Уроки этики в стране Поэтики

Надежда Эверт

Сборник стихов состоит из четырёх частей и может оказать помощь родителям и работникам начальной школы в нравственном воспитании детей (7+). Обеспечивает косвенное морализирование, исключает в отношениях категоричность.Формат диалога обеспечивает усвоение этических норм, формирует умения задавать вопросы, анализировать, рассуждать, делать нравственные выводы. Эпиграфы, выводы, афоризмы важны для краткой беседы (2—3 минуты).Текст книги структурирован: выделены курсивом смысловые фрагменты.

Оглавление

Часть 2

Я и мир. Отношение к другому и всему живому

Вот правило любви:

В заботах ты живи —

Других — любя,

Как и себя,

И, не жалея сил,

Ты их в себе неси.

* * *

Знай, нести Других в себе —

Вот что, друг мой, означает:

Быть причастным в их судьбе —

Так любовь повелевает.

Они трудность повстречали —

Поспеши на помощь сам.

Раздели с ними печали,

Все заботы пополам.

Радость к ним пришла, успех,

Ты порадуйся за всех.

Друг уехал далеко —

Нам печально, нелегко.

В душе с нами, рядом он.

Без него так грустно

И на сердце грузно…

Часто говорим о нём

И всё вспомним, всё припомним,

Долгожданной встречи ждём,

Потому что любим, помним —

Мы в себе его несём.

1. Другой, друг и дружба

Жить не можем друг без друга.

Каждый ищет себе друга.

ИСТОРИИ О МАЛЬЧИКЕ И О ЕГО ВЕРНЫХ ДРУЗЬЯХ

* * *

У меня есть друзья.

Неразлучен с ними я:

С Генкой в шахматы играю,

С Димкой «Лего» собираю.

А с моей подружкой Олей

Мы в художественной школе

Рисовали натюрморты.

И потом за чашкой чая,

С удовольствием съедая

Пряники, кусочек торта…

Ещё долго рассуждали —

Всё рисунки обсуждали…

* * *

Рано утром каждый день

Подниматься мне не лень…

Звонко зазвонит звонок —

И за мной зайдёт дружок.

Захватив тетрадки, книжки,

Мы дорожкою привычной,

Радостные, как обычно,

В школу поспешим вприпрыжку.

* * *

В праздники с друзьями

На катке, на горке скользкой,

Не замёрзшие нисколько

Мы катаемся часами.

Радость светится огнями

И летит над головами,

Разливаясь голосами,

Звонким эхом,

Счастьем, смехом…

Не грустим, не тужим:

Весело нам в стужу.

Снег искрится под ногами.

Заступил Мороз на службу,

Но на «ты» мы с холодами,

Потому что всегда с нами

Солнечная Дружба.

ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ

ВЫБИРАЙ ДРУЗЕЙ СЕРЬЁЗНО

Крепка дружба и надёжна,

Если к выбору друзей

Относиться осторожно

И ответственным быть в ней.

Тогда твёрдо сказать можно:

В жизни нет её прочней.

Только разобраться сложно,

Где друг верный, а где ложный.

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

Настоящий друг — он верный,

В жизни в чём-то и примерный.

В чём? Увидишь, поймёшь сам.

По поступкам и словам.

А когда понять не сложно,

Что ему доверить можно?

Честный, добрый, интересный.

В играх дружных и совместных

Он поможет, он подскажет,

В просьбах добрых не откажет.

Можно с ним и помечтать,

Вместе книжку почитать…

Не способен друг предать,

Плохо обо мне сказать.

Защитит всегда отважно —

Словом, делом, что так важно.

Он поддержит тёплым взглядом,

В трудностях со мною рядом.

И нет лучшего вокруг,

Чем мой верный, добрый друг —

В дружбе верность — нам награда.

Верность связывает круг

Качеств подходящих.

Оттого-то верный друг —

Самый настоящий.

ЛОЖНЫЙ ДРУГ

Ложный друг — опасный друг.

Не спасёт, «не бросит круг».

С виду кажется, что верный,

А на деле — лицемерный.

Ложь из уст его слетает

Поминутно. Правда тает.

Не построить дружбы чистой,

Не запятнанной, лучистой

С человеком-эгоистом.

УХОДИ ОТ ДРУЖБЫ ЛОЖНОЙ

Мальчик

Бабушка, мне тяжело:

С другом мне не повезло.

