Никита Егоров – современный поэт, язык которого, впрочем, далёк от современного, а стихотворный мир пронизан сквозными образами и символическим самоанализом.Эту книгу, с некоторой натяжкой, можно назвать наиболее полным сборником автора. В неё вошли как новые вещи, так и старые стихотворения, часть которых была значительно переработана.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Песни ноября предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Никита Егоров, 2023
ISBN 978-5-0060-5793-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Мы очень мало помним. Кажется, что у нас полно воспоминаний о жизни, а на деле мы забываем такое количество вещей, что иногда становится страшно. Читая старые переписки, просматривая завалы фотографий, слушая рассказы близких, только диву даёшься: а что ещё я не помню? Как можно быть уверенным, что я — это я, если значительная часть моей жизни от меня ускользнула? Улетела пылинками по ветру, осела чешуйками на дно морское.
Говорят, глубоко в океане постоянно идёт снег. Это оседают частицы бесчисленных существ, которые когда-то жили. В каком-то смысле, мы все живём посреди этого страшного снегопада.
С некоторой натяжкой, эту книгу можно считать наиболее полным моим сборником. Сюда вошло как то, что было написано после «Птиц», так и то, что было издано раньше (но не всё из этого выходило в печатном виде). Некоторые старые стихотворения содержат серьёзные правки, так что их и не узнать.
Я постарался собрать под этой обложкой вещи, за которые не стыдно. Результат вышел спорным, но темы некоторых произведений показались достаточно важными, чтобы включить их в книгу, отражающую личную историю автора с её действующими силами, внутренней мифологией, декорациями и попытками создать что-то, кроме пыли.
Песни ноября
Начало осени
Параллельный аллей аллели,
детский город в осеннем сквере.
Будто жёлуди под ногой
дни хрустят.
И шумит прибой,
отмывая меня от грязи
из которой выходят в князи,
округляя и вороша,
то, чем мучается душа.
Шорох камушков еле слышен.
Мы как дети: на стенах пишем,
мутим воду и топчем мох,
принимая глоток за вдох.
Мысли на малой родине
В прозрачном подмосковном сентябре
я утопаю, столь же в нём типичен,
как лужа на раздолбанном дворе.
Его прохладный воздух мне привычен.
В нём вся моя судьба растворена,
её истоки и её извивы.
Из этой точки вся она видна,
ведь это точка схода перспективы.
В других местах (и я себе не вру)
я приживаюсь псом худым лохматым.
А если не пришёлся ко двору,
и гонят — не беда, вернусь обратно
в холодный воздух, золотистый свет.
Не то чтоб я любил здесь находиться.
Здесь перспективе дальше хода нет,
а надо ж ей куда-нибудь сходиться.
Здесь ностальгии горькое вино
прохладною рекой меня уносит.
И если дна достичь мне суждено,
то это будет где-то здесь же, в осень.
Любовь моя
Любовь моя, я был к себе жесток,
и слабость, как всегда, тому причина.
Неважно кто ты — женщина, мужчина,
так просто пасть иль выстрелить в висок,
так просто потешаться над другим,
убогому не выступив защитой,
лить слёзы у разбитого корыта,
и ждать, что тьма развеется как дым,
все глубже опускаясь в тесноту
уютной ночи, где ни вдох ни выдох
не оживляют грудь кариатиды
и не выводят углекислоту.
И вот — лежу, хватая воздух ртом,
у ног твоих на побережье рая.
Я столько сил потратил, умирая,
что жить мне адским кажется трудом.
Любовь моя, я понял лишь одно —
ни времени, ни нас не существует.
А тот, кого не поминают всуе —
в глазу слепого зрячее пятно.
Но этим знаньям, право, грош цена
теперь, когда я сточен до предела.
Скажи, зачем и для какого дела
я не жалел бумаги и вина
в уютной тьме минуя феврали,
жалея лишь себя, да свежий воздух?
Жестока жалость, неспособны слёзы
ни жизнь вернуть, ни жажду утолить.
Любовь моя, я много чересчур
наговорил, что слабость для поэта.
Я знаю, ты простишь мне даже это,
а значит — я и сам себя прощу.
Песни ноября
Пустые дёсны обнажил отлив,
и лёд набился в тёмный зев канала.
Из песен ноября ушёл надрыв,
он стал другим.
И ты другою стала.
Ты стала суше, чище и сильней.
Так дерево, утратившее корни,
под остриями одиноких дней
приобретает истинную форму.
