В книге изложено описание материальной части понтонных парков ТМП, ТПП и ЛПП, а также автомобилей для перевозки имущества парков. Приводятся сборные схемы паромов и мостов, собираемых из имущества парков. Текстовые материалы иллюстрированы большим количеством схем, изготовленных автором.Справочные материалы, изложенные в книге, рассчитаны на широкий круг читателей, интересующихся историей развития средств преодоления водных преград.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Понтонные парки ТМП, ТПП, ЛПП предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ТМП (тяжелый понтонный парк)
Разработка парка началась еще до войны на заводе №342 Наркомсудпрома СССР (Навашинский судостроительный завод) совместно с заводами №112 (Красное Сормово) и №300, а задание на изготовление нового понтонного парка было получено 31 июня 1941 года. В 1942 году на Навашинском заводе было изготовлено полтора комплекта парка, затем три с половиной комплекта в 1943 году, три комплекта в 1944 году и неполные два (1,75) в 1945 году. При изготовлении парка использовались технологии хорошо освоенного заводом парка Н2П. Всего в войска было поставлено 10 полковых комплектов понтонного парка. Первый комплект парка поступил в 8 тяжелый понтонно-мостовой полк на Донской фронт, где он был впервые применен в сентябре 1942 года в полосе 62 армии под Сталинградом.
После войны комплекты парков ТМП, по мере поступления на вооружение парков ТПП, были переданы в отдельные инженерно-саперные батальоны дивизий и на вооружении Национальной народной армии ГДР. В ННА полупонтоны парка перевозились на автомобилях IFA G5.
Отличительной чертой в наименовании имущества было то, что ТМП был последним парком, где были полупонтоны и полупрогоны, в парке ТПП сменилось наименование и полупонтоны стали называться понтонами, а полупрогоны — прогонами, хотя внешне они мало отличались.
Внешние отличия понтонов ТМП от ТПП:
— полупонтон без гофр (за исключением понтоны ТПП первых серий);
— люк на палубе один и находится посередине полупонтона (на понтоне ТПП их два и расположены по краям);
— наличие ручного насоса (по левому борту со стороны транцевой переборки полупонтона);
— бортовые и кормовые уключины для весел (съемные);
— на палубе нет балок для опирания прогонов (на понтоне ТПП их две);
— нет рымных пуговиц;
— на носу носового полупонтона установлен браншпиль.
НАЗНАЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРКА ТМП
Тяжелый понтонно-мостовой парк ТМП являлся табельным переправочным средством и обеспечивал оборудование мостовых и паромных переправ под грузы до 100 тонн, на реках со скоростью течения до 3 м/с. Из имущества парка собирались наплавные мосты грузоподъемностью 16, 50, 60, 100 тонн и перевозные паромы грузоподъемностью 16, 20, 30, 50, 70 и 100 тонн. Мосты грузоподъемностью 100 тонн были двухпутными, грузы весом свыше 50 т двигались по мосту только в одном направлении. В парке ТМП обр. 1952 г. собирались мосты грузоподъемностью 16, 50, 70 тонн и паромы 16, 35, 50 и 70 тонн..
Организационно парк делился на две части, каждая из которых содержалась парковой ротой, которая занималась хранением, обслуживанием и перевозкой имущества парка. Оборудованием и содержанием мостовых переправ из имущества парковой роты занимались три понтонные роты. Первоначально парк состоял на вооружении тяжелых понтонно-мостовых полков, затем побатальонно в составе некоторых понтонно-мостовых бригад совместно с парком Н2П.
