Роман Кельтский Мел – лёгкий микс бегущих игроков, инженеров, богов и других почти обычных героев во имя прогресса и человечности.Откуда мы идем и на что готовы, чтобы двигаться к цели?Наши дни и старина времен. Санкт-Петербург, Париж, Ирландия, Африка и параллельные локации. Земля, подземье, небеса. Автор Мария ИЛ.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кельтский Мел предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 1
001. Дашка утром в офисе
Когда Дашка вошла в офис, там было тихо и пустынно. Но запах кофе и апельсинов давал знать, что в конторе есть люди, и времени даром они не теряют. Дашкино рабочее место располагалось в восточной части open space, где за гигантской пальмой обитали программисты и тестировщики.
Пальму ставили для красоты, но практичные сотрудники использовали ее как ориентир и коммуникатор. Вот и сегодня на пальме висел десяток разноцветных стикеров с напоминаниями и шутками коллег, новогодний шарик и чей-то потерянный бейджик на голубом шнурке. Дашка опустила рюкзак на стол, подняла крышку ноутбука, проверила логи. Сервер работал. Дашка запустила нужную инстанцию и пошла за кофе.
Утром в офисе хорошо и спокойно. В программистских конторах Дашка привыкла к открытым пространствам. Она приходила рано и пару часов успевала поработать в тишине. Когда усталость от рабочего улея нарастала, Дашка работала из дома, брала отпуск или оставляла проект.
Кое-кто еще считает, что иметь постоянную работу — это счастье, особенно для женщин. А кадровики и управленцы — добрые ангелы, несущие благо трудоустройства подконтрольному люду. Но нет.
Времена изменились. Рабство, к счастью, уже отменили. Дашка не планировала работать на одном месте. Она помнила совет мамы — делать то, что хочется, пока есть возможность, потому что горизонт желаний со временем сужается и возможности схлопываются.
Дашка была свободной одиночкой, в любом городе сейчас таких тысячи и тысячи. Сбиваться в стаи уже нет необходимости. Нет необходимости заводить партнера или семью, даже если советчики и телевизор преподносят это как норму. В телевизоре тоже нет необходимости. Столетиями людям навязывали цели и ценности, которые гнали их на работу, в церковь, в банк и в магазин. Но есть другие дороги.
Очереди у кофе-машины не было. Дашка с кружкой села работать. Она просмотрела почту и болтовню в пяти рабочих чатах, строго не предназначенных для болтовни. Никаких изменений за ночь не произошло, сломать ничего не успели. Дашка погрузилась в задачи.
Время шло. Офис оживал и заполнялся звуками негромких приветствий, откатываемых кресел, опускаемых рюкзаков, рюкзачков, сумок, телефонов, стаканчиков и кружек с утренним кофе. Деликатные уборщицы из братских стран уже исчезли вместе с яркими ведрами и огромными желтыми перчатками. Пальма была опрыскана, и те листочки, на которых ничего не висело, были аккуратно протерты.
Легкий рабочий гул встречал утро в отделе разработки. Кофе-машина и чайник работали в пиковом режиме. Каждые две-три минуты бесшумно раздвигались двери лифта, выгружая новые порции работников. На кухне росла гора коробочек из-под сливок, а пирамида из апельсинов теряла высоту. День в программистской конторе начался обычно.
002. Постиндустриальный каток
Если вы, как Дашка и ее коллеги, работаете в программистской конторе, то вы рядовой бенефициар постиндустриального века.
Для вас нет проблем найти работу. Сотни кадровиков и приложений, ботов и роботов ищут таких, как вы. Они стучатся к вам в соцсетях, пишут письма, добавляются в контакты, чтобы предложить работу вашей мечты.
Часто это, и правда, достойная работа с разумным управлением и ласковым HR отделом, который с ног сбивается, чтобы вы работали и не думали уйти. Чай, кофе, обеды, массаж, фитнес, медицинская страховка и другие бенефиции к вашим услугам.
Два-три года работы и ваша профессиональная ценность на рынке повышается. Вы можете выбирать проекты. Ваше благосостояние растет.
Вы можете купить автомобиль, хотя это нонсенс в большом городе в эпоху каршеринга и такси. Вы можете решить вопрос с жильем, если захотите осесть на месте. Вы видели больше стран, чем все ваши предки, считая прадедушку, прошедшего на танке через Европу.
Вы востребованы и котируетесь высоко. Вы несетесь в авангарде на постиндустриальном танке, на кончиках пальцев чувствуя, куда движется технологическая составляющая этой гонки. Это круто и интересно.
Но есть нюансы. Начинают проявляться не розовые и в перспективе нечеловеколюбивые тенденции. Вы чувствуете их, но пока не признаете. У вас стадия отрицания. Вам хочется сохранить ощущение полета. Но реальность достучится до вас. Так что происходит?
Вы устаете. Раньше вам хватало небольшого отпуска, что отдохнуть и перезагрузиться. Теперь этого мало. Вам необходимо отдыхать больше, а если вы игнорируете усталость, на вас сыплются легкие, но постепенно изнуряющие недуги и раздражители — все сезонные простуды ваши, дежурная усталость, внезапные аллергии, издерганность и даже бессонница.
Окей. Вы не тупой, вы поняли, больше отдыха и внимания здоровью. Что еще? Настроение поменялось. Исчезла спонтанная радость от жизни, хотя вы по-прежнему на коне или на танке. Вы прислушиваетесь к себе, анализируете и придумываете терапию. В вашем распоряжении множество пересекающихся и взаимоисключающих средств.
