1985 год. Средиземноморский узел затягивается у берегов Ливии. Лётчик-испытатель Сергей Родин в очередной раз в гуще событий истории.Авианесущий крейсер «Леонид Брежнев» отправляется в первый боевой поход в составе 5й оперативной эскадры. Самые подготовленные лётчики и новейшие палубные истребители. Настоящая проверка для всего экипажа. И противостоит им самое боеспособное соединение кораблей ВМС США — 6й флот.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Авиатор: назад в СССР 12+1» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3
Бурченко поправил воротник и задумчиво посмотрел на меня. Андрей Викторович собрался что-то спросить, но предпочёл «обкурить», высказанную мною мысль. Достав из нагрудного кармана технического комбинезона красную пачку «Мальборо», он вытащил сигарету и закурил. Пока Граблин и Ребров в очередной раз спрашивали Морозова о подробностях встречи с «Хорнетами», представитель КГБ медленно прохаживался рядом с картой, пуская клубы дыма.
— Мы можем предположить, что американцы нас заметили? — задал вопрос Граблин, указывая на карте в район острова Крит.
— Других вариантов нет. Андрей Викторович, что скажете? — спросил у Бурченко Ребров.
— Планом это предполагалось, но речь шла о самолётах вашей авиагруппы, — ответил представитель КГБ.
— И расчёт был, что действия лётчиков Гелия Вольфрамовича отвлекут на себя внимание. В это время Родин и Морозов выполнят задание, — продолжил Граблин.
— Это мы знаем. А что получилось на самом деле? — возмутился Морозов.
— Вы хотите об этом поговорить? — спокойно спросил его Бурченко тоном профессионального психолога.
Ещё и вид был у Андрея Викторовича соответствующий. Он сел на стул, положил ногу на ногу и приготовился слушать Николая. Сигарету затушил и тут же достал ещё одну.
— Конечно хочу. Наш план стал известен противнику. Они поджидали нас и перехватили в тот момент, когда мы этого не ожидали — на выходе из зоны работы. Когда мы уже были расслаблены.
Ерунду говорит Морозов. Расслабиться во время боевого вылета — получить ракету в зад моментально. Может, он и «курил бамбук», но я был сосредоточен.
— Ты к чему клонишь, Морозов? — недоумевал Ребров, обратив взор на меня. — Давай, старший группы, выскажись за всех.
Как-то Вольфрамович невежлив. Я заметил, что один глаз у него слегка начал дёргаться. Пальцы на левой руке нервно дрожат. Слишком напряжён, Ребров.
— Мой вердикт вас не обрадует. Хотели бы американцы сбить, так сразу бы взяли на сопровождение и пустили ракету. Предположу, что мы правильно рассчитали направление и высоту выхода в район бухты. Согласен, что и ПВО греков на Крите танцевали сиртаки вместо того, чтобы охранять воздушное пространство. Но так как себя повели «Хорнеты», перехватчики не ведут. Зачем поджидать, а потом сопровождать? Ещё и так, будто принуждают к посадке.
Смотрю на командный состав. То ли они реально ничего не поняли и в смятении, то ли делают вид. Выражение лица Бурченко ничего не выдаёт. И ничего в этом удивительного нет.
А вот Граблин! Кто планировал наши действия?
— Так что вы нам скажете? — спросил Морозов у Дмитрия Александровича. — Вы же всё планировали? Как так получилось? Утечка информации?
Полковника Граблина даже передёрнуло слегка. Вообще, Коля прямолинейный. Всегда говорит, что на уме. Амбиций не скрывает. Неприязнь тоже. И в данном случае вопрос задал в лоб.
— Не забывайтесь, молодой человек. Я всё же старше вас, — произнёс Граблин.
— И?
Олег Печка еле сдержал улыбку. У меня была мысль толкнуть Морозова в плечо, но любопытство пересилило. Ждал, что будет дальше.
— Не смей вести себя так вызывающе. Учить он меня вздумал.
— И? — продолжил стоять на своём Морозов.
