Рассказы для детей, подростков, а также их родителей, об общении бабушек и дедушек с внуками. В сборнике представлены два весёлых рассказа-байки из случаев на охоте, сказка «О происхождении жизни на Земле», рассказы о началах геометрии «Пифагоровы штаны», «О воде живой и мёртвой», рассказ об аварии на атомной станции в Чернобыле, рассказ для юношества «Что не делать», рассказ о путешествии деда Палыча в Нью-Йорк.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассказы от деда Палыча предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Пифагоровы штаны
Рассказ для детей о начале «геометрии» или «землемерии».
В начале лета, перебрались мы с супругой из города в деревенский дом жить, на природу. «Подкинули» нам и внуков на отдых, трёх мальчишек, два второклассника, Роман и Елисей и третий пятиклассник Арсений. Родители отдыхали от детей, а дети ещё более отдыхали от родителей, бабушка очень их баловала. Четвёртый наш внук, Кирилл, был уже студент, сдавал экзамены.
От ухода за фруктовым садом, от яблонь, с осени осталось много обрезанных сучьев, яблоням было уже под 30 лет, у некоторых стволы начали засыхать, древесины накопилось много. Из обрезанной древесины, что покрупнее, я заготавливал дрова для шашлычницы, мелкие ветки перерабатывал в щепу. Дров накопилось много, и продолжали добавляться, надо было использовать их не только на угли для шашлыка, что происходило у нас не часто, но и для ежедневного приготовления пищи. Приступил я к строительству летней варочной печи и кухни вокруг неё. С осени у меня был залит фундамент под печку, в виде плиты с армирующей сеткой, и приготовлен полнотелый красный кирпич для устройства печи.
Погода стояла прекрасная, светило солнце, было ещё не жарко, вокруг всё цвело и зеленело. Рядом с местом, где я расположился работать, цвели три куста японской айвы, с большими алыми бутонами. В кустах стоял гул от прилетающих и отлетающих пчёл с соседней пасеки, у них шла работа, они собирали с цветков нектар в желудочки и пыльцу на задние ножки в виде маленьких жёлтых комочков, от чего с трудом взлетали с бутонов, возвращаясь в ульи, отягощённые грузом. Я занимаюсь постройкой летней кухни и печки с учётом пчелиного маршрута, не пересекаю им маршрут их полёта, работаю и строю в стороне.
С утра по участку началась и беготня у внуков, к их компании присоединилась и соседская девчонка Настя, пятиклассница. Когда в школу не надо идти, детям не спится. Играли сначала в прятки, «бесились», как говорит моя супруга Надежда, потом перешли к постройке «штаба», где будут проходить их собрания-заседания. С этим они периодически подходили ко мне, просили то ножовку, то молоток, то верёвок. Всё я им это выдавал и делал и свои дела. Жена готовила в доме что-то вкусненькое, пекла блины и пончики, чтобы накормить эту команду «шкелетов», как она их звала, переживая за то, что как начали они расти, стали все худеть.
Я приготовил раствор из глины для печной кладки, кирпичи лежали рядом в стопе, под рукой, переносить их сюда из сарая помогала мне и «команда». Главное, надо было качественно заложить первые ряды кладки, выдержать прямые углы и параллельность сторон, чтобы всё было красиво. Обучал меня этому старик-печник, который строил русскую печь у меня в деревенском доме. Печь прекрасно готовила, особенно пироги и что-нибудь запекали в горшочках, чем сейчас и занималась жена. Но уходило много времени на протопку, разогрев печи и дрова хорошо расходовались. Вот и пришла необходимость построить летнюю варочную печку, с плитой и небольшой топкой для использования древесных отходов.
Как заложить прямые углы у печки, меня учил мастер-печник Фёдорыч, с двумя классами образования церковно-приходской школы.
Я взял три ровных рейки, обрезки от досок, разметил их на отрезки в соотношении 3, 4, 5, просверлил на их концах дырочки, чтобы не расщепились от скрепления их гвоздём и соединил, торчащие излишки реек отпилил, пришлось кричать в «штаб» чтобы временно принесли пилу. Принесли пилу всей любопытной «командой», стали смотреть, что я делаю. Стал я им показывать, как я делаю угольник для закладки прямых углов. Что такое «прямой угол» ответили мне и второклассники, они это уже знали. Стал я им показывать и рассказывать.
Делаем треугольник из трёх палок, размеченных по длине в соотношении 3,4,5. Потом я узнал в школе, что это треугольник Пифагора, внук Арсений, пятиклассник, сразу всем сообщил, «Пифагоровы штаны, которые во все стороны равны». Мальчишка он импульсивный, «артист», как я его называю, сдерживаться не может. Так назвали доказательство теоремы для прямоугольного треугольника, которая гласила, что квадрат гипотенузы, а это площадь, равен сумме двух квадратов его катетов, пояснил я. А что это такое за «штаны», объясни попросил я Арсения. Штаны во все стороны равны, повторил он мне. Я ему предложил, «а нарисовать на плите сможешь», и дал ему мел. Чертёж он сделал всё правильно, как в классе на доске учитель рисовал, парень он у нас отличник, но рассказать, что к чему уже не смог, подзабыл. Я им рассказал, что чертёж похож на штаны, поэтому теорему так и назвали. А строят эти «штаны» чтобы доказать основную теорему Пифагора, квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов его катетов. Но треугольник Пифагора чудесен тем, что мы знаем соотношения его сторон, две стороны, 3 и 4 единицы длины, катеты, и 5 единиц длины, гипотенуза, линия, соединяющая концы катетов. Такой треугольник легко построить из любых палок и этот треугольник имеет замечательные свойства, которые применяются в строительстве, в постройке стен домов, заборов для земельных участков и много где ещё. На это мне Арсений тут же возразил, «а когда папа с дядей Костей строили гараж у них был большой железный угольник. Я ему ответил, угольник большой строительный надо купить, он денег стоит, а на один раз я и свой сделаю, из реек.
