Нелли Макаровна Власова – кандидат психологических наук, бизнес-тренер, личный консультант десятков успешных бизнесменов, основательница Центра «Харизма». Автор более 20 бестселлеров о рекламе, маркетинге, личностном росте и предпринимательском мастерстве. Опыт бизнес-консультанта помогает Н. Власовой давать полезные советы по управлению, продажам и деловым переговорам. В ее книге «Манипуляция и лидерство» вы найдете уникальный симбиоз новых открытий психологии, опыта и рекомендаций от новатора и создателя успешных программ. • Манипуляторы вокруг нас, и с ними приходится либо бороться, либо соревноваться в забеге. Не лучше ли противостоять манипуляции? И как это сделать? • Принуждение и борьба уже не работают в качестве методов управления своими сотрудниками, а значит, нужно искать новые рычаги влияния. Так где же найти рычаг, которым можно повысить эффективность работы команды? • О проблеме лидерства написано много книг, но практически нет тех, которые бы развивали лидерские качества на тактическом уровне. Эта книга позволит развить независимость и самодисциплину, ответственность, волю и целеустремленность. В формате PDF A4 cсохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Манипуляция и лидерство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Лидерство — власть или влияние?
Проблема лидерства в России
Эта часть книги обзорная. Когда входишь в храм, неплохо иметь общее представление обо всем храме целиком. Если входишь в храм «Лидерство», то стоит окинуть взором это явление. Можете бегло прочесть данную обзорную главу о лидерстве в целом. Просто так, для ориентировки в проблеме. На что поставили Япония и Южная Корея после войны, когда они были в упадке и нищете?
За счет чего они решили выиграть в конкурентной борьбе на мировом рынке? За счет КАЧЕСТВА выпускаемой продукции. И они добились подъема экономики, победив в конкурентной борьбе с богатыми странами мира.
А на что стоило бы ориентироваться России, чтобы также поднять экономику своей страны? На качество не получится. Наш народ пока не умеет создавать качественные продукты всегда и в большом количестве. Ментальность не та.
В России нет более важного ресурса, чем лидерство. В России нет более дефицитного ресурса, чем лидерство. Для здоровой экономики нужен один лидер на одну тысячу человек. В России пока один лидер на 100 тысяч человек, т. е. в 100 раз меньше.
Лидерами не столько рождаются, сколько становятся. Человеку, который знает, куда идет, мир дает дорогу.
Ваши возможности не измерены до сих пор. Судить о них по предыдущему опыту нельзя. Ведь, наверняка, вы так мало дерзали. У сильного человека не может быть иной цели, кроме как быть личностью, т. е. лидером. По плоти виден человек, по духу — личность.
Недостаточно быть тем, что ты есть, — нужно быть тем, кем ты должен быть.
Быть современным — значит опережать свое время ровно настолько, чтобы оно могло с успехом тебя догнать.
Жертва знает, что до звезд не достать, а Лидер, не обращая внимания на жертвы, пытается.
Лидер по определению имеет власть над людьми. Люди готовы добровольно подчиняться лидеру. Но вначале нужно научиться самому сложному из всех искусств — искусству самоуправления и власти над собой.
Реалии и иллюзии власти
Вообразите, что представляла бы собой партия в шахматы, если бы деревянные фигуры обладали страстями и разумом, пусть ограниченным, но изворотливым. Если бы они не знали не только как поведет себя войско противника, но и ваше собственное. Что, если бы ваш конь самым коварным образом перепрыгивал с одной клетки на другую? Если бы ваша ладья, невзирая на рокировку, вновь переместилась на исходную позицию? А ваши пешки, ненавидя вас просто за то, что они всего лишь пешки, вдруг разом подставились бы под противника, так, что вы в итоге нечаянно получаете мат? Возможно, что вы — самый высоколобый, осторожный и предусмотрительный игрок, но где гарантия, что вас не побьют ваши же пешки? Даже очень вероятно, что вы будете биты, раз вы самонадеянно полагаетесь на математическую смекалку и без должного уважения относитесь к своим эмоциям.
Из романа Джордж Элиот «Феликс Холт, радикал»
Лидерство как власть над другими — очень важное и ценное искусство. Но мы пока оставим его в стороне. Первый шаг: научись управлять собой как яркий лидер. Все остальное — семечки.
Лидерство — это элита общества. Нужна ли обществу элита?
Нужен ли гумус (верхний плодородный слой) почве? Элита выполняет функцию гумуса общественной почвы. Если его нет, почва вырождается. Так же и в обществе. Что такое элита? И кто может носить столь высокое звание?
Богатые? Никак нет. Самые умные? Тоже нет. Самые честные и порядочные? Увы, тоже нет. Так что же дает право быть элитой? Элитарность и лидерство почти синонимы. Три признака, превращающие простых людей в элиту:
— Осознание своей миссии и ответственности перед людьми.
— Деятельность по осуществлению этой миссии.
— Наличие возможностей по реализации этой деятельности (ума, таланта, богатства).
И тут не «ИЛИ — ИЛИ», а «И — И».
Новая эпоха меняет приоритеты. Человечество волнуют две проблемы: достижение мира и процветание. Для них нужны свои виды оружия, не уступающие по силе термоядерному. И эти виды вооружения есть:
— Новые парадигмы и системы знаний (как новое мировоззрение).