Спорт, много спорта. Мониторинг организма, биохакинг, умные лекарства, контроль осознанности и повышение спонтанности. Конец старым связям. Целительное одиночество. Построение новых продуманных отношений вплоть до семьи и детей. Психотерапия, отказ от психотерапии. Переезд. Новое хобби, что угодно, чтобы переключиться — приготовление еды, диета, собака, велосипед, батуты, путешествия, медитация, больше алкоголя, меньше алкоголя, книги, рисование, больше общения, меньше общения, игры, другая музыка, совсем другое кино.
Дашке были знакомы подобные уловки. Она отыграла как минимум один раунд этой битвы. Результат она осторожно оценивала, как удовлетворительный. Из минусов — несмотря на усилия, стало меньше радостей и полета. Такова расплата для тех, кто рискнул встроиться кочегаром в летящую на всех парах индустрию. Из плюсов — пришло умение держать баланс, вернулся сон, умиротворение и спокойное понимание, что эта битва не последняя. Ясно, что с танка лучше слезть, пока не оказался под ним. Только надо все продумать и подготовиться.
А еще у Дашки образовались побочные результаты ее самотерапии — умение приготовить черничный пломбир, восемь изысканных супов разной степени густоты и полезности, одинокий бег по утрам, любовь к лошадям, тяжеленая цифровая камера и пяток невыразимо скромных, но нежно любимых суккулентов на подоконнике.
003. Роман утром в офисе, IQuest
День начинался. Роман крутанул блестящий турникет. Беззвучно открылись двери лифта. По-утреннему молчаливый народ заполнил стеклянную кабину. Лифт поплыл вверх, выгружая людей на висящих в воздухе этажах. Роман вышел на 17-м, коснулся пропуском стальной пластины, вступил в офисное пространство и сразу направился в западное крыло. Гардеробную комнату Роман игнорировал, он не любил толкотню и бессмысленные манипуляции с одеждой.
Админский сектор кардинально отличался от остальных частей офиса. Если честно, здесь обычно царил бардак. Уборщицы побаивались сюда вторгаться. Протереть пыль на столе админа почти не представлялось возможным. Кто-то из инженеров всегда был на месте и отпугивал клининговый персонал неприветливым видом. Из-за этого уборка сводилась к вытряхиванию мусорок и робким фланговым атакам пылесосов с невысокой глубиной проникновения на территорию системных инженеров.
Роман и был системным инженером. График работы у него был плавающий, и давал ощущение свободы и неучастия в синхронном потоке. Работа устраивала Романа, хотя и не стала главным занятием.
Работу номер один Роман искал на западных сайтах. Там работодатели надежнее, заработки выше, к тому же, они не подвержены курсовым скачкам и прочим радостям экономики и законотворчества родной страны. После месяца рассылки резюме и переговоров Роман получил предложение от ирландской компании IQuest. Его рекомендовал и звал туда друг детства Петька, уже уехавший из страны. Петя был опытным разработчиком. В новой стране именовался Питером, быстро поднимался в инженерной иерархии, но старых друзей и коллег не забывал.
Минусов в полученном предложении Роман не нашел.
Работа была инженерная и удаленная — поддержка игрового портала. С коллегами первое время Роман имел только виртуальные контакты. Но вскоре стало ясно, что он всех устраивает, и его стали приглашать на корпоративные митинги и учебы.
Многоуровневая игра, развернутая на портале IQuest, показалась Роману странной, но эта странность ему понравилась. Он погонял из любопытства несколько игровых уровней и укрепился в этом мнении. Среди ресурсов портала была загадочная кривоватая база событий. У нее было странное для базы данных имя — Эйден. База хранила данные о ситуациях и потоках вероятности.
База Эйден не была напрямую задействована в игре. Однако пользовались ею активно: к ней был прикручен поиск для Мастеров IQuest и клиент для внешнего поиска со сложными правами доступа и задумчивой аутентификацией. Истинная природа базы данных и поисковика открылись для Романа не сразу, как, впрочем, и весь IQuest. Хотя кое-что коллеги и Питер объяснили ему сразу.
004. Детство Романа
Вот ты маленький, стриженый ежиком и розовощекий на радость родителям. Ты примерно четырехлетний, теплый и смешной. Тебя зовут Романом или Ромкой, мама зовет тебя Ромочкой. Ты в коротких штанах и правильных синих сандаликах сидишь в песочнице детского сада и с упоением кидаешься песком, а твой долговязый друг-соперник Петька, тоже теплый, но тощий и костлявый, и в правильных зеленых сандаликах, кидается песком в тебя и, негодяй, попадает в цель первым.
Ты страдаешь, трешь глаза, злишься, заливаешься слезами и упиваешься громким ревом, негодуя на мир с его ужасной несправедливостью и на такого противного Петьку. Ты живой, искренний, горячий, со слезами и размазанным песком на лице, зареванный, пострадавший, но непобежденный.
А вот ты идешь строем, поставленный в пару. Держишь за руку того, кого не собирался держать за руку, с Петькой было бы гораздо лучше, но кто-то решил за тебя.
Дальше хуже, ты в адских ячейках школы, набитых такими же страдальцами. Ты должен по команде делать то, что делают еще 30 человек. Ладно, когда это пластилин, прыжки через перекладину, смешной незнакомый язык, физика и математика — они имеют смысл или даже загадку. Но стихи, тычинки, пение, классный час? И все ждут от тебя успехов, как оправдания твоего существования. И ладно бы успехов — это несложно, но от тебя требуют признания, что тебе все это нравится. Даже мама.
