Рассказы от деда Палыча

Николай Семёнов-Мерьский, 2021

Рассказы для детей, подростков, а также их родителей, об общении бабушек и дедушек с внуками. В сборнике представлены два весёлых рассказа-байки из случаев на охоте, сказка «О происхождении жизни на Земле», рассказы о началах геометрии «Пифагоровы штаны», «О воде живой и мёртвой», рассказ об аварии на атомной станции в Чернобыле, рассказ для юношества «Что не делать», рассказ о путешествии деда Палыча в Нью-Йорк.

Оглавление

Пифагоровы штаны

Рассказ для детей о начале «геометрии» или «землемерии».

В начале лета, перебрались мы с супругой из города в деревенский дом жить, на природу. «Подкинули» нам и внуков на отдых, трёх мальчишек, два второклассника, Роман и Елисей и третий пятиклассник Арсений. Родители отдыхали от детей, а дети ещё более отдыхали от родителей, бабушка очень их баловала. Четвёртый наш внук, Кирилл, был уже студент, сдавал экзамены.

От ухода за фруктовым садом, от яблонь, с осени осталось много обрезанных сучьев, яблоням было уже под 30 лет, у некоторых стволы начали засыхать, древесины накопилось много. Из обрезанной древесины, что покрупнее, я заготавливал дрова для шашлычницы, мелкие ветки перерабатывал в щепу. Дров накопилось много, и продолжали добавляться, надо было использовать их не только на угли для шашлыка, что происходило у нас не часто, но и для ежедневного приготовления пищи. Приступил я к строительству летней варочной печи и кухни вокруг неё. С осени у меня был залит фундамент под печку, в виде плиты с армирующей сеткой, и приготовлен полнотелый красный кирпич для устройства печи.

Погода стояла прекрасная, светило солнце, было ещё не жарко, вокруг всё цвело и зеленело. Рядом с местом, где я расположился работать, цвели три куста японской айвы, с большими алыми бутонами. В кустах стоял гул от прилетающих и отлетающих пчёл с соседней пасеки, у них шла работа, они собирали с цветков нектар в желудочки и пыльцу на задние ножки в виде маленьких жёлтых комочков, от чего с трудом взлетали с бутонов, возвращаясь в ульи, отягощённые грузом. Я занимаюсь постройкой летней кухни и печки с учётом пчелиного маршрута, не пересекаю им маршрут их полёта, работаю и строю в стороне.

С утра по участку началась и беготня у внуков, к их компании присоединилась и соседская девчонка Настя, пятиклассница. Когда в школу не надо идти, детям не спится. Играли сначала в прятки, «бесились», как говорит моя супруга Надежда, потом перешли к постройке «штаба», где будут проходить их собрания-заседания. С этим они периодически подходили ко мне, просили то ножовку, то молоток, то верёвок. Всё я им это выдавал и делал и свои дела. Жена готовила в доме что-то вкусненькое, пекла блины и пончики, чтобы накормить эту команду «шкелетов», как она их звала, переживая за то, что как начали они расти, стали все худеть.

Я приготовил раствор из глины для печной кладки, кирпичи лежали рядом в стопе, под рукой, переносить их сюда из сарая помогала мне и «команда». Главное, надо было качественно заложить первые ряды кладки, выдержать прямые углы и параллельность сторон, чтобы всё было красиво. Обучал меня этому старик-печник, который строил русскую печь у меня в деревенском доме. Печь прекрасно готовила, особенно пироги и что-нибудь запекали в горшочках, чем сейчас и занималась жена. Но уходило много времени на протопку, разогрев печи и дрова хорошо расходовались. Вот и пришла необходимость построить летнюю варочную печку, с плитой и небольшой топкой для использования древесных отходов.

Как заложить прямые углы у печки, меня учил мастер-печник Фёдорыч, с двумя классами образования церковно-приходской школы.

Я взял три ровных рейки, обрезки от досок, разметил их на отрезки в соотношении 3, 4, 5, просверлил на их концах дырочки, чтобы не расщепились от скрепления их гвоздём и соединил, торчащие излишки реек отпилил, пришлось кричать в «штаб» чтобы временно принесли пилу. Принесли пилу всей любопытной «командой», стали смотреть, что я делаю. Стал я им показывать, как я делаю угольник для закладки прямых углов. Что такое «прямой угол» ответили мне и второклассники, они это уже знали. Стал я им показывать и рассказывать.

Делаем треугольник из трёх палок, размеченных по длине в соотношении 3,4,5. Потом я узнал в школе, что это треугольник Пифагора, внук Арсений, пятиклассник, сразу всем сообщил, «Пифагоровы штаны, которые во все стороны равны». Мальчишка он импульсивный, «артист», как я его называю, сдерживаться не может. Так назвали доказательство теоремы для прямоугольного треугольника, которая гласила, что квадрат гипотенузы, а это площадь, равен сумме двух квадратов его катетов, пояснил я. А что это такое за «штаны», объясни попросил я Арсения. Штаны во все стороны равны, повторил он мне. Я ему предложил, «а нарисовать на плите сможешь», и дал ему мел. Чертёж он сделал всё правильно, как в классе на доске учитель рисовал, парень он у нас отличник, но рассказать, что к чему уже не смог, подзабыл. Я им рассказал, что чертёж похож на штаны, поэтому теорему так и назвали. А строят эти «штаны» чтобы доказать основную теорему Пифагора, квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов его катетов. Но треугольник Пифагора чудесен тем, что мы знаем соотношения его сторон, две стороны, 3 и 4 единицы длины, катеты, и 5 единиц длины, гипотенуза, линия, соединяющая концы катетов. Такой треугольник легко построить из любых палок и этот треугольник имеет замечательные свойства, которые применяются в строительстве, в постройке стен домов, заборов для земельных участков и много где ещё. На это мне Арсений тут же возразил, «а когда папа с дядей Костей строили гараж у них был большой железный угольник. Я ему ответил, угольник большой строительный надо купить, он денег стоит, а на один раз я и свой сделаю, из реек.