— Эффективная коммуникация.
Эти два вида вооружения способны противостоять термоядерному разрушению, способствуя воцарению мира и процветанию. И здесь слово за лидерами. Куда идет мир и куда ведут лидеры?
— От индустриального общества к информационному.
— От ценности денег и капитала к ценности знаний и идей.
— От национальной экономики к мировой.
— От краткосрочного планирования к долгосрочному.
— От иерархий к сетевым структурам.
— От централизации к децентрализации.
— От помощи и опеки государства к опоре на собственные силы.
И все эти изменения вначале должны произойти в мозгах.
Много говорят о снежном человеке и его следах. Но самого его никто не видел. Много говорят о лидерстве и харизме. Но кто знает их суть и анатомию?
Лидерство — национальный ресурс страны. Не всякий управленец — лидер, обладающий харизмой. Управленцев много, лидеров мало. Люди не хотят, чтобы ими управляли. Люди хотят, чтобы их вели. Управлять можно только собой. Если научиться управлять собой, то перестанешь управлять людьми и начнешь лидировать.
Управление — это делать правильно (например, верно класть стену из кирпича).
Лидерство — это делать правильные вещи.
От управления зависит производительность при подъеме по лестнице успеха. Лидерство определяет, к той ли стене приставлена лестница.
Менеджеры (управленцы) управляют производителями. Выпускают инструкции, распределяют задания, разрабатывают графики и планы реализации. Они делают вещи правильно. Лидеры оценивают с высоты всю ситуацию и определяют направление (правильные вещи).
Люди в большей степени нуждаются в видении, в предназначении и компасе (своде правил и принципов), чем в дорожной карте. Способность видения — атрибут лидеров. Власть — капитал лидеров. Управленец часто имеет капитал, но не имеет важнейшего атрибута. Глупо заниматься правильной расстановкой стульев на тонущем корабле. Никакой успех в управлении не компенсирует провалов в лидерстве. Жизнь, в первую очередь, нуждается в лидерстве, а лишь потом — в управлении. Можно правильно прорубать проход в тайге. Но важнее знать, а та ли это тайга, которая нам нужна? Выживание зависит от последнего.
Если нет денег, можно взять кредит. Если плохое расположение офиса, можно сменить место. Если нет лидера, мало шансов на выживание. Управленцев много, лидеры в дефиците. Лидерство — национальный и пока самый дефицитный ресурс страны.
Власть и влияние. В чем их различие?
Власть дается вместе с должностью или полномочиями. Властью обладают все менеджеры. Это возможность наказывать, возможность награждать, статус и использование законов трудового права. Но оцените, насколько слаба власть менеджеров, если производительность труда у нас ниже от 5 до 80 раз, чем в развитых странах. «Трагедия нереализуемости» (термин А. Пригожина) равна 70 % от всех принимаемых решений; текучесть кадров зашкаливает все мыслимые и немыслимые пределы; качество, оперативность в работе и затраты таковы, что никто в мире не хочет покупать российские товары, машины, приборы и пр.
Значит, инструменты власти слабы, девальвировалась их сила, и нужно их чем-то подкреплять или устранять.
Чем больше власти, тем меньше истинной свободы. Взойти на трон — значит продаться в рабство.
Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки портят власть.
Власть над людьми приобретается посредством служения им.
Одинаково опасно вручать безумному меч, а беспечному — власть.
Заповеди власти
Если хочешь управлять многими, лучше представлять, что управляешь немногими.
Стремись в большом видеть малое, им-то и управляй.
Одинаковыми людьми управлять легче, чем разными.
Людьми, стремящимися к общей цели, управлять легче, чем людьми, не имеющими общую цель.
Людьми, имеющими общего врага, управлять легче, чем имеющими разных врагов.
Каждый из нас управляет миром. Кто-то делает это плохо, кто-то — хорошо.
Ребенок управляет родителями, работник управляет хозяином. Все управляют всеми. Все управляют всем.
Если вы отгородились от подчиненных и до вас не достать рукой, то задумывайтесь, так ли вы любите одиночество?
За все надо платить. За принадлежность к вершине приходится расплачиваться. У лидера:
— больше врагов,
— больше обязанностей,
— больше ответственности,
— больше стресса,
— больше недовольных им,
— больше зависти,
— больше критики,
— больше забот и тревог,
— больше конкурентов,
— но меньше личного времени,
— меньше свободы,
— меньше друзей,
— меньше сочувствия,
— и меньше безопасности.
Атрибуты власти
Атрибутами царской власти являются корона и скипетр. Атрибутом власти гангстера является пистолет.
А какими атрибутами располагаете вы, чтобы управлять людьми? Самым главным и самым мощным атрибутом лидера является что?
Наследство?
Связи?
Интеллект?
Деньги?
Счастливый случай?
Характер?
Гены?
Нет! Самым сильным и мощным атрибутом лидерства являются:
— Его сила духа.
— Его сила личности.
Вот их мы и будем накачивать с помощью этой книги.
И тут на подмогу власти приходит влияние. Влияние — это сила воздействия с помощью своей личности. Если это влияние велико, о властных полномочиях можно забыть. Люди сами добровольно подчиняются такой личности.
На что похоже влияние и под какой лупой можно «увидеть» законы и зависимости этой невидимой, но такой желанной силы.
