Философия боевых искусств. 101 притча для самосовершенствования

Михаил Сергеевич Терзи, 2023

В книге "Философия боевых искусств: 101 притча для самосовершенствования" собраны типичные образцы, относящиеся к ситуациям, в той или иной мере облегчающим понимание сложных философско-мировоззренческих и психологических феноменов, относящихся к процессу самосовершенствования человека в боевых искусствах. Это притчи, метафоры, байки, мифы и истории из жизни мудрецов и выдающихся мастеров боевых искусств. Кроме интересных и вдохновляющих историй и притч, книга содержит сильные цитаты известных спортсменов и мастеров боевых искусств, посвященных саморазвитию и внутренней мотивации. Это лаконично сформулированные мысли и афоризмы великих людей. Их главная задача – воодушевлять, помогать обрести внутреннюю гармонию и дополнительную энергию в периоды эмоционального выгорания или трудностей на пути к мастерству!Прочитав данную книгу вы узнаете:– в чём сущность философии боевых искусств;– цитаты и притчи, побуждающие самосовершенствоваться;– принципы мировоззрения мастеров единоборств.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия боевых искусств. 101 притча для самосовершенствования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

В данной книге собраны типичные образцы, относящиеся к ситуациям, в той или иной мере облегчающим понимание сложных философско-мировоззренческих и психологических феноменов, относящихся к процессу самосовершенствования человека в боевых искусствах. Это притчи, метафоры, байки, мифы и истории из жизни мудрецов и выдающихся мастеров боевых искусств.

Кроме интересных и вдохновляющих историй и притч, книга содержит сильные цитаты известных спортсменов и мастеров боевых искусств, посвященных саморазвитию и внутренней мотивации. Это лаконично сформулированные мысли и афоризмы великих людей. Их главная задача — воодушевлять, помогать обрести внутреннюю гармонию и дополнительную энергию в периоды эмоционального выгорания или трудностей на пути к мастерству!

Об авторе: Михаил Терзи — кандидат биологических наук, доцент, чемпион России по тхэквондо, мастер спорта, тренер высшей категории, председатель федерации йоги Южного Урала, спортивный психолог, бизнес-коуч.

Контактный телефон: +7(919)349-25-95

Терзи М.С. ФИЛОСОФИЯ БОЕВЫХ ИСКУССТВ. 101 ПРИТЧА ДЛЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. — Челябинск. КБИ «Белый Дракон», 2023.

В данной книге собраны типичные образцы, относящиеся к ситуациям, в той или иной мере облегчающим понимание сложных философско-мировоззренческих и психологических феноменов, относящихся к процессу самосовершенствования человека в боевых искусствах. Это притчи, метафоры, байки, мифы и истории из жизни мудрецов и выдающихся мастеров боевых искусств.

Кроме интересных и вдохновляющих историй и притч, книга содержит сильные цитаты известных спортсменов и мастеров боевых искусств, посвященных саморазвитию и внутренней мотивации. Это лаконично сформулированные мысли и афоризмы великих людей. Их главная задача — воодушевлять, помогать обрести внутреннюю гармонию и дополнительную энергию в периоды эмоционального выгорания или трудностей на пути к мастерству!

Об авторе: Михаил Терзи — кандидат биологических наук, доцент, чемпион России по тхэквондо, мастер спорта, тренер высшей категории, председатель федерации йоги Южного Урала, спортивный психолог, бизнес-коуч.

Контактный телефон: +7(919)349-25-95

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ БОЕВЫХ ИСКУССТВ

Философия боевых искусств — это, прежде всего, философия самосовершенствования. Совершенствования своего тела и Духа! Суть идеи в том, чтобы сконцентрироваться на постепенном улучшении того, чем занимаешься, и каждый день становиться в этом деле пусть даже самую малость лучше, чем в предыдущий. Именно такая житейская мудрость мастеров боевых искусств, неотделимая от всего их образа жизни, представляет собой философию боевых искусств.

