Год обезьяны, или Клад купца Трофимова

Маркер Женя

Этот роман-детектив с элементами боевика, эротики, юмора написан в далеком 2006 году. В начале этого века широкой популярностью пользовался сайт ostrie.ru с девизом «Это не для тупых!». Общение на этом сайте и подтолкнуло к написанию книги, которая широкому кругу читателей стала доступна лишь теперь.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Год обезьяны, или Клад купца Трофимова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Маркер Женя, 2016

© Маркер Женя, дизайн обложки, 2016

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Глава 1.Чем больше терпения, тем дольше приходится ждать

Олег корпел в зоопарке на своем привычном месте. Грот, между тапирами и выдрами, как будто специально был вырублен для него: есть крыша от дождя, прямой солнечный свет не попадает на мольберт, рядом — пруд с уточками и лебедями. Он так и говорил о своей работе: иду на дачу, отдохнуть, поблаженствовать, заодно капусты нарубить.

Рядом посетители увлеченно смотрят на зверей и птиц. Наслаждаются на все сто рублей, заплаченные за вход. Общаются между собой. Дефилируют вдоль вольеров, разглядывают живность и показывают себя. Бросают монетки в воду на память, чтобы снова вернуться…

— Папа, эти гуси специально ныряют, что бы денежки собирать в пруду? Тут же написано: «Купаться запрещено!»

— Нет.

— А чего они тогда здесь плавают?..

— Читать не умеют, — воскресный папа засеменил мимо…

Если честно, ходил Олег, прежде всего, не для того чтобы отдыхать. Высокого роста, с бородой белого цвета от ранней седины и черными от природы усами и бровями, он был неожиданно подвижный и веселый в силу своего динамичного характера. Ему нравилось рисовать шаржи и получалось у него не плохо: как-никак член профессионально-творческого союза художников России. К тому же работа на свежем воздухе полезна для здоровья. А если за неё ещё и платят, то почему бы пенсионеру не порадоваться жизни таким образом?

Пока не было клиентов, у него появилось время покурить и немного собраться перед работой. Такое с ним редко случалась. Часто его отвлекал или подвигал на размышления какой-нибудь вопрос соседки справа. Или ее ребенка. Смотря, кто из них в этот день продавал сладкую вату.

— Маркер, а что лично для тебя шарж? — спросил в этот раз ребенок.

— Это графический образ, который люди могут нести в своем сердце всю жизнь.

— А подробнее?

— В рисунке художника отражается внешний облик человека и его характер, индивидуальные особенности и желаемые черты. Как по иконам узнают лики святых верующие, по любимым кадрам художественных фильмов зрители восторгаются актерами, и любят театралы артистов по «своим» ролям, так и по профессионально сделанным фотографиям, портретам, шаржам человека определяется его существо… Ты ещё лекций в институте не наслушалась?

— Нет.

— Тогда вникай. Наиболее символичным и лаконичным образом в этом ряду предстает шарж — сатирическое, юмористическое изображение кого-либо или чего-либо. По крайней мере, именно так трактуют этот жанр изобразительного искусства большинство словарей.

— А наши посетители чаще всего называют твои картинки карикатурами, пародиями или гримасами.

— Это в лучшем случае. Так происходит потому, что маленьким детям, впервые столкнувшимся с шаржами, окружающие чаще всего объясняют увиденное подоступнее…

— Помедленнее, я не успеваю конспектировать… — Иришка явно прикалывалась, пока Олега несло.

— Извини, тебе не надо было задавать дурацкие вопросы. Дай сконцентрироваться и войти в астрал…

— Входи. Только не промахнись.

Олег пригрозил ей пальцем.

Рядом послышался разговор посетителей. Немолодая мама, а может быть няня с малышом, подходили к соседней клетке.

— Здесь кто? — спросил ребенок.

— Носуха, — отвечает женщина, смотрит на табличку и читает малышу. — Это животное — хищник.

— А это кто?

— Это выдра. — Опять взгляд на табличку. — Тоже хищник.