Влияние подобно силе магнита, которую не видно, но которую ощущают.
Влияние, как вид энергии, можно создавать, передавать, усиливать.
Чужому влиянию можно противостоять, можно уменьшать силу его разрушительных тайфунов и смерчей.
Лидерами не только рождаются, но и становятся.
Рожденный ползать — летать не может. А что вы скажете о гусенице, которая превращается в прекрасную бабочку? Польский сатирик Ежи Лец сказал, что каждый рождается с задом, годным для трона. И при всей ироничности фразы — он прав. Великие императоры короновали себя сами.
Лидерство — это искусство Чемпиона влияния. Вождение автомобиля — тоже искусство, которым способны овладеть все, кроме дебилов. Можно ли научиться и влиянию на людей? Собственно, об этом и вся книга.
Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели.
Мы сможем иметь все то, что пожелаем, если перестанем верить в то, что мы не можем иметь все, что пожелаем.
Управлять — значит делать дело головой и руками других людей.
Заставить людей работать под музыку энтузиазма не получится без искусства влияния. Никакие подачки и пистолет не зажигают в людях энергию победы. Тут нужны более тонкие инструменты.
Угроза, не подкрепленная силой, — холостой выстрел, который коробит слух, но не разрушает броню. Влияние — это джентльменский стиль управления, где мелкокалиберная пальба заменяется на мощное лазерное воздействие, разрушающее остатки сопротивления провинившегося.
Кто вы? Лидер или командир?
Если зуд командовать наполняет энергией ваши паруса, то посмотрите вокруг: достаточно ли тех, которые готовы подставить свои спины под ваши плети?
Сомневающийся лидер — почти патология! Постоянные колебания простительны только маятнику.
Лидерство без инноваций — как носорог без рога.
Как развить лидерство в себе? Оно проявляется в управлении собой и людьми. Нельзя быть лидером на необитаемом острове.
Наша книга обращена к молодым, но амбициозным читателям. И вы еще долго можете не иметь группы людей, которыми вы будете управлять. Но лидерству нужно учиться уже сейчас, если вам хотя бы 15 лет. А лучше бы было начинать понимать механизм лидерства еще раньше. Лет с 10 было бы неплохо. Но тогда этой книгой должны воспользоваться родители, чтобы воспитывать детей как будущих лидеров.
Наша книга о лидерских качествах и о том, как их тренировать. Главное — стать лидером в собственной жизни, стать капитаном на корабле своей жизни, а не пассажиром.
Можно комплексовать, а можно и гордиться своей уникальностью. Если вы не выделяетесь, то не скучно ли вам в толпе? Люди в толпе аплодируют тем, кто рискнул покинуть ее ряды.
Если ваше сердце хочет того, что вам недоступно, значит, вы смотрите не в ту сторону.
Один путешественник, странствуя по Африке, увидел, как бабочка пытается выбраться из кокона. Ему стало жалко ее, и он надрезал кокон, чтобы облегчить ей выход. Он освободил бабочку, но она потеряла свои краски. Борьба, которую она вела, была необходима, чтобы у нее могли полностью проявиться ее необыкновенно красивые цвета.
Люди, которые не сталкиваются с трудностями, становятся поверхностными и мелкими.
Нет безвыходных ситуаций, есть только люди, которые не умеют находить выход.
Либо вы — часть решения, либо вы — часть проблемы. Лучший способ избавиться от проблемы — это решить ее.
Подумайте, насколько вам хотелось бы влиять на окружающих?
Достаточно ближайшего круга или вы посягаете на весь мир, как Билл Гейтс? Чтобы в вас поверили, нужно самому поверить в себя.
Дорогой читатель! Если вы не богаты, задумайтесь, как вам это удается?
Богатые и успешные не были спущены на вершину своего успеха с небес или с вертолета. Они туда забрались сами. И помогла им в этом некая сила. Если вы думаете, что это наследство, хитрость, наглость, связи, удача, то, значит, вы самый обычный человек с самыми обычными заблуждениями и стереотипами.
Если вы думаете, что секрет успеха лежит в уме и талантах, коммуникации или даже в настойчивости и волевых качествах, то тоже заблуждаетесь. Среди обычных людей немало умных и даже волевых и приятных в общении людей, но они не достигают больших успехов в бизнесе. Секрет богатых и успешных — в их каких-то особых талантах, навыках и умениях, в их особом мировоззрении и стратегическом мышлении. И поскольку эти качества плохо осознаются, так как управляются подсознанием, то они приписываются интуиции, особому чутью.
Вы знаете ответ на вопрос: какие люди были способны создавать или могут и сейчас вести серьезный бизнес в российских условиях? Какая скрытая сила возносит их на вершину успеха? Я тоже не знала, но интересовалась, не столько из-за праздного любопытства, сколько для поиска информации для многих людей. Для кого именно?
Во-первых, для огромного количества молодых людей, которые хотят стать предпринимателями и действуют стихийно. Для подрастающего поколения, чтобы они смогли «стоять на плечах гигантов» и брать с них пример. Когда знаешь секреты, двигаться к своей цели куда проще, не будешь делать лишние ошибки, да и сам можешь строить себя, опираясь на хорошие образцы.
