Предлагаемый комментарий имеет целью объяснение скрытого смысла пушкинских стихотворений для современных читателей и специалистов по пушкиноведению. В настоящее время он является единственным книжным информативным источником в своем роде.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Построчный и литературоведческий комментарий к стихотворениям А. С. Пушкина 1817—1836 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Комментарий к стихотворениям 1818 год
«Noël. Сказки»
Ура! в Россию скачет
Кочующий деспот.
Спаситель горько плачет,
А с ним и весь народ.
Мария в хлопотах Спасителя стращает:
«Не плачь, дитя, не плачь, сударь:
Вот бука, бука — русский царь!»
Царь входит и вещает:
«Узнай, народ российский,
Что знает целый мир:
И прусский, и австрийский
Я сшил себе мундир.
О, радуйся, народ: я сыт, здоров и тучен;
Меня газетчик прославлял;
Я ел, и пил, и обещал —
И делом не замучен.
Узнай еще в прибавку,
Что сделаю потом:
Лаврову дам отставку,
А Соца — в желтый дом;
Закон постановлю на место вам Горголи,
И людям я права людей,
По царской милости моей,
Отдам из доброй воли».
От радости в постеле
Запрыгало дитя:
«Неужто в самом деле?
Неужто не шутя?»
А мать ему: «Бай-бай! закрой свои ты глазки;
Пора уснуть уж наконец,
Послушавши, как царь-отец
Рассказывает сказки».
Ноэли — святочные песни. Сатира вызвана в первую очередь варшавской речью Александра I. Дата написания устанавливается с достаточной точностью из самого содержания текста. Речь Александра была произнесена в марте 1818 г., после чего в конце апреля он выехал в Россию, посетил Одессу и в июне прибыл в Москву, где находились его семейство и гвардия. Вскоре Александр прибыл в Петербург, а оттуда в конце августа отправился в г. Аахен на конгресс. Там была заключена конвенция о выводе союзных войск из Франции и выработана декларация в духе Священного союза о спасении существующего порядка от «увлечения» европейских народов. Затем Александр поехал в Вену и оттуда вернулся в Царское Село 22 декабря 1818 г. По-видимому, к этому приезду и приурочена святочная песня Пушкина.
Варшавская речь Александра I произвела огромное впечатление в России. В ней он торжественно обещал распространить на всю Россию конституционные начала, уже существовавшие в Польше. В России появилось предположение, что будет дарована свобода крепостным крестьянам. В либерально настроенных кругах возникли необоснованные надежды. В журналах откликнулись статьями по конституционным вопросам. Так, Куницын напечатал в «Сыне отечества» статью «О конституции». Аналогичные статьи появились и в других журналах. Между тем обстановка была такова, что верить искренности Александра не стоило. Либеральные обещания настолько противоречили практике, что только наивные люди допускали мнение об искренности Александра. Не разделял этих иллюзий и Пушкин. В одном из писем И. Д. Якушкина сообщается про стихотворение «Ноэль», что его «во время оно все знали наизусть и распевали чуть не на улице». В дневнике В. Н. Каразина от 18 ноября 1819 г. читаем: «Какой-то мальчишка Пушкин, питомец лицейский, в благодарность написал презельную оду, где досталось всей фамилии Романовых вообще, а государь Александр назван кочующим деспотом… К чему мы идем?». По-видимому, именно ознакомившись с данной сатирой, В. Н. Каразин задумал свой донос на Пушкина, результатом которого явилась ссылка Пушкина на юг.
В записи Каразина интересна одна деталь: он сообщает, что в «Ноэле» «досталось всей фамилии Романовых вообще». По-видимому, Каразину попал на глаза другой, более обширный вариант «Ноэля», в котором фигурировала вся династия Романовых. [Википедия; Томашевский, pushkin-lit.ru].
Соц Василий Иванович (1787 или 1788 — 1841) — русский писатель, переводчик, цензор. В 1809 году прибыл в Петербург, где начал карьеру переводчика: сначала в иностранном отделении адресов при канцелярии Санкт-Петербургского военного губернатора, а с 1811 года в Министерстве полиции. 1 мая 1816 года определен секретарем по российской части в цензурный комитет, где и оставался до 1828 года. «Желтый дом» — психиатрическая больница. Отправка цензора туда означало бы признание его сумасшедшим.