Необходимо помнить, что наивысшей целью в боевых искусствах является не количество побед и накачанные мышцы, а формирование целостной, гармоничной личности и философского мировоззрения. Вот, например, поразительное по своей гениальной простоте и наполненности внутренним смыслом изречение Бусидо (учение о Пути Воина): «Великая победа та, в которой не проливалась кровь, а лучшая победа — победа над самим собой». Это не просто красивые, высокие слова.

Человек, серьезно занимающийся каким-либо боевым искусством, делает ставку, прежде всего, не на победу над противником, а на победу в схватке со своей слабостью, ленью, в схватке со всеми своими несовершенствами. Таким образом, можно сказать, что основной концептуальной идеей философии боевых искусств является не то, что с помощью боевого искусства можно сделать с кем-то другим, а то, что это искусство за время занятий сделает с занимающимся!

Человек, прошедший подготовку в боевых единоборствах, овладевает навыком целенаправленного деструктивного поведения, крайне агрессивного по своей природе. Спортсмен-единоборец овладевает навыком пользоваться своим телом как «невидимым оружием», а любое оружие может очень изменить внутренний мир и внешнее поведение человека. Оружие действует как усилитель-катализатор спрятанных в подсознании сокровенных стремлений. Кому-то оружие придает ощущение защищенности, кто-то старается вести себя более скромно, не привлекая внимания, а кто-то по правилу «оружие рождает власть» с наслаждением чувствует свое превосходство над окружающими, не особо скрывая этого. Едино для всех одно: оружие, пусть и «невидимое», создает ощущение силы, уверенности в себе, даже если применять его и не собираешься.

Мастер боевых искусств всегда будет иметь при себе физическое и психологическое оружие, «невидимое» посторонним взглядом, а потому не менее мощное и опасное, чем самое современное оружие.

У общества должны быть гарантии от случайного или необдуманного применения такого оружия. В связи с этим уже во времена зарождения боевых единоборств Учителями ставилась задача не только развития бойцовских и физических качеств человека, занимающегося искусством поединка, но и целенаправленного формирования высоких моральных качеств и самодисциплины бойца. Здесь в противовес обязательным для каждого практикующего боевые единоборства навыкам максимально жесткого агрессивного поведения в бою применялась идея следования философско-этическому «Пути Воина» или «Пути Боевых искусств».

Конечно, любое боевое искусство может быть успешно применено в качестве единоборства, то есть позволит защитить жизнь и честь свою и своих близких. Позволит уцелеть в бою и реализовать через систему боя путь к высшим ценностям, откроет дверь, ведущую к вершинам самопознания и самосовершенствования и ко многим другим вершинам.

ПРИНЦИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МАСТЕРОВ ЕДИНОБОРСТВ

Философия боевых искусств представляет собой систематизированное мировоззрение, которое оказывает влияние на весь образ жизни человека, начиная от взглядов и представлений и заканчивая практической деятельностью. Она объединяет и упорядочивает в единой системе самые различные духовные и морально-этические аспекты самосовершенствования: мифологию, религиозные представления, научные теории, высшие нравственные ценности, житейский опыт многих поколений мастеров боевых искусств.

Основные философские принципы, лежащие в основе мировоззрения мастеров боевых искусств, представлены далее.

Гармоничное физическое и духовное развитие:

познание собственного потенциала посредством овладения возможностями своего тела и сознания через практику боевого искусства.

Непрерывное улучшение всех аспектов своего мастерства:

физических качеств (сила, выносливость, скорость, гибкость, координация движений), техники и тактики боевого единоборства, психической подготовленности к поединкам и экстремальным ситуациям. Боевые искусства также призывают к постоянному совершенствованию своего характера через следование идеалу, прообразом которого могут служить как древние, так и современные мастера боевых искусств.

Уважение к жизни и баланс:

боевые искусства прививают уважение к жизни и понимание ценности каждого существа. Они пропагандируют миролюбие и стремление к гармоничному балансу как внутри себя, так и с окружающим миром. В целом боевые искусства стремятся к достижению баланса и гармонии во всех аспектах жизни. Они учат искать равновесие между телом и разумом, работой и отдыхом, агрессией и спокойствием.

