Populus labyrinthus. Люди из лабиринта

Олег Евгеньевич Кодола

Автор рассматривает эволюцию человека как череду критических адаптаций; чувство веры – как механизм социализации; обрядовые системы (независимо от их религиозной принадлежности) – как метод социальной идентификации; а лабиринты, распространённые по всему миру, – как простейший способ достижения изменённых состояний сознания. Для широкого круга читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Populus labyrinthus. Люди из лабиринта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Разум и лабиринты

История изучения северных лабиринтов

Северная часть Европы с запада на восток, от архипелага Силли (Британия) до архипелага Новая Земля (Россия), в буквальном смысле покрыта каменными выкладками — лабиринтами и каменными кучами. Поморы, жившие по берегам Белого моря, называли эти спиралевидные каменные сложения «вавилонами». В «Истории Государства Российскаго» Карамзин приводит легенду, записанную в 1592 году русскими дипломатами, дьяком Г. Б. Васильчиковым и князем С. Г. Звенигородским: «А в Веренге, на побоище немецком… на славу свою принесши с берегу камень в вышину от земли есть и нынче больше сажени, а около него подале выкладено каменьем как бы городовой оклад в 12 стен, а назван был у него тот оклад Вавилоном…». (29)

В научном мире первое упоминание о «вавилонах», расположенных на острове Вир и на реке Поной, было сделано академиком К. М. Бэром. В своём докладе, состоявшемся в 1842 году, он назвал осмотренные каменные спиралевидные кладки «лабиринтами». (30) В 1877 году первый финский археолог Иоганн Аспелин описал около 50 лабиринтов, сгруппированных на севере Ботнического залива, на островах и в прибрежной линии. (31) В этом же году археолог и художник А. В. Кельсиев описал мурманские и соловецкие лабиринты для Антропологической выставки, но, к сожалению, материалы пропали. Известный путешественник А. В. Елисеев в своём трёхтомнике «По белу свету…», изданном в 1883 году, писал: «Гораздо более (чем в Финляндии) этих сложений по северным берегам России; берега Ледовитого океана и особенно Белого моря изобилуют вавилонами». В 1900 году понойские лабиринты были осмотрены любителем-коллекционером П. Ревой. Он же раскопал один из них, но ничего не нашёл. В 1904 году академик А. А. Спицын сформулировал проблематику изучения лабиринтов, поставив вопросы о датировках, культурной принадлежности и назначении лабиринтов, а также предложил первую классификацию спиралевидных памятников, разделив известные лабиринты на 5 типов. (32) В 1914 году С. Н. Дурылин так описал кандалакшский лабиринт: «Сложность и кажущаяся одинаковость рисунка во всех его частях скрывают «секрет» вавилона во время ходьбы по его извилинам, и в этом смысле он является настоящим лабиринтом, несмотря на то, что ходы его видны, и через них легко перешагнуть». (33) Несомненно, каждый из исследователей пытался выдвинуть свои предположения о назначении лабиринтов и их датировках.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Populus labyrinthus. Люди из лабиринта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я