У Николая ни одной эмоции на лице. Совершенно спокоен. Вот он, тот самый Морозов — «ледяной человек».
— Перестань паясничать! Полетаешь сколько я, дослужишься и будешь меня учить.
Коля хотел было снова проявить твердолобость, но я решил взять слово.
— Так вы и не ответили. Была ли утечка информации или произошла ошибка в организации? — спросил я.
— Никакой ошибки, Сергей Сергеевич. Будем считать, что задача выполнена с оговорками. Предлагаю на сегодня закончить, — поспешил Бурченко ответить за Граблина.
На этих словах разбор лётного дня был объявлен завершённым.
Несколько дней никаких активных действий моей группой «Куб» не предпринималось. Началась размеренная жизнь на корабле.
Утренний подъём в 6.30 был от звука играющей трубы в динамиках по всему кораблю. Далее быстрое перемещение в гальюн и получасовая очередь на его посещение.
За это время понимаешь, насколько такие простые вещи ценны для человека. Оказывается, для счастья только и надо, чтобы была вода попить и помыться.
В первые дни предстояло проявлять смекалку и напрягать память. Длиннющие коридоры авианесущего крейсера заставляли запоминать дорогу до каюты тщательно. Морозов и вовсе повторял каждый поворот вслух.
Получалось не плутать. Если только у личного состава не начиналась тренировка. В такие моменты нужная дверь могла быть задраена. Тебе только и остаётся ходить вокруг и ждать. В один из дней Морозов как ушёл с утра, так и вернулся лишь в обед.
— Попал на всевозможные тренировки матросов. Чуть было в карцер не загремел, поскольку вылез на палубу, когда это было запрещено. Морпехи скрутили, — жаловался Коля.
Питание на корабле отменное. Досуг, если не считать тренажёрного зала и возможности бегать по ангару, весьма скудный. Периодически из кают можно услышать, как играет радио или музыка из магнитофона. Чаще всего офицеры проводят вечернее время после 22.00 за игрой в карты, шахматы или заняты дегустацией местной разновидности алкоголя.
Оказывается, на флоте эту жидкую субстанцию называют «шилом». И это не просто спирт, а спирт этиловый. Его можно пить умеренных дозах без вреда для здоровья и не чистый, а разбавленный водой. Насчёт крайних утверждений есть небольшие сомнения.
Главное предназначение «шило» — валюта. В разных БЧ корабля, сходах или кубриках был определённый курс обмена. Всё как на суше!
Очередной лётный день подходил к концу. Простое на первый взгляд задание — выйти в зону и отработать манёвры с определённой боевой загрузкой. Скучно, нудно, но важно.
На мой МиГ-29К подвесили два опытных изделия, чтобы определить характеристики устойчивости. В обязательном порядке — контейнеры системы радиоэлектронной борьбы.
Заняв места в кабине и запустив самолёт, мы начали с Николаем выруливать на стартовую позицию.
— Серый, а сколько нынче у тебя посадок? Я насчитал 32.
— Ты мою статистику ведёшь?
— Просто, я сам хочу тебя обогнать. Вот и пытаюсь понять перспективу. Предлагаю, следующий месяц позволить летать мне. Так я тебя и перегоню по посадкам на палубу.
Ну не мог он об этом не вспомнить! Гложит его, что проигрывает мне в количестве посадок на палубу. Как только МиГ-29К упёрся основными стойками в удерживающие устройства, начала работать система постановки помех на борту нашего самолёта.
— Ты так нашим помешаешь, — сказал я, заметив что на бортовом локаторе начали появляться ложные метки.
— Нормально. Мы в боевой обстановке, — отказался Николай.
Взлетели с Морозовым с корабля. Через пару минут заняли установленный район для выполнения пилотажа.
— Тарелка, 321й готов к работе, — доложил я на борт Як-44.
— Разрешил работу. Первый диапазон высот какой? — запросил у меня оператор.
— Сначала большие высоты. От 5ти до 8и. Далее подскажу, — ответил я, выполняя очередной вираж.
Первые манёвры сразу показали — с данной подвеской МиГ чувствует себя прекрасно.
