Цель этой книги познакомить читателя с апитерапией, части традиционной медицины. Накопленный опыт и наблюдения автора успешного применения пчелопродуктов, открывают новые возможности для профилактики и лечения ряда заболеваний человека. Даны рекомендации как «не растягивать время болезни», поддерживать здоровье своё и окружающих близких людей. В книге размещены материалы выступлений автора на Международном конгрессе пчеловодов Апимондии и Апиславии, на различных конференциях, съездах. «Администрация сайта ЛитРес не несет ответственности за представленную информацию. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Доказательная апитерапия. Второе издание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. История применения продуктов пчеловодства
Человек живёт в мире не только социума, но и природы. Пчела удивительное, необычайное и до конца ещё неразгаданное насекомое на Земле. Согласно Библии Бог создал пчёл на четвёртый день. С древних времён наши предки собирали мёд диких пчёл и применяли его в пищу, использовали для сохранения продуктов питания, исцеления, а также бальзамирования. В дошедшем до нас научном руководстве по исцелению болезней человека (папирус Эберста), составленном врачами древнего Египта ещё в 1700 году до н. э., упоминается врачевание пчёлами и их продуктами. У древних египтян пчёлам придавалось большое религиозное значение, как символу смелости. Жрецы использовали прополис в медицинской практике для лечения разнообразных заболеваний и, по примеру пчёл, мумифицирующих ос, жуков и т. д. трупов (мумии египетских фараонов обрабатывались и мёдом).
В Восточной Испании в одной из пещер обнаружены наскальные рисунки с изображением человека, вынимающего соты из пчелиного гнезда. Рисунку этому около 20 тысяч лет! В Индии и Китае 5–7 тысяч лет тому назад использовали мёд, прополис, пчелоужаления для терапии. В Индии мёд считался (и считается) панацеей для лечения больных глаз. Аристотель (384–322 гг. до н. э.) рекомендовал «белый» мёд для терапии воспаления органов зрения. В те далёкие времена люди понимали, что “Хорошая пища — хорошие глаза”. О трутневом молочке — натуральный продукт пчеловодства, знали и в древние времена. Описание его использования найдено на бамбуковых листах гробницы древней китайской династии империи Хань. Личинок восковой моли в качестве продуктов питания широко применяли в Китае и Японии. Первые исторические упоминания об оздоровительных возможностях личинок моли «золотой бабочки» находят в античных документах времён Древней Греции, Египта, Месопотамии. Све́дения о лечении пчелиным ядом встречаются и в сочинениях Гиппократа (IV–V вв. до н. э.), Плиния (I в.), Галена (131–201 н. э.). Гиппократ рекомендовал использовать и прополис для заживления язв и ран. В старых рукописях прополис называли «чёрным воском», узой. Древние персы, греки, римляне, египтяне, арабы — они просто лечили пчелиным клеем все тогдашние болезни. Вдоль священной дороги, ведущей в Рим — «Вечном городе», уза продавалась по более высокой цене, чем мёд. Римские легионеры носили его с собой во время военных походов. В старинных рукописных учебниках указывалось, что «воск смягчает все болячки и на тяжесть грудей пособляет с маслом фиалковым прикладуючи, чирьи и место сводить, жилы и раны отмягчает». Знаменитый римский естествоиспытатель Плиний писал, что «все сорта воска обладают свойствами смягчать и согревать, а также способствуют обновлению тела; свежий капанец (воск) считается самым полезным». Выдающийся врач и учёный Абу Али Ибн Сина (Авиценна-980–1037 гг.) рекомендовал применять запечатки сот в качестве средства, способным повышать лактацию молока у кормящих женщин, также смягчающего кашель и оказывающего отхаркивающее действие. Авиценна также упоминал и прополис. В сочинении «Канон врачебной науки» Абу Али Ибн Сина [1] писал, что «чёрный воск"(прополис) имеет свойство вытягивать концы стрел и шипы, он разрежает, слегка очищает и сильно мягчит». В другом месте Авиценна пишет, что «пчелиный клей, вследствие своего сильного запаха, заставляет чихать». Ещё в XVII веке экстракт из гусениц восковой моли использовали для лечения больных сердечно — сосудистыми и лёгочными заболеваниями.
