Понтонные парки ТМП, ТПП, ЛПП

Олег Дерябин

В книге изложено описание материальной части понтонных парков ТМП, ТПП и ЛПП, а также автомобилей для перевозки имущества парков. Приводятся сборные схемы паромов и мостов, собираемых из имущества парков. Текстовые материалы иллюстрированы большим количеством схем, изготовленных автором.Справочные материалы, изложенные в книге, рассчитаны на широкий круг читателей, интересующихся историей развития средств преодоления водных преград.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Понтонные парки ТМП, ТПП, ЛПП предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ТМП (тяжелый понтонный парк)

Разработка парка началась еще до войны на заводе №342 Наркомсудпрома СССР (Навашинский судостроительный завод) совместно с заводами №112 (Красное Сормово) и №300, а задание на изготовление нового понтонного парка было получено 31 июня 1941 года. В 1942 году на Навашинском заводе было изготовлено полтора комплекта парка, затем три с половиной комплекта в 1943 году, три комплекта в 1944 году и неполные два (1,75) в 1945 году. При изготовлении парка использовались технологии хорошо освоенного заводом парка Н2П. Всего в войска было поставлено 10 полковых комплектов понтонного парка. Первый комплект парка поступил в 8 тяжелый понтонно-мостовой полк на Донской фронт, где он был впервые применен в сентябре 1942 года в полосе 62 армии под Сталинградом.

После войны комплекты парков ТМП, по мере поступления на вооружение парков ТПП, были переданы в отдельные инженерно-саперные батальоны дивизий и на вооружении Национальной народной армии ГДР. В ННА полупонтоны парка перевозились на автомобилях IFA G5.

Отличительной чертой в наименовании имущества было то, что ТМП был последним парком, где были полупонтоны и полупрогоны, в парке ТПП сменилось наименование и полупонтоны стали называться понтонами, а полупрогоны — прогонами, хотя внешне они мало отличались.

Внешние отличия понтонов ТМП от ТПП:

— полупонтон без гофр (за исключением понтоны ТПП первых серий);

— люк на палубе один и находится посередине полупонтона (на понтоне ТПП их два и расположены по краям);

— наличие ручного насоса (по левому борту со стороны транцевой переборки полупонтона);

— бортовые и кормовые уключины для весел (съемные);

— на палубе нет балок для опирания прогонов (на понтоне ТПП их две);

— нет рымных пуговиц;

— на носу носового полупонтона установлен браншпиль.

НАЗНАЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРКА ТМП

Тяжелый понтонно-мостовой парк ТМП являлся табельным переправочным средством и обеспечивал оборудование мостовых и паромных переправ под грузы до 100 тонн, на реках со скоростью течения до 3 м/с. Из имущества парка собирались наплавные мосты грузоподъемностью 16, 50, 60, 100 тонн и перевозные паромы грузоподъемностью 16, 20, 30, 50, 70 и 100 тонн. Мосты грузоподъемностью 100 тонн были двухпутными, грузы весом свыше 50 т двигались по мосту только в одном направлении. В парке ТМП обр. 1952 г. собирались мосты грузоподъемностью 16, 50, 70 тонн и паромы 16, 35, 50 и 70 тонн..

Организационно парк делился на две части, каждая из которых содержалась парковой ротой, которая занималась хранением, обслуживанием и перевозкой имущества парка. Оборудованием и содержанием мостовых переправ из имущества парковой роты занимались три понтонные роты. Первоначально парк состоял на вооружении тяжелых понтонно-мостовых полков, затем побатальонно в составе некоторых понтонно-мостовых бригад совместно с парком Н2П.

