Центральные банки — необычные организации, наделенные исключительными правами и обязанностями, среди которых и такие, как выпуск денег в обращение, поддержание финансовой стабильности в стране, борьба с инфляцией. Центральные банки влияют на жизнь общества, на развитие экономики. Своим решением финансовый регулятор способен поддержать стратегию действующего Кабинета Министров страны, но также он достаточно независим и может пойти против курса Правительства, если этот курс угрожает стабильности денежной единицы. Чем еще занимаются финансовые регуляторы? По каким законам живет мир финансового регулирования? В этой книге рассказывается об истории возникновения центральных банков, рассматриваются их основные функции. Подробно представлен исторический обзор формирования ипотечного кризиса США в 2007-2009 гг. и предпринятые меры по его устранению. Помимо этого, в книге представлен сравнительный анализ работы финансовых регуляторов разных стран мира на современном этапе, в контексте локального законодательства, а также меняющихся международных отношений. Книга будет интересна как учащимся финансовых высших учебных заведений, так и широкому кругу читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Финансовые регуляторы и рынки: решения и последствия» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Функции центральных банков мира
Чем же занимаются центральные банки? Традиционно можно выделить шесть функций центральных банков (Рисунок 1).
Рисунок 1. Функции центральных банков по направлениям
То, что вы сейчас видите на рисунке 1, отображает модель финансового регулирования, при которой центральный банк выполняет роль мега-регулятора. Его касаются все аспекты функционирования финансовых систем: от печати денег и выпуска их в обращение до регулирования рынков ценных бумаг. Однако все ли страны наделяют своих главных банкиров такими широкими полномочиями?
Полномочия центральных банков иначе называются мандатом. Как правило, мандат центрального банка отражен в законе о нем самом.
Давайте посмотрим и сравним, какими полномочиями наделены разные банки мира.
С этой целью выделим три группы стран:
Группа 1. «Развитые экономики»
Группа 2. «Быстрорастущие экономики и экономики открытого типа» Группа 3. «Исламские экономики».
В первую группу стран вошли Австралия, Канада, США, Великобритания, Япония, Евросоюз, Швеция и Швейцария (Таблица 1).
Таблица 1. Полномочия центральных банков в развитых странах мира
Первое, что сразу бросается в глаза, это то, что все финансовые регуляторы из стран с развитой экономикой ответственны за денежно-кредитную политику (или, как еще ее называют, «монетарную политику»)[2].
Есть также и некоторые различия между ними, особенности, на которые следует обратить внимание:
1. Банк Канады не является организатором платежного оборота в стране. Он сам является обычным участником ассоциации Payments Canada, которая была создана в соответствии с актом Парламента в 1980 г. Payments Canada владеет двумя платежными системами, которые осуществляют платежи в Канаде: Large-Value transfer system (LVTS) — для очень крупных платежей, была создана в 1999 году, и Automated Clearing Settlement System (ACSS) для прочих платежей и платежей категории ритейл, предполагающие расчеты физических лиц с организациями и между собой за товары и услуги (организована в 1984 году). Ассоциация Payments Canada наделена правом по закону создавать любые платежные системы, если это необходимо участникам хозяйственной деятельности. Она является инициатором и организатором работы платежных систем, а центральный банк страны всего лишь один из участников платежного оборота.
2. Резервный банк Австралии (Reserve Bank of Australia) наблюдает оборот наличных денег, но выпуск денег в обращение, печать и чеканку монеты осуществляет государственная организация Note Printing Australia Limited. В Канаде печать денег является обязанностью Банка Канады, исключая монеты. Для этого существует Королевский Канадский Монетный Двор. В Евросоюзе ЕСВ только наблюдает за операциями, физическим выпуском денег занимаются национальные центробанки.
3. Европейский Центральный Банк (European Central bank, ЕСВ) не фокусируется на финансовой стабильности. Это ответственность национальных регуляторов стран — членов Евросоюза. ЦБ Австралии, Японии, Великобритании, США и Швейцарии полностью ответственны за внедрение принципов финансовой стабильности, тогда как Банк Канады обязан сотрудничать с еще четырьмя внутренними комиссиями для определения принципов финансовой стабильности[3]. Шведский Риксбанк в целях поддержания финансовой стабильности действует в коллаборации с независимым Советом по Финансовой Стабильности.
4. Пруденциальный надзор за деятельностью банков и прочих организаций банковского типа полностью является ответственностью Банка Англии. Мандаты Федеральной Резервной Системы (ФРС) и ЕСВ включают в себя пруденциальный надзор лишь частично, только для крупнейших банков. Для банков мелких и средних созданы прочие институты контроля. Resolution (выдача и отзыв лицензий, а также режим особого надзора, на грани банкротства банка) находится в ведении только Банка Англии.
5. Все регуляторы из группы 1 ответственны за монетарную политику. В соответствии с Актом о Банке Канады (1985), министр финансов этой страны может давать указания Председателю Банка письменно, каким образом изменить денежно-кредитную политику. Но на деле ни разу за всю историю существования Банка Канады ни один министр финансов не воспользовался своими полномочиями, и это составляет особенную гордость центрального банка страны. Однако отдельно в Законе о Банке Канады оговорено, что Председатель Банка Канады имеет право устанавливать принципы монетарной политики единолично, настолько высоки его личные полномочия. На деле Председатель Банка Канады никогда не делает этого один, все решения принимаются коллегиально.
Во вторую группу стран с быстрорастущими экономиками и экономиками открытого типа вошли страны — участницы БРИКС (Индия, Китай, Бразилия, Россия, ЮАР), а также Гонконг и Сингапур (Таблица 2).
На первый взгляд среди особенностей работы рынков данных стран можно выделить, что меньше нерегулируемых зон, то есть областей финансовой деятельности, где бы центральный банк не имел полномочий что-либо регулировать, контролировать, направлять и поправлять.
