Данная монография посвящена основам медиации как метода разрешения конфликтов. Медиация является одной из наиболее эффективных техник разрешения конфликтов в виду ее ресурсности и универсальности. Мы предлагаем не только познакомиться с особенностями восприятия человека, структурой и причинами возникновения конфликтов, но, прежде всего, предлагаем рассмотреть взаимосвязь "Конфликт-Медиация" и его роль в разрешении конкретных организационных и семейных конфликтов. Монография предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 37.03.02 "Конфликтология", а также для всех интересующихся методом медиации.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Роль медиации в конфликторазрешении: научно-прикладной анализ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1: Теоретико-методологические основания исследования конфликта.
В этой главе.
Основное внимание в главе 1 направлено на, чтобы дать определение конфликта, рассмотреть различные точки зрения на конфликт, понятие, классификации и функции конфликта.
1.1.Понятие, классификация и функции педагогического конфликта.
Понятие «конфликт» образуется от латинского conflictus — «столкновение», таким образом, «конфликт» — это столкновение мнений, интересов и сил сторон, вызывающие определенные действия со стороны участников.
В повседневной жизни конфликт в основном воспринимается как негативной явление. Считается, что возникающий конфликт является признаком неблагополучия. Но ещё в период становления науки «Конфликтологии» ее основатели Г.Зиммель и Л. Козер обращали внимание на то, что наличие конфликта в обществе естественно, а вот его отсутствие — ненормально.[1,2]. Конфликт изучаются не только в общей теории конфликтологии, но и особенности сферы их протекания. Сферой протекания педагогического конфликта является образовательная среда.
Как отмечает С.В. Баныкина, педагогический конфликт — можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающий конструктивный путь устранения конфликта [3].
Так определятся сфера протекания педагогического конфликта, а именно учебно-воспитательный процесс, в котором активность участников состоит в воздействии субъект-субъективного противоречия, и определятся эмоциональный фон, состоящий из отрицательных эмоций. Характеризуя педагогический конфликт, можно отметить, что открытое столкновение между субъектами педагогического взаимодействия обусловлено отсутствием взаимного учета образовательных целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований каждого из них. Для установления педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического взаимодействия, конфликт нуждается в конструктивном разрешении.
В образовательной системе свое отражение находит противоречие различных характеров современного общества. В образовании, как и в любом другом институте, в процессе его функционирования возникает конфликт, характер которого может быть экономический, организационный, политический, этнический, духовный.
Для образовательного процесса характерны процессуальные педагогические конфликты, основанные на возникновении противоречий.
Педагогические конфликты Куровская С.Н. разделяет на три группы, в которых субъектами являются участники педагогической «жизни».
1. Конфликты, как реакция на препятствие к достижению поставленных в учебной деятельности — целей. Возникает данный тип конфликта при деловой взаимосвязи, а в частности, из-за ее нарушения.
2. «Конфликты ожиданий». В процессе учебного и внеучебного времени, возникает конфликт, являющийся реакцией на поведение характерных норм отношений, принятых между педагогом и учеником, не подходящий по уровню ожидаемого отношения друг к другу. Возникает данный тип конфликта нарушенной взаимосвязи «ролей» в педагогической сфере.
3. «Конфликт межличностной несовместимости». В ходе учебной и внеучебной деятельности могут возникать конфликты, основанные на личных особенностях характера и темперамента учителя или ученика.
Однако, представленные виды конфликта в реальной жизни школы не всегда могут ограничиваться предложенными типами.[4] С.В. Баныкина, выделив главные тенденции в определение основных типологий педагогических конфликтов, приходит к выводу, что самой выгодной системой для изучения школьных «противостояний» между субъектами учебно-воспитательного процесса является несколько типологий: «учитель — ученик», «учитель — администратор», «учитель — родитель», «учитель — учитель», «учитель — ученик».[5]
Такая типология позволяет упорядочить ситуацию школьных конфликтов для изучения данного вопроса администрацией школы, а также учителя. Для них будет важным способ определение и решение педагогических конфликтов максимально эффективно и быстро. Отталкиваясь от особенностей взаимосвязей между субъектами школьных конфликтов, возможно, создать рекомендации по практическому понижению конфликтности, также преодолению их и сообщению о конфликте в реальной жизни школы.
Нижегородцева Н. В. среди педагогических «столкновений» выделяет конфликт деятельности, которые существуют засчёт выполнения учебных заданий учеником, успеваемости, а также внеучебной деятельности. Также выделяется ряд других конфликтов: конфликт поведения или поступков — такие конфликты появляются из-за нарушений учеником правил поведения в школе и вне ее. Но конфликт отношений фигурирует в этом вопросе, он возникает в сфере эмоционально-личностных отношений преподавателя и учащегося, в частности, в сфере их общения на протяжении педагогической деятельности. [6]
Также некоторые исследователи, помимо перечисленных выше типов конфликтов, выделяют такой тип конфликта как «организационный», или «структурный», конфликт. Одним из главных источников появления данного типа «столкновений», возникшего из-за недостатка организации учебно-воспитательного процесса, является отсутствие связи между содержанием и организацией обучения. Конфликт, возникший из-за сложившихся в школьном коллективе референтных групп, чьи нормы и интересы вызывают острую реакцию общепринятых норм, также считаются «структурными» конфликтами.