После войны имущество парков было передано в переправочно-десантные роты отдельных инженерно-саперных батальонов дивизий. Рота состояла из трех взводов: плавающих машин, понтонного и автомобильного. Во взводе плавающих машин шесть плавающих автомобилей БАВ и шесть плавающих транспортеров К-61, в понтонном взводе только понтонеры для оборудования переправ. Автомобильный взвод занимался перевозкой и обслуживанием имущества парка ТМП, в нем было четверть парка (18 понтонных автомобилей, 2 настилочных автомобиля, 1 автомобиль с рамной опорой, 1 автомобиль с барабанной опорой, 2 буксирно-моторных катера, 1 автокран). Силами роты организовывалась десантная переправа на плавающих автомобилях и транспортерах и паромная переправа из двух 50-тонных перевозных паромов.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРКА ТМП

Водоизмещение носового и среднего полупонтонов составляло 9 т, при осадке 75 см. Два полупонтона образовывали одинарный понтон, три — полуторный, четыре — двойной понтон.

В модернизированном парке 1952 года схемы собираемых паромов и мостов отличались от парка военного периода.

Характеристика полупонтонов

Носовой полупонтон:

— вес — 1100 кг;

— длина — 5974 мм;

— ширина — 2400 мм;

— высота — 1050 мм.

Средний полупонтон:

— вес — 1100 кг;

— длина — 4944 мм;

— ширина — 2400 мм;

— высота — 1050 мм.

Характеристика паромов собираемых из ТПП обр. 1942 г.

Одинарный паром 16-т моста:

— грузоподъемность — 16 т;

— количество паромов собираемых из всего парка — 18;

— количество паромов собираемых из половины парка — 9;

— расчет на сборку парома — 24 понтонера и 3 ком. отделения;

— время сборки парома — 25—30 мин;

— количество пристаней из всего парка — 8;

— количество пристаней из половины парка — 4.

Одинарный паром 50-т моста:

— грузоподъемность — 20 т;

— количество паромов собираемых из всего парка — 18;

— количество паромов собираемых из половины парка — 9;

— расчет на сборку парома — 24 понтонера и 3 ком. отделения;

— время сборки парома — 20—25 мин;

— количество пристаней из всего парка — 8;

— количество пристаней из половины парка — 4.

Полуторный паром 50-т моста:

— грузоподъемность — 30 т;

— количество паромов собираемых из всего парка — 12;

— количество паромов собираемых из половины парка — 6;

— расчет на сборку парома — 40 понтонеров и 5 ком. отделений;

— время сборки парома — 25—30 мин;

— количество пристаней из всего парка — 8;

— количество пристаней из половины парка — 4.

Одинарный паром 60-т моста:

— грузоподъемность — 30 т;

— количество паромов собираемых из всего парка — 12;

— количество паромов собираемых из половины парка — 6;

— расчет на сборку парома — 32 понтонера и 4 ком. отделения;

— время сборки парома — 20—25 мин;

— количество пристаней из всего парка — 8;

— количество пристаней из половины парка — 4.

Полуторный паром 60-т моста:

— грузоподъемность — 50 т;

— количество паромов собираемых из всего парка — 8;

— количество паромов собираемых из половины парка — 4;

— расчет на сборку — 48 понтонеров и 6 ком. отделений;

— время сборки парома — 25—30 мин;

— количество пристаней из всего парка — 6;

— количество пристаней из половины парка — 3.

Одинарный паром 100-т моста:

— грузоподъемность — 50 т;

— количество паромов собираемых из всего парка — 8;

— количество паромов собираемых из половины парка — 4;

— расчет на сборку парома — 48 понтонеров и 6 ком. отделений;

— время сборки парома — 30—35 мин;

— количество пристаней из всего парка — 3;

— количество пристаней из половины парка — 1.

Полуторный паром 100-т моста:

— грузоподъемность — 70 т;

— количество паромов собираемых из всего парка — 6;

— количество паромов собираемых из половины парка — 3;

— расчет на сборку парома — 72 понтонера и 9 ком. отделений;

— время сборки парома — 40—45 мин;

— количество пристаней из всего парка — 3;

— количество пристаней из половины парка — 1.

Перевозной 100-т паром:

— грузоподъемность — 100 т;

— количество паромов собираемых из всего парка — 3;

— количество паромов собираемых из половины парка — 1;

— расчет на сборку — 80 понтонеров и 10 ком. отделений;

— время сборки парома — 50—60 мин;

— количество пристаней из всего парка — 3;

— количество пристаней из половины парка — 1.