Самый лучший вождь — тот, которого народ не замечает (но его все чувствуют), на втором месте — тот, которого обожают, на третьем месте — тот, кого боятся, и на четвертом — тот, кого ненавидят.
Во-вторых, для историков всех мастей и разных стран. Они изучают наш российский бизнес, его законы и его создателей. Литература, раскрывающая секреты специфического российского предпринимательства, интересна им как первоисточник для их исследований.
Когда вы смотрите игру выдающегося футболиста, вы можете даже описать его навыки и умения, но можете ли вы их повторить? Едва ли. Они для вас — тайна. А если я хочу стать похожим на успешного человека, как мне научиться этим навыкам и умениям?
Тысячи книг по бизнесу несут описания этих умений и навыков. И эти книги востребованы. Их читают миллионы. Но где те, которые стали такими же успешными? Их десятки или единицы, и то — в силу своих природных данных. Так неужели тем, кому Природа не дала таких талантов, но которые хотят быть успешными, так ничего и не светит? И они обречены стоять в толпе, чтобы смотреть на тех, кто идет по красной дорожке успеха?
Не все так безнадежно. До сих пор считалось, что для того, чтобы изменить мировоззрение людей и их привычки или модели поведения, нужны десятилетия. Обычно все вспоминают Моисея, который водил евреев 40 лет по пустыне, чтобы они изменились и освободились от стереотипов рабства.
Но нас отделяет от Моисея шесть тысяч лет, да и сам народ за эти тысячелетия стал более развитый, чем древние люди. А главное, наука в XXI веке открывает гигантские возможности нашего мозга и нашего подсознания. Ими, оказывается, можно управлять. Так что для желающих прожить успешным и богатым есть возможность воспользоваться последними научными открытиями по трансформации себя в успешного человека.
Но вначале нужно докопаться до корней дерева. Именно корневая система, назовем ее ДНК лидеров бизнеса, даст нам ответ: что представляет собой та невидимая сила, от которой происходят навыки и умения, в результате которых вырастают плоды успеха и богатства?
Притча «Четыре точки зрения»
У мудреца было четыре ученика, которые превосходили всех других своими умениями. Однажды учитель обратился к ним: «Скажите, что вы видите, когда смотрите на мир?»
Первый ученик сказал: «Я вижу дикость и то, что планету насилуют. Всюду загрязнения, особенно в небе, идут кислотные дожди. В мире нет правды. Уничтожаются леса и озоновый слой. Люди невежественны и эгоистичны».
Учитель сказал: «Я назову тебя Исправлением, потому что ты, в силу своего понимания, посвятил себя нуждам этого мира».
Второй ученик сказал: «Я вижу тщетность. Ничего нельзя сделать, чтобы изменить этот мир. Мир обречен из-за человеческих поступков. Слишком много людей рождается, слишком мало денег тратится на науку, люди мало думают об этике и культуре. Преступность растет и семьи распадаются. Закон не действует».
Учитель сказал: «Я назову тебя Праведником, так как ты негодуешь на развращенный мир, который невозможно исправить, но твое сердце печалится об этом».
Третий ученик: «Я вижу мир, в котором необходимо восстановить закон. Не думаю, что надежда потеряна. Слова моих братьев воодушевляют меня, так как они тоже видят необходимость перемен. И я уверен, что и род человеческий готов к переменам. Хорошее правительство — это правительство для народа. Именно посредством законодательства и правительства можно осуществить перемены. Массы возьмут пример с правильных действий и позиции правительства. Изменения осуществимы, но только усилиями законов и правительства».
Учитель сказал, что назовет его Правительством.
А четвертый ученик сказал: «А я вижу только чудеса. Жизнь — это чудо, и все живые существа — тоже созданное чудо. Я вижу Бога в каждом творении. Чувствую красоту и любовь в каждом аромате цветка, в улыбке ребенка, в сиянии звезд и в объятьях любимых. Когда я смотрю на этот мир, мне открываются его тайны. Я знаю, что все существа выражают свою благодарность миру. Я уверен, что мнения моих братьев — иллюзия, потому что только вечное реально. Я не хочу думать о недостатках и нуждах, потому что все, в чем мы действительно нуждаемся, — здесь, перед нами. Надо только это увидеть и принять. Я хотел бы одарить людей своим видением, как дарованной мне способностью. Ведь тогда они тоже могли бы радоваться жизни и быть благодарными ей».
Учитель улыбнулся и заговорил: «А тебя я назову Истиной, потому что твое видение истинно. И наградой ему служит действительность, которую оно видит. Ты пойдешь к людям и научишь их тому, что видишь сам».
Далее учитель обратился ко всем остальным: «Каждый из вас по-своему прав и неправ одновременно. И каждый видит мир так, как он ему представляется через его видение. Мир открывается перед вами только через то окно, которое расположено в вашем мозгу. Каждый из нас получит плод по своему видению, т. е. по своей модели восприятия. И каждый из вас проживет свою жизнь в соответствии со своей моделью».
Отсюда вывод: если вас не устраивает ваша жизнь, ваш бизнес, ваш успех, ваши друзья и ваши любимые, ваши дети и многое другое, нужно только изменить свои модели восприятия. За ними изменится не только ваша жизнь и ее части, но и ваша судьба.