С каждым днем свобода утекает. Ты понимаешь, что взрослые затейники много всего придумали для тебя — порядки, оценки, дипломы, карьеру, патриотизм, религию, налоги, войну. И ты должен следовать и радоваться этому. А они продолжают диктовать тебе как жить. На их стороне законы, традиции, суд, полиция, церковь, армия, телевизор, тюрьма. Ты оплачиваешь все это своими деньгами, временем, жизнью.
Бездна, в которую ты начал падать, строем выйдя из песочницы, открывается перед тобой шире. Ты начинаешь искать выход, чтоб остаться собой. Это твоя первая взрослая и самая интересная игра.
005. Игра IQuest и Дашкина команда
На портале IQuest Дашкина команда играла давно. Игроки ITeam, так называлась команда, уже неплохо знали друг друга. В чате иногда мелькали события из жизни геймеров. У кого-то пошел снег, кто-то завтра защищает диплом, кто-то переехал на новое место или завел рыжего кошака, а у кого-то дрон вчера упал в реку, и его полдня искали и выуживали из воды.
Первоначально IQuest был обычной онлайн игрой — магической бродилкой, стрелялкой и квестом. Игроки выбирали стратегию, строили поселения, двигали экономику, создавали войска, добывали ресурсы, решали квесты. Общались игроки в командном чате на английском языке, и первое время ничего друг про друга кроме ников не знали.
Дашка любила игру за общение с людьми безо всякой предвзятости и дискриминации. Долгие месяцы ты играешь в команде и так мало знаешь о коллегах — ни возраста, ни пола, ни профессии, ни характера, ни религии, ни образования. И это никому не мешает. Все равны.
За ником имени грозного египетского бога или игрушечного медвежонка могла стоять хрупкая мамаша трех крошек, живущая в благополучном брюссельском Уккле, приветливая исландская владелица студии керамики шестидесяти плюс лет, суровый программист двадцати восьми лет из Новосибирска или профессор, безжалостно третирующий студентов в английском колледже. Однако здесь все были равны, были такими, какими хотели и могли быть. У всех была общая цель и общее время на сервере IQuest — не самое плохое время их жизни.
Время шло, игра менялась. На продвинутых уровнях появились задания, связанные с реальной жизнью. Требовалось что-то разузнать в офлайне, увидеть, сделать руками, найти, понять, как устроено, использовать для решения загадки. Те из участников, кто был ближе к реальным объектам или мог их смоделировать, выполняли эту часть. Это было сложно и не похоже на другие игры.
Одновременно с появлением новых заданий в IQuest появилась позиция Мастера ситуаций. Мастер консультировал команды в реальных этапах. Ответы и рекомендации Мастера иногда сами по себе звучали загадочно, но так было даже интересней. Кто именно был Мастером, было неизвестно. Был ли это человек или искусственный интеллект, никто не знал. Но это нововведение понравилось команде ITeam.
006. Новый IQuest и команда ищет цель
Однажды в чат команды пришел Мастер IQuest и сказал, что ITeam может повысить уровень игры. Команда могла поставить реальную цель в реальном мире. Мастера могли разложить эту цель на конкретные задания. Если игроки справятся с заданиями, то они приблизят достижение выбранной ими цели в реальной жизни.
У команды возникли вопросы. Было непонятно, какие цели можно ставить. Мастер сказал, что технологии IQuest достигли успехов в декомпозиции сложных и абстрактно звучащих целей на выполнимые задачи. Команда ITeam была выбрана для пилотного проекта.
Пилотный игровой проект в реале выглядел совершенно нереальным. Даже если это была шутка, попробовать поиграть стоило. Команда решила собрать в чате варианты целей, любые, включая безумные. Потом убрать не самые популярные и абсолютно безумные, оставить две или три и как-то обобщить получившееся.
В чат посыпалось сокровенное. Оказалось, участники ITeam хотели улучшить реальность и знали, что именно для этого нужно сделать.
Чат IQuest
RiderX. Отменить смертную казнь везде.
RiderY. Сделать медицинскую помощь доступной для бедных людей и бедных стран.
Дашка уже знала, что RiderX и RiderY — братья-близнецы из Mississauga, Canada или близлежащего пригорода. В прошлом году они играли реальный этап, ради которого торчали в Центральной библиотеке этого города, просеивали сведения из старых газет и других печатных источников, а потом рассекали по окрестностям вплоть до Торонто в поисках решения задачки. Часть данных, которые нашлись в библиотеке, была на украинском, и Дашка, как самый лингвистически близкий участник помогала братьям разобраться с текстом подсказки.
Sam. Победить онкологические заболевания, обеспечить доступность медицинской помощи, включая эффективное обезболивание и достойный уход.
Dashkin. Гарантировать минимальные выплаты для обеспечения жизненных потребностей всем.
Crypto. Запретить военные действия, в конфликтных ситуациях использовать третейские суды, международных миротворцев, действующих по понятным правилам.
Seth. Запретить свободное ношение оружия.
Corbie. Отменить визы, разрешить безвизовое пребывание до 30 дней в любой стране.
Zoe. Отменить таможенные пошлины.
Дашка знала, что Зои была специалистом по сарториальному искусству, костюмам и аксессуарам с древних до наших времен. Она владела мастерской и создавала невероятные коллекции с отсылом к разным эпохам и направлениям. Еще она была рыжеволосой красавицей.
Huntsman_108. Дать независимость всем регионам, которые проведут соответствующий референдум два раза с интервалом 10 лет.
Horn_999. Ввести интеллектуальное и квалификационное тестирование для чиновников, депутатов, правительств, врачей, учителей, судей с обязательной публикацией результатов.