Раньше казалось, что работа испытателей — постоянный риск. Опробование новых самолётов чуть ли не каждую неделю. Награды, уважение и почёт! Теперь я понимаю, насколько кропотливыми и однообразными могут быть полёты.
— Начали вираж на числе маха 0.73. Приборная 600, — проговаривал я каждое действие.
Самолёт охотно выполнял любую фигуру. Надо сделать пролёт «брюхом вверх»? Пожалуйста!
— Переворот и пикируем. Снижение до 3000, — сказал я.
Ручку управления самолётом отклонил влево и от себя. Начал снижаться. Несёшься вниз и машинально ищешь для себя ориентир. Но в море только вода и ни одного островка или, идущего отдельно, корабля. Сквозь дымку облаков уже можно разглядеть голубую бездну моря.
— Угол 40… 50…, — отсчитывал наклон траектории Николай, пока я постепенно отклонял ручку от себя.
Чем сильнее испытаешь самолёт сейчас, тем надёжнее он будет.
— Угол 90. Вывод, — сказал Николай.
Скорость на указателе давно уже превысила 750 км/ч. По заданию это даже больше чем нужно. Теперь в данном диапазоне необходимо повысить крайнее значение скорости.
— Вывожу, — отвечаю я, выравнивая самолёт по горизонту.
Средиземное море всё такое же безмятежное. Яркие лучи восходящего солнца бьют в глаза даже через светофильтр шлема. Но стоит появиться супостатам в радиусе 100 километров, день перестаёт быть томным.
— Тарелка, 321й занял 3000. Продолжаю работать на этой высоте, — доложил я оператору на Як-44.
— 321й, наблюдаю посторонних. От вас на юг 80 километров. Две единицы.
Вечно не вовремя! По заданию осталось отработать несколько виражей и данный пункт в программе испытаний будет закрыт.
— Серёг, пять минут роли не сыграют. Будем смотреть, где они ходят. Зато лишний полёт делать не будем, — предложил Николай.
Риск — дело благородное. И в данной ситуации тоже. До корабля лететь 20 километров. Его уже видно несмотря на слабую утреннюю дымку.
— Тарелка, 321й пять минут работы и заканчиваю.
— Понял вас.
Высота 3000. Обороты на «максимал» и начинаю боевой разворот. Взгляд на прибор — всё нормально. Теперь то же самое, только на полном форсаже.
Самолёт устойчив. Тряски и посторонней вибрации нет. Теперь можно и снижаться. Форсажи выключены, переворот и пикируем вниз. Ручку управления на себя. Рычаг управления оборотами в положение «максимал». Небольшая просадка по высоте, но не критично. Если есть отклонение, которое я не заметил, Коля отметит.
Плавно тяну ручку. Снова набор, выполняем горку. Самолёт уже вертикально. Скорость в верхней точке 390 км/ч. «Ложимся» на спину, отмечаю для себя высоту в верхней точке. Расчётные 3000 на высотомере выдержаны.
— Бочка, — комментирую я очередной манёвр, но говорить непросто.
— Давай на вираж. Вибрация отсутствует, — отвечает Николай, тяжело вздохнув.
Ещё минута активной работы, и можно заканчивать. Запрашиваю снижение до 1000 метров.
Корабль уже недалеко. Каждый полёт над морем — это большое количество потерянной воды. А её на корабле много не бывает.
В уме представляю, как дождусь возможности принять душ. Если не успеть к открытию промывочной, то опять останется использовать мизерную дозу воды для ополаскивания из умывальника.
— 321й, вышли на посадочный. Дальность 4, — информирует меня группа руководства полётами.
— Снижаюсь.
Корабль всё ближе и ближе. Предвкушаю удар об палубу, резкое торможение и будущий завтрак.
— Шасси, механизация, гак, притяг выполнил, — докладываю я.
Перед полётом поесть не успел, но наши товарищи должны были замолвить слово на камбузе, чтобы оставить пару порций.