Наше счастье зависит от внутренней гармонии человека, а не от способности контролировать силы Вселенной. Естественно, мы должны в какой-то мере контролировать внешние обстоятельства, поскольку от них зависит наша жизнь. Но это ни на йоту не приблизит нас к положительным переживаниям и не избавит нас от восприятия мира как хаоса. Для этого нам необходимо научиться контролировать собственное сознание.
Для большинства людей жизненные цели просты и во многом схожи: выжить самим, вырастить детей и помочь им выжить и, по возможности, добиться некоторого комфорта и положения в обществе. Но по мере удовлетворения базовых потребностей мы становимся недовольными жизнью. Возникают новые потребности и желания: стать еще богаче, еще значительней. Учитывая рост ожиданий, можно предположить, что улучшение качества жизни — неразрешимая задача.
Многие пытаются раскрыть секреты успешных людей. Самые известные авторы — это Наполеон Хилл, Стивен Кови и многие другие. Их книги давно стали бестселлерами. Но зачем писать еще одну (из тысяч уже существующих) на эту тему? Но я рискнула потому, что, как мне кажется, нашла новый способ воспитания лидерского потенциала в тех, кто хотя бы имеет лидерские амбиции. И такого метода пока нет нигде. Так что он имеет право быть изложенным. Кроме того, он доказал на живых примерах свою эффективность.
Суть этого метода в следующем.
1. Он содержит новый взгляд на истинные факторы успеха в лидерстве.
2. Эти факторы успеха были выявлены с помощью изучения реального российского крупного предпринимателя, который является настоящим лидером. Таким образом, его ментальность и лидерские качества были извлечены и описаны. Был создан как бы эталон российского лидера.
3. Далее стоит задача превратить эти составляющие лидерства в учебные ситуации и задачи, которые предстоит решать читателю, т. е. человеку, который хочет повысить свой лидерский потенциал. В процессе решения этих задач и разрешения ситуаций читатель сможет сопоставить свои подходы к решению с подходами настоящего лидера, доказавшего своей жизнью, что можно быть успешным, сохранив при этом душу.
4. Следующий этап — это закрепление в сознании и практике новых лидерских подходов.
Новый взгляд на истинные факторы успеха в лидерстве
Человек напоминает айсберг. От чего потонул «Титаник»? От верхушки айсберга или от его скрытой гигантской глубинной части? Ответ очевиден. Представим силу лидерства как айсберг. Что на поверхности? То, что обычно видят люди. А они видят явно проявляющиеся качества лидера. Это его энергия, одержимость, воля, ум, организаторские способности, способности к коммуникации, способности убеждать и т. п.
Все эти «видимые» качества и свойства легко связать с генами, биологией, т. е. с чем родился. И много десятилетий теории лидерства шли этим путем. Наполеон Хилл еще в сороковые годы прошлого столетия выбирал реальных лидеров и описывал их как личностей. Далее вывод — развивайте в себе эти качества и тоже станете лидером.
Но все это длилось до конца прошлого столетия, пока не накопилось множество исследований, которые не находили корреляции между природными качествами и успешностью в жизни.
Человек, почти копирующий достоинства выдающегося лидера, сам не является даже копией в плане успеха. И наоборот, человек, который является чуть ли не оборотной копией реального лидера, может быть успешен, как и он.
И тут теория лидерства объявила, что концепция биологической основы лидерства не совсем верна. Нужно искать истоки лидерства в чем-то другом. Последние открытия в квантовой психологии (недавно появившейся науке) позволили заглянуть в глубины айсберга лидерства. А это глубины его подсознания.
Именно там скрыты все силы, которые управляют людьми. Это особая ментальность живых лидеров, их особое мировоззрение, их особое отношение и восприятие жизни, бизнеса, любого дела, людей, целей, коммуникации, помех и преград, их отношение к будущему и пр.
Если обобщить, то источником влияния лидера на людей является его особая ментальность.
Эта ментальность, которая сформировалась в них в силу их рождения, воспитания, окружающей среды, жизненных событий, побед и неудач, находится в глубине айсберга и представляет мощную, но неосознаваемую — как ими самими, так и окружающими — силу влияния. Нижняя часть айсберга была невидима, но именно она и погубила «Титаник». Так и тут. Эта сила влияния плохо осознаваема, но она ощущается всеми и мощно влияет на окружающих. Нам предстоит найти составляющие этой силы. Ее истоки не в качествах человека, а в его мыслях и смыслах, с помощью которых он воспринимает мир. Слово — это мысль или те смыслы, которые мы придаем как самой жизни, так и ее атомам. А такими атомами или молекулами жизни являются те задачи, проблемы, ситуации, которые встают на нашем пути и которые приходится решать. Так вот лидер, в силу своего мировоззрения, решает их иначе, чем подавляющее большинство людей. Он придает такие смыслы вставшей на его пути проблеме, которые включают особую энергию, которая и позволяет эти проблемы решать.
А теперь предстоит ответить самому себе:
Хочу ли я стать лидером?!
Чтобы начать учиться лидерству с помощью этой книги, нужно самому себе ответить на данный вопрос: а действительно ли вы хотите стать лидером?
Обезьяна от человека отличается только одной хромосомой. Лидер от обычного человека тоже отличается одной хромосомой. Вот только какой? Но об этом чуть позже.