Zoe. Обеспечить гуманную эвтаназию по старости и болезням.
WayBetter. Создать и публиковать народные рейтинги/оценки властей, судей, полицейских, органов безопасности.
RiderX. Предоставить возможность учиться всем онлайн.
RiderY. Сделать доступным подключение к сети в любом месте.
Goood. Ликвидировать загрязняющие стоки и выхлопы.
Deity. Прекратить использовать пластик и неперерабатываемую упаковку.
Raido. Покончить с пытками, ввести контроль за тюрьмами, изоляторами, полицейскими участками, больницами, включая постоянные международные инспекции и наблюдательные советы из местных жителей с непреложными полномочиями.
Calm_only. Запретить судьям, не отсидевшим анонимно один месяц в реальной тюрьме, выносить приговоры о лишении свободы за ненасильственные преступления больше, чем на один месяц.
Trinite. Запретить рекламу неполезных продуктов, вызывающих привыкание.
Eir_nordic. Устроить места и/или периоды свободы от рекламы и пропаганды в каждом городе, в сети, на телевидении и радио.
Nothing_Extra. Ограничить хранение и использование личных данных.
AndOf. Ограничить прибыли банков, банки должны быть инструментами и интерфейсом, а не олигархическими структурами.
Vanish. Ввести блокчейн реестры сделок, рекордов, прививок, донорских органов.
ARise. Сократить рабочее время и предоставлять работу поочередно в местах с высокой безработицей.
Laura_79. Ввести автоматическую процедуру снятия политиков и чиновников за доказанное вранье.
NotMe. Освободить университеты и школы от идеологий и пропаганды.
Yoko. Ограничить вырубку лесов, ввести строгую корреляцию вырубки с посадкой новых.
Foggy. Ввести обязательные часы тишины.
Laura_79. Остановить загрязнение мирового океана.
Вакханалия творчества и безумство свободолюбия продолжались в чате несколько дней. Когда все поостыли, высказав свое, отшутившись, отсмеявшись и подискутировав, решили подумать над тем, что уже выкристаллизовалось. Надо было выделить что-то, что помогало бы сдвинуть вещи с мертвой точки или повернуть движение в нужном направлении и усилить эту тенденцию.
RiderX, старший из братьев Райдеров, который умел быть лаконичным, написал резюме для Мастеров.
ЧАТ IQuest
RiderX. Уважаемые Мастера! Мы обсудили возможные цели игры. Общая цель для нас — ускорение прогресса с сохранением и развитием человечности там, где эти изменения имеют предпосылки и улучшат жизнь, но по каким-то причинам сдерживаются. Ждем вашего решения или уточнений.
Мастера IQuest обещали ответить в течение недели.
Дашка смотрела в игровой чат, перечитывала список целей и думала о том, куда и насколько всерьез завела ее игра. Сколько фантазии или шутки стояло за всем этим, пока было неясно. Но игра заставила подумать о самом главном каждого в команде. И что удивительно, все оказались к этому готовы, никто не воспринял с сарказмом или в штыки.
Наверно, игра раскрывает людей и разворачивает навстречу друг другу, потому что держится на общей цели и доверии. Этот простой императив встроен в ткань игры, и такого больше не встречается нигде, разве что в некоторых научных и технических сообществах.
007. Софи — Мастер ситуаций в IQuest
Софи была Мастером Ситуаций в IQuest. Все это началось давно, когда вечерами она гоняла со своей командой в игре IQuest, отключаясь от беспокойных будней и отстраняясь от того, что изменить тогда не могла.
Лет прошло немало. Софи, как и несколько игроков первой волны, осталась на портале IQuest в новом качестве Мастера ситуаций. Кураторы IQuest отбирали кандидатов в Мастера по им одним известным алгоритмам. Софи выбрали среди первых. Начался период ее ученичества и пробных проектов.
Когда она зарегистрировалась на темной стороне IQuest, ей открыли доступ к огромной базе знаний Эйден и чатам Мастеров ситуаций. База была старая, неоптимизированная. Софи была прилежным пользователем базы. Она любила учиться.
А в чате Мастеров, то есть коллег Софи, царила тишина. Софи заходила туда регулярно, но новых сообщений почти не видела. Иногда мелькала отрывочная информация вроде “FV6535 сегодня в алгоритме у гностиков — возможны отклонения”, или “В группе искусственного интеллекта идут физические тесты смарт технологий, берегите(сь) птичек, всем привет” или “Глубинная сеть легла и будет лежать до пятницы, держитесь люди”.
Все изменилось, когда однажды Софи понадобилась поддержка в проекте. Софи что-то упустила, возникли осложнения, нужна была помощь и немедленно.
Коллеги откликнулись сразу. Они детально разобрали ситуацию. Выяснилось, что надо было подойти к делу иначе. В результате Софи поняла, как действовать в принципе, и получила пару отличных локальных наводок. Для Софи стало очевидно, что IQuest объединяет десятки быстро фокусирующихся Мастеров ситуаций.
Через несколько месяцев период ученичества закончился, и Софи перешла на новый уровень. Все еще раз поменялось. Как-то войдя в чат, Софи провалилась в неизвестный раздел, где кипела жизнь, хотя пока малопонятная. Через день Софи заметила серую иконку на экране смартфона. Это была глубинная сеть DNet. Неявный сервис для Мастеров IQuest и не только для них. Жизнь Софи получила еще одно измерение.