Характеристика мостов парка ТМП обр. 1942 г.

Однопутный 16-тонный:

— ширина проезжей части — 3.2 м;

— предельный общий вес переправляемого груза — 16 т;

— предельное давление на ось колесных грузов — 7 т;

— общая длина моста из всего парка — 445 м (наплавная часть 371 м);

— общая длина моста из половины парка — 218 м (наплавная часть 191 м);

— состав расчета на сборку моста — 648 понтонеров и 81 ком. отделения;

— время наводки моста — 4—5 часов.

Однопутный 50-тонный:

— ширина проезжей части — 4.0 м;

— предельный общий вес переправляемого груза — 50 т;

— предельное давление на ось колесных грузов — 15 т;

— общая длина моста из всего парка — 223 м (наплавная часть 186 м);

— общая длина моста из половины парка — 105 м (наплавная часть 96 м);

— состав расчета на сборку моста — 552 понтонера и 69 ком. отделений;

— время наводки моста — 3—4 часа.

Однопутный 60-тонный:

— ширина проезжей части — 4.0 м;

— предельный общий вес переправляемого груза — 60 т;

— предельное давление на ось колесных грузов — 15 т;

— общая длина моста из всего парка — 199 м (наплавная часть 126 м);

— общая длина моста из половины парка — 100 м (наплавная часть 66 м);

— состав расчета на сборку моста — 576 понтонеров и 72 ком. отделения;

— время наводки моста — 3—4 часа.

Двухпутный 100-тонный:

— ширина проезжей части — 2 по 4.0 м;

— предельный общий вес переправляемого груза — 100 т;

— предельное давление на ось колесных грузов — 15 т;

— общая длина моста из всего парка — 109 м (наплавная часть 91 м);

— общая длина моста из половины парка — 54 м (наплавная часть 46 м);

— состав расчета на сборку моста — 538 понтонеров и 66 ком. отделений;

— время наводки моста — 3—4 часа.

СОСТАВ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ ПАРКА ТМП

Материальная часть парка делилась на:

— понтонное имущество;

— верхнее строение;

— козловые опоры;

— имущество береговых и переходных частей;

— паромные принадлежности;

— вспомогательные принадлежности;

— катера.

Основное имущество парка включало: 36 носовых и 36 средних полупонтонов; 462 полупрогона с зажимными болтами; 500 настилочных щитов; 20 настилочных досок; 66 связных щита; 90 пажилин; 360 перильных стоек; 672 стрингерных болта; 4 комплекта рамной опоры; 8 береговых лежней и 32 анкера; 8 аппарельных устройств; 2 лодки ЛГ-12; 2 лодки ЛМН; 72 спасательных нагрудника.

В комплекте парка имелось: 6 буксирно-моторных катеров БМК-70 и 2 разведывательных катера НКЛ-27.

Некоторое вспомогательное имущество было заимствовано из тяжелого понтонного парка Н2П.

Перечень и характеристики отдельных элементов парка ТМП

(вес, кг × длина, мм × ширина, мм × высота, мм)

Понтонное имущество:

— полупонтон носовой — 1100×5974×2400×1050

— полупонтон средний — 1100×4944×2400×1050

— стяжной болт — 1×223×-×23

— браншпиль в сборе — 39×428×270×340

— весло — 6×3600×140×100

— уключина кормовая — 1×208×106×30

— уключина бортовая — 1×330×85×38

— багор — 3,6×3000×750×50

— якорь легкий — 75×1182×910×215

— якорь тяжелый — 125×1400×330×252

— насос ручной в сборе — 24×850×330×-

Верхнее строение:

— полупрогон — 220×5960×85×300

— болт зажимной — 2×140×105×72

— болт стрингерный — 0,8×140×-×24

— распорка короткая — 10×398×156×230

— распорка длинная — 15×810×156×230

— распорка специальная — 15×825×156×230

— щит связной — 108×4300×416×85

— щит настилочный — 85×4300×416×85

— доска настилочная — 40×4300×200×85

— пажилина длинная — 55×4500×55×120

— болт пажильный — 1,5×410×-×20

— стойка перильная — 2×1080×-×27

Козловые опоры:

