянула пандемия и продажи ушли в онлайн. И оказалось, что те же навыки рисования на встречах можно использовать в Зуме и других сервисах. Рисование на онлайн-встречах позволяло лучше удерживать внимание, а заказчикам меньше напрягаться при восприятии информации.
Натренировавшись работать по шаблонам, продавцы стали импровизировать и могли буквально «на салфетке» рассказать про свой продукт. Рисующие продавцы и просто производили вау-эффект на клиентов, их запоминали. Вот вам и ещё одна сфера применения визуального мышления — визуальная аргументация в продажах.
Возможно, вы замечали, что как только начинаешь рисовать, становится проще объяснять сложные абстрактные вещи, о чем-то договариваться, иначе говоря, синхронизироваться по смыслам. Плоскость рисования превращается как бы в некую общую смысловую плоскость.
Оперируя визуальными объектами на этой плоскости, можно здорово структурировать свои мысли. Например, подготовить структуру выступления и сразу накидать скетчи слайдов презентации.
Используя смысловую визуальную плоскость, можно синхронизировать группу людей. Например, через визуальную фасилитацию помогать эффективнее проводить совещания, мозговые штурмы и другие групповые активности. Прокаченное визуальное мышление можно использовать при работе с экспертами. Например, когда из эксперта нужно «вытащить» и передать какие-то знания.
Практическое использование визуального мышления помогает в целом прокачать навык визуальной коммуникации для различных сфер применения.
Есть и «негативный» момент. В любой коммуникации начинает ощущаться дискомфорт при отсутствии плоскости для рисования. Например, на встречах с заказчиками, при отсутствии мест для рисования, у меня «чешутся» руки, так хочется порисовать.
Поэтому со мной всегда блокнот или Айпад. Почти всегда есть возможность подключить Айпад к телевизору или проектору. И, по отзывам, выглядит круто, когда на встрече человек начинает в момент разговора, при объяснении, рисовать. Использованию цифровых инструментов тоже будет отведено место в книге.
Для развития навыка визуализации смыслов нужно развивать определённый майндсет мышления. Поэтому в следующей главе рассмотрим модель мышления.
1.2. «Синдром куролапости» не страшен. Важнее понимать, ЧТО рисовать, чем уметь КАК
Когда начинаешь говорить про визуализацию и рисование, большинство людей отвечают: «Это не для меня. Я не умею рисовать». Если во взрослой аудитории задать вопрос: «Кто умеет рисовать?», поднимется две-три руки. Моя практика показала, что не более 10 % обычно поднимают руки. Если в детской аудитории задать аналогичный вопрос, то поднимется лес рук. Не знаю, где на пути взросления люди теряют этот навык или просто думают, что теряют. Но однозначно могу сказать, если взрослому человеку сделать «прививку визуализации», дать попробовать, то навык быстро восстанавливается.
В общем, существует миф — чтобы использовать в своей жизни визуализацию, нужно уметь рисовать. В практике компании Смыслотеки мы столкнулись с ситуацией, которая жёстко развенчала этот якобы миф.
Мы занимается упаковкой смыслов в рисованные ролики. В английском языке этот формат называется видеоскрайбинг. В 2015 году к нам пришёл заказчик, которому за год нужно было сделать 180 видеороликов, и мы стали конструировать цех по упаковке смыслов (серийному производству роликов). Производство ролика в формате видеоскрайбинга можно разбить на два этапа: разработка текста сценария и визуализация сценария. Для этапа визуализации нужно было быстро набрать художников. Нам показалось, что это будет просто. Цена отрисовки понятна из расчёта себестоимости, фрилансеров много, нужно разместить объявления на порталах иллюстраторов и художников. Кого цена устроит, тот будет с нами работать.
Всё оказалось не так просто. К нам пришли люди, которые могли нарисовать что угодно — хоть портрет, хоть пейзаж. Т. е. вопроса об умении рисовать не стояло. Но мы очень быстро поняли — этого недостаточно, и профессионалов в рисовании нужно обучать тому, что рисовать для передачи смысла. А художники в процессе обучения убедились, что для передачи смыслов текстов важнее понимать, ЧТО рисовать, чем КАК. Ведь в визуальном восприятии человека палка, палка, огуречек — всё равно человечек.
К более-менее стройной методике обучения пришли не сразу. Вначале пришлось использовать подход «натаскивания». Наши художники много рисовали, а мы много забраковывали. Процесс отрисовки занимал длительное время, что не очень хорошо сказывалось на сроках сдачи заказов. Для новых художников даже появилась присказка — 25 роликов нарисуешь и научишься. Рубеж в двадцать пять роликов был своеобразным порогом, при достижении которого количество наконец-то переходило в качество.