Первое замечательное свойство «Пифагорова треугольника», угол образованный его катетами равен 90 градусов, его ещё называют прямым углом, и он составляет четверть круга, а катеты-линии, которые этот прямой угол образуют, называют перпендикулярными прямыми. Понятно, переспросил я обступивших меня ребят, спрашивая я смотрел на второклассников, старшие всё это уже проходили. Все подтвердили, «понятно», согласно кивали головами, второклассники уже знали по школе, что такое «прямой угол» и даже сказали, что он равен 90 градусов. Поэтому я и сделал это устройство, чтобы уложить кирпичи с правильными прямыми углами. Вот видите, я приложил свой самодельный угольник ко всем четырём углам, в двух местах для понимания постукал по кирпичам молотком, дал постучать и «народу», все это проделали с удовольствием, даже девочка Настя.
Второе замечательное свойство «Пифагорова треугольника», сейчас мы проверим самостоятельно. Если вы вырежете из плотной бумаги два «пифагоровых треугольника», при этом я достал из кармана пакет, с заранее нарезанными мною треугольниками Пифагора, и раздал каждому из присутствующих по десятку, осталось ещё и у меня. Если вы сложите два треугольника двумя разными не прямыми углами, посмотрите, что получится. Все на плите положили свои треугольники и стали складывать. Я у всех пятерых проверил, как они складывают углы, подсказал что углы должны быть разные. Когда всё закончили, я спросил, какой угол получился у вас из двух острых углов Пифагорова треугольника? Почти все ответили, «прямой». Значит продолжал я рассказ, Пифагор установил, что сумма углов в его прямоугольном треугольнике равна двум прямым углам, или 180 градусам, половине круга. Слово «градус» придумал не Пифагор, это слово более позднее, латинское и переводится на русский язык как «Шаг, ступенька». На мой вопрос понятно ли, все опять ответили дружным киванием головами, понятно. Смотрю «народ» у меня уже устал, потерял интерес к «беседе» и рвался в свой «штаб», пришлось объявить им перерыв, что они с радостью и сделали. Если кто из них проявит интерес и будет задавать мне вопросы, расскажу им дальше, подумалось мне и я продолжил заниматься своим делом, строительством варочной печи. Сделав фундамент и выложив четыре яруса топки и дымоходов, работы завершил до завтра, чтобы раствор затвердел.
Разговор «о Пифагоре» с внуками я продолжил уже перед ужином, пока баня топится, чтобы смыть дневную рабочую грязь с себя, а с ребятни их дневные загрязнения от беготни и лазания. Разговор продолжал я с ними недолго, вода в бане нагрелась быстро.
Если в катетах Пифагорова угольника укрепить вертикальные штырьки, а ось прямого угла вбить в палку, на которой расположен круг, разделённый на 360 градусов и с ориентировать его по сторонам света, то получится древний геодезический прибор для составления карты земной поверхности с нанесением на карту разных объектов, домов, деревьев, дорог, гор, русла рек и прочего.
Изобрёл такое умное устройство Пифагор. Был такой учёный в древней Греции, который жил там больше тысячи лет назад. Этот треугольник получил название «треугольник Пифагора». Взрослые дети сразу загалдели, мы знаем, знаем, «Пифагоровы штаны», мы в школе проходили. А самый «логик» из внуков Елисей задал «детский вопрос», а как все узнали про этого Пифагора»? раз он жил больше тысячи лет назад. Пришлось быстро соображать, чего ответить, но тут меня выручил крик бабушки из бани, «дети, в баню, мыться!», чему я очень обрадовался и пообещал рассказать о Пифагоре завтра.
Поведение мальчишек я уже изучил, слушают, всегда соглашаются с тем, что я им преподношу, но продолжают, убежав от меня, свою линию гнуть. Пример, жену младшего сына, вызвали в школу к её первокласснику, в конце учебного года, весной. Он устроил с мальчиками из своего класса хождение группой по коридору, мимо видеокамеры, которая передавала изображение коридора директору. Проходя мимо камеры, группа махала руками и кричала в видеокамеру, «привет директор». Допрашиваю внука, зачем это делали, ответ был, чтобы весело было, задаю следующий вопрос, кто это предложил, ответ был, не знаю, по тик-току кто-то увидел и предложил сделать нам. Мозги «прошивают» новому поколению как надо, с помощью интернета и мобильников.
Раньше слово несло ценность, знание, слово было написано на бумаге. Теперь слово электронное, несёт только рекламу и импульс действовать. Слово завлекает молодёжь туда, где их используют для наживы (трафик), рекламируют товары, разрушает индивидуальные черты. Как ответить на «детский вопрос», чтобы выглядело правдиво я так и не сообразил, да оно и не потребовалось, до следующего дня всё под забылось. К тому же, после бани перед сном, бабушка каждого заставляла прочитать вслух по русской сказке, чтобы за лето не разучились первоклассники читать.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассказы от деда Палыча предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других