После войны имущество парков было передано в переправочно-десантные роты отдельных инженерно-саперных батальонов дивизий. Рота состояла из трех взводов: плавающих машин, понтонного и автомобильного. Во взводе плавающих машин шесть плавающих автомобилей БАВ и шесть плавающих транспортеров К-61, в понтонном взводе только понтонеры для оборудования переправ. Автомобильный взвод занимался перевозкой и обслуживанием имущества парка ТМП, в нем было четверть парка (18 понтонных автомобилей, 2 настилочных автомобиля, 1 автомобиль с рамной опорой, 1 автомобиль с барабанной опорой, 2 буксирно-моторных катера, 1 автокран). Силами роты организовывалась десантная переправа на плавающих автомобилях и транспортерах и паромная переправа из двух 50-тонных перевозных паромов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРКА ТМП
Водоизмещение носового и среднего полупонтонов составляло 9 т, при осадке 75 см. Два полупонтона образовывали одинарный понтон, три — полуторный, четыре — двойной понтон.
В модернизированном парке 1952 года схемы собираемых паромов и мостов отличались от парка военного периода.
Характеристика полупонтонов
Носовой полупонтон:
— вес — 1100 кг;
— длина — 5974 мм;
— ширина — 2400 мм;
— высота — 1050 мм.
Средний полупонтон:
— вес — 1100 кг;
— длина — 4944 мм;
— ширина — 2400 мм;
— высота — 1050 мм.
Характеристика паромов собираемых из ТПП обр. 1942 г.
Одинарный паром 16-т моста:
— грузоподъемность — 16 т;
— количество паромов собираемых из всего парка — 18;
— количество паромов собираемых из половины парка — 9;
— расчет на сборку парома — 24 понтонера и 3 ком. отделения;
— время сборки парома — 25—30 мин;
— количество пристаней из всего парка — 8;
— количество пристаней из половины парка — 4.
Одинарный паром 50-т моста:
— грузоподъемность — 20 т;
— количество паромов собираемых из всего парка — 18;
— количество паромов собираемых из половины парка — 9;
— расчет на сборку парома — 24 понтонера и 3 ком. отделения;
— время сборки парома — 20—25 мин;
— количество пристаней из всего парка — 8;
— количество пристаней из половины парка — 4.
Полуторный паром 50-т моста:
— грузоподъемность — 30 т;
— количество паромов собираемых из всего парка — 12;
— количество паромов собираемых из половины парка — 6;
— расчет на сборку парома — 40 понтонеров и 5 ком. отделений;
— время сборки парома — 25—30 мин;
— количество пристаней из всего парка — 8;
— количество пристаней из половины парка — 4.
Одинарный паром 60-т моста:
— грузоподъемность — 30 т;
— количество паромов собираемых из всего парка — 12;
— количество паромов собираемых из половины парка — 6;
— расчет на сборку парома — 32 понтонера и 4 ком. отделения;
— время сборки парома — 20—25 мин;
— количество пристаней из всего парка — 8;
— количество пристаней из половины парка — 4.
Полуторный паром 60-т моста:
— грузоподъемность — 50 т;
— количество паромов собираемых из всего парка — 8;
— количество паромов собираемых из половины парка — 4;
— расчет на сборку — 48 понтонеров и 6 ком. отделений;
— время сборки парома — 25—30 мин;
— количество пристаней из всего парка — 6;
— количество пристаней из половины парка — 3.
Одинарный паром 100-т моста:
— грузоподъемность — 50 т;
— количество паромов собираемых из всего парка — 8;
— количество паромов собираемых из половины парка — 4;
— расчет на сборку парома — 48 понтонеров и 6 ком. отделений;
— время сборки парома — 30—35 мин;
— количество пристаней из всего парка — 3;
— количество пристаней из половины парка — 1.
Полуторный паром 100-т моста:
— грузоподъемность — 70 т;
— количество паромов собираемых из всего парка — 6;
— количество паромов собираемых из половины парка — 3;
— расчет на сборку парома — 72 понтонера и 9 ком. отделений;
— время сборки парома — 40—45 мин;
— количество пристаней из всего парка — 3;
— количество пристаней из половины парка — 1.
Перевозной 100-т паром:
— грузоподъемность — 100 т;
— количество паромов собираемых из всего парка — 3;
— количество паромов собираемых из половины парка — 1;
— расчет на сборку — 80 понтонеров и 10 ком. отделений;
— время сборки парома — 50—60 мин;
— количество пристаней из всего парка — 3;
— количество пристаней из половины парка — 1.