В грузинской народной медицине при некоторых заболеваниях кожи применялись прополисные мази. Существовал обычай класть прополисовую лепёшку на пупок новорождённого, а также протирать чёрным воском детские игрушки. Во Франции термин “прополис” появился в XV веке в рукописях Амбруаза Паре. В древности прополис (уза) наравне с мёдом и воском был предметом обширной торговли. Расценка пчелиного клея стояла выше других продуктов пчеловодства и выражалась следующими числовыми отношениями: мёд — 2, воск — 3, прополис — 4 [39.40]. С учётом того что цена на пчелиный клей была высокая, его стали постепенно заменять более дешёвыми средствами (тополевым маслом). Из аптечной практики чёрный воск совершенно исчез к концу XVIII века. Через некоторое время его опять ввели в медицину как средство при лечении ран, мозолей и злокачественных новообразований.
В конце XIX века в России и Германии рынок прополиса находился в стадии полного расцвета. Пчелиный клей был очень популярен, он использовался в качестве антиинфекционного, рубцующегося (ранозаживляющего) и противовоспалительного средства в форме мазей, пластырей, лосьонов и окуриваний. Рецепты и способы использования прополиса для лечения людей передавались из поколения в поколение. Во время англо-бурской войны (1900), препарат из прополиса под названием «прополизин», применялся для лечения огнестрельных ран и спустя годы в лихолетье второй Великой Отечественной войны, прополис также нашёл своё применение (Л. М. Хандросс, 1947). Карл Великий (IX в.) и Иван IV Грозный (XVI в.), страдавшие подагрой, излечились от болезни пчелиным ядом. Папа Римский Иоанн XXI (1215–1277 гг.) написал книгу"Сокровища бедных", в которой рассказал о широком использовании мёда, воска и яда пчелы (апитоксин). В трактате «Фармакопея Испана» (1817) воск рекомендовали для изготовления 17 мазей и 25 препаратов. Наряду с этим, основоположником метода апитерапии можно считать древнеримского врача Клавдия Галена (131–201 н. э.), который систематизировал все све́дения, касающиеся лекарств на тот период, и ввёл в практику применение препаратов, настоянных на вине, винном уксусе и мёде. Излюбленной лекарственной формой Галена были кашки — смеси различных растительных порошков с мёдом и сиропы-вытяжки упомянутых порошков с мёдом. Он предложил и прохладительную мазь, дошедшую до наших дней, под названием кольдкрем, главным элементом которой является воск. Также Гален, употреблял раздавленных в меду пчёл при карбункулах, заболеваниях дёсен, зубной боли, для облегчения прорезывания зубов у грудных детей, для восстановления роста волос. Пчёлок, сваренных в меду, наши предки использовали при дизентерии. Отвар тел пчёл применяли как мочегонное средство. Высушенных и истолчённых насекомых рекомендовали принимать внутрь с молоком и вином при водянке, подагре, ревматизме и как растворитель мочевых камней; пчёл в меду при спазмах и резях в животе, кровавом поносе, для лечения язв, гнойников и мокнущих лишаёв.
С конца XIX века начинается новый виток развития апитерапии. В Европе появляются многочисленные заметки в прессе, публикации в медицинских и научных журналах по влиянию пчелоужалений и продуктов пчеловодства на организм человека при ряде заболеваний. Французскому врачу Демарти (1858) принадлежат работы о полезности метода лечения человека пчёлами в виде пчелоужалений. В Брюсселе (1897) проходит первый Всемирный конгресс по пчеловодству, где заявлены актуальные проблемы апитерапии. Со временем начинаются углублённые исследования состава, свойств, механизма действия пчелопрепаратов, появляются публикации, книги, в частности, по пчелиному яду [124, 125, 15]. Создается Апимондия (1949) — международная федерация пчеловодных объединений, входят 62 страны (1988), Цель Апимондии — поощрять научное и экономическое развитие пчеловодства, сотрудничество пчеловодных ассоциаций и отдельных пчеловодов всех стран. Проводить в жизнь любую инициативу, которая может способствовать развитию пчеловодства в мире, использование её продукции. Это эффективная площадка для научного обсуждения, обмена опытом и новыми технологиями производства, переработки меда и других пчелопродуктов, содержания и лечения пчел, издания пчеловодной литературы, в т. ч. сборников международных конгрессов и симпозиумов. В 1997 г. (через 100 лет) состоялся 35-й юбилейный конгресс пчеловодов, где неотъемлемыми стали и симпозиумы апитерапевтов. Практически в каждом Международном форуме от России представляется десятки научных докладов о теории и практике апитерапии.
