Чуткие дети. Как развить эмпатию у ребенка и как это поможет ему преуспеть в жизни

Мишель Борба, 2016

Эмпатия в наши дни – не приятное дополнение к развитию, а неотъемлемая часть успеха и благополучия наших детей. Зачем детям быть чуткими? Прежде всего, это положительно влияет на их психическое здоровье и уверенность в себе, служит прививкой против буллинга, сказывается на успеваемости и помогает найти себя в дальнейшей жизни. Эмпатию можно и нужно развивать. Автор книги, педагог-психолог с мировым именем, разработала 9-ступенчатую программу развития детской эмпатии. Следуя ее рекомендациям, можно улучшить навыки чуткости и взаимопонимания в любом возрасте. На русском языке публикуется впервые.

Оглавление

Из серии: МИФ Детство

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чуткие дети. Как развить эмпатию у ребенка и как это поможет ему преуспеть в жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Издано с разрешения Michele Borba Inc., при содействии Joelle Delbourgo Associates, Inc.

Научный редактор Марина Битянова

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Мишель Борба, 2016.

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2021

Чуть больше десяти лет назад после моей лекции об эмпатии ко мне подошел мужчина. Он показал фотографию своего сына и сказал, что тот повесился после долгой травли. Отец попросил меня почаще напоминать о важности эмпатии. «Если бы те мальчишки умели сострадать, мой сын был бы жив». Эта книга — мой способ сдержать обещание, данное этому отцу и всем детям, которых коснулась жестокость сверстников.

Предисловие. Скрытые преимущества эмпатии и почему она важна для ребенка

Есть ли большее чудо, чем возможность хотя бы на секунду посмотреть на мир чужими глазами?

ГЕНРИ ДЭВИД ТОРО

В начале 1990-х именитый журналист Джон Уоллок в Отисфилде, штат Мэн, основал летний международный лагерь Seeds of Peace[1]. Уоллок много лет писал о конфликте на Среднем Востоке и пришел к выводу, что единственный способ прервать порочный круг насилия — научить детей из военных и других регионов мирно улаживать конфликты. Он надеялся, что, с ранних лет обучая детей навыкам сотрудничества, коммуникации и миротворчества, изменит к лучшему ход международных переговоров.

За последние тридцать лет организаторы каждое лето принимали по несколько десятков детей из Палестины, Израиля, Египта, Иордании, Пакистана, Афганистана, Индии, Британии и США и готовили из них будущих миротворцев и носителей перемен. Большинство считало идеи Уоллока идеалистическими и неосуществимыми, но к концу трехнедельной смены враги, которые должны были ненавидеть и бояться друг друга, становились друзьями.

Исследователи из Университета Чикаго опросили сотни подростков непосредственно перед приездом в лагерь, сразу после и еще раз через девять месяцев после возвращения домой. Оказалось, что значительная доля юных палестинцев и израильтян позитивнее смотрели на «врагов» и больше доверяли им не только после отъезда из лагеря, но и год спустя[2]. Более того, многие посвятили себя миротворчеству. Мечты Уоллока сбываются, потому что его подход основан на эмпатии.

Я ездила в лагерь в Мэне и разговаривала с ребятами из разных стран, их кураторами и наблюдала. Все, что я видела — атмосфера, деятельность, общение со взрослыми и преподаваемые навыки, — способствовало укреплению межличностных связей и развитию эмпатии.

«Мы создаем среду, где все преграды, так сказать, рушатся: дети готовы пробовать что-то новое, зная, что окружающие их поддержат[3], — рассказывала Лесли Левин, исполнительный директор. — Эмпатия — это фундамент Seeds of Peace».

Подростки едят, спят, общаются и проводят время вместе. На тимбилдинге их учат рассчитывать друг на друга и вместе искать решения. В лагере ежедневно проводят и короткие беседы, где дети понимают, как считаться с мыслями и чувствами других. Когда они сидят лицом к лицу и делятся с «другой стороной» своими заботами, предрассудки рассеиваются, а страх сменяется пониманием. Постепенно они начинают видеть и ощущать мир с чужой точки зрения и в итоге могут «воспринимать его от лица другого человека и точно знают, что он чувствует и почему»[4]. Это и есть эмпатия. Она объединяет умы и сердца представителей разных культур и поколений и преображает наши жизни[5]. Именно это и происходит в летнем лагере. Подростки обретают преимущество эмпатии, и она будет влиять на их мысли, чувства и поступки всю оставшуюся жизнь.