Выбрал, видно, не того —

Не всмотрелся я в него.

С ним собрались на футбол —

Он с другим в кино пошёл.

Как ему теперь поверить,

Можно ли словам доверить?

В классе мальчик есть такой —

Хочет сам дружить со мной.

Только дружба эта ранит:

То толкнёт шутя, ударит,

То подножку мне подставит…

Не хочу с таким дружить.

Бабушка, скажи, как быть?

Бабушка

К другу ты, конечно,

Относись с доверием,

Повинился он поспешно,

Честно — видно по всему.

Ни к чему неверие.

В сотый раз поверь ему.

Но оберегай себя:

Если волей подавлял,

Обманул он, иль предал —

Не вступился за тебя,

В куражи часто впадал…

Уходи ты безоглядно.

Не дружи с таким ни дня.

Дружба эта — неприглядна.

ИЗ ЭТИЧЕСКОГО СЛОВАРИКА

КТО ТАКОЙ ЛИЦЕМЕР?

В отношениях, дружище,

Выгоду всегда он ищет:

Дружбу ложную взрастит,

Своей воле подчинит.

Притворяется, что любит:

Если друг не нужный будет,

Зачеркнёт всё, позабудет,

Память добрую погубит —

Дружбы узел он разрубит.

КТО ТАКОЙ ЭГОИСТ?

Эгоист, скажу, друзья,

Любит больше всех себя.

Вырастил своё он «Я»

Выше дома, выше леса.

Чтит свои лишь интересы…

Рад стараться им служить.

До другого нет и дела —

Его чванству нет предела…

Кто хотел бы с ним дружить?

Если друг твой эгоист,

На всех смотрит сверху вниз,

Его лучше сторонись,

Быть таким, как он, стыдись.

РАЗГОВОР МАЛЬЧИКА С БАБУШКОЙ О ТОМ, КАК СБЕРЕЧЬ

ДРУЖБУ

Мальчик

Бабушка, мне не понять:

Отчего же так случилось?

Дружба с Димкою опять

У меня не получилась.

Не пойму, по чьей вине…

Настроенье скучное:

Без него так грустно мне —

Не поможет вкусное.

Бабушка

Может, это от того,

Что не ценишь ты его.

Диалога нет, а вместо —

Всё твердил лишь об одном:

О своём да о своём…

Не оставил другу места

Рассказать об интересном,

Тебе, может, неизвестном —

Диме в дружбе было тесно.

Вот и стал он равнодушным:

В твоих мыслях было душно.

Не комфортно, грустно, скучно…

Но печалиться не нужно.

Ты попробуй в другой раз

Предоставить ему шанс

О своём сказать, забавном,

Для него о чём-то главном.

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК ПЛОХО ПОДУМАЛ О ДРУГЕ

Мальчик

Ходил, думал я о разном

В настроеньи безобразном:

Отчего ко мне на праздник

Лучший не пришёл дружок?

Мой вопрос совсем не праздный:

Конец дружбе уж предрёк,

Так расстроен был отказом —

О плохом подумал разом…

Я не находил покоя,

Возмущался: что ж такое?

Мучился в сомнении…

И подумал, что забыл он

О моём рождении —

Что-то там внутри заныло,

Стало грустно и уныло…

Оказалось — зря сердился,

Заболел друг — простудился.

Бабушка

Ум обида захватила.

Мысли спутала, смутила…

Объяснись скорее с другом.

И зачем же, дружок милый,

Управлять его досугом?

Да к тому же, видишь, снова

Понапрасну был взволнован.

Дело проще здесь простого —

Прежде чем винить другого,

Ты о нём с добром подумай

И плохого не надумай.

Поспеши ему заранее

Сам придумать оправдание.

И скажи себе спокойно:

«Думать плохо — недостойно,

Просто верх безумия —

Где ж благоразумие?

Поспешим, придумаем —

Мало что надумаем»…

2. Споры и ссоры

В споре жарко, горячо.

Хочешь спорить — знай о чём.

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ВАЖНО В СПОРЕ ПОДДЕРЖАТЬ ДРУГА

Мальчик

Долго вчера спорили

С Колькой в разговоре мы,

Ни о чём повздорили —

Не было причин прямых.

Очень скоро поняли:

Попусту рассорились,

Оттого расстроились.

