Сборник методических материалов включает описание опыта формирования и развития личностных и метапредметных результатов образования учащихся на занятиях в Доме детского творчества «Вдохновение».Сборник адресован педагогам и методистам дополнительного образования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Формирование и развитие личностных и метапредметных результатов образования учащихся предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Редактор Надежда Витальевна Лаптева
Редактор Виктория Николаевна Савиных
Редактор Дарья Андреевна Лопатина
ISBN 978-5-0055-6740-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Опыт работы лаборатории «Формирование и развитие личностных и метапредметных результатов образования учащихся»
В XX веке массовое образование ставило перед собой задачу научить людей читать, считать и писать. Затем специализированное образование давало работникам навыки, необходимые в конкретной профессии. Выполняемые задачи почти не менялись с течением времени и большинство работников могли ограничиваться полученным образованием, оттачивая свои навыки работы на одном и том же станке.
К началу XXI века подавляющее большинство населения планеты умеет читать, писать и считать, но этих навыков уже недостаточно для работы в новом сложном мире. В образовательном сообществе набирает популярность новый список грамотностей, называемый «навыки XXI века», а на языке федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) — метапредметные и личностные результаты образования.
Предлагаем познакомиться с трёхслойной моделью образовательных результатов.
Рисунок 1 — Трехслойная модель образовательных результатов1
Предметные результаты проявляются в конкретном контексте или предмете. Это могут быть профессиональные навыки (пошив одежды), физические навыки (например, классический танец) или социальные навыки (например, СММ).
Метапредметные результаты — способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов.
Они применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Например, навыки анализа информации, тайм-менеджмента, работы в команде или генерации идей.
Наконец, на самом глубинном уровне находятся личностные результаты, которые могут быть универсально применимы на протяжении всей жизни и в различных жизненных контекстах личности. Это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений и опыта деятельности обучающихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Эти слои образовательных результатов также отражают разные жизненные циклы человека. Предметные навыки могут быть приобретены в рамках коротких обучающих циклов, но они также могут быстро устаревать из-за изменения контекста. Метапредметные навыки имеют более долгий жизненный цикл (годы или даже десятилетия), но требуют и более длительного периода освоения. Личностные результаты имеют самый длинный жизненный цикл, они обычно формируются на ранних стадиях человеческой жизни и затем редко подвергаются изменениям.
Дополнительное образование позволяет обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться личностно и профессионально. Следовательно, обладает большим потенциалом для формирования и развития личностных и метапредметных результатов образования.
С учетом требований современности и опорой на накопленный педагогический опыт была разработана инвариантная часть образовательной программы, касающаяся развития личностных и метапредметных результатов в соответствии с воспитательными и развивающими задачами.
Личностные:
— готовность к социальному взаимодействию на основе нравственных и правовых норм;
— осознание российской идентичности в поликультурном социуме;
— способность к саморазвитию и личностному и профессиональному самоопределению;
— владение культурой здорового образа жизни.
Метапредметные:
— умение планировать и регулировать свою деятельность;
— осуществление самонаблюдения и самооценки в процессе деятельности;
— владение методами поиска, переработки, хранения и передачи информации;
— умение выстраивать коммуникацию.
Были разработаны показатели проявления данных результатов для учащихся младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов, а также инвариантная часть мониторинга метапредметных и личностных результатов образования учащихся. В течение осени 2016 года велась кропотливая работа по корректировке дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ (ДООП), входящей диагностике и интерпретации результатов.
В ходе работы возникла необходимость создать для педагогов условия для повышения уровня профессиональной готовности к достижению метапредметных и личностных результатов образования на занятии.
В ноябре 2016 года начала работать лаборатория «Формирование личностных и метапредметных результатов образования учащихся».
Этапы работы лаборатории
2016—2017 учебный год:
— Лекции для всех педагогов по теме лаборатории.
— Рефлексивные обсуждения на методических объединениях структурных подразделений с кураторами-методистами.
— Открытые занятия педагогов дополнительного образования (ПДО) — демонстрация приемов достижения какого-либо результата из опыта работы, анализ занятия.
— Итоговый педсовет — педагогический фестиваль (17 фрагментов открытых занятий ПДО).
2017—2018 учебный год:
— Включены педагоги-организаторы, охвачены воспитательные практики.
— Методические объединения в структурных подразделениях (новые приёмы формирования результатов).
— Тематический контроль (40 открытых учебных занятий; 7 воспитательных практик).
— Тематический педсовет в форме образовательного марафона — представлены лучшие практики.
— Скорректирован воспитательный блок ДООП.
2018—2019 учебный год:
— Скорректирована программа воспитания и социализации, направленная на формирование личностных результатов образования учащихся на основе базовых национальных ценностей.
— Разработана сквозная программа «Время роста», направленная на развитие метапредметных навыков, формирование метапредметных результатов.
— Апробация программы «Время роста» педагогами-организаторами на учебных занятиях в присутствии педагогов дополнительного образования.
— Тематический педсовет — демонстрация фрагментов учебных занятий педагогами-организаторами.
2019—2020 учебный год:
— Погружение в программу «Время роста» всех педагогов ДДТ «Вдохновение» (выездной обучающий семинар).
— Корректировка программы «Время роста».
— Система кураторства (работа над достижением какого-то конкретного личностного или метапредметного результата в рамках одного структурного подразделения, распределение методистов в качестве кураторов).
— Тематический контроль (40 открытых учебных занятий и 6 воспитательных практик).
2020—2021 учебный год:
— Семинары для всех педагогов, направленные на детализацию понятийного аппарата в рамках лаборатории и технологию проектирования и анализа учебного занятия и воспитательного события.
— Тематический контроль (49 открытых учебных занятий и воспитательных дел).
— Тематический педсовет — презентация лучших приёмов, обсуждение в формате «Мировое кафе».
— Диссеминация опыта через учебно-практические семинары по формированию личностных и метапредметных результатов образования на учебных занятиях художественной, физкультурно-спортивной и социально-педагогической направленности.
— Подготовка к проведению блока программы «Время роста» для старшеклассников в формате однодневного фестиваля.
Данный сборник — результат работы творческой лаборатории в 2018—2021 учебном году. В нём содержатся приёмы по формированию личностных и метапредметных результатов, продемонстрированные педагогами на открытых занятиях и описанные в конспектах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Формирование и развитие личностных и метапредметных результатов образования учащихся предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других