На Руси издавна занимались пчеловодством и применяли для врачевания воск, мёд, личинки восковой моли «к здравию человеческому пристоящих» и пчелоужаления. Рукописные книги, имеющиеся на территории Древней Руси и дошедшие до нас, содержат эти све́дения, а с семнадцатого столетия отмечены факты употребления личинок восковой моли при лечении недугов. В России в XIX веке одной из первых публикаций по апитерапии была статья профессора Петербургской лесной академии М. И. Лукомского (1864), о пользе пчелиного яда при врачевании ревматизма и подагры. Изучая средства терапии туберкулёза (чахотки), И. И. Мечников дал научное пояснение лечебному феномену экстракта личинок. Оно состояло в том, что личинки восковой моли, благодаря, своим ферментам, могут перерабатывать не только воск, но и разрушать восковые оболочки туберкулёзных бактерий.
В дальнейшем, его учениками С. И. Метельниковым и И. С. Золотаревым найден, вырабатываемый личинками, фермент — цераза, способный разрушать жиро — восковую субстанцию в оболочке микобактерии. На протяжении столетий знания про необыкновенные лечебные качества средств на основе вытяжек (экстрактов) с личинками восковой моли оставались достоянием очень узкого круга пчеловодов и целителей. В 1941 году опубликована монография профессора Нижегородского государственного университета Н. М. Артемова «Пчелиный яд, его физиологические свойства и терапевтическое применение», которая актуальна и сегодня [10]. Широкую известность получили исследования [2, 11, 23, 27, 54, 99, 118] по практическому использованию маточного молочка, прополиса, мёда и методов пчелоужалений. В медицине развивается направление — апитерапия или пчелолечение. Широко используются при лечении заболеваний продукты пчеловодства: — мёд, прополис, цветочная пыльца, воск, пчелиный яд, маточное молочко, тела пчел (подмор). В амбулаторной практике стали применять ужаления пчёлами. В то же время появляются центры, исследующие терапевтическую ценность продуктов пчеловодства. В 1956 г. приступают к производству мази Конькова, где основной частью препарата является мёд. Начиная с 1957 года, проводятся научные конференции по вопросам апитерапии (Ленинград). Организовывается выпуск Апилак — таблеток с маточным молочком (1957 г.). На основе рецептов народной терапии С. А. Мухин в 1961 году создал комплексный препарат «Вита», который оказался способным уменьшить приступы стенокардии и одышку у людей преклонного возраста, заживлять туберкулёзные каверны в лёгких, залечивать свежие рубцы миокарда после перенесённого инфаркта, содействуя их рассасыванию и замещению соединительной тканью, В 1992 году выдан патент РФ (Н. А. Спиридонов, А. К. Рачков, С. А. Мухин, М. Н. Кондрашова) на “Способ получения биологически активного продукта из личинок большой восковой моли».
В городах России с 1992 года ежегодно проводятся конференции региональными обществами и центрами пчеловодов и апитерапевтов. В соответствии с приказом МЗ РФ (№ 270 от 01.07.96) апитерапия и апирефлексотерапия внесены в официальный перечень видов медицинской деятельности.
Современная Россия считается одной из ведущих стран по практическому применению в медицине продуктов пчеловодства, благодаря открытиям, работам учёных и врачей [7, 42, 51, 54, 56, 61, 70, 76, 79.119 и др.]. Но она отстаёт в технологии производства препаратов апитерапии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Доказательная апитерапия. Второе издание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других