«После этого лагеря невозможно не измениться, — поделился со мной беженец из Сомали. — Когда видишь, что у других те же волнения и страхи, начинаешь им сочувствовать и все внутри переворачивается. Навсегда становишься другим человеком».

«Из-за всего, что мне с детства вбивали в голову, я считал их [израильтян] врагами, — рассказал юный палестинец. — Но потом я понял, что они так же хотят мира, как мы… и что они такие же люди»[6].

Этот момент вознаградил меня за тридцать лет исследований и поездок по миру в поисках ответов. Эмпатию можно привить, она складывается из привычек, которые надо развивать и закреплять. Эмпатия дает детям основу для жизни в соответствии с важной истиной: все мы люди, у нас одинаковые страхи и заботы, и все мы заслуживаем уважения.

«Что нужно детям, чтобы стать счастливыми и успешными?» — спрашивали меня сотни родителей, и мой ответ всех удивлял: «Эмпатия». Сочувствие — это далеко не сюсюканье, как считают некоторые. Оно играет неожиданно важную роль в счастье и успехе. Проблема в том, что мамы, папы и общество в целом недооценивают эмпатию и потому помещают ее в конец списка необходимых качеств.

В этой книге изложена революционная, но простая идея, которая может преобразить детские жизни. Она заключается в том, что эмпатия — не приятное дополнение к развитию, а неотъемлемая часть нынешнего и будущего счастья, успеха и благополучия детей. И многие исследователи начинают понимать, что она не дается от рождения. Мы запрограммированы природой заботиться друг о друге, но не приходим в этот мир эмпатичными — так же как сразу не знаем, что 2 + 2 = 4 или кто сейчас президент. Эмпатии могут и должны учить родители и педагоги. Более того, дети сами могут ее культивировать и совершенствовать, как умение ездить на велосипеде или знание иностранного языка. Как я расскажу далее, эмпатия включает в себя девять качеств.

С практикой их использование входит в привычку, которая останется у ребенка на всю жизнь и поможет ему сохранить чуткость.

Но зачем нашим детям эмпатия? Прежде всего она влияет на их здоровье, благосостояние, счастье, удовлетворение в отношениях и способность быстро справляться с жизненными испытаниями[7]. Она способствует доброте, просоциальному поведению, моральному мужеству[8] и служит прививкой против буллинга, агрессии, предрассудков и расизма[9]. Также эмпатия положительно сказывается на навыках чтения, оценках по математике[10], критическом мышлении[11], готовит ребенка к жизни в глобализованном мире и помогает искать работу. Именно поэтому Forbes призывает компании осваивать принципы эмпатии, Harvard Business Review заявляет о ней как об «основной составляющей успеха лидера и качества работы»[12], а Ассоциация медицинских колледжей Америки считает «ключевой целью обучения»[13]. Сегодня эмпатия приравнивается к жизненному успеху, и ее преимущества дадут ребенку необходимый ресурс, чтобы жить полной, продуктивной и счастливой жизнью и добиться успеха в сложном новом мире.

Эмпатия лежит в корне всего, что делает общество цивилизованным, но самое главное — помогает детям вырасти достойными людьми. В последние годы дети всё меньше способны заботиться о других, а самолюбование взлетело до небес, поставив под вопрос человечность. Общество поставило «я» выше, чем «мы».

Расцвет синдрома селфи и закат эмпатии

Селфи — последний писк моды. Все бесконечно фотографируют себя и публикуют в соцсетях, собирая «лайки» и одобрения в свой адрес. Слово «селфи» так быстро набрало популярность (его использование выросло на 17 000 % за год, а поисковик Google насчитывает более 230 миллионов запросов), что Оксфордский словарь выбрал его «словом 2014 года». В обзоре книг, опубликованных после 1960 года, прослеживается резкое повышение употребления слова «я» и его производных и всячески подчеркивается уникальность личности и ее превосходство над остальными («Я в первую очередь», «Я все могу» и т. д.)[14].

И все это цифровое безумие просачивается в реальный мир, меняет поведение и создает заносчивую, конкурирующую и эгоцентричную породу индивидуалистов.