Наша компания расширялась, и нужно было набирать новых художников, т. е. задача быстрого ввода их «в строй» стояла всё острее. Мы искали разные теории обучения визуализации, фиксировали и описывали собственные практические приёмы. Что в конечном итоге позволило сформировать хоть какую-то методическую базу, которую можно было положить в основу обучения.
Факт, что при визуализации прежде нужно фокусироваться на том, ЧТО рисовать, подтвердила забавная история. Для обучения базовую теорию по визуализации я упаковывал в рисованные ролики. Ролики рисовал сам, чтобы быстрее появилась основа. Т. е., ролики получались некрасиво отрисованными. Но от художников получили неожиданную обратную связь, что именно такая корявая отрисовка показывала, что для понимания и визуального восприятия красивость не так важна.
Когда мы стали проводить обучение других людей, то обучающие ролики хотели перерисовать профессионально. Но поняли, что этого делать не надо, излишняя красивость отпугнёт начинающих визуальных мыслителей. Сработает установка: ну, так красиво я не смогу.
И именно поэтому большинство иллюстраций в этой книге нарисовано мной собственноручно. Любую иллюстрацию вы сможете запросто повторить, даже не умея рисовать. И надеюсь, через такой подход мне удастся вас убедить, что для визуализации важнее понимать, ЧТО рисовать, чем уметь КАК.
1.3. Модель визуализации смыслов КМС и подход к тренировке визуального мышления
Для объяснения подхода по тренировке визуального мышления давайте рассмотрим описание процесса мышления. Я назвал такую модель описания мышления — КМС (Кишмиш, Мысли, Структура).
То, что происходит у нас в голове, можно разделить на два основных процесса: бессознательное и сознательное. Что происходит в бессознательном — не всегда понятно, но оно, безусловно, работает. Там блуждают обрывки знаний, образов и много чего ещё. Назовём в нашей модели эту часть мышления — Кишмиш.
В сознательной части появляются уже осознанные мысли, поэтому вторая часть модели называется просто — Мысли. Так как мы привыкли мыслить словами, мысли могут появляться в виде мыслеслов. А также в виде других различных мыслеформ. Например, художники и архитекторы могут мыслить образами, а у математиков мыслеформы появляются сразу в виде математических формул. Вот и получается, что у нас в голове происходит постоянное взаимодействие бессознательного и сознательного.
Но в каких бы мыслеформах не проявлялись наши мысли в сознательной части, всегда есть проблема — удержать их в голове, выстроить логику, связать в какую-нибудь структуру. Чтобы это сделать, нужно каким-то образом зафиксировать их вне головы. Здесь и появляется третья часть модели — Структура. Работа со Структурой также запускает некоторые процессы в бессознательном. И получается замкнутый процесс мышления между тремя частями: Кишмиш — Мысли — Структура.
Структурой можно назвать любую форму удержания мыслей и выстраивания логики их изложения. Например, Структурой могут быть наша речь и письменный текст. Перевод мыслей в визуальные образы и сборка их в визуальную композицию — это тоже процесс структурирования.
Помните, как звучит определение визуального мышления, которое мы используем в этой книге?
Визуальное мышление — это работа с визуальными объектами (образами, знаками), замещающая работу с реальными объектами.
В рамках модели КМС визуальное мышление формируется, когда происходит структурирование мыслей сразу в образы (отрезок МС). А сложность его прокачки состоит в том, что для нас этот процесс очень непривычен и неудобен. Т. е. для прямого перевода мыслей в образы нужно сильно напрягаться. А мозг напрягаться не очень любит:)
В практике нашей компании мы столкнулись с вопросом: Как прокачивать визуальное мышление у наших художников? И именно практика ответа на этот вопрос показала, что тренироваться проще, отталкиваясь от структуры текстов.
Процесс тренировки состоит в следующем. Чтобы визуализировать смысл текста, нам приходиться работать как бы не с самим текстом, а с полем смыслов этого текста. Ведь за одними и теми же словами у разных людей стоят разные понятия, контекст и смыслы. На своих тренингах по визуальному мышлению я много раз видел, как одни и те же тексты участники визуализировали по-разному.
«Подняв» поле смыслов над текстом, мы работаем с этим полем и превращаем смысловые объекты в визуальные образы. Из образов собирается структура — визуальная композиция.
С текстом нам работать привычнее, и процесс тренировки проходит легче. А если вернуться к модели КМС, то мы увидим, что через такой тренировочный процесс как раз и прокачивается нужный канал МС. Ведь работая с полем смыслов текста, мы активизируем мыслительную часть модели.
Таким образом, со временем отрезок МС в модели КМС так прокачивается, что у вас не возникает сложностей с прямым переводом мыслей в образы.
Конечно, остаётся вопрос: «Как при тренировке от поля смыслов переходить к образам и визуальной композиции?»
Именно ответу на этот вопрос и посвящены вторая и третья главы книги. Конечно, тренировка мышления непростой процесс. Чтобы его облегчить, мы будем изучать и использовать самые простые приёмы прокачки навыков. И быстро начнём тренироваться применять полученные знания на практике.