“Мне никогда не будет скучно”, — подумала она и вспомнила себя прошлогоднюю с легким ужасом от того, что все в ее жизни могло бы остаться по-старому. И она бы даже не подозревала, что могло быть иначе.
008. Про воронки, и почему задание связано с ними
Нашу цивилизацию ведут вперед технологический прогресс и человечность.
Мастера выяснили, что на этом пути у нас есть спутники — воронки, загадочные воздушные порталы. Возможно, они были всегда, но обнаружили их в прошлом веке. Видели их немногие. Мастера IQuest знают о них следующее:
Воронки появляются время от времени в разных местах. Они выглядят как воздушные вихри, вращающиеся над землей или водой. Каждая воронка присутствует явно от нескольких минут до нескольких часов в том месте, где она открылась.
Иногда воронка эмитирует что-то материальное и, возможно, нематериальное.
Чаще всего воронки возникают в пустынных малолюдных местах, но там, где живут люди. Воронки любят воду и ветер, открытые пространства, раннее утро и поздний вечер. За несколько десятков лет Мастера установили примерный алгоритм появления воронок. Они могли предсказать место с точностью до сотни метров и время с точностью до пары часов.
Сложнее было понять, почему или зачем появляются воронки. Мастера считают воронки блуждающими порталами. До сих пор нет единого мнения о том, что несут эти порталы или куда они ведут. Главной стала гипотеза, что воронки появляются в тех местах, где назревают большие изменения. Поэтому, получив от команды цель, связанную с развитием и человечностью, Мастера строили игру вокруг воронок.
Целью команды IQuest на первом этапе реальной игры стала воронка. Кто-то из игроков команды ITeam должен был встретить ее и забрать любой артефакт, который выдаст воронка или, если артефакта не будет, наблюдать воронку и сопутствующие ее появлению обстоятельства.
Не только Мастера знали о воронках. Когда игра IQuest стала известной, в нее рядовыми участниками вошли несколько агентов. Они изучали влияние онлайн игр и виртуальные сообщества.
В обсуждениях на портале тогда мелькали отрывочные сведения о воронках. Тема еще не была закрытой. Подробной информации о воронках агентам получить не удалось, но факт их существования и пласт разрозненных данных ушел в отделы охранительных служб. Да еще маленький файлик с прогнозом времени и места открытия трех воронок осел в архивах службистов.
Сроки прибытия воронок, указанные в этом прогнозе, приближались и их ждали не только Мастера и игроки IQuest.
009. Дакоты знали о воронках. Договор дакотов и мастеров.
Кроме Мастеров о воронках прекрасно осведомлены дакоты. Хотя сами они один из самых скрытных народов на планете.
Когда и откуда пришли дакоты, знают лишь они сами. До смешного мало людей изучают подлинную историю человечества. Хронологи скрупулезно описывают войны, битвы и правителей, а потом меняют описания в угоду более поздним властителям. В то же время неявные, но и неслучайные потоки, по которым движутся целые общности людей, историки не замечают.
Дакотов на Земле немало, но недостаточно, чтобы самовлюбленное человечество могло их обнаружить и осознанно выделить из своей живой материи. А самим дакотам популярность ни к чему. Дакотские эпосы и истории вряд ли положены на бумагу, их не изучают в университетах, не хранят в библиотеках и архивах. Однако Мастера давно знают о дакотах.
Почти каждый Мастер узнает дакота при встрече. А дакоты Мастеров знают в лицо, хотя редко интересуются их делами. Сотню лет назад Мастера и дакоты заключили договор о вечной помощи. Мастерам было непросто объяснить дакотским старшинам, зачем нужен этот договор. Но верные доводы нашлись и были приняты. Договор был заключен, и ни одна сторона не пожалела об этом.
С самых ранних дней дакоты знали о воронках. Где бы ни открылась воронка, там жили или как раз вовремя появились дакоты.
В старину любой юный дакот мечтал первым найти открывшуюся воронку, прыгнуть в нее или проползти, или хотя бы засунуть руку. Бывало, это не очень хорошо заканчивалось для удальца. По поверьям дакотов, тот, кто сумеет войти в воронку, получит вторую дакотскую жизнь. Но времена меняются. Теперь это одна из дакотских баек. Однако умение предсказывать и распознавать воронки у дакотов как было, так и есть. Хотя этим их возможности не исчерпываются.
Поэтому в первом задании для команды ITeam — встретить воронку и получить то, что она принесет — Мастера попросили дакотов подстраховать команду. Безопасностью в IQuest не пренебрегали.
Воронка ожидалась через несколько дней в северном городе Санкт-Петербурге.
Дашка обрадовалась, что сыграет реальный этап. Других игроков команды ITeam в Петербурге не было. Времени для того, чтобы кто-нибудь прилетел, почти не оставалось. И Дашка объявила, что в назначенный день отправится на пробежку, отследит воронку, заберет все, что найдет на месте. Сложностей с этим этапом не ожидалось. Братья Райдеры обещали виртуальную поддержку для Дашки. Остальная команда тоже собиралась быть онлайн.
Мастера не сообщили ITeam о поддержке дакотов. Такой необходимости не было. Но поддержка планировалась.
010. Охранители. Виктор думает над заданием
Охранители знали о воронках. Листок с графиком прихода трех воронок лежал в столе Виктора, еды не просил, но не давал о себе забыть. В этом году одна из воронок ожидалась в феврале в Санкт-Петербурге. Виктор понимал, что надо решать, кто будет заниматься этой историей. Он уже консультировался со своим куратором. Не тем куратором, который работает в родном департаменте этажом выше, а тем, который привел Виктора в это дело, и кто доподлинно, как и Виктор, понимал, что некоторые вещи недопустимы в этой стране.