— ригель — 426×4890×240×570

— труба верхняя — 52×1590×162×134

— труба нижняя — 50×1490×134×106

— шпора — 100×1500×1080×200

— палец запорный — 3.5×280×-×50

— стойка съемная — 26×1340×162×134

— палец кронштейна — 1×280×-×50

Имущество береговых и переходных частей:

— лежень береговой — 102×4700×236×180

— анкер — 12×1100×2200×65

— болт анкерный — 3×1200×-×20

— трос анкерный — 3×3500×-×14

— стяжка анкерная — 8×850×-×63

— крюк анкерный — 1×134×80×50

— балка анкерная — 60×2725×120×260

— пажилина короткая — 26×2250×55×120

Паромные принадлежности:

— аппарель — 250×3400×750×472

— нога аппарельная — 80×1350×500×1185

— кронштейн аппарели — 25×940×75×224

— труба соединительная — 25×960×100×100

— рычаг съемный — 12×2000×65×45

— кронштейн пристани — 41×1295×128×620

МАТЕРИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПАРКА ТМП

Носовой полупонтон представлял собой стальную коробку с лыжеобразным носовым обводом. Сверху полупонтона была сплошная водонепроницаемая палуба. Полупонтон состоял из каркаса и обшивки из листовой стали, каркас образовывался из ряда поперечных рам (шпангоутов), верхних обвязок (стрингеров), нижних продольных скуловых уголков и поперечного набора (бимсов) под палубой, подкрепленного стойками (пиллерсами).

Обшивка изготавливалась из стали и имела такую же толщину, что и в парке Н2П — 1,5 мм, толщина палубы была 1 мм.

На палубе полупонтона имелся люк с водонепроницаемой крышкой, сварной кнехт для закрепления якорного и буксирного каната, фундамент под съемный брашпиль.

Для смыкания полупонтонов на кормовой переборке имелось два сцепных захвата внизу и два отверстия вверху с втулками в которые вставлялись стяжные болты.

Средний полупонтон был без носового обвода и имел квадратное сечение и отличался количеством отверстий на стрингерах.

Брашпиль использовался для выбирания якорных канатов, притягивания паромов к пристани и удержания парома при погрузке и выгрузке.

Для перекатывания полупонтонов использовалось 36 колесных устройств состоящих из колес и подвесок. Колесное устройство крепилось к полупонтону с помощью ползуна, который вводился в специальное гнездо полупонтона. Также в комплекте парка имелось 12 тележек для перевозки элементов парка.

Прогоны входили в верхнее строение и служили для перекрытия пролетов в мостах, паромах и пристанях. Между собой прогоны соединялись зажимными болтами, к понтонам, рамным ригелям, береговым лежням и связным щитам прогоны крепились стрингерными болтами. Связные щиты служили поперечной связью и предохраняли прогоны от скручивания. Настилочные щиты образовывали проезжую часть. Пажилины предназначались для закрепления настила и являлись колесоотбоями.

Для устройства пристаней использовалась рамная (козловая) опора, которая состояла из ригеля, двух стоек и двух подъемников с кронштейнами и предназначалась для устройства береговых пролетов на мелководье а также пристаней. Барабанная опора в основном использовалась для устройства пристаней. Береговой лежень предназначался для устройства береговой опоры.

Аппарельное устройство предназначалось для погрузки и выгрузки паромов без использования пристаней, оно имело грузоподъемность 60 тонн. Аппарельное устройство состояло из аппарели, ноги, кронштейна, трубы и съемного рычага. В парках ТМП поздних выпусков аппарельное устройство отсутствовало, но было включено 4 барабанные опоры.