Так стих, рождённый в восемнадцать лет,
через десяток вынут из страницы,
и выправится кривенький скелет,
нальются строки опытом как мышцы,
и каждый, кто привык тебя читать,
столкнувшись с фразой, прежде незнакомой,
замрёт на миг, узрев иную стать
в той девочке, застенчивой и скромной.
Так я тебя, привычную до слёз,
придумываю заново от скуки.
Покуда снег брусчатку не занёс,
покуда холод не кусает руки,
покуда время есть себя менять —
меняй. И фотокарточке заветной
как зеркалу — не верь. На ней меня
уже не видно.
Только пятна света.
Минус пять
Ещё чуть-чуть и скроется земля,
в каналах прекратят движенье воды.
В объятьях этой милой несвободы
я позабуду прежнего себя,
те дни, что были хуже, но длинней,
и на плечах угомонятся черти.
Как нищий и больной боится смерти,
так я боюсь коротких этих дней.
Но всё же нужно выйти. В минус пять,
туда, где ветер, вглядываясь в лица,
подносит к ним истлевшие страницы,
в которых и строки не разобрать.
Я лишь кивну ему как старый друг,
надёжный враг, товарищ по несчастью.
Он подбежит, потянется к запястью,
я руку утоплю в кармане брюк.
Тебе не закружить меня опять,
и не увлечь с собою к горизонту,
за линию невидимого фронта.
Не нужно бурь, оставь мне минус пять.
Прости меня. Один из малых сих,
я не был храбрым — только неразумным.
Прощай.
Но знай:
я никогда не думал,
что избегу холодных рук твоих.
Так краток срок с темна и до темна.
Вот кто-то в листьях шарит белой тростью.
Оправа прилипает к переносью,
и он идёт в «АМ», купить вина.
Дорога под дождём
Мелкий дождь налетает со всех сторон,
превращая путь в череду зеркал.
Я иду, не то пьян, а не то — влюблён
в эту жизнь, что лучше бы и не знал,
несмотря на тебя и твои глаза,
не смотря в бескрайние небеса,
где-то в них вызревает сейчас гроза.
В этом месте выжать бы тормоза.
Слово — друг мой,
и слово — мой злейший враг,
как летящий вниз со скалы валун.
Мне бы лечь под дождём и остаться так,
слепо вверив жизнь карусели лун,
чтобы дождик, когда превратится в лёд,
не хрустел предательски под ногой.
Но тогда этот холод возьмёт своё.
В этом месте выжить бы — да с тобой.
Потому что я сам себе — злейший враг,
мой валун не катится далеко —
под скалой оцветает обманщик-мак.
Заблудиться в поле его легко.
Я иду, не то пьян, а не то — влюблён,
непогода застит конец пути.
В эту жизнь не по воле я был введён
и не я решаю, когда уйти.
Посвети мне любимая, посвети,
эта мгла вокруг навевает сон.
Командировка
Метро сверкает разными цветами, и видно поезд из конца в конец, а это значит — снова между нами не линий сеть, но множество колец.
Холмы и спуски как в кардебалете бросают куполами в поднебесь. Чего здесь не скопилось за столетья! И только мы не существуем здесь, как нет в природе газа теплорода, как нет жирафов в Огненной Земле.
Бегу один и прибавляю ходу, но карта, что у бога на столе, закончилась у крайнего вагона, а дальше только серые поля и надпись: «здесь могли бы жить драконы». Да и они не могут без тебя.
Но карта не всегда была такою. Я был бы слеп, когда б не видел снов, и в этом небе, небе над Москвою, их больше, чем увидеть я готов. В нём дым и птицы, самолёты, башни, в нём хляби ждут, чтоб землю утопить.
Темнеет. День становится вчерашним, а значит — скоро нам с тобою быть.
Лучше для мужчины нет
Признаемся, что после тридцати
мы выглядим с щетиной неопрятно.
Так мудрости с годами бы расти,
на совести сокрыв прыщи и пятна!
Дурацкий возраст — молоды ещё,
но помним больше, чем хотелось помнить,
а знаем меньше.
Год перекрещён,
забыт, как вереница съёмных комнат.
И мы не ждём, что хлынет благодать
шампанским из взорвавшейся бутылки.
С бутылками пора бы завязать,
да скучно, точно в баньке без парилки.
И вроде бы надежде веры нет,
но как-то поувереннее стали,
поняв, что не сошёлся клином свет
на том вот, что кривится в зазеркалье,
вздыхает и берётся за «жилет».
Кривишься и вздыхаешь ты напрасно,
зане от бритвы безопасной след
уместней и ценней, чем от опасной.