Охранителем Виктор стал в начале двухтысячных. Общество быстро менялось, его тянули в разные стороны те, кто двигался вперед и те, кто страдал от такого движения. Смысл жизни для одних заключен в возможности менять реальность и снимать ограничения. У других доминирует страх перемен и осторожность. Их жесткие интересы основаны на том, что они могут потерять, когда мир приходит в движение — деньги, положение, власть и даже безопасность. Такие убытки могут быть невосполнимы. Когда конфликт между прогрессом и сохранением стал острым, охранители сомкнули ряды и встали на стражу. Они не могли не сделать этого.
В те времена Виктор и перешел в департамент из уголовного отдела. Здесь он занимался охранительскими проектами, не заботясь об остальных делах. Верхний куратор прикрывал его в случае надобности. Виктор чувствовал, что не зря променял унылый хлеб обычного следователя на менее опасную и перспективную работу.
Время шло, приближался момент, указанный в игровом графике. Если пытаться контролировать процессы, затягивающие людей в сетевые сообщества, то пришел такой момент. Игрой IQuest следовало заняться. Но бодрые охранительные пропагандисты, активисты-провокаторы потасовок на митингах, ряженые народники, прямолинейные силовики и сетевые тролли не годились для этого. Надо было действовать продуманно и обеспечивать отчетность под нужным углом. Иначе оглянуться не успеешь, а проверки на хвосте. Потом доказывай, что ты свой, охранительный. Пополнят тобой антикоррупционную отчетность, и все закончится на годы.
Посоветоваться Виктору было не с кем. Когда он рассказал об этом деле бывшему напарнику по уголовке Сергею, тот ожидаемо сказал, что Виктор занимается фигней и детскими играми, а не тем, чем надо заниматься реальным органам правопорядка.
Виктор не стал в десятый раз объяснять Сергею, что, разыскивая убийц и гоняясь за ворами, сильно вперед не продвинешься, и в переделку попасть можно. Это был старый спор приятелей, он давно проложил трещину в их отношениях.
011. Что знают охранители об IQuest
Игра IQuest — компьютерная игра с элементами стрелялки, квеста, стратегии — появилась в поле зрения охранителей в 90-х годах. Владелец игры — одноименная ирландская компания. Из открытых источников известно, что кроме игры компания IQuest занимается новыми технологиями.
Игра IQuest — большой игровой портал и мобильные приложения.
Игроки: восточное полушарие незначительно преобладает. Возраст от 18 лет (по правилам) до 86 (если верить чатам). Профессиональный состав игроков разнообразен. Игра и чаты на английском языке. Игра модерируется. Политика модерирования неизвестна, принимается безоговорочно и не обсуждается.
В настоящий момент игра IQuest вышла в офлайн. Часть игровых действий проводится в реальном окружении. Эти игровые этапы доступны командам, играющим на высоком уровне сложности.
Реальные этапы игры связаны с артефактами, локациями и ситуациями, которые уже существуют или создаются участниками игры и кураторами сайта.
Есть данные, что реальные этапы ведут к нарушению равновесия в социуме. Это задания, связанные с так называемыми “воронками”. Появление отдельных воронок предшествовало смене определенных режимов в Европе и Азии.
Прогноз воронок, полученный несколько лет назад, обещает открытие воронки через неделю на Аптекарской набережной Петроградской стороны.
“Вот и посмотрим, кто туда отправится, — подумал Виктор, — ранним утром в зимнем городе немного людей будет на тихой набережной Невы. Пожалуй, я съезжу туда сам. Надо понять, что стоит за старым листком с информацией”.
012. О дакотах в городах. Рон
Где бы ни жили дакоты, все они крепко связаны. Дакоты поддерживают родовые и семейные узы тщательно и с удовольствием. Все в курсе событий в семьях друг друга, здоровья тетушек и дядюшек, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, успехов племянников и забот двоюродных, троюродных братьев и сестриц. Информация и взаимопомощь у дакотов поставлены прекрасно.
Не успел дакот приболеть зимней простудой, а его двоюродная сестра уже везет ему теплые носки бабушкиной вязки. А сама бабушка звонит и настаивает на регулярном потреблении чая с особым медом на пряных травах и малиновых веточках, грозится приехать посидеть с внуками. И если ее со всем почтением не притормозить, она приедет с пирожками, подарками для детей, новым лоскутным одеялом для любимой невестки и огромной банкой самой лучшей хрустящей квашеной капусты, которую хочется есть прямо из этой банки, непременно залезая туда пальцами, наперегонки с набежавшими конкурирующими ценителями бабушкиного кулинарного искусства. Дакотские бабушки, если провести конкурс среди настоящих бабушек, массово заняли бы там первые места.
Дакотские бабушки — самые счастливые бабушки. Они живут в окружении семей, детей, внуков. Они варят огромные кастрюли супа по выходным, соблюдая семейные рецепты и игнорируя куцые тренды здорового питания. Как же без горячего густого мясного супа зимой, холодного щавелевого или свекольного летом, прозрачного золотистого бульона для выздоравливающих болящих и малышей? Не сомневайтесь, содержимое кастрюль радостно и без остатка поедается, когда в выходные дни семьи остаются дома или ходят друг к другу пообедать, постучать в домино, поздравить очередного именинника, помочь с ремонтом, разобрать кладовку или гараж, что-нибудь приладить или починить, просто посидеть, перебрасываясь историями, поглаживая собаку или кота, выпить чая, пива или чего покрепче.