Я называю такую тягу к самолюбованию синдромом селфи. Это самореклама, личный брендинг и зацикленность на себе без учета чужих чувств, потребностей и интересов. Синдром селфи пропитал современную культуру и разъедает характер наших детей.

Самолюбование разрушает эмпатию, основу человечности, поэтому надо переключить фокус детей с «я, мне, мое» на «мы, нам, наше». Для беспокойства есть четыре причины.

1. У современной молодежи наблюдается ощутимое снижение эмпатии. Все эти селфи (и культура самолюбования, которую они представляют) наносят непоправимый вред нынешним молодым людям, и это заметно по росту нарциссизма среди студентов[15]. Их интересует только одно — как бы урвать для себя все самое лучшее. «Если бы Я правил миром, все было бы гораздо лучше», «Я всегда знаю, что делаю», «Я не успокоюсь, пока не получу то, чего заслуживаю». Самовлюбленность не вселяла бы тревогу, если бы интерес к окружающим рос пропорционально ей, но этого не происходит[16]. У подростков эмпатия ниже на 40 %, чем тридцать лет назад, а нарциссизм — на 58 % выше[17].

2. Заметно выросла жестокость по отношению к сверстникам. Эмпатия идет на убыль, усиливаются агрессия и буллинг, и агрессоры видят в жертве объект, а не человека. Согласно одному исследованию, буллинг среди молодежи вырос на вопиющие 52 % всего за четыре года (с 2003-го по 2007-й), и сейчас мы наблюдаем его проявления уже среди трехлетних детей[18]. В исследовании 2014 года обнаружен троекратный рост кибербуллинга всего за год[19]. Жестокость среди сверстников усугубилась настолько, что негативно сказывается на психическом здоровье: один из пяти учеников средней школы задумывался о суициде как спасении от травли[20].

Законодатели настолько озабочены этим, что во всех пятидесяти штатах США установлена антибуллинговая политика. От травли можно отучить, и эмпатия в этом случае — лучшее противоядие. Если представляешь себе, что испытывает жертва, не захочешь ее мучить.

3. Эксперты отмечают, что молодые люди всё чаще склоняются к обману, а моральная ответственность у них снижается. Дети, чье отношение к себе сформировано заботой и социальной ответственностью, внимательнее к нуждам окружающих, и снижение их доли сейчас — еще один повод для беспокойства. Среди взрослых 60 %[21] считают отсутствие нравственных ценностей общенациональной проблемой. За последние двадцать лет нравственный облик детей ухудшился, и 72 % американцев считают, что «становится только хуже»[22]: подавляющее большинство студентов утверждают, что «если не хитрить, ничего не достигнешь», а 70 % сознались, что обманывали[23]. Неудивительно, что склонность к обману растет и недавних выпускников интересует только личная выгода, а вовсе не то, как будет лучше для всех[24]. Исправить ситуацию поможет эмпатия, но одной ее недостаточно: чтобы сделать правильный этический выбор, необходим моральный стержень.

4. Сетевая культура, которая давит на личность, ведет к росту психических заболеваний среди молодежи. У одного из пяти[25] молодых американцев были или есть симптомы психологических расстройств[26],[27]. Сейчас у подростков уровень стресса выше, чем у взрослых[28]. На кону благополучие наших детей — а также их эмпатия. Она снижается с ростом тревожности: трудно сочувствовать окружающим, находясь в «режиме выживания», в котором пребывают многие подростки. Это создает так называемый разрыв эмпатии[29].

Представители молодого поколения умны и уверены в себе, но еще никогда в этом возрасте не наблюдались такие эгоцентричность, уныние и уровень стресса.

Чтобы дети росли неравнодушными, счастливыми и успешными, необходимо в корне изменить подход к воспитанию и обучению, опираясь на последние научные данные. В своей книге я предлагаю план осуществления перемен и лучшие стратегии с доказанной эффективностью как родителям, так и педагогам.

Развитие эмпатии

Как же родителям, учителям, инструкторам и уполномоченным по правам детей остановить негативную тенденцию и повлиять на степень чуткости в детстве? Что способствует этому и что мешает? Какие новейшие научные открытия помогут вырастить здоровых, счастливых, успешных и участливых людей? Меня волнуют эти вопросы, и за последние десять лет я объехала весь мир в поисках ответов.

