Восхищение Цезарем и критика его календаря, обзор других типов календарей, стабильные или вечные календари в истории и в проектах. В ответ на вязкость восприятия идеи смены римского календаря, несмотря на его эстетическую ущербность на фоне других, в том числе египетского, который он вытеснил. Кратко, обзорно, доступно. Полезно в качестве первичного ознакомления с календарем как языком разметки времени и как ритмом деятельности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Календарь ждет нового Цезаря предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Реформы календарей
Попытки смены календарей пока остаются неудачными.
Дольше всех продержался календарь Парижской Коммуны — 12 лет. Республиканский календарь введен декретом Национального конвента от 5 октября 1793 года и отменён Наполеоном с 1 января 1806 года. Брал отсчет от осеннего равноденствия (от 22 сентября 1792 года). Он использовал структуру египетского календаря, который я здесь всячески нахваливаю, но эти достоинства не помогли. Ломка привычек дается очень непросто. Революционеры все делали крайне жестко. Не будем вспоминать истории с политическими казнями, но такой радикальный подход был ко всему. В отношении календаря никакого переходного периода не было: раз — и новая 10-дневная неделя с новыми названиями месяцев, причем названия жестко связали с климатическими явлениями (в других странах они иные). Стоит учесть, что сложность смены календаря революционеры усугубили изменениями многих других метрик. Привычные часы, минуты, секунды тоже заменили — на десятичную систему: революционный час стал десятой частью дня, а минута — сотой частью часа и т.д. Прямой угол стал 100 градусов. Такой революционный залп по привычным в быту понятиям привел к отторжению у людей, поэтому возврат к привычным единицам и, заодно, к старому хромому римскому календарю, был принят с облегчением.
Нам вряд ли понравилось бы жить 10-дневными неделями, «декадами», если с одним выходным днем, но в СССР в период с 1929 по 1931 годы был близкий опыт1. «Непрерывка» или «пятидневка» подразумевала те же декады, поделенные пополам еще одним выходным днем. Правда, только по исходной задумке. Реализация оказалась разительно отличной: внешний вид календаря остался в римской структуре — просто каждый день раскрасили циклично пятью красками. Раскраска означала выходной день для людей данного цвета (всех работников распределили равномерно по цветам). Это обеспечивало непрерывный производственный цикл, но било по бытовой жизни: если выходные дни у членов семьи не совпадают, трудно ощущать себя семьей. Логика революционной решительности и здесь помешала календарной реформе — скрестили ужа с ежом в духе известного фильма про барона Мюнхгаузена: «сначала намечались торжества, потом аресты, потом решили совместить». Если бы календарь ввели «как хотели», а не «как всегда», очень может быть, что ритмичный календарь прижился бы.
Праздники в конце года (5-6 дней) революционеры Парижа отмечали в честь санкюлотов, а в СССР были в планах День Ленина, Дни Труда (2), Индустриальные Дни (2).
Следующая советская реформа календаря произошла через 10 лет, в 1940 году, когда снова вводили 5-дневку, но уже в другом смысле: сокращали число рабочих дней, делали субботу выходной. Одновременно первым днем недели сделали понедельник. Преимущество дополнительного выходного легко перекрыло издержки на перенос воскресенья в конец недели, поэтому сегодня об этой реформе подавляющее большинство даже не слышало.
В международных организациях (Лига Наций и ООН) с 1930-х годов обсуждались 2 проекта разного типа (Армелина и Конта). Более 70 стран-участниц ООН, включая Советский Союз, согласовали календарь Армелина, но Великобритания и США в 1970 году заблокировали согласие2. Индия ради синхронизации множества календарей на своей территории была инициатором. Поскольку согласование не прошло, реализовали проект на своей территории, но он так и не стал популярным.
Если бы мы жили по стабильному и ритмичному календарю типа египетского или ацтеков, предложение перейти на римский было бы расценено как оскорбление или диверсия. Но привычка и страх изменений без явных материальных преимуществ бережет римский календарь уже 3-е тысячелетие, несмотря на мелкие неудобства.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Календарь ждет нового Цезаря предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других