А сегодня в разговоре,

В нашем интересном споре

Вновь возникла ссора —

Крик «до коридора»…

Огорчился — мы пропали,

С ним сегодня не совпали.

Почему меня нисколько

Не хотел понять друг Колька?

Так и не сошлись в решеньях —

Разошлись при своих мнениях.

Как же грустно, как обидно:

Примирения не видно.

Бабушка

Нет у человека права

Себя только считать правым.

Не ищи своей лишь правды,

Не всегда бываешь прав ты.

ЭТИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА

В РАЗНОГЛАСИЯХ ВСЕГДА ИСХОДИ ТЫ ИЗ ДОБРА

Понял, что не прав — не спорь

И не раздувай огонь.

Дружбу с ним не раззадорь:

Понапрасну не рассорь —

Его правды ты не тронь.

Друг не прав — что ж, убеди,

Доказательства найди.

Выслушай всё терпеливо,

Вникни в речь миролюбиво.

Ссориться с ним не спеши,

Друга в споре поддержи.

НЕ ПРЕВРАЩАЙ СПОРЫ В ССОРЫ

Спорить можно — спор прекрасен,

В отношеньях не опасен,

Если о пустом не спорить,

Не сердиться, не злословить.

И не забывать в ответах

О весомых аргументах.

СДЕЛАЙ ПЕРВЫМ ШАГ К ПРИМИРЕНИЮ

Ссоры часто, нет сомнения,

Нам несут немало бед,

Ранят наши отношения…

Как гасить их — где ответ?

Ты пойди на примирение —

И конфликт сойдёт «на нет».

3. Злословие и осуждение

«Не суди — судим не будешь»,

И друзьями ты прибудешь.

Злословие

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИКИ ЗЛОСЛОВИЛИ

Мальчик

С моим другом, на ходу,

Мы придумали игру:

Каждый думал: «Превзойду,

Больше прозвищ наберу».

Всю дорогу мы играли —

«Обзывалки» подбирали

И друг в друга их бросали.

Было весело, смеялись.

Долго так мы потешались

И в придумках изощрялись.

До того мы доигрались,

Чуть совсем не разругались.

Понял я: «Зачем нам биться?

Играть в это не годится»,

Но не мог остановиться…

Хорошо, что с другом Вовкой

Подошли мы к остановке.

Тут автобус подкатил,

Ссору нашу прекратил.

А назавтра друг при встрече

«Обзывалкой» меня встретил.

О, «Кузнечик» — мой привет!

«Всё — я кличкой обеспечен», —

Мысленно себе отметил.

«Ничего смешного нет», —

Ему сухо я заметил.

Был коротким мой ответ:

«От игры вчерашней — вред».

ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ

* * *

Будь ты бережным со словом.

Оно может стать уколом.

Видишь, вот какая штука,

Будет впредь тебе наука —

Опыт жизни — наша школа:

Начиналось всё с прикола

И невинной прибаутки —

Обернулось злою шуткой.

Грань меж ними так хрупка!

От любого пустяка

До размолвки два шага —

У ней острые рога.

Помни, пустословие —

Вырастет в злословие.

Наше слово доброе,

Вдохновлять способное:

Возвышает,

Окрыляет.

Но а злое — больно ранит,

Оскорбляет и печалит.

Осуждение

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК ОСУЖДАЛ ДРУГИХ

Мальчик

Давай вместе мы обсудим —

Твоим мнением прибудем.

Одному не справиться —

Отчего мне часто в людях

Что-нибудь не нравится?

Осуждением, как в бурях,

Мысли наполняются:

Этот грубый, неприятный,

Тот одет так неопрятно.

Неприлежным другой был —

Он задачу не решил…

А недавно вот и сам

Весь урок я промолчал…

Вчера лень схватила в плен,

Что оставила взамен?

Себе праздность разрешил —

Стихи выучить забыл.

Неуспех здесь уготовлен:

К музыкальной школе,

Жалко мне до боли —

Тоже был не подготовлен:

И учителю на го́ре

Пел вчера неважно в хоре.

Тут, признаюсь я тебе,

Стало мне не по себе.

Загрустил, заохал:

«Я ж с другими наравне —

Может, так же обо мне

Кто-то скажет плохо?»

Бабушка

Осуждал других зачем ты?

Лучше бы помог им чем-то.

Недостатки есть у всех.

Постарайся понять тех,

Кто не так себя ведёт,

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я