Внезапное размышление в комнате, где провела детство жена автора
В стекле без рамки, меньшем, чем «А3»,
в когда-то детской ты поспешным взглядом
скользил по стенам, крашеной двери,
голландской гостье, холодевшей рядом,
по платяному шкафу и окну,
в котором стынь и школьная ограда,
столу, рефрижератору — в вину
он молча ставил печке степень хлада
(наждачным взором трогая налёт
прошедших лет, посулы дней рождений,
смертей и буден, дружеских бесед
и бабушкиных фраз), —
часам настенным,
по книжной полке, креслу, тумбе, враз,
кровати чуть касаясь неудобной
тебе, ты поднимал над нею глаз
и замыкал осмотр на взглядоловне.
И там, где мир сужался до зрачка,
ты видел отраженье отраженья,
в котором то же — комната, река,
ободранные локти и колени,
прорезанные буквы на санях,
рука отца, сжимающая вожжи
и годы, что заставили понять:
порог не там где дверь, а много позже
— где серебрянка сводит без труда
вселенные. Еще бы догадаться,
неплохо — невозможно ль и туда
войти и все равно вовне остаться.
Ночная почта
Побегу за пивом, да не успею.
Потому я терплю себя, что старею.
Потому я люблю тебя, что моею
стала через чужую боль.
Потому грущу этой ночью тихой,
что как в омуте в ней притаилось лихо.
Сердце топчется в рёбра слепой зайчихой,
будто скоро меня под ноль
постригут, и вот вам — пишите в почту.
И писали, да толку не вышло, впрочем.
На форзацах, запястьях писали. Строчек
не жалели — с такой сумой
я теперь хожу, что не поспеваю
в магазин к десяти.
И строка живая
вдруг взорвётся, почтовый мешок вскрывая
по полуночи прямо вдоль.
Алёне Карповой
Тихое время — ноябрьский закат.
Он застигает тебя в постели.
Липы, застыв, у хрущевки стоят.
Года закат и закат недели.
Двор для тебя превращается в мир,
мир, заключённый в окна провале.
Дети, собаки, витрины квартир —
Брейгели будто бы их писали.
Будто отложена времени плеть.
Сумрак царит в анфиладе комнат.
Значит — вольно́ ничего не хотеть
и ничего ни о чем не помнить.
И потому ты лежишь у окна
тихо одна в этом тихом мире.
Чья-то сотрудница, дочь и жена
вышли, оставив
тебя
в квартире.
Незапланированная поездка выходного дня
Что мне в твоём постылом ноябре?
Гулять прохладно, а кутить накладно.
И нет сейчас сырее и серей
тебя, Москва. Не это ль и отрадно?
Чтоб счесть друзей, что обитают там,
мне даже пальцев загибать не нужно.
Но мчит меня полупустой «сапсан»,
встречай меня! Подай меня на ужин!
Веди меня по вечному кольцу
к истокам снов, сливающихся в море,
где утонуть не терпится глупцу,
влюблённому в тебя себе на горе.
Но утонуть мне, знаю, не дано,
как и сгореть, собой удобрив почву
под древом пепла. Потому оно
в своих корнях ютить меня не хочет.
Что ж мне в твоём постылом ноябре,
о, старый змей с разверзнувшейся пастью?
Я был готов здесь жить и умереть.
Но не срослось. Возможно, это к счастью.
Метаморфозы
Время расправилось с памятными местами: стёрло «Снежинку» и булочную на Камне, где мы сидели, друг друга в наш первый вечер осознавая как новые части речи.
Канули в прошлое пёс Филимон, «Голицын», сам я, признаться, порядком поизносился, переезжая и снова переезжая, сея себя, прорастая без урожая.
Столько за жизни всего утекло бесследно, вспыхнуло, ветер наполнив тончайшим пеплом! Выше и выше, и вот — с дождевой водою в нас же проникло и стало тобой и мною.
Много, любимая (трудно себе представить!), канувших слов и людей нас теперь слагает. Мы ли с тобой превращались и превращались, чтобы печалиться? Мне бы твои печали!
Взял бы их ласково и перенёс в ладони в ямку под сердцем, как дети зверька хоронят. Там бы они, прислонившись к моим щекою, вместе затихнув, оставили нас в покое.
Стоит ли плакать, когда, возвращаясь, птицы видят всё те же деревья? Всё то же снится рекам, мостам и фигуркам из красной глины: день, что наступит и сделает нас единым.
Ча Ща
Осень лишает интимности лесопарк.
Кто бы ты ни был, а будешь как липа гол.