Насчет чего покрепче, бабушки тоже большие мастерицы. Впрочем, тут и дедушки не промах. В прежние трудные времена у них всегда что-то весело булькало в темном чулане, куда малькам вход был воспрещен. Сейчас дакотские бабушки и дедушки создают самые вкусные и, как они утверждают, самые полезные фруктовые, ягодные, травяные и всякие другие наливки и настойки. Если в дакотском доме вам предложат старорежимную рюмочку тягучего напитка, не спешите отказываться, если вы не за рулем. Едва ли где-то вам доведется выпить такую волшебную вещь.
Дакоты любят простые вещи в еде, питье, одежде и доме. Вы не увидите на их застолье модные или заморские изыски. Зато хлеб и хрусткие огурчики будут самыми лучшими. Еще теплая буженина, томленая часами в духовке или даже в печке, если вы забрели к сельским дакотам, будет выше самых высоких похвал. Дакотская грибная икра не имеет аналогов, ее подробный рецепт недоступен. Воспроизвести невозможно, некоторые пытались, но смиренно отступились перед неповторимым шедевром. Малюсенькие пирожки с зеленым луком и яйцом разлетаются по тарелкам и исчезают через пару-тройку минут после подачи. Травяной дакотский чай не похож на заваренное сено, которым вас, возможно, пытались пичкать ваши веганские приятели и бармены в фитнес-клубах. Дакотский чай вкусен и свеж, как древний эльфийский эль, он приносит душевное спокойствие и физическое отдохновение.
Если дакоты ведут бизнес, то он обычно семейный. Маленькая пекарня, столярная мастерская, магазинчик с загадочным старьем, лавка на блошином рынке, ветеринарный кабинет, бригада ремонтников-умельцев, студия керамики, приют для животных, парниковое хозяйство с редкими травами и овощами, утиная ферма или подвал с грибами. Дакоты любят иметь дело с тем, что можно взять в руки, увидеть глазами и съесть.
Новые времена вносят перемены и в жизнь дакотов. Сейчас дакоты работают не только на себя. Но они везде сохраняют камерное отношение к работе, как к приложению уникальных способностей, не тиражируемого мастерства и чего-то еще, древнего, неназванного, но подлинного дакотского.
Замечено, что дакоты предпочитают занятия и профессии в прямом или переносном смысле “приземленные”. В Санкт-Петербурге, где обитает обширная община в несколько сотен семейств, дакоты работают водителями снегоуборщиков и поливальных машин, крановщиками, смотрителями в парках, дворниками, ботаниками, ветеринарами, кинологами, мастерами фейерверков, поварами, капитанами катеров, медсестрами и медбратьями, криминалистами, столярами-плотниками, электриками, химиками-лаборантами, поварами, машинистами метро, трамваев, троллейбусов, кондукторами, пекарями, реставраторами, садовниками, монтажниками ЛВС и много еще кем.
У дакотов, где бы они ни жили, есть загадочная связь с местной живностью. Собаки и кошки, вороны и голуби, киты и дельфины, лошади и овцы ближе и понятней дакотам, чем другим двуногим, живущим рядом со зверьем.
Рон со своим дакотским семейством жил на Петроградской стороне. Он гонял на желтом тракторе по набережным и улицам, сгребая снег и листву, подметая песок и мусор, — все, чем одаривает питерцев ветреная холодная погода и собственное разгильдяйство. Это была отличная работа — вода, ветер, любимый новенький трактор, прямые улицы и набережные.
Когда Мастера попросили дакотов присмотреть за воронкой и игроком, было ясно, что это дело для Рона. Он и так планировал поглядеть на воронку, убрать снег (как раз будет его смена), а потом, может и пива выпить с приятелем в причальном домике, вмерзшем в лед Большой Невки.
Но все получилось иначе.
013. Открытие воронки, Рон встречает воронку
Воронка, как рассчитывали Мастера IQuest, знали дакоты, и ожидал охранитель Виктор, появилась в субботу февральским утром на безлюдной Аптекарской набережной. Нева с притоками и ответвлениями уже месяц была надежно скована льдом. Лед местами изломался в торосы, да так и застыл укрываемый мягким снегом, который еще не успел ни заледенеть, ни осесть под тяжестью своего веса и давлением ветров. На берегу не было никого кроме пары снегоуборочных тракторов, по одному на каждой стороне реки. Да еще серо-черный питерский ворон что-то исследовал на дорожке вдоль набережной.
Открывшаяся воронка едва ли была заметна издалека. Она не была заметна и с близкого расстояния. Разве что, падавший снег, закручиваясь в небольшой вихрь, повторял ее изгибы и исчезал в никуда. Вслед за появлением первой воронки, вихрь закрутил рядом еще и еще одну.
В этот час на набережной не было никого, кто мог бы увидеть воронки, да и заметить их было непросто, если не знаешь, что надо замечать. Если не окажешься рядом и не будешь достаточно внимателен, чтобы увидеть спирально закручивающийся снег, среди обычного снегопада, то и пройдешь мимо, не увидев воронки и не восхитившись фрагментом древней тайны.
Рон пропустить воронку никак не мог. Он знал, что она откроется утром на набережной. Он раскатывал на новеньком желтом тракторе, вычищая асфальт вдоль ограды и высматривая любые изменения в снежном паттерне. Круглая вязаная шапка Рона чуть съехала набок, у лобового стекла стояла фигурка белой собаки, за спинкой сидения лежал термос с чаем и сетка с воблой для встречи с приятелем.