Полномочия Банка России могут сравниться по своей широте только с мандатом Денежно-Кредитного Регулятора Сингапура (Monetary Authority of Singapore, MAS). Но дело в том, что экономика Сингапура — это совсем другая история, нежели российская сырьевая экономика. Сингапур относится к странам с открытым типом экономики. Исторически Сингапур имел выгодное географическое положение, что обеспечило ему развитие главного логистического хаба в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это привело к экономической политике государства, которую можно охарактеризовать словами «Все флаги в гости к нам!», где сама по себе экономика небольшая, а размер экспортно-импортных операций превышает ВВП в два с лишним раза. Безусловно, регулятор наблюдает инфляционные процессы в стране и таргетирует инфляцию на уровне 2 %. Однако денежно-кредитную политику он проводит, опираясь не на ключевую ставку как на главный инструмент, а на кросс-курс сингапурской валюты, рассчитанный по отношению к валютной корзине из пяти наиболее используемых в расчетах и влияющих на страну иностранных валют[4]. Регулятор Сингапура следит за инфляцией и таргетирует ее ниже 2 %. Однако в силу экономической трилеммы[5] открытой экономики, согласно которой невозможно регулировать и курс, и ключевую ставку одновременно, не причиняя вреда экономическому развитию (ВВП), регулятор Сингапура выбрал тот способ, который ему кажется более действенным, — влияние на экономику через курс валюты. Для этой цели MAS (Monetary Authority of Singapore) создал в своей структуре Департамент по Управлению Внутренними рынками, который каждый день обозревает и регулирует операции на денежном рынке. Напомню, что денежными рынками называются рынки, на которых идет торговля финансовыми инструментами срочностью не более одного года. К денежным рынкам относятся рынки межбанковских кредитов и депозитов, валютные операции FX, рынки срочных и форвардных сделок, производных финансовых инструментов, срок исполнения сделок по которым не превышает одного года.
Таблица 2. Полномочия центральных банков стран БРИКС и дальневосточных экономик открытого типа
Регулятор следит за курсом национальной денежной единицы к пятивалютной корзине, устанавливает его и таким образом влияет на инфляцию в среднесрочном периоде, опираясь на прогнозы экономического развития. Таргет по инфляции Сингапурский центробанк устанавливает не к общему индексу потребительских цен, а к так называемому индексу Core Inflation. Это индекс потребительских цен, из которого исключено влияние цен на жилье (они регулируются государством отдельно), а также стоимость на использование платных дорог (также регулируются государством отдельно). Таким образом, денежно-кредитный регулятор влияет на стоимость товаров и услуг, имеющих значение для жителей Сингапура, для поддержания высокого уровня их жизни.
Из прочих особенностей мандатов стран этой группы можно выделить то, что денежно-кредитный регулятор Гонконга не устанавливает самостоятельно цели по инфляции. Таргетирует инфляцию в Гонконге Министерство финансов, а центральный банк получает эти цели директивно, но самостоятельно волен выбирать пути достижения поставленной цели.
В Мексике пруденциальный надзор не является областью единоличных решений регулятора, а в Китае вообще пруденциальным надзором регулятор не занимается.
В Индии вопросы финансовой стабильности также не являются предметом единоличного решения центрального банка.
Третья группа стран с экономиками исламского типа включила в себя ОАЭ, ОМАН, Ирак, Кувейт, Катар, Марокко и Саудовскую Аравию (Таблица 3). Все регуляторы данной группы стран ответственны за развитие платежных систем, выпуск наличных денег и денежно-кредитную политику. Финансовая стабильность и пруденциальный надзор в основном в этих странах носит инструкционный характер, обязательный к выполнению, как и в России. В ОАЭ центральный банк ответственен за надзор, но не в Дубае и не в Абу-Даби. Революционный режим поддержки банков в случае временных финансовых трудностей, так называемая экстренная поддержка ликвидностью ELA (Emergency Liquidity Assistance), а также санирование банков, отсутствует во всех странах, кроме Омана и Саудовской Аравии.
Таблица 3. Полномочия регуляторов стран с экономиками исламского типа
Принцип прост: везде, во всех финансовых регуляторах этих стран присутствует так называемый Совет Шариата, который строго следит за тем, чтобы практики, внедряемые центробанком, соответствовали законам Шариата. Любой вновь открываемый банк обязан уже в момент открытия иметь план своего самовосстановления в случае возникновения финансовых затруднений. Заранее потенциальные трудности обсуждаются и акционеры формируют запас капитала, который может быть добавлен банку в случае проблем.
В основном банки из третьей группы фокусируются на поддержании стабильности курса национальной валюты, который очень зависим от сырьевого экспорта. Такой подход (и законы Шариата) также вынуждает их полностью или частично контролировать финансовые рынки (обращение ценных бумаг).
1. Какие шесть зон финансового регулирования, которым занимаются центральные банки, вы можете назвать?
2. Назовите зону контроля, за которую ответственны все регуляторы во всех группах банков.
3. Все ли банки наделены правом печатать деньги или нет?
4. Регулятор какой страны не обязан быть создателем, организатором и фасилитатором платежных систем? Кто вместо него выполняет эту функцию?
4. В чем отличие денежно-кредитной политики восточных экономик открытого типа от западных развитых стран? Какой инструмент использует регулятор Сингапура для управления инфляцией и почему?
5. Почему в странах с исламским банкингом отсутствует или слабо развит режим лицензирования и резолюций? Что обеспечивает стабильность финансового института?
6. С центральным банком какой страны можно сравнить Центральный Банк Российской Федерации по полноте мандата?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Финансовые регуляторы и рынки: решения и последствия» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других