Тропки петляют и реже приводят в бар,
чаще — на рынок, в хинкальную, в сити-молл,
где не укрыться, сметает слепой порыв
стены. На месте ломбардов и кабаков —
чаща, раздетая временем до коры.
Кто бы ты ни был, а был ты — и был таков,
только кружат семена-вертолеты лип.
Слышишь ли? Лес полон звуков чужих шагов.
Каждый герой тут и каждый тысячелик,
виден заранее в пропасти меж стволов,
но замурован в себя словно октахор
в страхе остаться слепым, отворив глаза.
Все твои беды впитает лесной ковёр,
вся твоя радость поднимется к небесам,
все твои мысли просеются в решето,
кроме одной, что сладка как рахат-лукум:
кто бы ты ни был, а, в сущности, ты — никто.
Тропки петляют и тонут в болотном мху.
А за болотами спряталась гладь пруда:
глянь и увидишь ноябрь на своём лице.
Стало быть, время тебе повернуть туда,
где обрывается лес и ревёт шоссе.
Там, на границе себя, поглядев назад,
вдруг осознаешь, что между дерев звучат
пение птиц и любимые голоса.
Всё это раньше ты как-то не замечал.
«Я» же звучит, сколько ты его ни спасай,
кем ты ни будь — лишь обрывком чужих речей.
Чаща светлеет и пишется через «а».
Вечность звучит, но не пишется вообще.
Король ольхи
Земля упруга. Мох среди корней
зовёт в пространство птичьих песнопений.
Каникулы длинны, а жизнь длинней,
в порезах руки, содраны колени.
Дыхание и пульс учащены,
и в чаще будто ходит кто-то древний.
Его следы нечётки и странны,
его одежды — тени меж деревьев.
И ты уже в его ступаешь храм.
Забыты дед и говорливый дядя,
табачный запах, нецензурный гам
глотает ельник, обступивший сзади.
И тут уже не слышно пенья птиц.
В садах грибниц не счесть корней замшелых,
что не всегда заметны.
— Падай ниц.
Дай добела отмыть и нашим сделать!
К чему тебе каникулы и жизнь?
Они пройдут, от них одни заботы.
А здесь мы сбережём твой сон. Ложись.
В объятьях мха не нужно помнить, кто ты.
К чему тебе нелепая родня?
Браниться только могут. Что в них толку?
Оставь убогим сказки сочинять.
Стань сказкой сам.
Остановись.
Умолкни.
Над кронами бушует летний зной,
стрекозы шелестят, поют лягушки,
и тащит внука за руку старушка,
спешащая от кладбища домой.
Супруг и сын, припавшие не раз
к бутылке, усвистали без оглядки.
Внучок решил сыграть, похоже, в прятки,
да закричал, упав в звериный лаз.
Теперь молчит, с лица белей кости,
дрожит проказник, точно лист осины.
Так светел день, да будто смотрят в спину
недобрым взглядом, Господи, прости.
Кроме меня
Поезд и лес, и вода на земле,
серость нависших небес.
Смутное чувство, что лучше сойти
где-нибудь здесь,
в яме окна проявиться пятном
между стволами рябин.
Смутное чувство, что нет ничего,
морок один,
кроме залитой водой колеи,
век не видавшей колёс.
Будто бы аист меня обронил,
да не донёс
в чащу, где вечно лежать валуном,
мхом и травой порасти.
Глянуть бы вороном, ухнуть совой,
крикнув «прости!»,
птицебезумцем метнуться вослед
эху под полог лесной,
чтоб не поспел паровозный гудок
следом за мной,
чтоб растворилось в болотной воде,
чтобы уснуло в корнях
смутное чувство, что нет никого,
кроме меня.
Конфабуляции
Краем глаза порою заметишь что-то,
и сморгнёшь как с ресниц ледяной кристалл.
То ли видит тебя тот, кем ты не стал,
то ли соль засыхает на коже Лота,
то ли тени деревьев, грозу вбирая,
проникают в наполненный прошлым мозг,
то ли краска, с годами теряя лоск,
шелушится на ржавых воротах рая.
То ль реальность — паршивое решето —
пропускает оттуда неяркий свет,
то ли это зима тебе шлёт привет,
чтобы ты не забыл залатать пальто.
Гербарий
Велика ли степь,
а над ней лететь.
Высока ли круть,
вспять не повернуть.
Боль цветёт в полях,
а в оврагах страх:
собирай в стоги,
да плети венки.
Складывай в тома,
и, когда зима,
в обществе кота
будут их листать.
И свои листки
(влажны от тоски)
спрячут от мокриц
между их страниц.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Песни ноября предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других