Характеристика мостов парка ТМП обр. 1942 г.
Однопутный 16-тонный:
— ширина проезжей части — 3.2 м;
— предельный общий вес переправляемого груза — 16 т;
— предельное давление на ось колесных грузов — 7 т;
— общая длина моста из всего парка — 445 м (наплавная часть 371 м);
— общая длина моста из половины парка — 218 м (наплавная часть 191 м);
— состав расчета на сборку моста — 648 понтонеров и 81 ком. отделения;
— время наводки моста — 4—5 часов.
Однопутный 50-тонный:
— ширина проезжей части — 4.0 м;
— предельный общий вес переправляемого груза — 50 т;
— предельное давление на ось колесных грузов — 15 т;
— общая длина моста из всего парка — 223 м (наплавная часть 186 м);
— общая длина моста из половины парка — 105 м (наплавная часть 96 м);
— состав расчета на сборку моста — 552 понтонера и 69 ком. отделений;
— время наводки моста — 3—4 часа.
Однопутный 60-тонный:
— ширина проезжей части — 4.0 м;
— предельный общий вес переправляемого груза — 60 т;
— предельное давление на ось колесных грузов — 15 т;
— общая длина моста из всего парка — 199 м (наплавная часть 126 м);
— общая длина моста из половины парка — 100 м (наплавная часть 66 м);
— состав расчета на сборку моста — 576 понтонеров и 72 ком. отделения;
— время наводки моста — 3—4 часа.
Двухпутный 100-тонный:
— ширина проезжей части — 2 по 4.0 м;
— предельный общий вес переправляемого груза — 100 т;
— предельное давление на ось колесных грузов — 15 т;
— общая длина моста из всего парка — 109 м (наплавная часть 91 м);
— общая длина моста из половины парка — 54 м (наплавная часть 46 м);
— состав расчета на сборку моста — 538 понтонеров и 66 ком. отделений;
— время наводки моста — 3—4 часа.
СОСТАВ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ ПАРКА ТМП
Материальная часть парка делилась на:
— понтонное имущество;
— верхнее строение;
— козловые опоры;
— имущество береговых и переходных частей;
— паромные принадлежности;
— вспомогательные принадлежности;
— катера.
Основное имущество парка включало: 36 носовых и 36 средних полупонтонов; 462 полупрогона с зажимными болтами; 500 настилочных щитов; 20 настилочных досок; 66 связных щита; 90 пажилин; 360 перильных стоек; 672 стрингерных болта; 4 комплекта рамной опоры; 8 береговых лежней и 32 анкера; 8 аппарельных устройств; 2 лодки ЛГ-12; 2 лодки ЛМН; 72 спасательных нагрудника.
В комплекте парка имелось: 6 буксирно-моторных катеров БМК-70 и 2 разведывательных катера НКЛ-27.
Некоторое вспомогательное имущество было заимствовано из тяжелого понтонного парка Н2П.