Всю жизнь я учу детей эмпатии и объясняю взрослым, как это делать. Я начинала как школьный учитель и работала с детьми из разных семей, каждая из которых преодолевала свои трудности. В итоге желание помогать детям привело меня в докторантуру педагогической психологии и консультирования. Пока я писала диссертацию и опрашивала сотни дошкольников для оценки их способности к распознаванию эмоций, я заинтересовалась развитием у детей эмоциональных и социальных навыков. Фраза одной четырехлетки перевернула мою жизнь: «Я хочу быть хорошей, но мама не учит меня как». Воистину, устами младенца глаголет истина! Чтобы ребенок был эмпатичным, смелым и отзывчивым, его надо этому научить.

После этого я много ездила, встречалась с видными исследователями из крупных университетов, наблюдала за использованием передовых методов, и это было очень познавательно. Пентагон пригласил меня консультировать и проводить тренинги для школьных психологов и педагогов с восемнадцати зарубежных военных баз США. Я преподавала на курсах сотням родителей и учителей на шести континентах, 135 раз выступала в телешоу Today с рассказом о последних новостях из области детского развития и написала более двух дюжин книг.

Замысел этой книги появился, когда я осознала, как важно всем нам развивать эмпатию. Этот момент произошел более десяти лет назад, когда я была на камбоджийских «полях смерти», недалеко от Пномпеня, где подверглись жестокой расправе миллион человек. Это потрясло меня до глубины души. Все мои мысли были только о том, что могло стать причиной такой бесчеловечности и как сделать, чтобы этого не повторилось. Десять лет я искала ответ. За это время посетила другие места, где происходили непостижимо ужасные события: Дахау, Аушвиц, Армению и Руанду. Там я узнала, что причиной геноцида обычно становится полное отсутствие эмпатии. Я изучала насилие среди молодежи и прецеденты стрельбы в школах. Я узнала, что теплые, сердечные отношения и развитие доброты в детстве снижают уровень жестокости. Я написала план «Прекращение насилия и буллинга в школах», ныне законодательно утвержденный в Калифорнии. В нем я подчеркнула необходимость обучения эмпатии. (Я поняла, что встала на верный путь, получив благодарность от подростка. Он сказал: «Это могло бы уберечь моего брата от тюрьмы. Детей надо учить сочувствию».) Я разработала методы сокращения буллинга и обучила сотни преподавателей и сотрудников полиции. Еще я придумала способ пробудить у детей сострадание и сделать их «заступниками», о чем рассказывала в телешоу Dateline[30] (подробнее — в главе 8).

Все это помогло мне разработать действенные и одновременно простые способы, которыми родители, учителя, психологи и просто заинтересованные люди могут «накачивать мышцы эмпатии» у детей. В Армении восьмилетки играли в шахматы, чтобы научиться ставить себя на место другого. Неблагополучные дети в Лонг-Бич, в Калифорнии, снимали на камеру пациентов хосписа и монтировали фильмы на память для их родных. В Канаде третьеклассники обучаются эмоциональной грамоте с помощью младенцев. В Сан-Диего четырехлетки примеряют на себя взрослые роли, чтобы понять, что чувствуют их родители. Израильские и палестинские подростки ищут взаимопонимание в лагере в Мэне.

Исследования и мой личный опыт подтверждают: эмпатию можно развивать, и она меняет детей. Где бы они ни жили, самые эффективные методы — это сильные переживания, волнующие детские сердца и происходящие при участии взрослых. Мы можем и должны помогать нашим сыновьям и дочерям стать хорошими людьми. Не развивать у детей эмпатию — все равно что совсем махнуть на них рукой.

Но ничто, абсолютно ничто другое не укрепило меня во мнении о значимости эмпатии так, как воспитание троих сыновей. Сейчас они уже взрослые, но больше всего я горжусь тем, что не зря учила их быть добрыми. Я уверена, что это качество дало моим детям — и может дать вашим — все преимущества для здоровой, счастливой и успешной жизни, особенно в нынешнем цифровом мире конкурирующих друг с другом индивидуалистов.

Путь к осознанности начинается с эмпатии. Детям нужны ее преимущества, чтобы преуспевать всегда и во всех сферах жизни.

Как пользоваться книгой

Чуткие дети лучше ориентируются в неизбежных эмоциональных и этических затруднениях благодаря девяти привычкам. Они помогают управлять порывами эмпатии и подталкивают помогать окружающим. Все девять можно освоить, и их эффективность подтверждена недавними исследованиями в области детского развития, нейронауки и социальной психологии. В книге я предлагаю схему приобретения этих качеств, благодаря которой они сохранятся у ребенка навсегда и он получит все преимущества эмпатии.