Этикет и моральные ценности:

боевые искусства учат этикету (правилам взаимоотношений и поведения в тренировочном зале) и моральным ценностям, таким как честность, справедливость, уважение, терпимость и ответственность. Бойцы обязаны соблюдать эти принципы, как в спортивных схватках, так и в повседневной жизни.

Управление эмоциями и осознанность:

боевые искусства развивают глубокое понимание своих эмоций и управлению ими в стрессовых ситуациях. Они помогают формировать осознанность и умение принимать решения на основе логики и здравого смысла.

Эмпатия и сотрудничество:

боевые искусства подчеркивают важность умения ощущать не только свои чувства и эмоции, но и эмоции противника. Кроме того, бойцы учатся работать в команде, помогать и поддерживать друг друга, а не только соперничать. Они стремятся к достижению общей цели и благополучию всех участников.

Смирение и уважение к оппонентам:

боевые искусства призывают к смирению и уважению к оппонентам. Бойцы понимают, что каждый имеет свои сильные и слабые стороны, и учатся ценить и уважать умения и достижения других бойцов.

Практика использования боевых искусств может рассматриваться также и как система психотренинга, призванная превратить интуицию человека в постоянно действующий фактор и через психосоматический и биоэнергетический баланс достичь состояния «просветленного сознания». Это и есть высшая точка слияния агрессивного боевого единоборства и философских морально-этических категорий «Пути воина».

Вообще, любое боевое искусство, включающее в себя идею следования «Духовному Пути», это, прежде всего состояние ума, образ жизни, философия. Им нужно заниматься для самосовершенствования, а самосовершенствование, как и Путь, может длиться всю жизнь. Не может быть вершины, точки покоя. В восточных единоборствах существует такое высказывание: «Обучая ученика технике, учитель должен быть настойчивым. Объясняя ученику, когда он может ей воспользоваться, учитель должен быть добрым. Показывая ученику правильный Путь, учитель должен быть терпеливым!»

Следуя по Пути боевых искусств, человек сталкивается с терниями, сложностями и неудачами, но жизнь его становится более яркой и насыщенной, чем у тех, кто просто плывет по течению, полностью отдаваясь страстям и направляя все усилия на удовлетворение сиюминутных желаний. Боевые искусства — это Путь (с большой буквы), реализующий в жизни человека высшие идеалы и устремления Он проявляется, прежде всего, в изменении генеральной линии поведения человека. В поступках занимающегося боевым искусством и следующего этическому Пути воина начинают проявляться высшие ценности: доброта по отношению к окружающим, терпимость и уважение не только к сильным или старшим, но и к слабым, молодым, неумелым. В поступках становится заметна осознанность и осмысленность, проявляется потребность и способность к бескорыстным делам и поступкам.

Длительное занятие боевыми искусствами формирует у человека специфический взгляд на вещи, особое отношение к действительности и свою особую философию, которая тем отчетливей и завершенной, чем целеустремленнее и целостнее личность. Мастер боевого искусства своим трудом, опытом должен буквально «выстрадать» адекватную ему философию и мировоззрение, причем такая философия, идущая от опыта самой личности, как уже отмечалось, гораздо влиятельней, чем любая навязанная обществом идеологическая доктрина, затрагивающая сознание человека лишь поверхностно.

Известный мастер айкидо Морихей Уэсиба писал: «На первый взгляд может показаться, что боевое искусство — это искусство боя, войны, но на более высоком уровне боевое искусство — это искусство Мира, которое начинается с самого человека. Искусство Мира — это Жизнь, а Жизнь — это развитие и рост. Если мы перестаем расти технически, умственно или духовно мы приближаемся к смерти. Все законы мироздания, все законы вселенной живут в человеке. Жизнь сама по себе есть истина и искусство. Боевое искусство — это искусство истинной жизни. Этика и философия боевых искусств — это этика и философия Жизни!»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия боевых искусств. 101 притча для самосовершенствования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я