Перечень и характеристики отдельных элементов парка ТМП
(вес, кг × длина, мм × ширина, мм × высота, мм)
Понтонное имущество:
— полупонтон носовой — 1100×5974×2400×1050
— полупонтон средний — 1100×4944×2400×1050
— стяжной болт — 1×223×-×23
— браншпиль в сборе — 39×428×270×340
— весло — 6×3600×140×100
— уключина кормовая — 1×208×106×30
— уключина бортовая — 1×330×85×38
— багор — 3,6×3000×750×50
— якорь легкий — 75×1182×910×215
— якорь тяжелый — 125×1400×330×252
— насос ручной в сборе — 24×850×330×-
Верхнее строение:
— полупрогон — 220×5960×85×300
— болт зажимной — 2×140×105×72
— болт стрингерный — 0,8×140×-×24
— распорка короткая — 10×398×156×230
— распорка длинная — 15×810×156×230
— распорка специальная — 15×825×156×230
— щит связной — 108×4300×416×85
— щит настилочный — 85×4300×416×85
— доска настилочная — 40×4300×200×85
— пажилина длинная — 55×4500×55×120
— болт пажильный — 1,5×410×-×20
— стойка перильная — 2×1080×-×27
Козловые опоры:
— ригель — 426×4890×240×570
— труба верхняя — 52×1590×162×134
— труба нижняя — 50×1490×134×106
— шпора — 100×1500×1080×200
— палец запорный — 3.5×280×-×50
— стойка съемная — 26×1340×162×134
— палец кронштейна — 1×280×-×50
Имущество береговых и переходных частей:
— лежень береговой — 102×4700×236×180
— анкер — 12×1100×2200×65
— болт анкерный — 3×1200×-×20
— трос анкерный — 3×3500×-×14
— стяжка анкерная — 8×850×-×63
— крюк анкерный — 1×134×80×50
— балка анкерная — 60×2725×120×260
— пажилина короткая — 26×2250×55×120
Паромные принадлежности:
— аппарель — 250×3400×750×472
— нога аппарельная — 80×1350×500×1185
— кронштейн аппарели — 25×940×75×224
— труба соединительная — 25×960×100×100
— рычаг съемный — 12×2000×65×45
— кронштейн пристани — 41×1295×128×620
МАТЕРИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПАРКА ТМП
Носовой полупонтон представлял собой стальную коробку с лыжеобразным носовым обводом. Сверху полупонтона была сплошная водонепроницаемая палуба. Полупонтон состоял из каркаса и обшивки из листовой стали, каркас образовывался из ряда поперечных рам (шпангоутов), верхних обвязок (стрингеров), нижних продольных скуловых уголков и поперечного набора (бимсов) под палубой, подкрепленного стойками (пиллерсами).
Обшивка изготавливалась из стали и имела такую же толщину, что и в парке Н2П — 1,5 мм, толщина палубы была 1 мм.
На палубе полупонтона имелся люк с водонепроницаемой крышкой, сварной кнехт для закрепления якорного и буксирного каната, фундамент под съемный брашпиль.
Для смыкания полупонтонов на кормовой переборке имелось два сцепных захвата внизу и два отверстия вверху с втулками в которые вставлялись стяжные болты.
Средний полупонтон был без носового обвода и имел квадратное сечение и отличался количеством отверстий на стрингерах.
Брашпиль использовался для выбирания якорных канатов, притягивания паромов к пристани и удержания парома при погрузке и выгрузке.
Для перекатывания полупонтонов использовалось 36 колесных устройств состоящих из колес и подвесок. Колесное устройство крепилось к полупонтону с помощью ползуна, который вводился в специальное гнездо полупонтона. Также в комплекте парка имелось 12 тележек для перевозки элементов парка.
Прогоны входили в верхнее строение и служили для перекрытия пролетов в мостах, паромах и пристанях. Между собой прогоны соединялись зажимными болтами, к понтонам, рамным ригелям, береговым лежням и связным щитам прогоны крепились стрингерными болтами. Связные щиты служили поперечной связью и предохраняли прогоны от скручивания. Настилочные щиты образовывали проезжую часть. Пажилины предназначались для закрепления настила и являлись колесоотбоями.
Для устройства пристаней использовалась рамная (козловая) опора, которая состояла из ригеля, двух стоек и двух подъемников с кронштейнами и предназначалась для устройства береговых пролетов на мелководье а также пристаней. Барабанная опора в основном использовалась для устройства пристаней. Береговой лежень предназначался для устройства береговой опоры.
Аппарельное устройство предназначалось для погрузки и выгрузки паромов без использования пристаней, оно имело грузоподъемность 60 тонн. Аппарельное устройство состояло из аппарели, ноги, кронштейна, трубы и съемного рычага. В парках ТМП поздних выпусков аппарельное устройство отсутствовало, но было включено 4 барабанные опоры.