Посмотрим, что может дать вам эта хромосома, если вы ее разовьете? Она даст вам массу преимуществ.
Если вы обладаете преимуществом, т. е. лидерскими свойствами, то:
— вас готовы уважать, прислушиваться к вам и добровольно идти за вами,
— ваши идеи, предложения, продукты будут приниматься намного легче, чем у других,
— вы всегда будете успешным,
— вы способны покорять мир,
— вас предпочитают другим,
— вас любят даже те, которые никого не любят,
— о вас с восторгом говорят даже за вашей спиной,
— вас даже старость не пугает,
— вы не будете бороться с миром,
— вы способны оставить свой след на земле,
— вы способны показать фигу многим помехам и преградам, от которых другие впадают в ступор,
— вам не придется вслепую искать удачу в казино или мечтать о халяве,
— ваше первенство будут признавать окружающие,
— вокруг вас будет аура, которую люди будут ощущать на себе, — магическую силу влияния,
— даже дети будут вас слушать,
— ваше преимущество будет напоминать нимб над головой, который люди не видят, но ощущают.
Наша книга откроет вам истину: лидерство — это не биология и не гены. Лидерство — это особая ментальность.
Лидерство не требует развития каких-то новых качеств и свойств.
Лидерство — это очистка тех стереотипов и шаблонов мышления и поведения, которые мы приобрели в процессе своего детского периода развития.
Рожденный ползать — летать не может. А как тогда быть с гусеницей, которая превращается в бабочку?
Трансформация обычного человека в человека, обладающего явными преимуществами, т. е. в лидера, напоминает о трансформации гусеницы в прекрасную бабочку.
Ни одной потребностью люди не пренебрегают так, как потребностью быть великими. Обезьяны вправе на нас обижаться. Мы не реализовали их надежд на более высокий уровень эволюции животного мира.
Так лидерами рождаются или становятся?
Напоминает ли лидерство миф о Пигмалионе и Галатее? Можно ли самому себе стать Пигмалионом? Можно ли из себя создать прекрасные творения?
Но за все в этом мире надо платить. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Когда человек хочет стать красивым, он начинает трудиться над строительством красоты тела. Занимается спортом, укрощает свой аппетит, ухаживает за кожей и т. п. Над созданием красоты духа и силы личности тоже придется работать. Но труд только тогда приносит успех, когда он совершается с удовольствием.
Признайтесь, что хотя бы в мечтах хочется иногда видеть себя тем, каким вам хочется быть.
Одна восточная притча
Однажды по пустыне шел путник. Он очень устал и выбивался из сил. Навстречу ему шел крестьянин. Он спросил: «Зачем ты несешь на спине жернова и мешки с песком, когда вокруг столько песка?» Путник удивился и сбросил жернова и мешки. Он, оказывается, просто не замечал, что обременен такой ношей. И он с облегчением пошел дальше. Навстречу ему шел другой крестьянин, который обратил его внимание, что он несет на голове бурдюк с тухлой водой, когда вон там невдалеке течет чистая река. Путник опять удивился, что не замечал свою ношу, и он сбросил с себя бурдюк. Еще дальше встречный обратил его внимание на цепи, которые он почему-то волок за собой. Путник освободился и от цепей. И, наконец, он почувствовал огромную легкость. И пошел дальше легко и свободно.
Мораль сей притчи в том, что каждый из нас несет в своем сознании множество стереотипов, привычек, которые не отличаются эффективностью. Множество шаблонов, которые, как жернова, мешки с песком, бурдюки с тухлой водой и цепи, держат нас на привязи и отягощают наш жизненный путь и, к сожалению, не осознаются. Что-то поменять в своей жизни — это, прежде всего, поменять свои шаблоны и стереотипы.
Не стоит пытаться очистить авгиевы конюшни старых стереотипов с помощью зубной щетки.
Тут нужны мощные бульдозеры:
1. Настрой и желание.
2. Методы и способы самоочистки.
Если вами не восхищаются, может, вы просто ленивы?
ДНК лидера — это Top Secret моей книги. Только здесь вы найдете разгадку лидерской харизмы, потому что это целиком авторская трактовка.
Чем отличаются лидеры от обычных людей?
Физической силой?
Силой ума?
Связями?
Породой, определяемой происхождением?
Заработанными деньгами?
Силой характера?
НЕТ!
Отличие лидера только в одном: за ним идут люди и ими восхищаются.
Проведите самодиагностику
Оцени себя, насколько ты соответствуешь тем критериям, которые определяют успех в этой жизни.
— Вера в свои силы, цели и миссию. Любое время нуждается в энергичных Созидателях, которым неведомы боязнь, страх и трепет. Которые верят в свои цели, свои силы и уверенно смотрят вперед.
— Гибкость. Успех — это быстрая адаптация к меняющемуся миру, наличие своего уникального видения на окружающую среду.
— Отношение к успеху. Чем больше преуспевание, тем меньше следует ему доверять. Успех измеряется преодоленными препятствиями, а не достигнутым положением. Препятствие есть пробный камень доблести (Сенека).
— Чувство капитана на корабле своей жизни. Успешный человек остается кормчим и в штиль, и в непогоду в противовес «пассажиру» этого корабля.
— Жажда свободы. Победитель — тот, кто «покою в рабстве предпочитает свободу, полную опасностей и препятствий».