«Организационные» конфликты могут быть по схеме: «педагог — администратор»; «педагог — педагог». И, как правило, возникают из-за неудачного выбора учителя, а также близкого взаимодействия в пределах педагогической сферы, в рамках психологической сочетаемости, но могут быть и в качестве результата непрямого конфликта преподавателей. Например, сравнение классов по успеваемости, дисциплине и выставление напоказ достижений в педагогической работе.
Можно сказать, что Л.Д. Наумов, проанализировав исследования в данной сфере конфликтологии, пришел к мнению, что можно выделить не только негативные последствия, но и положительные функции данных конфликтов.[7]
По утверждениям Курочкиной И. А. конфликт помогает в развитии личностных качеств и выведении на новые уровни, также на новые положения в межличностных отношениях.[8] По мнению Б.Ф. Ломова можно отметить такую тенденцию: катализатором развития личностных способностей является такой фактор, как соперничество или сотрудничество. Автор считает это важным компонентом совместной деятельности. Поэтому можно сказать, что ученые признают факт стимулирования конфликтом.[9]
К конструктивным факторам конфликта, как на это указывает Е.В. Андриенко, можно отнести такую функцию как познание. Л.Д. Наумов добавляет в этот перечень еще и воспитательную функцию, говоря о том, что ее исполнение в педагогической деятельности рассчитано на увеличение нравственного опыта, идеалов поведения в различных конфликтных ситуациях, предотвращение негативных личностных качеств и тому подобное. Можно отметить, что роль конфликта в педагогике связана с положительным аспектом воспитательной функцией, помогающей получить знания становящиеся опытом на всю жизнь. Но заставляет ребенка заняться смыслопоисковыми действиями, влекущие к осмысленному выбору стратегии, которая будет максимально удачной в разных конфликтных ситуациях. Таким образом, человек приходит к выработке новых ценностно-смысловых позиций. По средствам самостоятельной оценки при выборе нравственного поведения и ответственности за свои действия в «позитивном конфликте». В «деструктивном» конфликте положительным является самореализация полезных практик в обществе.[10]
Конфликты, по выводам Грехнева В.С., способны создавать не только отрицательную реакцию у ученика, но и при определенном педагогическом контроле способны вызывать активизирование «жизни» в группе и основывать высокие качества гражданской личности. [11]
«Столкновение» в группе, коллективе, ведет к сплочению, укреплению отношений внерабочей деятельности, помогает «раскрыться» общему мнению, в которое входят социальные установки, личные ценности школьного воспитания.
Главная сложность конструктивной функции заключается в слиянии сил сторон, которые должны быть направлены на решение возникших противоречий. В очертаниях это похоже на процесс творческого мышления, так нам говорит С.В. Баныкина. Конструктивная функция схожа с творческой функцией тем, что, как и творческая, она проходит несколько этапов. Первый этап — познание проблемы, и первые попытки ее решить нестандартными методами. После чего во втором этапе наступает озарение, позволяющее взглянуть на проблему с другой стороны и найти решение. [12]
Перечисляя деструктивные функции педагогического конфликта, можно выделить последствия: отрицательное влияние на психологическое состояние оппонентов, а в худшем случае даже психологическую и физическую травмы. Возникновение излишнего стресса ведет к соматическим и психологическим болезням, затем следует снижение эффективности работы субъектов конфликта, далее возникает отторжение оппонентов в их формальных или неформальных отношениях. Появление психологического дискомфорта в общении при совместной работе негативно влияет на решение проблем в субъектно-субъектных отношениях участников конфликта. Данные функции не способствуют продуктивной работе в межличностных и групповых отношениях, поэтому следует уменьшить подобные воздействия деструктивной функции педагогического конфликта.
Из-за особых условий учебной деятельности большая часть конфликтов между преподавателем и учеником происходят на виду у других участников учебной «жизни» (участников учебного коллектива), что становится итогом увеличения стремления сохранить личную позицию. Это влечет к непримиримым отношениям оппонентов педагогического конфликта. Именно так можно объяснить большое количество деструктивных последствий конфликта в учебных заведениях. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов, проанализировав подобные последствия, пришли к выводу, что при сравнении положительных и отрицательных итогов в межличностном конфликте учителя и ученика, деструктивными окажется 83% конфликтов, подобного типа. [13] Но, к сожалению, педагогические конфликты создают трудности не только в учебном процессе, но и в развитии личности. В частности, возникают проблемы с учебно-воспитательным процессом в жизни ребенка. Правильное урегулирование учебного конфликта влечет к личному саморазвитию его оппонентов.