— А это кто? — взгляд малыша упал на обросшего седой бородой и в черных очках Олега, который закатил глаза вверх и абстрагировался от действительности.

— Это художник-шаржист.

— А он хищник? — Оба смотрят на табличку-ценник.

— Судя по цене рисунка, хищник!!!

Приколисты. Но они — возможные клиенты! Главное теперь, что бы сразу не ушли, а успели рассмотреть шаржи: не так уж и дорого стоят эти рисунки, качество их отменное, скорость работы фантастическая, память о посещении зоопарка — эксклюзивная.

Кажется, повезло. Остановились и рассматривают.

— Будешь себя хорошо вести, художник тебе портрет нарисует…

— А если плохо, то шарж?

Ответ на вопрос Маркер не расслышал. Подкатила небольшая стайка школьников-экскурсантов. Последовала целая тирада возгласов, из числа тех, кто оказался ближе:

— Я представляю, как меня нарисуют…

— За такие деньжищи я сама тебя нарисую!

Глядя на них, стали подтягиваться и другие зеваки.

— Что такое шарж в образе животных?

— Твое лицо и хвост.

— Мама, папа! А этот дядя в прошлом году меня раком рисовал!!!

Да. Детки скажут — мудрецы замолчат. Здесь, наверное, стоит заметить, что Олег не просто рисует шаржи на посетителей зоопарка. Он их рисует в образах представителей животного мира. Вообще-то мысль о том, что люди похожи на животных, стара, как мир. В хозяевах собак узнают их питомцев и наоборот. Лошадей, коров, ослов, хомяков называют человеческими именами. Гороскопы, и те все в зверином обличье. После десятка лет рисования портретов и шаржей на Арбате, в Сокольниках, ЦПКиО имени Горького, ВДНХ, в переходе под Манежной площадью, Олега как-то случайно занесло в зоопарк. Увидев здесь непаханое поле для работы, уже через год он нашел свою нишу и придумал свою фишку — зоошарж. Мало того, что он не рисовал, как все свои собратья по творческому цеху, карандашами и пастелью, а только маркерами (отсюда и прозвище — «Маркер»). Так теперь и шаржи у него стали особенные — с другими не спутаешь. На рекламе у него изображены Лариса Долина в виде лягушки, Филипп Киркоров — павлином, Елена Степаненко — уткой, Леонид Якубович — кроликом, Наоми Кэмпл — пантерой, Алла Пугачева — львицей, Эдди Мэрфи — мартышкой и т. п.

…Годы работы приучили ко многому, поэтому Маркер спокойно делал вид, что разгадывает кроссворд. Докуренную сигарету он забычковал и, поглядывая на зрителей, ждал «поклевки» — первого клиента, которого захотелось бы нарисовать. Первый шарж — самый важный. Проверка руки (трясутся пальцы или нет), настроения (есть желание общаться с людьми или сегодня лучше не связываться), появления куража от выполненной работы. Если все складывается нормально — день пройдет на «ура!».

Детвора и взрослые продолжали резвиться перед картинками на рекламе:

— Я его узнал! Этот! Вот та! Тот! А это он! Она! Тот самый! — я всех узнал!

— Нет! Это жена Петросяна, Филипп Пугачев,…

— Смотри, лягушка с лицом! Вон муж Пугачевой, Страна дураков…

— А я бы хотела стать русалочкой…

— А я кошечкой…

— Такое и я нарисую!!!

Наконец, одна из мам не выдерживает и обращается к своему чаду:

— Давай тебе шарж нарисуем?

— Как?

— Узнаешь свое истинное лицо.

Маркер взглянул на девушку и пацана. Классные лица. Его типаж. Рисовать легко, без большого напряжения. Шанс, что не понравится клиентам, — один на миллион. Вот здесь то и пахнет удовольствием от работы и заработком. Совмещать полезное (куда в наше время без денег!) с приятным (Маркер кайфовал от работы) — это мечта любого.

Встав к парочке поближе и заглядывая с улыбкой в лицо, он произнес:

— Девушка! Для вас супер предложение.

— Как это?