— Смелость и мужество действовать, несмотря на страх. Воодушевление — это умение не падать духом и отбросить страх.
— Пребывание в энергии «потока». Энергия потока — это состояние драйва в ситуациях, когда цели действуют как вызов, а возможности ощущаются как реально достижимые.
— Высокий жизненный тонус. Человек умеет освобождаться от мелких переживаний, стрессов и страхов, сохраняя оптимизм как энергию для больших дел.
— Ошибки как ироничные указатели к истине. На ошибках учатся, а не тратят время на сожаления по их поводу и не переживают. Успешный человек в ошибках и просчетах находит шанс изменять себя и жизнь к лучшему.
— Видеть возможности, а не гарантии. Извлекать из жизненных зол не самое меньшее, а самое лучшее, что может в них быть. Максимально извлекать успехи из потерь.
— Отношение к помощи. Просите помощи у тех, кто обладает властью. Только не перепутайте свои интересы с его нуждами. Доверьте успех не милости людей, а их интересам.
— Отношение к жизни. Живи полной жизнью, чтобы реализовать свое призвание и свое назначение быть на этой земле.
С чего начинается лидерство? Оно начинается с ответа на вопрос: «В чем мое призвание и в чем моя миссия?» Лидеры имеют одну фундаментальную черту. Это их энергия. Они излучают энергию.
Откуда она берется?
Биология и гены тут ни при чем. Энергия генерируется из осознания собственной миссии. Человек, который знает, зачем живет, всегда излучает мощную энергию, которая напоминает ауру.
Но с этим придется разобраться подробнее.
Итак, вы решили для себя вопрос «Хочу ли я стать лидером?»
Если да, то вперед на штурм этих секретов!
Психологический механизм перезагрузки обычных людей в ярких лидеров
Перезагрузка на активную жизнь
Мы уже установили, что лидеров очень мало, практически единицы среди тысяч. А для подъема экономики страны их нужно в сотни раз больше. Если придерживаться привычного материалистического мышления, которое гласит, что человек — продукт внешних сил (генов, биологических особенностей, среды, обстоятельств), то задача по лидерству кажется нерешаемой. Либо нужно ждать десятилетия или столетия, при соответствующей трансформации внешних факторов, чтобы вырастить новых лидеров и увеличить их число.
Квантовое мышление, открытое в XX веке через квантовую физику и квантовую психологию, в корне меняет это представление. Оказывается, что человек — это не материальная субстанция (вещество, клетки, т. е. тело и материя мозга). Человек — это энергетическая субстанция. Суть человека — это его энергетическое поведение, переживания, его энергетические проявления в деятельности, общении и пр. Человек в своей деятельности проявляется как активный или пассивный, целеустремленный или апатичный, бесстрашный или тревожный и осторожный и пр.
Самым важным выводом из всех сложных взаимосвязей и законов, протекающих в осознании людей, их внешних энергетических проявлений является закон о единстве энергии и информации. Информация — это те смыслы, которые придает человек поставленным целям, задачам в любых ситуациях. Энергия драйва и радости при выполнении любого дела определяется только при осмыслении этого дела как нужного и ценного для человека. Чувство страха и тревоги, апатии или скуки определяется смыслами, отражающими угрозу, опасность, бессилие, которые приписывает человек данной задаче или ситуации.
В общем виде жизнь человека выглядит так: ситуации, задачи и проблемы, которые он решает на своем пути. Жизненный путь — это матрица времени. Клетки этой матрицы могут быть заполнены либо энергией страсти, драйва, радости, смелости и пр., либо энергией апатии, скуки, бессилия, злости, обиды и т. п.
Но качество и уровень накала энергии определяются не реальностью, а теми смыслами, которые придает этой реальности сам человек.
Значит, уровень и накал жизненной энергии в любой жизненной ситуации напрямую зависит от того смысла, который вырабатывает мозг человека. Смысл → Энергия того же знака, что и сам смысл.
И что в итоге получается? Энергия лидера определяется его смыслами по отношению к любым жизненным задачам, проблемам и ситуациям. Это смыслы веры в себя, значимости поставленных целей, высоких уровней этих целей, осознание ценности смелости и мужества для личностного роста и развития и др. Энергия пассивных людей определяется их смыслами. А это смыслы неверия в себя, страхи, сомнения, обиды, зависть и т. п. Вывод проще пареной репы: чтобы из обычных людей воспитать лидеров, не нужно им заново рождаться, не нужно искусственно изменять среду обитания, ставя перед ними преграды и ограничения, не нужно менять их гены и биологию. Нужно научить их перезагрузке своих привычных мыслей и смыслов на те, которыми руководствуются лидеры.
Все отличия лидеров от обычных людей не являются биологическими или генными. Все отличия лидеров от людей толпы — ментальные. Обычно это называют мировоззрением. Так что перезагрузка обычного человека в лидера — это почти на 100 % мировоззренческая задача. А это область идеологии и воспитания через переосмысление человеческих ценностей. И только когда человек начинает мыслить и оценивать любые жизненные задачи и ситуации с позиции новых ценностей, тогда и происходит трансформация обычного человека в новую яркую личность.
Лидерство — это трансформация духа, а не биологии, привычек, индивидуальных особенностей характера.