1.2 Структура и динамика конфликтов
Компонентом структурного конфликта становятся: конфликтная ситуация, имеющая субъектов конфликта и объект, «столкновение» взаимодействий, а также инцидент.
Несмотря на разнообразие конфликтов, можно выделить следующие стадии:
— Возникновение различия в интересах, ценностях, нормах, которые и становятся потенциальными конфликтами.
— Потенциальный конфликт переходит в реальный конфликт. Один из оппонентов воспринимает действия, ущемляющие его интересы, переход в состояние фрустрации.
— Стадия непосредственно конфликтных действий с проявлением эмоционального воздействия, обида, гнев, оскорбления, агрессивные действия и так далее.
— Завершающая и самая важная стадия — это урегулирование и разрешение возникшей конфликтной ситуации.
Конфликт появляется в случаях, когда один из участников начинает мешать в удовлетворении потребностей оппоненту из-за личных интересов, которые не сходятся с интересами соперника. Педагогический конфликт является совокупностью объективных и субъективных условий, появляющихся в учебном пространстве. В итоге усиливается эмоциональное чувство противоречий, и уменьшается осмысленный контроль субъектов общения.
Конфликтная ситуация предшествует любому конфликту и учебная сфера не исключение. В состав ситуации входят субъекты и объекты конфликта с их отношениями и характеристиками.
В учебных учреждениях под субъектами конфликта предполагаются отдельные лица или же группы людей, становящиеся под прямым воздействием конфликта или участвуя в нем и во всех стадиях, например ученики, учителя, администрация, родители.
Объект конфликта — это ресурсы и ценности индивида или группы. Они могут быть материальные, духовные или социальные, к обладанию которыми стремятся стороны конфликта. Также объектами конфликта могут быть идеи, нормы и требования.
Предмет — это истинная причина конфликта, сама его сущность. Ломов Б.Ф. говорит, что предмет конфликта — это материально существующая или выдуманная проблема, являющаяся причиной разногласия сторон. К примеру, в конфликте между учителем и учеником объектом будет чаще всего несогласие с отметкой, поставленной преподавателем, а предметом в данной ситуации будет право учащегося оспорить отметку. Чаще всего предметом в конфликте становятся права, потребности, ценности, интересы его сторон.[14]
Для перерастания конфликтной ситуации в конфликт должен быть инцидент.
«Спусковым механизмом» к началу действий в конфликте служит именно инцидент — это определенное действие одной из сторон, которого ждет другая сторона. Он провоцирует конфликт и заставляет действовать обе стороны, ознаменовав это переходом из конфликтной ситуации в полноценный конфликт.
Инцидент означает, что одна из сторон начинает мешать другой в достижении ее цели. Как заметила Руденко А.М., инцидент является той ситуацией, которая помогает «увидеть» оппонентам наличие объективного противоречия в целях и интересах.[15]
Перед тем как вступить в конфликтную ситуацию и начать конфликт, стороны дают друг другу субъективную оценку. Но заставляет реагировать субъектов конфликтной ситуации именно восприятие ситуации путем выбора стиля конфликтного взаимодействия, что является результатом на их последующие действия и последствия в конфликте. Нарушение одной из сторон социально значимых норм в педагогическом конфликте означает мгновенную реакцию оппонента, от которой зависит итог и динамика самого конфликта. Во время конфликтного общения активируются скрытые от видимого восприятие действия, протекающими в мыслительной, волевой и эмоциональной сфере участника. По мере протекания конфликта действия получают характер взаимодействия сторон, потому что оппоненты влияют друг на друге в ходе столкновения, что приводит к взаимной реакции. При всем этом взаимное столкновение оппонентов сопровождается постоянным ростом психологического давления и эмоционального напряжения.
Осознанное управление конфликтом в учебной сфере — это конструктивные действия, связанные с его урегулированием, учитывая особенности его сторон, такие как: их различия в общественном статусе или же в возрасте и опыте, в степени ответственности при разрешении конфликта.
В процессе профессиональной социализации конфликт играет важную воспитательную роль, и поэтому поведение педагога в таких ситуациях влияет на становление личности школьника в позитивном или негативном «свете».
Руководитель в возникшей конфликтной ситуации должен сохранять спокойный тон общения, выслушать человека, не пытаясь перебивать, проявлять сочувствие и терпимость, показывая ученику свою заинтересованность в решении его проблемы, подчеркивать положительные качества учащегося, признавать его правоту и не признавать свою, если того требует ситуация.
Руководителю нужно знать и видеть сигналы о зарождающихся конфликтах. Особенно важным на уровне отслеживания конфликта является его анализ и предотвращение, устранение инцидента. Носитель административного ресурса может устранять инциденты административным или волевым путем, но конфликтная ситуация будет оставаться. Перерастая в затяжную форму, будет негативно воздействовать на жизнедеятельность коллектива до того момента, пока не решены противоречия, заложенные в основу конфликта.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Роль медиации в конфликторазрешении: научно-прикладной анализ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других