— Вашего мальчика я рисую за любые деньги!

— За какие?

— А за любые. Мы с Вами о марках, фунтах, рублях и тугриках сейчас не будем говорить. Я просто рисую пацана. И Вы платите по результату работы так, как сочтете нужным. Идет? В зависимости от ваших финансовых возможностей, желания, настроения, наличия или отсутствия у Вас мужа!!! Только пожертвуйте парой минут, и удовольствие вам гарантировано!

Мальчик, услышав про халяву, уже сам шел позировать, не глядя на мать. Что и было нужно.

Работал Маркер легко и быстро. Со стороны казалось, что он просто обводит заранее нарисованный контур или снимает кальку с домашней заготовки. Вот в этом и был весь фокус: уверенная линия, поразительное сходство и неожиданные решения в каждом портрете делали карикатуру по-настоящему дружеским, не обидным, веселым шаржем. Наблюдать со стороны за его действиями было интересней, чем получить собственный шарж. Зрители заразительно смеялись, мальчик позировал, совсем не стесняясь. Его мама улыбалась, она уже не боялась расстаться с любой разумной суммой, так как было видно — всё нравилось.

— Мам, а я на кого на шарже похож?

— Догадайся сам.

— Ну, хоть намекни…

— На того, кем тебя бабушка называет на даче.

— На козла что ли?

— Нет. Ну что ты такое говоришь. Когда мы с папой дома, и ты себя хорошо ведешь…

— Значит на котика…

Вот так, представитель кошачьего мира им мил. Стоит сделать его необычным котенком. Парень активный, не обидчивый. Ему должно тоже понравиться. Еще насколько штрихов и подпись: «Гроза зоопарка!». Озорной тигренок — полосатый котенок — готов.

— Мама, это же я — тигр!!! Повесим этот шарж у меня в комнате и будем всем показывать!

Маркер проложил калькой рисунок, чтоб не испачкать его еще не высохшим фломастером, свернул лист трубочкой и протянул мальчику рулон.

— Держи. Сосканируешь на загранпаспорт, и тебя в любом зоопарке мира будут ждать отдельная клеточка, улучшенное питание и повышенное внимание. — Взял предложенный девушкой гонорар, и, не глядя, положил деньги в карман. — Кто следующий?!

Следующих было много. Они сами организовали очередь, пока художник работал. И процесс пошел. Кенгуру, пантера, мышонок, русалочка, гризли, кролик… Через пару часов он остановился.

— Все. Я устал. Следующего рисую после перерыва на пятнадцать минут, — сказал Маркер. Он дорисовал молодую женщину в виде выдры, как ему за спиной подсказывал муж клиентки, сделал подпись «Гордость зоопарка», и показал ей портрет. Зрители зааплодировали.

— Ой, какой симпатичный зверек!… На меня похоже! Я теперь не буду обижаться, если меня муж выдрой станет называть…

Парочка расплатилась, художник присел и блаженно затянулся сигаретой. Надо было собраться с силами и отдышаться. Все-таки напряжение от этих двух-трех минут, когда сливаешься с человеком, который стоит перед тобой, достаточно сильное. Передается волнение позирующего, идет напряженная работа над сходством с самим человеком, поиски его шипящего, мяукающего, рычащего, кукарекающего персонажа. Затекает рука и ноги — работа происходит стоя. Но теперь перерыв.

Маркер оглянулся. Народ рассосался. Только стройная девушка с копной золотистых волос и необычайно интересным кулоном на открытой груди рассматривала его рисунки. Она была в джинсах и блузке с открытым животом, как и большинство ее сверстниц. Смотрела куда-то вниз и держала двумя руками сумочку. «Какой интересный камень у неё в кулоне… И, похоже, что мы с ней где-то уже встречались», — подумал Маркер, но его отвлек хамоватый голос.

— Это чё?! — спрашивала, рассматривая рекламу художника, не по годам ярко накрашенная девица лет 13—14.

— Прочитай, очаровашка, подумай, — спокойно ответил Маркер.

— Если бы я думала, я бы не спрашивала… — девица упорхнула за угол.