Но тут все мысли о вкусной еде улетучились. Перед носом пронеслись два «Хорнета», пройдя практически над кормой.
Самолёт будто потерял равновесие. Резкое снижение перед кормой.
В последний момент успел вытянуть его и пронёсся над палубой с проходом.
— Откуда выскочили? — разозлился Коля.
— Справа. Практически надстройку облетели, заразы, — ответил я.
Разворот в сторону нарушителей, но их уже нет. Вижу только, как над водой идёт пара Ф/А-18.
— Серёга, это вызов. Ты как хочешь, но я в следующем полёте отыграюсь, — сказал Морозов.
После посадки аппетит пропал. Пощёчиной от американцев назвать данный эпизод противостояния можно с натяжкой. На палубе, как только закончили разговор с инженерами, к нам подошли Олег с Витей, которые уже переоделись в обычную гражданку.
— Не испугался, Николя? — улыбнулся Печка.
— Нормально. Так! Поднасрали и свалили.
Пока расписывался в журналах, в голове пытался соорудить хоть какой-то план по демонстрации флага. Как только это сделать, если американцы со всех сторон? Всё видят и знают. Такое ощущение, что каждый участок моря они облетали!
По пути в каюту, меня окликнул Бурченко, подозвав к себе.
— Чего ему надо? — буркнул Николай, когда я прошёл мимо него.
— Как раз иду узнать.
— Секретики! Не забывай, Серый. Мы для тебя свои, а не он, — шепнул Коля.
— Ты не прав. На этом корабле все свои. И каждый будет рваться тебя спасать, если потребуется.
— Ага! Я на такие жертвы не пойду, — ответил Морозов и скрылся за поворотом нашего схода.
Бурченко отвёл меня в каюту и предложил чаю. Его жилище отличалось от нашего. Практически каюта командира!
— Через пять метров от меня душ. Могу вам дать ключ, чтобы вы мылись отдельно от всех. У нас чище, — улыбнулся Андрей Викторович, вынимая кипятильник из стеклянной банки.
Вода только что закипела. Бурченко достал пачку чая под названием «Букет Абхазии». Впервые мне встретился такой сорт.
— Чаинки сейчас станут, как монета. Вкус бесподобный, — восхищался чаем Бурченко.
Аромат действительно хороший.
— Я больше «со слоном» чай предпочитаю.
— Оцените и скажите вердикт. А пока к делу. Что можете сказать про Морозова? — спросил Андрей Викторович, сурово посмотрев на меня.
— Вы проводите допрос? — уточнил я.
Как быстро «переобулся» Бурченко! Только что был ценителем чая, и вдруг — следак.
— Ни в коем случае, но людей я должен знать.
— Ничего нового про Морозова я вам не скажу.
— Могу я вам кое-что сказать, если хотите, — улыбнулся Бурченко, присаживаясь на стул напротив меня.
Что мне нужно знать про Морозова? Пожалуй, ничего. Мне известно, какой он лётчик и специалист. С недавнего времени знаю и его ближайшие цели.
— В «грязном белье» товарищей не копаюсь.
— А я, по-вашему, этим не брезгую? — посмеялся Бурченко. — Такая уж работа — знать всё и обо всех. Хотел бы с вами кое-что обсудить.
— Я весь во внимание.
Андрей Викторович достал небольшую карту и показал нанесённый маршрут полёта над Чёрным морем самолёт-разведчика.
— Вы с Борзовым отогнали от авианосца Ф-111. Судя по описанию, это был самолёт-постановщик помех. Тут всё сходится. А теперь посмотрите, под каким самолётом прятался этот «ворон».
Бурченко протянул мне фотографию, сделанную, видимо, с борта нашего истребителя. На ней был запечатлён американский самолёт-заправщик КС-10 с тремя двигателями и приспособлением в хвостовой части фюзеляжа.
— Это не разведывательный самолёт, а дозаправщик, — объяснил я.
— Вот теперь и думай, что он делал в нашем воздушном пространстве, — пожал плечами Бурченко и налил мне чаю.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Авиатор: назад в СССР 12+1» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других