Первое замечательное свойство «Пифагорова треугольника», угол образованный его катетами равен 90 градусов, его ещё называют прямым углом, и он составляет четверть круга, а катеты-линии, которые этот прямой угол образуют, называют перпендикулярными прямыми. Понятно, переспросил я обступивших меня ребят, спрашивая я смотрел на второклассников, старшие всё это уже проходили. Все подтвердили, «понятно», согласно кивали головами, второклассники уже знали по школе, что такое «прямой угол» и даже сказали, что он равен 90 градусов. Поэтому я и сделал это устройство, чтобы уложить кирпичи с правильными прямыми углами. Вот видите, я приложил свой самодельный угольник ко всем четырём углам, в двух местах для понимания постукал по кирпичам молотком, дал постучать и «народу», все это проделали с удовольствием, даже девочка Настя.

Второе замечательное свойство «Пифагорова треугольника», сейчас мы проверим самостоятельно. Если вы вырежете из плотной бумаги два «пифагоровых треугольника», при этом я достал из кармана пакет, с заранее нарезанными мною треугольниками Пифагора, и раздал каждому из присутствующих по десятку, осталось ещё и у меня. Если вы сложите два треугольника двумя разными не прямыми углами, посмотрите, что получится. Все на плите положили свои треугольники и стали складывать. Я у всех пятерых проверил, как они складывают углы, подсказал что углы должны быть разные. Когда всё закончили, я спросил, какой угол получился у вас из двух острых углов Пифагорова треугольника? Почти все ответили, «прямой». Значит продолжал я рассказ, Пифагор установил, что сумма углов в его прямоугольном треугольнике равна двум прямым углам, или 180 градусам, половине круга. Слово «градус» придумал не Пифагор, это слово более позднее, латинское и переводится на русский язык как «Шаг, ступенька». На мой вопрос понятно ли, все опять ответили дружным киванием головами, понятно. Смотрю «народ» у меня уже устал, потерял интерес к «беседе» и рвался в свой «штаб», пришлось объявить им перерыв, что они с радостью и сделали. Если кто из них проявит интерес и будет задавать мне вопросы, расскажу им дальше, подумалось мне и я продолжил заниматься своим делом, строительством варочной печи. Сделав фундамент и выложив четыре яруса топки и дымоходов, работы завершил до завтра, чтобы раствор затвердел.

Разговор «о Пифагоре» с внуками я продолжил уже перед ужином, пока баня топится, чтобы смыть дневную рабочую грязь с себя, а с ребятни их дневные загрязнения от беготни и лазания. Разговор продолжал я с ними недолго, вода в бане нагрелась быстро.

Если в катетах Пифагорова угольника укрепить вертикальные штырьки, а ось прямого угла вбить в палку, на которой расположен круг, разделённый на 360 градусов и с ориентировать его по сторонам света, то получится древний геодезический прибор для составления карты земной поверхности с нанесением на карту разных объектов, домов, деревьев, дорог, гор, русла рек и прочего.

Изобрёл такое умное устройство Пифагор. Был такой учёный в древней Греции, который жил там больше тысячи лет назад. Этот треугольник получил название «треугольник Пифагора». Взрослые дети сразу загалдели, мы знаем, знаем, «Пифагоровы штаны», мы в школе проходили. А самый «логик» из внуков Елисей задал «детский вопрос», а как все узнали про этого Пифагора»? раз он жил больше тысячи лет назад. Пришлось быстро соображать, чего ответить, но тут меня выручил крик бабушки из бани, «дети, в баню, мыться!», чему я очень обрадовался и пообещал рассказать о Пифагоре завтра.

Поведение мальчишек я уже изучил, слушают, всегда соглашаются с тем, что я им преподношу, но продолжают, убежав от меня, свою линию гнуть. Пример, жену младшего сына, вызвали в школу к её первокласснику, в конце учебного года, весной. Он устроил с мальчиками из своего класса хождение группой по коридору, мимо видеокамеры, которая передавала изображение коридора директору. Проходя мимо камеры, группа махала руками и кричала в видеокамеру, «привет директор». Допрашиваю внука, зачем это делали, ответ был, чтобы весело было, задаю следующий вопрос, кто это предложил, ответ был, не знаю, по тик-току кто-то увидел и предложил сделать нам. Мозги «прошивают» новому поколению как надо, с помощью интернета и мобильников.

Раньше слово несло ценность, знание, слово было написано на бумаге. Теперь слово электронное, несёт только рекламу и импульс действовать. Слово завлекает молодёжь туда, где их используют для наживы (трафик), рекламируют товары, разрушает индивидуальные черты. Как ответить на «детский вопрос», чтобы выглядело правдиво я так и не сообразил, да оно и не потребовалось, до следующего дня всё под забылось. К тому же, после бани перед сном, бабушка каждого заставляла прочитать вслух по русской сказке, чтобы за лето не разучились первоклассники читать.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассказы от деда Палыча предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я