В первой части вы узнаете, как помочь ребенку развивать первые четыре составляющие эмпатии:

эмоциональную грамотность, чтобы распознавать и понимать свои и чужие чувства и потребности;

моральную идентичность, чтобы усвоить ценности эмпатии и проявлять сочувствие к окружающим;

умение поставить себя на место другого человека, чтобы понимать чужие чувства, мысли и мнения;

моральное воображение[31], чтобы ребенок учился состраданию по книгам, фильмам и изображениям.

Вторая часть посвящена практике эмпатических привычек.

• Умея управлять эмоциями, ребенок сможет держать себя в руках и снижать персональный дистресс[32], чтобы помогать окружающим.

• Проявляя доброту, ребенок начнет заботиться о благополучии и чувствах других людей.

Сотрудничая, ребенок научится работать в команде и достигать общих целей.

В третьей части мы рассмотрим, как можно жить по принципам эмпатии.

Моральное мужество подстегнет ребенка к тому, чтобы высказывать свое мнение, вмешиваться и помогать другим.

Навыки альтруистичного лидерства мотивируют его менять жизнь общества к лучшему, даже если это совсем небольшие изменения.

Наша цель — помочь ребенку приобрести эмпатические качества, чтобы они остались с ним навсегда. Выбирайте один навык на месяц и практикуйте по несколько минут в день, пока он не войдет в привычку. Еще лучше делать это всей семьей. Напоминайте ребенку: «Это как осваивать игру на гитаре, футбол или таблицу умножения: чем дольше делаешь добрые дела, тем добрее становишься сам».

Эмпатия начинается с общения

Работая над книгой, я приобрела богатый опыт. Однако один случай стоит особняком, и он подтверждает, насколько важно для эмпатии общение лицом к лицу. Я была в Руанде, в приюте для глухих детей, брошенных родителями. Их бабушки и дедушки погибли во время геноцида. Я раздавала им подарки: рюкзаки, где были карандаш, линейка, упаковка жвачки, блокнот, несколько конфет и письмо от американского ребенка. Дети радовались подаркам и с интересом проверяли содержимое рюкзаков.

Но один мальчик никак не успокаивался: он уже достал все и разложил на столе, но продолжал что-то искать. Еще один карандаш? Конфету? Другую линейку? Нет, что-то другое. И внезапно нашел: письмо. Он схватил его, понюхал и бережно развернул. Я подвинулась и вместе с ним прочитала:

«Привет. Меня зовут Джейкоб. Мне десять лет, и я живу в Миннесоте. Я посмотрел на карте, где находится Кигали, в которой ты живешь. Когда я складывал вещи в рюкзак, то думал о тебе. Надеюсь, тебе все понравится. Хорошего дня.

Твой новый друг из Америки Джейкоб».

Мальчик смаковал каждое слово и перечитывал письмо снова и снова. Потом приложил его к груди, крепко прижал к себе и заплакал. Он посмотрел на меня, показал пальцем на свои слезы (а потом на мои), написал пальцем в воздухе слово «любовь» и показал на письмо, как будто это самое ценное, что у него есть. Этому чудесному ребенку просто приятно было знать, что кто-то думает о нем. В этом нуждаются все дети мира.

Мне очень хотелось бы, чтобы Джейкоб видел, какое впечатление произвели его слова. Он бы сразу понял, как эмпатия меняет жизнь.

Оглавление

Из серии: МИФ Детство

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чуткие дети. Как развить эмпатию у ребенка и как это поможет ему преуспеть в жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

«Семена мира» — некоммерческая организация, цель которой помочь молодежи из зон военных конфликтов лучше понимать друг друга. Здесь и далее: Прим. науч. ред.

2

Juliana Schroeder, Jane L. Risen. Peace Through Friendship // New York Times. — August 22, 2014. — http://www.nytimes.com/2014/08/24/opinion/sunday/peace-through-friendship.html; Juliana Schroeder, Jane L. Risen. Befriending the Enemy: Outgroup Friendship Longitudinally Predicts Intergroup Attitudes in a Coexistence Program for Israelis and Palestinians // Group Processes & Intergroup Relations. — July 28, 2014. — http://gpi.sagepub.com/content/early/2014/07/25/1368430214542257.abstract.