Горголи Иван Саввич (1773—1862) — грек по национальности, известный в свое время военный, генерал армии, в 1811 г. был назначен на должность столичного обер-полицеймейстера. Пушкин противопоставляет И. С. Горголи закону, исходя из полицейской должности Горголи.
И прусский, и австрийский // Я сшил себе мундир… — Во время пребывания в Австрии и Пруссии Александр I появлялся иногда в мундирах армий государств-союзников.
Меня газетчик прославлял… — Хвалебные статьи об Александре I выходили в европейской прессе. Отклики западной печати воспроизводились в русских журналах. Так, в «Вестнике Европы» вышли переводы статей, выражавших восторги по адресу Александра в связи с его варшавской речью. На скептических читателей восторги заграничных газетчиков производили комическое впечатление.
Лавров Иван Павлович (1768—1836) — директор исполнительного департамента в Министерстве полиции.
И людям я права людей… Отдам из доброй воли… — Имеется в виду речь Александра I в Варшаве при открытии первого сейма Царства Польского 15 марта 1818 г., в которой он обещал «даровать» России конституцию. Эти невыполнимые обещания и названы в сатире «сказками».
«Торжество Вакха»
Откуда чудный шум, неистовые клики?
Кого, куда зовут и бубны и тимпан?
Что значат радостные лики
И песни поселян?
<…>
Эван, эвое! Дайте чаши!
Несите свежие венцы!
Невольники, где тирсы наши?
Бежим на мирный бой, отважные бойцы!
Вот он, вот Вакх! О час отрадный!
Державный тирс в его руках;
Венец желтеет виноградный
В чернокудрявых волосах…
<…>
Там дале вижу дивный ход!
Звучат веселые тимпаны;
Младые нимфы и сильваны,
Составя шумный хоровод,
Несут недвижного Силена…
Вино струится, брызжет пена…
<….>
Тирс — деревянный жезл или посох, увитый плющом и виноградными листьями; сделан из стебля ферулы, увенчанного сосновой шишкой; атрибут древнегреческого бога рождающих сил природы и вина Диониса, а также его свиты — сатиров и менад. Символ человеческого созидающего начала. Вакх — древнеримский аналог Диониса.
Тимпан — древний ударный музыкальный инструмент-мембранофон, рамный барабан, близкий бубну и тамбурину. В Древней Греции тимпаном называли односторонний барабан с глубоким резонатором.
Сильван — божество-опекун из римской мифологии. Его можно считать божеством или духом лесных деревьев и плантаций. В качестве духа-защитника леса он рассматривается в первую очередь как покровитель дикорастущих деревьев.
Силен (древнегреч.) — сын Пана или Гермеса и нимфы. Местом рождения Силена, играющего роль в сказаниях о Дионисе, считается во многих сказаниях Фракийская Ниса (гористая местность), где он был царём. Воспитатель, учитель и кормилец бога Диониса, сопровождал его в походах. По сказаниям, падкий до вина Силен неохотно делится с людьми знанием будущего: для этого надо его поймать хитростью и силой заставить пророчествовать.
«Возрождение»
Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит.
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
<…>
Пушкин упоминает «художника-варвара», имея в виду тот факт, что в XVIII в. картина Рафаэля «Святое семейство» (второе название «Мадонна с безбородым Иосифом») была переписана неизвестным художником в реставрационных целях. Т. К. Кустодиева сообщает об этом следующее: «Картина сменила на своем веку немало владельцев, пока не попала в знаменитое собрание Кроза. В текстах к гравюрам с лучших вещей собрания Кроза о „Святом семействе“ приводились такие сведения: „Господин Барруа весьма дешево купил сию картину, принадлежавшую Ангулемскому дому. Она хранилась в оном без особого внимания. Неискусный какой-то живописец, желая поновить ее и не умея совместить своей работы с работой творца оной, всю ее переписал снова, так что уже не было видно в ней кисти Рафаела. Но когда господин Барруа ее купил, то Вандин, очистив ее от посторонней работы, возвратил свету подлинное ее письмо, которое вместо повреждения стало гораздо свежее; наложенные на нее краски неискусного живописца послужили ей покрышкой и сохранили ее от вредных воздействий воздуха“». Факт переписывания картины имеется в виду и в словах Сальери в трагедии «Моцарт и Сальери»: «Мне не смешно, когда маляр негодный мне пачкает Мадонну Рафаэля» [Кустодиева Т. К. Итальянское искусство.., стр. 77].
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Построчный и литературоведческий комментарий к стихотворениям А. С. Пушкина 1817—1836 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других