ПЕРЕВОЗКА ПАРКА ТМП
Перевозка парка осуществлялась на 108 автомобилями (102 трехтонных и 6 пятитонных). Для перевозки парка требовалось переоборудование силами войск 72 трехтонных автомобилей, остальным переоборудование не требовалось. При оборудовании автомобиля кузов снимался, вместо него устанавливалась рама. Часть имущества укладывалась в полупонтоны.
Также парк перевозился на трехтонных прицепах с использованием тракторов. Прицепы оборудовались как в заводских условиях, так и силами войск. Прицепы изготовленные на заводах имели металлическую раму и крепления для понтонного имущества парка. Для перевозки на прицепах оборудованных в заводских условиях требовалось 36 тракторов и 98 прицепов, при перевозке на прицепах оборудованных в войсках количество тракторов увеличивалось до сорока тракторов и до 108 прицепов. Из прицепов формировалось 36поездов по 3 прицепа, из них 24 понтонных поездов, 6 поездов для перевозки прогонного и паромного имущества с разведывательными катерами НКЛ-27, 2 поезда с береговым имуществом и буксирно-моторными катерами и 4 поезда по два прицепа с дополнительным имуществом, цистернами и катерами.
После войны парк перевозился 100 автомобилями ЗиС-151 (ЗиС-150). Для перевозки полупонтонов, прогонов и настила предназначалось 72 понтонных автомобиля. Перевозка рамных и береговых опор для устройства береговых опор осуществлялась на 4 автомобилях. Для барабанных и береговых опор также выделялось 4 автомобиля. Настилочные щиты и пажилины перевозило 12 автомобилей. Для перевозки катеров и навесных моторов выделялось 8 автомобилей. Все автомобили так же оборудовались силами войск. На понтонном автомобиле снимались борта и вдоль платформы прибивалось две ограничительные рейки, для предотвращения смещения полупонтона. Для крепления полупонтона изготавливались подкладочные и прижимные брусья, и тяги состоящие из запажильного болта и крюка.
Материальная часть была распределена с расчетом, чтобы из элементов перевозимых на четырех понтонных автомобилях, можно было собрать один 50-т мостовой паром.
Количество элементов перевозимое на понтонном автомобиле
(72 понтонных автомобиля):
— полупонтон носовой (средний) — 1;
— болты стяжные Н2П — 4;
— ломики понтонные — 1;
— весла Н2П — 5;
— уключины ТМП — 5;
— уключины Н2П — 1;
— багры Н2П — 1;
— якоря 100 кг — 1 (на носовом);
— канаты якорные окружностью 76 мм и длиной 85 м — 1;
— круги спасательные — 1;
— веревки бросательные — 1;
— кронштейны якорные — 1 (на носовом);
— браншпили в сборе — 1 (на носовом);
— насосы с кронштейнами — 1 (на носовом);
— черпаки Н2П — 1;
— пробки прострельные Н2П — 5;
— кранцы Н2П — 1.
— полупрогоны — 6 на носовом и 5 на среднем;
— болты зажимные (отдельно) — 4;
— болты стрингерные — 11;
— щиты настилочные — 5 (на среднем);
— стойки перильные — 4;
— распорки длинные — 2;
— распорки короткие — 1;
— ведра — 1 (на среднем);
— канаты вспомогательные окр. 38 мм и длиной 20 м — 2;
— нагрудники спасательные — 1;
— скобы для стыкования прогонов — 1;
— сумки для уключин и болтов — 1;
— фонари аккумуляторные — 1 (на носовом);
— фонари сигнальные КСФ — 2;
— штропы длинные 4.5 м — 4;
— штропы короткие 2.5 м — 4.
Количество элементов перевозимое на настилочном автомобиле: (12 настилочных автомобилей)
— щиты настилочные — 20;
— щиты связные — 3;
— доски настилочные — 1;
— пажилины — 6;
— канаты вспомогательные окр. 38 мм и длиной 20 м — 2;
— колеса с подвеской в сборе — 3;
— колотушки деревянные — 8;
— наплечники — 10;
— тележки ТМП без колес — 1;
— фонари сигнальные КСФ — 2;
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Понтонные парки ТМП, ТПП, ЛПП предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других