3

Цитата из интервью автора с Лесли Левин от 3 июня 2015 года, Нью-Йорк, офис Seeds of Peace.

4

Цитата из: Barbara Gottschalk. The Enemy Has a Face; cited by John Wallace. — Washington, DC: United States Institute of Peace Press, 2000. — P. 2.

5

Maia Szalavitz, Bruce Perry. Born for Love: Why Empathy Is Essential — and Endangered. — New York: William Morrow, 2010. — P. 12.

6

Corinne Segan. Viewpoint from the West Bank: „We Are All Humans“ // PBS NewsHour Extra. — August 26, 2014. — http://www.pbs.org/newshour/extra/student_voices/viewpoint-from-the-west-bank-we-are-all-humans/.

7

J. Block-Lerner, C. Adair, J. C. Plumb, D. L. Rhatigan, S. M. Orsillo. The Case for Mindfulness-Based Approaches in the Cultivation of Empathy: Does Nonjudgmental, Present-Moment Awareness Increase Capacity for Perspective-Taking and Empathic Concern? // Journal of Marital and Family Therapy 33. — No. 4 (October 2007). — P. 501–516; Myriam Mongrain, Jacqueline M. Chin, Leah B. Shapira. Practicing Compassion Increases Happiness and Self-Esteem // Journal of Happiness Studies 12. — No. 6 (December 2011). — P. 963–981.

8

Mary Gordon. Roots of Empathy Program // Journal of Happiness Studies 12. — No. 6 (December 2011). — P. 963–981; Reduces racism: Gordon Allport. The Nature of Prejudice. — New York: Perseus Books, 1979. — P. 434; Andrew R. Todd, Galen V. Bodenhausen, Jennifer A. Richeson, Adam D. Galinsky. Perspective Taking Combats Automatic Expressions of Racial Bias // Journal of Personality and Social Psychology 100. — No. 6 (June 2011). — P. 1027–1042. Samuel P. Oliner, Pearl M. Oliner. The Altruistic Personality: Rescuers of Jews in Nazi Europe. — New York: Touchstone, 1992; Eva Fogelman. Conscience and Courage: Rescuers of Jews During the Holocaust. — New York: Random House, 2011.

9

Mary Gordon. Roots of Empathy // Journal of Happiness Studies.

10

PRWeb.com Newswire. New Research from Momentous Institute Shows Empathy Predicts Academic Performance // Digital Journal. — October 13, 2014. — http://www.digitaljournal.com/pr/2252070.

11

Saga Briggs. How Empathy Affects Learning, and How to Cultivate It in Your Students // informED. — November 1, 2014. — http://www.opencolleges.edu/au/informed/features/empathy-and-learning/, accessed Nov. 23, 2014.

12

Daniel Goleman. What Makes a Leader? // Harvard Business Review OnPoint. — Summer 2014. — P. 24–33.

13

Kathy A. Stepien, Amy Baernstein. Educating for Empathy // Journal of General Internal Medicine 21. — No. 5 (May 2006). — P. 524–530.

14

Jean M. Twenge, W. Keith Campbell, Brittany Gentile. Increases in Individualistic Words and Phrases in American Books, 1960–2008 // PLoS ONE 7. — No. 7 (2012). — e40181. — doi: 10.1371/journal.pone.0040181.

15

J. Twenge, J. Foster. Mapping the Scale of the Narcissism Epidemic: Increases in Narcissim 2002–2007 within Ethnic Groups // Journal of Research in Personality 42. — No. 6 (2008). — P. 1619–1622; J. Twenge, S. Konrath, J. Foster, W. K. Campbell, B. Bushman. Egos Inflating over Time: A Cross-Temporal Meta-Analysis of the Narcissistic Personality Inventory, 2008 // Journal of Personality 76. — No. 4 (August 2008). P. 875–901.

16

S. Konrath. The Empathy Paradox: Increasing Disconnection in the Age of Increasing Connection // Handbook of Research on Technoself: Identity in a Technological Society / Rocci Luppicini, ed. — Hershey, PA: IGI Global, 2012. — P. 204–228.