Если спросить, кого из художников-шаржистов знает среднестатистический россиянин, то этот список в лучшем случае ограничится Борисом Ефимовым и Кукрыниксами, которые прославили этот жанр до, после и в годы Второй мировой войны карикатурами на Гитлера, Муссолини, и проч. Но они лишь изредка рисовали шаржи. К «генералам» от шаржей советских времен, знатоки отнесут авторов работ в «Огоньке», «Советском экране», «Известиях», «Правде», «Крокодиле». Которые, между прочим, и сейчас живы-здоровы, и, иногда, публикуют замечательные работы. Владимир Мочалов, Игорь Лососинов, Игорь Куксо — вот тот небольшой генералитет в войске карикатуристов-шаржистов, в котором Маркер занимал скромное, но достойное место в ранге примерно полковника. В молодые годы он мог составить конкуренцию самому Мочалову, попавшему в книгу рекордов Гиннеса за высокую скорость рисования шаржей. Но тот рисовал для славы, а Маркеру просто были нужны деньги, и он на спор выиграл ящик водки, перекрыв рекорд «генерала» на несколько секунд. А потом вместе с арбатскими друзьями-художниками и музыкантами принял участие в опустошении этих бутылок…

Через некоторое время подошла симпатичная парочка. Оба слегка взвинчены, похоже, что с помощью пива им не терпелось поразвлечься.

— Маэстро! Нарисуй шарж на мою Анечку!!! Мы специально приехали в зоопарк, чтобы к тебе попасть. В прошлом году я здеся рисовался, так друзья до сих пор, когда в гости приходят, ржут! Смотрят на меня — мангуста-Серегу — и хохочут. Твой шарж в рамочке на самом видном месте висит. И ей вот захотелось.

— Прошу! — Маркер уже был готов к работе и показал девушке, где и как надо встать. Зеваки стали подтягиваться.

Началась работа. Парочка веселилась, полненькая девушка строила дружку глазки, позировала для вида, а сама жадно курила и потягивала пиво.

Чтобы ее отвлечь, надо было бы поговорить с ней и заставить смотреть в сторону художника.

— Вам, девушка, какую губную помаду нарисовать? Итальянскую или французскую?

— Все равно.

— Я вам вкусную нарисую.

— Точно!!! Покажешь мне шарж, я в обморок упаду. Он (девушка кивает на стоящего рядом мужика) сделает искусственное дыхание рот в рот и поужинает на халяву. А мне вечером готовить не надо будет, — она засмеялась, показав ровный ряд верхних зубов.

— Девушка, Вы сами себе веснушки нарисовали или мама с папой подарили?

— Это я под дуршлагом на даче загорала!…

У Олега на бумаге получалась весёлая корова.

Молодец! Юморная девица. Ей все должно понравиться, лишь бы было весело. Еще несколько штрихов.

— А Вы животных любите?

— Еще бы! Я сама из-под Ярославля. И собираю с детства игрушки, статуэтки всякие в виде… коров. Коров я очень люблю!!!

Сергей-мангуст стоит за спиной Маркера и дико хохочет:

— Вот удружил! Как догадался-то? Мы ее телкой с друзьями зовем!!! Грудь у неё стоящая — шестой номер!

Народ прикалывается:

— А это у вас настоящая грудь? Или синтепон?

— Девушка, вы очень красивы, а красивых девушек надо размножать!

— Хотел бы я, чтобы на мою защиту стали такой грудью!

— Вы так красивы, что к вам страшно подойти!

— Вы сегодня прекрасно выглядите! Вчера, наверное, бухали?

— Девушка! У вас такие ножки!

Аня не остается в накладе:

— А ты мой свои ноги каждый день и у тебя такие же будут!

Маркер быстро подписал шарж: «Ярославская телочка «Анечка» — «Мисс зоопарк!» Серега согнулся в хохоте, и вместе с ним все зрители. Аня увидела шарж, и даже присела от неподдельной радости.

— Клёво! Моя коллекция пополнилась! Я в ней — самый классный экспонат!!!