1.4. Визуальная система человека и перевод смыслов в визуальные образы
Для работы с визуальными образами разберёмся с тем, как функционирует визуальная система человека. Под визуальной системой будем понимать глаза и мозг человека. Т. е. ответим на вопрос: «Как наши глаза воспринимают мир и как визуальная информация обрабатывается мозгом?»
Здесь я сошлюсь на книгу Дэна Роэма «Визуальное мышление». В книге он со ссылками на научные исследования поясняет, как наша визуальная система считывает, распознаёт и анализирует визуальные образы.
Кратко поясню на примере алгоритм работы нашей визуальной системы, описанный Роэмом. Представьте, что вы пришли в кафе, стоите на входе и анализируете обстановку кафе, нарисованную на картинке ниже.
Так вот, ваша визуальная система сначала мгновенно распознаёт и выделяет отдельные объекты и их количество. На каком расстоянии они находятся от нас и между собой. Идентифицирует бармена, бутылки в баре официантку, кондиционер, элементы интерьера и посетителей. Определяет, что бармен находится ближе к нам, чем официантка, что некоторые посетители сидят рядом, а некоторые отдельно и в одиночестве.
Т.е. наша визуальная система как бы отвечает на вопросы «Кто/Что?» здесь находится, «Сколько?» объектов и «Где?» они расположены.
Естественно, мы этого не осознаём, и это происходит мгновенно. Эти три группы вопросов оценивают картинку в статике. Если в нашем баре начинается каким-то образом изменяться обстановка, например, официантка начинает передвигаться, то для анализа динамики в нашей визуальной системе появляется вопрос «Когда?».
Интересно, что для распознавания разных категорий объектов или, по-другому, — ответа на разные вопросы, задействуются разные участки мозга. Но сейчас не будем углубляться в это. Главное на этом этапе понимать, что визуальная система сначала всегда «отвечает» на вопросы «Кто/Что?», «Сколько?», «Где?» и только потом может оценивать последовательность действий (перемещений официантки в пространстве) и отвечает на вопрос «Когда?».
Предположим, ситуация дальше будут развиваться стандартно — официантка принесёт заказ и удалится. Тогда наша визуальная система так и останется в режиме анализа — «Когда?».
Но если произойдёт нестандартная ситуация, визуальная система активизируется и будет анализировать ситуацию через вопросы «Как?/Почему?» это произошло. Представим, что какой-то посетитель разлил сок, официантка поскользнулась и упала. Т. е. произошла некоторая цепочка действий, которая привела к нестандартной ситуации.
Получается, что наша визуальная система анализирует (осмысливает) визуальную ситуацию, отвечая на шесть групп вопросов. Но и окружающий нас абстрактный мир мы также осмысливаем через задавание вопросов.
И, на мой взгляд, гениальность модели Дэна Роэма как раз и состоит в том, что он связал смысловые вопросы с визуальными образами, которые лучше подходят для ответа на эти вопросы в визуальном виде.
Он назвал свою модель 6W по числу групп вопросов, в английском языке все эти вопросы начинаются с W. К каждому вопросу подобрал базовый смысл и базовый визуальный образ.
Для вопросов «Кто?/Что?» базовый смысл — объект (вещь), а базовый визуальный образ — Портрет.
При ответе на вопрос «Сколько?» базовый смысл — количество, базовый образ — Диаграмма.
Мы отвечаем на вопрос «Где?», когда анализируем пространственную или концептуальную связь объектов. И в качестве базового образа можно использовать Карту.
Чтобы понять причинно-следственную цепочку каких-то действий, мы отвечаем вопрос «Как?» и базовый образ здесь — Блок-схема.
Дэн в отдельную категорию выделяет вопросы «Зачем?/Почему?». Но на практике при обучении людей я не смог чётко отделить и объяснить разницу между «Как?» и «Почему?». На мой взгляд, они оба используются для анализа причинно-следственных цепочек действий, которые приводят к какому-то результату. Дэн при ответе на вопрос «Зачем?/Почему» предлагает в качестве базового образа Уравнение.
Моя практика показала, что при ответе на вопрос «Зачем?/Почему?» всегда рисуется какая-то сложная картинка (визуальная композиция), совмещающая в себе разные вопросы. Поэтому в книге я буду ссылаться на эту модель в варианте 5W. И далее мы подробно рассмотрим каждую категорию вопросов и варианты применения связки смысл — вопрос — образ на практике. Вопросы первого уровня «Кто?/Что?» и «Сколько?» пригодятся при формировании визуального словаря. Вопросы второго уровня «Где?», «Когда?» и «Как?» помогут при сборке визуальных композиций.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Визуальная упаковка смыслов: как захватывать внимание, доносить идеи и продавать в современном визуальном мире предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других