Комический эффект каламбура используется авторами художественных текстов в разных случаях. Чаще всего это желание рассмешить читателя. но бывают и другие ситуации. В данном тексте я попытаюсь рассмотреть такие случаи и дать им характеристику.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности современного каламбура предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Понятия «юмор», «ирония» и «комическое» и их связь с игрой
Игра как социальный феномен тесно связана с такими понятиями как «юмор» и «комическое». В основе данных понятий лежит понятие «смех». Уже на самых ранних стадиях развития культуры рядом с серьёзными культами существовали и смеховые, срамословящие и высмеивающие божество: «его ругают, над ним издеваются, чтобы утвердить жизненное начало вслед “умирающему” божеству; смех, сопровождающий эти культы,…назывался ритуальным смехом» [Маслова 2001: 41]. В языческом обществе смех имел сакральную символику, был своеобразным магическим жестом.
В «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» даётся следующее определение: «Комическое — категория эстетики, означающая смешное; в ходе развития культуры из игрового, коллективно самодеятельного карнавального смеха развились виды комического — ирония, сатира и юмор» [Новейший словарь 2002: 417].
В словаре по эстетике данное понятие трактуется как «одна из основных категорий эстетики, отражающая социально значимые противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического отношения к ним с позиций эстетического идеала» [Эстетика 1989: 153].
В истории эстетической мысли комическое характеризуется как результата контраста, «разлада», противостояния: безобразного и прекрасного (Аристотель), ничтожного и возвышенного (Кант), мнимо основательного и значительного, действительно прочного, истинного (Гегель), внутренней ничтожности, пустоты и внешности, имеющей притязание на содержание и реальное значение (Чернышевский), нелепого и рассудительного (немецкий писатель Жан Поль), бесконечной предопределённости и бесконечного произвола (Шеллинг), образа и идеи (Фишер), автоматического и живого (Бергсон), ценного и притязающего на ценность (Фолькельт).
Авторы словаря полагают, что комическое — это «противоречие между несовершенным явлением и положительным опытом человечества, запечатлённым в эстетических идеалах, общественно значимое несоответствие цели средствам, формы — содержанию, действия — обстоятельствам, сущности — её проявлению, претензии личности — её субъективным возможностям и т.д. комическое заключено в самой реальности» [Там же].
Атанас Натев в своей монографии «Искусство и общество» как на главные проявления комического указывает на:
автоматичность живого, схематичность сложного;
внезапный поворот действия;
нелогичное в логичной форме;
изображение маловажного важным, несерьёзного серьёзным;
неожиданная слабость сильного и сила слабого;
нарушение историчности;
комизм отжившего;
комизм нового1.
Что касается форм комического, то А. Бергсон основными формами комического считает: комическое ситуации, комическое речи и комическое характера (Бергсон; цит. по: [Дземидок: 1974: 64]).
Комическое в действительности многообразно и имеет разные степени и формы противостояния высоким эстетическим идеалам. Соответственно многообразны оттенки его отражения в искусстве: юмор, ирония, сарказм, сатира, но во всех случаях — это осмеяние, социально окрашенный смех. Будучи адекватной эмоционально-эстетической реакцией человека на комическое, смех казнит несовершенство мира, выражает радость по случаю духовного ниспровержения зла.
В отличие от положительной оценки комического в словаре эстетики некоторые учёные пренебрегают этой категорией эстетики. Например, З. Фрейд в работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» замечал, что «комическое оказывается прежде всего случайной находкой среди социальных отношений людей» [Фрейд 1998: 191].
Юмор как одна из категорий комического в словаре эстетики трактуется следующим образом: «Юмор — особый вид комического; специфическое переживание противоречивости воспринимаемого объекта, в эстетической оценке которого сочетается серьёзное и смешное при преобладании позитивного момента в смешном» [Эстетика 1989: 429]. Как форма эстетического переживания юмор, в отличие от иронии и остроумия., интеллектуальных по своей природе, относится ко всему душевному строю человека, выступает как свойство его характера. Своеобразие юмора связано с тем, что в противоположность другим формам комического, исходящим из интеллектуально постигаемого несоответствия между притязаниями какого-либо явления на значительность и его действительной ничтожной сущностью, умор предполагает умение увидеть возвышенное в ограниченном и малом, значительное в смешном и несовершенном.
В отличие от юмора, ирония в том же словаре эстетики определяется как «философско-эстетическая категория, раскрывающая ценностный смысл предметов и явлений в действительности и в искусстве путём остроэмоциональной критики-осмеяния, построенной на контрасте видимого и скрытого, когда за положительной оценкой, похвалой стоят доступные для прочтения отрицание и насмешка» [Там же: 117]. Ироническое отношение имеет двойной смысл: прямой, буквальный, и скрытый, обратный.
Все разобранные выше понятия рассматриваются в данной работе в тесной связи с таким лингвистическим термином, как словообразование.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности современного каламбура предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других