В этой брошюре излагается учение о мытарствах, которое Церковь возвещает и напоминает нам, чтобы насадить в наших сердцах душеспасительный страх и приготовить нас к благополучному переходу из временной жизни в вечную.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мытарства нам предстоят предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС-13–303–0252)
Текст печатается по изданию: Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского. М.: Синодальная тип., 1906
© Издательство «Благовест», 2013
Учение Церкви о мытарствах
Мытарства — в Православии — препятствия, испытания, через которые должна пройти каждая душа на пути к Богу, но до окончательного решения ее участи на Страшном Суде. Души искупают в мытарствах свою греховность муками, среди которых важнейшая — встреча лицом к лицу с бесами, волю которых человек исполнял в прижизненных грехах. Испытания происходят между землей и небом, где действуют духи злобы поднебесные (см. Еф. 6: 12), — на границе материального и духовного миров. Вышедшая из тела душа видит страшные, черные демонские образы (муринов, или эфиопов); проходя сквозь них в сопровождении Ангелов, она в определенных местах воздушного пространства подвергается задержанию и допросу относительно отдельных грехов. Для истязания душ, проходящих воздушное пространство, установлены темными властями отдельные судилища и стражи в определенном порядке. По слоям поднебесной, от земли до самого неба, стоят сторожевые полки падших духов. Каждое отделение заведует особенным видом греха и истязует в нем душу, когда душа достигнет этого отделения. Воздушные бесовские стражи и судилища называются в отеческих писаниях мытарствами, а духи, служащие в них, — мытарями.
Мытарем именовался во времена Христовы и собиратель государственных повинностей. Мытари позволяли себе все средства насилия, разного рода ухищрения, придирки, бесчисленные злоупотребления и бесчеловечное грабительство. Название мытарей распространилось от людей на бесов, стерегущих восход от земли к небу, по сходству должности и исполнения ее. Они прибегают к вымыслам и обманам, соединяя клевету с бесстыдством и наглостью, чтобы вырвать душу из рук ангельских и умножить ею бесчисленное множество адских узников. Бесы предоставляют список грехов, относящихся к данному мытарству, а Ангелы — добрые дела, совершенные душой при жизни. В случае если добрые дела перевешивают злые, душа проходит к следующему испытанию. Если количество злых дел превышает добрые и Ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад. Милосердием Божиим восполняется иногда недостаток добрых дел против преобладающего количества злых. Список добрых дел ведется Ангелом Хранителем, который дается каждому человеку при крещении, список грехов ведет бес, посыпаемый сатаной к каждой душе для того, чтобы способствовать грехопадениям. Душа человека, согрешившего, но раскаявшегося в данном грехе, на мытарстве в этом грехе не истязуется. На мытарствах в обвинение души предъявляются неотпущенные, забытые грехи, поступки, о греховности которых человек не знал. Не подвергаются мытарствам души людей, отличавшихся особой святостью, принятой мученической смертью, раскаявшихся грешников, получивших особую милость Бога, — их души беспрепятственно идут в рай.
Учение о посмертных мытарствах души содержится в древнем церковном Предании и в церковных молитвословиях, в произведениях церковных писателей — святых Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Макария Великого, Кирилла Александрийского и др. Наиболее известным рассказом о посмертных мытарствах является видение ученика Василия Нового преподобного Григория о мытарствах преподобной Феодоры, описанное в житии преподобного Василия.
Учение о мытарствах Церковь возвещает и напоминает нам, чтобы насадить в наших сердцах душеспасительный страх и приготовить нас к благополучному переходу из временной жизни в вечную.
Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях. В частности, в «Каноне на исход души», читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть содержится такой тропарь: «Воздушного князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля, и напрасного сих словоиспытателя, сподоби мя, перейти невозбранно отходящя от земли» (песнь 4).
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мытарства нам предстоят предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других