17

У студентов колледжей эмпатия на 40 % ниже, чем тридцать лет назад. В исследовании под руководством Сары Конрат из Университета Мичигана участвовали 72 студента колледжа за минувшие тридцать лет. Результаты опубликованы онлайн: Personality and Social Psychology Review. Empathy: College Students Don’t Have as Much as They Used To, Study Finds // ScienceDaily. — May 29, 2010.

18

Rashmi Shetgiri, Hua Lin, Glenn Flores. Is There a Bullying Epidemic? Trends in Risk and Protective Factors for Bullying in the US // E-PAS20110825.5. — May 1, 2011. Телефонный опрос по номерам, сгенерированным случайным образом, проводился в репрезентативной для страны выборке среди родителей детей 10–17 лет. «Постоянный» буллинг определили как «редко/иногда/обычно/постоянно», а «частый» буллинг как «иногда/обычно/постоянно». Результаты свели в тенденции в 2003–2007 годах и обнаружили, что в 2003 году 23 % детей постоянно подвергались буллингу, а в 2007-м уже почти каждый шестой (15 %) часто подвергался буллингу. http://www.abstracts2views.com/pas/view.php?nu=PAS11L1_965. Wes Hosking. Bullying Behavior Starting in Children as Young as Three // Herald Sun. — August 5, 2014. — http://www.heraldsun.com.au/news/bullying-behaviour-starting-in-children-as-young-as-age-three/story-fni0fiyv-1227014497015.

19

Опрос: результаты исследования McAfee от 2014 года Teens and the Screen Study: Exploring Online Privacy, Social Networking and Cyberbullying. В исследовании изучалось поведение онлайн и привычки в соцсетях подростков и детей предподросткового возраста.

20

Sameer Hinduja, Justin W. Patchin. Bullying, Cyberbullying and Suicide // Archives of Suicide Research 14. — No. 3 (2010). — P. 206–221. В опросе участвовали около 2000 случайным образом выбранных учеников средней школы из наиболее густонаселенных районов США. Жертвы кибербуллинга в два раза чаще совершали попытки суицида по сравнению с теми, кто не подвергался кибербуллингу. Любые формы буллинга усиливали суицидальные мысли у респондентов выборки. Также оказалось, что виктимизация в буллинге и кибербуллинге сильнее способствует появлению суицидальных мыслей и поведения, чем сами оскорбительные действия.

21

Шесть из десяти взрослых американцев назвали «крайне серьезной проблемой» неспособность молодежи усваивать элементарные нравственные ценности: честность, уважение и ответственность перед обществом. Масштабный опрос Public Agenda: Americans Deeply Troubled About Nation’s Youth; Even Young Children Described by Majority in Negative Terms // press Release. — June 26, 1997. — http://www.publicagenda.org.

22

Justin McCarthy. Majority in US Still Say Moral Values Getting Worse // Gallup. — June 2, 2015. — http://www.gallup.com/poll/183467/majority-say-moral-values-getting-worse.aspx.

23

International Center for Academic Integrity. The Academic Integrity Policy. — http://www.academicintegrity.org/icai/assets/policy-and-hearing-information_.pdf, accessed January 4, 2016.

24

S. Thoma, M. Bebeau. Moral Judgment Competency Is Declining Over Time: Evidence from 20 Years of Defining Issues Test Data. Доклад представлен American Educational Research Association, 2008.

25

K. R. Merikangas et al. Lifetime Prevalence of Mental Disorders in U.S. Adolescents: Results from the National Comorbidity Survey Replication — Adolescent Supplement (NCS-A) // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry 49. — No. 10 (October 2010). — P. 980–989.

26

Melissa Healy. Mental Illness in Youth: A Common Struggle // Los Angeles Times. — May 19, 2013. — P. 16A.

27

В России по статистике ВОЗ депрессия диагностируется у каждого десятого подростка, что сходно с общемировыми тенденциями.

28

American Psychological Association. American Psychological Association Survey Shows Teen Stress Rivals That of Adults. — February 11, 2014. — http://www.apa.org/news/press/releases/2014/02/teen-stress.aspx.

29

Под «разрывом эмпатии» понимается состояние людей, когда они чужую боль чувствуют, но ничего не предпринимают.

30

Еженедельный американский телевизионный журнал новостей/реалити-шоу, которое транслируется на канале NBC.

31

Моральное воображение — умение представлять мысли и чувства других людей.

32

Дистресс — негативные переживания, оказывающие деструктивное влияние на человека, его самочувствие и здоровье.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я