Что означает начало года для марийцев, эвенков и вепсов? Чем якутский Ысыах отличается от калмыцкого Зула, а бурятский Сагаалган – от чувашского Сурхури? Зачем нганасаны надевают смертные одежды и каких подношений ждут от нанайцев духи воды? Новый год – один из самых любимых и долгожданных праздников – в каждом регионе встречают по-своему. Гадают, готовят угощения, желают благополучия, украшают дома, обращаются к предкам и высшим силам. В это время как по волшебству оживают старинные обряды и традиции. 29 глав раскроют истоки праздника, сохранившиеся приметы, суеверия, рецепты, запреты и предписания. Для кого эта книга Для тех, кто каждый год ждет Нового года и Рождества и хочет отметить их необычно. Для тех, кому интересны традиции и обряды разных народов. Для тех, кто ищет подарок к Новому году. От авторов В этой книге мы говорим о традициях двадцати семи народов России. Всего, по данным разных переписей населения, их насчитывается более ста восьмидесяти. Решая, какие из них выбрать, мы руководствовались несколькими идеями. Первая – в России встречают Новый год одиннадцать раз: начинают на Чукотке и заканчивают в Калининграде. Но на самом деле Новый год можно отмечать куда больше раз и не только 31 декабря. А ещё – названия у обрядов начала новогоднего цикла разнообразны, не во всех есть сочетание «новый год», но при этом они тоже новогодние! Вторая идея – поделиться теми материалами, которые мы сами записывали, участвуя в фольклорно-этнографических экспедициях. Третья – показать, что нет единой русской или какой-либо другой традиции. Несмотря на схожие закономерности, о которых мы здесь говорим, каждый регион или даже населенный пункт имеет свои особенности празднования. Так что если вы читаете о своем народе, но вам хочется возмутиться и сообщить нам: «У нас всё иначе», – это нормально, потому что фольклорные традиции очень вариативны. Четвертая идея – использовать доступные данные: чтобы написать эту книгу, мы прочитали много научных статей и монографий (желающие могут найти их в списке литературы в конце текста). Однако до сих пор есть традиции, которые недостаточно изучены. Вероятно, в дальнейшем мы сможем поехать в экспедицию в такие регионы, чтобы расспросить жителей, когда и как у них праздновали Новый год, и написать еще одну книгу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Страшный, таинственный, разный Новый год. От Чукотки до Карелии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Чукотский Пэгытти
Чукчи — коренной народ полуострова Чукотки. Береговые чукчи ведут оседлый образ жизни, а оленные — кочевники. Традиционное занятие первых — охота на морских зверей, вторых — оленеводство, еще оленные занимаются охотой на дикого оленя и зверобойным промыслом. Говорят на чукотском языке чукотско-камчатской языковой семьи. Традиционное жилище — яранга. Численность — около 15 тысяч. Среди чукчей сохраняются традиционные шаманские верования, некоторые исповедуют православие.
Где: Чукотский автономный округ, Камчатский край.
Когда: В месяц гонок на оленьих упряжках, когда на востоке появляется созвездие Пэгытти (соответствует зимнему солнцестоянию).
Название: Пэгытти — в честь созвездия Орла, которое состоит из звезд Альтаир и Тараред и приносит свет Нового года. Люди радуются встрече с солнцем после длинных зимних ночей.
В чукотской мифологии звезды и созвездия наделяются человеческими качествами (считаются живыми существами), чукчи верят, что от них зависит благополучие народа, поэтому приносят им жертвы. Главная звезда — Полярная, которую называют «неподвижная звезда» или «гвоздь-звезда». Гвоздь-звезда — кол, вокруг которого на привязи ходят остальные звезды. Жилище этой звезды расположено в зените, а через дырку под ним можно проникнуть в иной мир.
По чукотским представлениям, Вселенная состоит из пяти, семи или девяти миров, расположенных один над другим. Каждому верхнему миру над землей соответствует нижний под землей. Так, созвездие Пэгытти — это тоже особый мир с неисчислимым стадом безрогих оленей. Пэгытти может навредить человеку, послав на землю часть своего стада. Таких оленей нельзя убить, а еще они могут увлечь за собой земных собратьев.
Чтобы расположить к себе добрых духов ваыргыт, среди которых солнце, звезды и созвездия, оленные чукчи совершают жертвоприношение. Жертвенный олень должен быть не простым — это или беломордый (любимый светом), или в прошлом знаменитый беговой олень. Во время обряда важно, как упадет олень: если на раненый бок — плохой знак, если назад — еще хуже, поэтому человек, который держит аркан, старается помочь оленю упасть правильно — раной вверх. Затем кровью кропят по всем направлениям и непременно брызгают в огонь, а голову жертвенного оленя насаживают на кол, который втыкают в твердый наст. В этот период забивают не только жертвенного оленя, но и обычных, чтобы заготовить мясо на вторую половину зимы.
Береговые чукчи убивают собак или обходятся бескровными жертвами. Как и многие современные чукчи, они используют «заменители» оленя — юколу (сушеное оленье мясо), сушеные кишки, тюленью шкурку.
Кровью жертвенного оленя наносят узоры на лицо всем домочадцам, чтобы человека не узнали злые духи кэлет, которые могут навредить, наслать болезни. У каждой семьи — неповторимый рисунок. Обычно его всем чертит хозяйка, а ей — муж.
У каждой чукотской семьи приборы для добывания огня свои, часто их передают по наследству и ни в коем случае не одалживают соседям. Обычно это специальная деревянная доска с отверстиями, в которых вращают деревянное же сверло. Огонь, высеченный таким образом, считается священным — каждый праздник его обязательно разжигают традиционным способом.
Самый лакомый кусок праздничной трапезы — кровь и жир — обязательно достается огню, который является посредником между миром людей и миром существ и духов. Так люди передают жертву и просят о благополучии всего рода.
Иллюстрация Ольги Бебутовой
Во время праздника чукчи соревнуются в борьбе, в гонках на собаках и оленьих упряжках, слушают состязание шаманов в игре на бубнах. А еще поют песни — у каждой семьи есть свой напев, который тоже передается из поколения в поколение.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Страшный, таинственный, разный Новый год. От Чукотки до Карелии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других