ПЕРЕВОЗКА ПАРКА ТМП

Перевозка парка осуществлялась на 108 автомобилями (102 трехтонных и 6 пятитонных). Для перевозки парка требовалось переоборудование силами войск 72 трехтонных автомобилей, остальным переоборудование не требовалось. При оборудовании автомобиля кузов снимался, вместо него устанавливалась рама. Часть имущества укладывалась в полупонтоны.

Также парк перевозился на трехтонных прицепах с использованием тракторов. Прицепы оборудовались как в заводских условиях, так и силами войск. Прицепы изготовленные на заводах имели металлическую раму и крепления для понтонного имущества парка. Для перевозки на прицепах оборудованных в заводских условиях требовалось 36 тракторов и 98 прицепов, при перевозке на прицепах оборудованных в войсках количество тракторов увеличивалось до сорока тракторов и до 108 прицепов. Из прицепов формировалось 36поездов по 3 прицепа, из них 24 понтонных поездов, 6 поездов для перевозки прогонного и паромного имущества с разведывательными катерами НКЛ-27, 2 поезда с береговым имуществом и буксирно-моторными катерами и 4 поезда по два прицепа с дополнительным имуществом, цистернами и катерами.

После войны парк перевозился 100 автомобилями ЗиС-151 (ЗиС-150). Для перевозки полупонтонов, прогонов и настила предназначалось 72 понтонных автомобиля. Перевозка рамных и береговых опор для устройства береговых опор осуществлялась на 4 автомобилях. Для барабанных и береговых опор также выделялось 4 автомобиля. Настилочные щиты и пажилины перевозило 12 автомобилей. Для перевозки катеров и навесных моторов выделялось 8 автомобилей. Все автомобили так же оборудовались силами войск. На понтонном автомобиле снимались борта и вдоль платформы прибивалось две ограничительные рейки, для предотвращения смещения полупонтона. Для крепления полупонтона изготавливались подкладочные и прижимные брусья, и тяги состоящие из запажильного болта и крюка.

Материальная часть была распределена с расчетом, чтобы из элементов перевозимых на четырех понтонных автомобилях, можно было собрать один 50-т мостовой паром.

Количество элементов перевозимое на понтонном автомобиле

(72 понтонных автомобиля):

— полупонтон носовой (средний) — 1;

— болты стяжные Н2П — 4;

— ломики понтонные — 1;

— весла Н2П — 5;

— уключины ТМП — 5;

— уключины Н2П — 1;

— багры Н2П — 1;

— якоря 100 кг — 1 (на носовом);

— канаты якорные окружностью 76 мм и длиной 85 м — 1;

— круги спасательные — 1;

— веревки бросательные — 1;

— кронштейны якорные — 1 (на носовом);

— браншпили в сборе — 1 (на носовом);

— насосы с кронштейнами — 1 (на носовом);

— черпаки Н2П — 1;

— пробки прострельные Н2П — 5;

— кранцы Н2П — 1.

— полупрогоны — 6 на носовом и 5 на среднем;

— болты зажимные (отдельно) — 4;

— болты стрингерные — 11;

— щиты настилочные — 5 (на среднем);

— стойки перильные — 4;

— распорки длинные — 2;

— распорки короткие — 1;

— ведра — 1 (на среднем);

— канаты вспомогательные окр. 38 мм и длиной 20 м — 2;

— нагрудники спасательные — 1;

— скобы для стыкования прогонов — 1;

— сумки для уключин и болтов — 1;

— фонари аккумуляторные — 1 (на носовом);

— фонари сигнальные КСФ — 2;

— штропы длинные 4.5 м — 4;

— штропы короткие 2.5 м — 4.

Количество элементов перевозимое на настилочном автомобиле: (12 настилочных автомобилей)

— щиты настилочные — 20;

— щиты связные — 3;

— доски настилочные — 1;

— пажилины — 6;

— канаты вспомогательные окр. 38 мм и длиной 20 м — 2;

— колеса с подвеской в сборе — 3;

— колотушки деревянные — 8;

— наплечники — 10;

— тележки ТМП без колес — 1;

— фонари сигнальные КСФ — 2;

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Понтонные парки ТМП, ТПП, ЛПП предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я