Всегда со мной. О моем Учителе РАБАШе

Михаэль Лайтман

РАБАШ – старший сын и ученик Бааль Сулама, продолжил дело своего великого отца, был последним в цепи великих каббалистов от Адама до наших дней. В своих работах РАБАШ дал подробное описание этапов духовного пути человека. Михаэль Лайтман (философия PhD, биокибернетика MSc) – всемирно известный ученый-исследователь в области классической каббалы, ученик РАБАШа, основатель и глава Международной академии каббалы (МАК) – независимой, некоммерческой ассоциации, занимающейся научной и просветительской деятельностью в области науки каббала. М. Лайтман – автор более 70 книг, переведенных на 40 языков, являющихся углубленными комментариями ко всем оригинальным каббалистическим источникам. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

В книге использованы фотографии из архива Международной академии каббалы.

Литературная обработка: С. Винокур.

Laitman, Michael

ALWAYS WITH ME. ABOUT MY TEACHERS RABASH / Michael Laitman, 2nd ed., Rev., — M.: NF «Institute ofperspective researches», 2019

© Laitman Kabbalah Pablishers, 2019.

© НФ «Институт перспективных исследований», 2019.

Главный вопрос жизни

Я пришел к РАБАШу[1] уже уставшим от поисков, изголодавшимся по истине — тщетно искал ее всю жизнь.

«Зачем живу?» — этот вопрос измучил меня, иссушил буквально. Я помню себя еще ребенком, я лежу в высокой траве городского парка, смотрю на звезды и думаю с тоской и надеждой: «Может быть, оттуда ко мне придет ответ? В чем смысл моей жизни, ну в чем?!» Я еще и не начал жить, а тоска уже съедала меня. Тоска по неведомой, высокой, подлинной цели.

Шли годы, я пытался найти ответ в науке, вычитать в книгах, понять логически. Но ничего не получалось. Только хуже становилось. Все больше раскрывалась пустота и безнадежность всех моих усилий. В какой-то момент даже подумал, что так и умру, ничего не добившись.

Переехал в Израиль. Четыре года отработал в армии, ремонтировал электронику самолетов.

Затем ушел, открыл собственный бизнес, который приносил хорошие доходы, купил двухэтажную квартиру-пентхаус, пытался подражать богатым и знатным, думал — забудусь…

Но нет, не получалось, вставал ночью, выходил во двор и не мог сдержаться, сами наворачивались слезы. «Да что же это такое?!» — думал и обращался к кому-то, неизвестно к кому: «Хотя бы направление дай, где искать?!» В какой-то момент подумал — у религиозных. Увидел: ходят благостные, успокоенные — видимо, нашли смысл жизни.

Поехал в Иерусалим, к известному русскоязычному раввину, тот рассказал полностью серьезно, что змей был на двух ногах:

— Разве нет? Так написано!

— Я должен в это верить? — спросил его.

— А как же, вот, посмотри, написано черным по белому, — ответил он.

Это сразу меня отпугнуло своей полной ненаучностью.

Встретился с Брановером, доктором физики, ставшим религиозным человеком, думал: физик, человек науки. — не пошло.

Три месяца проучился в Кфар Хабаде[2], с подростками изучал Талмуд[3], читал «Танию»[4]. Ушел.

За время этих «хождений» встретил товарища, который так же, как я, искал. Звали его Хаим Малка, мы подружились, начали встречаться каждый вечер и методично прорабатывать все книги. Хаим читал вслух, а я записывал, как на лекциях в университете. Так мы проштудировали много книг РАМАКа[5], РАМХАЛя[6]. Но чувствовал — книги не помогают, больше того — и не помогут. Понял — самим не прорваться. Надо искать Учителя. Того, кто уже прошел этот путь. Сказано — сделано, — начали искать.

Встретились с Баба Сали[7], все говорили, что он каббалист. Он оказался простым, очень открытым человеком, рассказывал то, что видел, но объяснить это не мог.

Потом я натолкнулся на центр Берга[8]. Скупил там все книги, которые только были. Встретился с самим Бергом, даже взял у него несколько уроков, пока он не подключил к объяснению космос. Тут я понял: это уж точно не мое, терпеть не мог никакой мистики…

Попал в Иерусалим к Ицхаку Зильберману. Это был всеми признанный каббалист. Жил в Иерусалиме. Учил каббалу по Виленскому Гаону (АГРА)[9]. И при этом был религиозный человек, которого все уважали, а не мистик Берг, которого терпеть не могли. Он мне сказал:

— Мы с тобой живем среди верующих, поэтому должны изучать Талмуд. Он обеспечит нам защиту, чтобы мы могли учить каббалу. Ведь каббалу никто не любит.

Начал учиться у него. Он немножко давал основы каббалы по книге «Сафра дэ-Цниюта» АГРА. И тоже ничего не мог объяснить!

Просто читал и всё. Меня это бесило:

— Ну, а в чем же дело? — спрашивал я, — о чем это?

— Когда-нибудь мы об этом узнаем, отвечал он. Меня это «когда-нибудь» не устраивало. Мне нужны были ответы, а не обещания.

Потом Зильберман приехал ко мне домой и увидел у меня на полках книги Бааль Сулама[10]. Он побелел, указал на них рукой и сказал:

— Это лучше спусти в подвал, с глаз долой. Тут я и решил, что пора заканчивать с ним. Так я впервые защитил Бааль Сулама, хотя и не знал тогда, что с его именем, с его наследием свяжу всю свою последующую жизнь.

Примечания

1

РАБАШ — р. Барух Шалом а-Леви Ашлаг (1907–1991), сын и ученик Бааль Сулама — величайшего каббалиста XX века.

2

Кфар-Хабад (ивр. ד"בח רפכ) — религиозное поселение хасидов ХАБАДа в Израиле. ХАБАД — направление в хасидизме, также называется любавичским хасидизмом.

3

Талмуд — (учение), свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гмару в их единстве.

4

Тания (ивр. אינת) или Ликутэй Амарим (ивр. םירמא יטוקל) — основополагающая книга ХАБАДа.

5

РАМАК — р. Моше Кордоверо (1522–1570) — известный каббалист, представитель цфатской школы каббалы, автор многих книг.

6

РАМХАЛЬ — р. Моше Хаим Луцатто (1707–1747) — каббалист, автор десятков книг по каббале и по еврейской этике.

7

Исраэль Абухацира (также был известен как Баба-Сали, что означает «молящийся отец», или «отец Исраэль»; 1889–1984) — каббалист, духовный лидер марокканских евреев, живущих в Марокко и Израиле.

8

Центр каббалы Берга — основан в 1971 г. Создатель центра р. Ф. Берг — ученик р. Й. Брандвейна — одного из учеников Бааль Сулама.

9

АГРА — (Виленский гаон) — р. Элияху бен Шломо Залман (1720–1797) — каббалист, выдающийся духовный авторитет.

10

Бааль Сулам — р. Йегуда Ашлаг (1885–1954). Основоположник современной методики каббалы. Автор комментариев на сочинения АРИ. Имя «Бааль Сулам» получил после выхода в свет его комментария «Сулам» («лестница» — ивр.) на Книгу Зоар.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я