Все реальные лидеры не похожи по характеру, индивидуальным особенностям, внешности, манерам, привычкам и т. п. Но у всех у них очень схожие, если даже не единые, ментальность и ценности, которыми они руководствуются в жизни.
Чем отличаются привычные ценности обычных людей от ценностей лидеров? Есть общий мир Вселенной или Божественная матрица. Можно назвать ее Умом Природы, Бога или чем-то еще. И этот общий для всех мир является энергетической субстанцией, определяемой общими для всех человеческими ценностями. Это можно назвать законами жизни, законами мирового духа.
Но есть и тот мир, в котором живут люди, которые считают его материальным. В этом мире господствуют свои законы социума и свои ценности. Эти законы и ценности являются, как правило, иллюзиями, заблуждениями, отражением животных инстинктов, стереотипами и автоматическими привычками. Например, по отношению к работе: «Работа не волк, в лес не убежит», «От работы кони дохнут» и пр. Какая от этих смыслов будет рождаться энергетика, кроме апатии, скуки, жажды не работать, а отдыхать, зависти к тем, кто имеет много денег и может отдыхать на яхте и пр.?
В законах Божественной матрицы или законах мироздания работа является единственной формой развития жизни людей, местом их самореализации, местом совершенствования. Закон эволюции или постоянного развития является законом Вселенной. И если человек не растет и не развивается, не реализует свое призвание, он не только живет как живой труп, но он является «черной дырой» в матрице Вселенной. Это его если и не физическая смерть, то социальная и духовная однозначно.
Таким образом, идея данной книги была такова: книга задумана не просто как источник информации о такой важнейшей проблеме, как для людей, так и для страны, ее экономики и пути дальнейшего развития. Книга задумана как книга-тренажер для трансформации читателем себя самого в яркого лидера, т. е. освоения мировоззрения лидера, лидерского духа.
Для решения такой глобальной и важнейшей задачи был придуман такой метод.
Во-первых. Читатель должен понять, какой набор лидерских качеств и свойств, проявляющихся как лидерское поведение, является самым важным среди бесконечного набора других хороших качеств и свойств. Эти качества и свойства проявляются как виды лидерской энергии высокого потенциала или накала, например, активности, бесстрашия, независимости и пр.
Во-вторых. От каких смыслов (ценностей) рождаются эти качества (виды энергии), т. е. какие мысли отражают это лидерское мировоззрение? Как поступает лидер в различных жизненных ситуациях?
В-третьих. Как заменить привычные и закрепленные на бессознательном уровне в виде сорняков своего мозга (как сада) мысли обычных людей на мысли лидерского мировоззрения или лидерского духа?
В-четвертых. Как закрепить на уровне нейронной перестройки, т. е. сделать их устойчивыми, новые лидерские смыслы для разнообразных жизненных ситуаций? Это вопрос тренинга по накачке нового мировоззрения и нового лидерского поведения там, где раньше человек поступал как обычные люди.
Что в этих четырех задачах (разных по своей методологии) нужно было делать автору книги?
1. Какой основной набор лидерских качеств и свойств составляет ядро или ДНК лидерства? Ответ на этот вопрос дает наука о лидерстве. В нашей книге это представлено главой о психологическом детективе. Читатель будет наблюдать со стороны за разгадкой этого набора качеств и свойств лидера.
2. Какие смыслы или мысли лежат в основе этих качеств и свойств? Если качеством лидера является бесстрашие, то какие мысли лежат в основе бесстрашного поведения? Эта задача была решена специфическим способом. Был выбран живой реальный лидер, доказавший свое лидерство реальными успехами в российском бизнесе и проявляющий все лидерские качества и свойства в полном наборе. На основе многочасовых и многодневных интервью с ним анализировалось его поведение в разнообразных сложных жизненных ситуациях и в бизнесе. Таким образом были выделены его мысли, т. е. те смыслы, которые он придавал этим проблемам и на основе которых у него проявлялось его энергетическое состояние (в виде качеств и свойств его личности, например, бесстрашия или драйва в преодолении преград). Выбор конкретного человека в качестве эталона лидера определялся набором критериев, которые в совокупности давали гарантию, что наш герой является истинным лидером, а не надуманным.
3. Как заменить привычные мысли обычных людей на мысли лидерского мировоззрения или лидерского духа? Эта задачка решалась в виде практических упражнений. Читателю предлагаются различные жизненные ситуации и проблемы. Сравнить свои привычные мысли или смыслы по отношению к этим проблемам и задачам читатель может путем самодиагностики. Ему предлагается лидерское мировоззрение в отношении этих ситуаций или проблем. Как смотрит на эти задачи наш истинный герой или настоящий лидер? Данная процедура напоминает операцию по имплантации смыслов лидера в собственные мозги. И поскольку лидерские смыслы, отражающие высшие человеческие ценности, имеют несравненно более мощный энергетический потенциал, можно с уверенностью сказать, что только их прочтение заставляет читателя принять их. Так происходит прополка привычных мыслительных сорняков из сада собственного сознания и их замена на новые ценности. Так происходит трансформация привычного мировоззрения в лидерское.
4. Как закрепить на уровне нейронной перестройки (т. е. сделать их устойчивыми) новые лидерские смыслы для разнообразных жизненных ситуаций?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Манипуляция и лидерство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других