За спиной раздались аплодисменты. Чаще всего именно так наблюдатели за работой шаржиста выражали свой восторг его работой. Шарж и впрямь удался.

Щедро расплатившись, веселая парочка углубилась в зоопарк — искать живых коров и мангустов. Народ стал разбредаться, и только девушка с копной золотистых волос задержалась у рекламного стенда чуть дольше, чем остальные. Она рассматривала его рекламный щит и тут взглянула на Маркера.

Этот мимолетный взгляд из-под челки поразил Олега. На какое-то время он потерял способность воспринимать окружающую действительность. Да! Именно глаза показались ему необыкновенными в то первое мгновение, когда он увидел ее перед картинками на рекламном щите.

— Продайте мне ваш рисунок с обезьянкой, — обратилась девушка.

— Для вас — что угодно! Хотите, я Вас нарисую!

— Нет-нет. Мне понравилась мартышка, и к тому же она мне нужна. А к шаржам на себя я отношусь довольно скептически. Но я Вам могу предложить поработать, если вы придете вот по этому адресу. — Она протянула ему визитку.

— Ладно. Возьмите так. Я ее Вам дарю. — Маркер протянул картинку и посмотрел на девушку как загипнотизированный. Было такое чувство, как будто он молодел, отражаясь в ее глазах, и от этого хотелось действовать: рисовать, рисовать, рисовать!

— Спасибо, — сказала девушка, и пошла в сторону стоящего неподалеку фотографа.

— Дяденька, а меня нарисуете? — к Маркеру обращался очередной клиент с державшей его за руку бабушкой.

— Конечно. Становись! — и Маркер положил визитку в карман и стал работать.

Когда он закончил шарж и оглянулся, рыжеволосой девушки уже не было. Оставалась только чувство какой-то недосказанности, несделанности, и настроение мгновенно упало. Кураж пропал.

Олег закурил и подошел к фотографу.

— Привет, Серега! У тебя случайно не фотографировалась сейчас одна очаровашка?

— Какая из ста, Маркер? — засмеялся Сергей, который не мог пропустить ни одной смазливой мордашки.

— Покажи, тех, что были последними, — и Маркер с Серёгой стали просматривать кадры на экране цифрового аппарата. — Вот она! Сделай мне отпечаток!

— Нет проблем! Какой формат? — кивнул Серега и, не дожидаясь ответа, пошел к принтеру. Через минуту он протянул фотографию девушки с золотой копной волос на голове. — С тебя шарж и на мою подружку!

— Заметано! — Олег бесплатно иногда рисовал Серегиных подружек, когда тот в свои выходные выгуливал их в зоопарке. Поэтому о деньгах они не говорили. — Баш на баш. Все. Сегодня работа дальше не пойдет.

Олег собрал вещи и двинулся домой. По дороге он рассмотрел визитку:

«Центр разрешения кризисных ситуаций «Мудрая обезьяна».

Ольга Трофимова имеет честь пригласить Вас на презентацию нового проекта, которая состоится в…».

«К черту эту презентацию! Сейчас — за работу…» — он сунул визитку в карман. Глаза девушки неотступно преследовали его, и рисовать теперь шаржи (!) он бы не смог при всем желании. Он просто бежал домой! Вот чего ему не хватало в той картине, которую уже столько времени не мог закончить. Глаза! Именно эти глаза! Теперь-то все получится. Снимок девушки в нагрудном кармане грел ему сердце.

Он пришел домой и сразу взялся за кисти. Прикуривая сигарету за сигаретой, он все больше и больше добивался того результата, которого искал уже не один десяток лет. Мазок, еще мазок. Нет. Не так! Еще…

Только к утру стало выходить именно то, чего он ждал…

Он сел напротив златокудрой красавицы с изумительным кулоном на груди, прищурился. На него смотрели огромные глаза и улыбались чему-то своему, потаенному. Маркер сфотографировал портрет на смартфон и расслабленно закурил сигарету.

Получилось…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Год обезьяны, или Клад купца Трофимова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я