Зима в Санкт-Петербурге — особенное время. После ноябрьской студеной промозглости и декабрьской шумной мигающей суеты в город приходят снежные месяцы — январь и февраль. Снег все меняет. Он приносит свет и чистоту измученным горожанам. И возвращает их самим себе. Настоящий Питер — это белый снежный город с несгибаемыми пешеходами, упертыми бегунами и велосипедистами на морозе, скребущими дворниками, никогда не поспевающими за погодой. Даже автомобилисты в зимние месяцы становятся человечнее, проявляя вежливость и взаимовыручку, поочередно вытаскивая друг друга из снежных заносов.
Рон любил свою работу, потому что любил Неву, чаек, серьезных питерских бабушек, этот строгий город, куда дакоты пришли или куда они вернулись несколько десятков лет назад. Тогда город начал оживать, возвращая себе изначальный смысл — открытого всем ветрам и водам прозрачного пути к новому. Дакоты не сомневались, что воронки будут здесь открываться, как будет дуть ветер, и будет катить холодные воды Нева. Время воронок пришло.
014. Виктор видит Рона и воронку
Виктор всегда готовился к выездным операциям. Сегодня утром в контексте ожидаемой воронки, он поставил три задачи.
1. Проверить существование воронок. Может, архивный список игрового портала — чушь или шутка игровиков.
2. Если воронки существуют, понять, кто с ними связан, кто будет на набережной, кто будет приближаться или взаимодействовать с воронкой.
3. Уничтожить воронку.
Это была программа максимум. На самом деле, Виктора устраивал отрицательный ответ на первый пункт или выполнение любого из двух других.
С вечера Виктор взял в гараже у бывшего коллеги Сергея новенький черный мотоцикл, чтобы без помех передвигаться вдоль набережной. Он не стал говорить об этом владельцу мотоцикла. Сергей был помешан на этой машинке и мог отказать Виктору. Виктор рассчитывал вернуть мотоцикл в гараж через пару-тройку часов.
Утром он выкатил на Аптекарскую набережную, остановился под Кантемировским мостом. Он заглушил двигатель и огляделся. На набережной не было никого, кроме флегматичного ворона вдалеке, никак не отреагировавшего на появление мотоцикла, и трактора, который чистил дорожку над замерзшей водой.
Виктор решил подождать. Точного времени прихода воронки у него не было. Он достал сигарету, закурил, не прекращая наблюдение за набережной.
Через некоторое время что-то зацепило внимание Виктора. Он вгляделся в дорожку. На фоне темнеющего трактора метрах в ста от себя Виктор увидел небольшой снежный вихрь. Вихрь был около метра в диаметре в самой широкой части, длиной не больше полутора метров. Он был живой, так казалось, потому что он двигался, и тогда различить его было проще на фоне трактора или гранитной ограды, а если контрастного фона не было, он сливался с окружающим снегом и исчезал из зоны зрительного восприятия. Виктор пригляделся. Нет, это не ошибка зрения.
Значит, воронки существуют, и одна из них перед ним. Возможно, воронка крутится уже давно, просто была незаметна. Больше нет никого, водитель желтого трактора, скорее всего, здесь по рабочим делам. Очевидно, пункт номер один выполнен, теперь, раз никого интересного нет, пункт три. Виктор бросил сигарету, надел шлем, смахнул снежинки с черного стекла и завел мотор мотоцикла.
Виктор твердо верил, что любое чудо, аномалию, неправильный вектор развития и отклонение от понятной и безопасной нормы можно уничтожить своевременным натиском и силой. Чем раньше, тем лучше.
015. Дакот бежит защитить воронку
Мало кто знает, что дакоты не ведают страха. Тайный смысл их жизни распределен между ними всеми, и отдельный дакот не знает экзистенциальных мучений, возрастных кризисов и страха. Дакоты идут к цели вместе, где бы и в какие времена они ни жили. Они уверены, что дойдут, и умирать они не боятся.
Рон вгляделся в засыпаемую снегом дорожку. Между ним и черным мотоциклистом открылась воронка. Рон отлично ее видел. Прекрасная, с хвостом, стелящимся по снегу, и широким раструбом, в который, закручиваясь, залетали медлительные февральские снежинки. Девушки, за которой он должен был приглядеть, не было видно. Но воронка наверняка прокрутится час или два. Но черный мотоциклист не нравился Рону. Интуиция его не подводила, если речь шла о воронках и других важных вещах.
Когда мотоциклист бросил окурок, надел и стал застегивать черный шлем, Рон уже знал, что делать. Мастера считают, что в критических ситуациях, дакоты напрямую подключаются к темным картам или иному знанию и видят ситуацию не так, как обычные люди. Они ориентируются в бинарных координатах: друг — враг, стой — иди, действуй — замри. Но это лишь догадки Мастеров.
Уже до того, как выпрыгнуть из трактора, на лету вырубая двигатель, Рон знал, что человек на мотоцикле опасен, что он не должен проехать по воронке, и, что он, дакот Рон, здесь для этого. Нужно было забежать за воронку до того, как к ней домчится мотоциклист и защитить ее. Трактором Рон воспользоваться не мог, потому что боялся задеть воронку и не успевал развернуть машину. Бежать надо было быстро, мотоциклист уже был на старте, но любая земля, особенно эта, по которой Рон проезжал сотни раз в году, была на стороне Рона. Рон понимал, что столкновение неизбежно. Но он должен был спасти воронку от мотоциклиста.
016. Дашка спасает дакота и забирает артефакт
Дакот умирал. Он лежал на правом боку, лицо было бледным, глаза, казалось, смотрели в сторону заснеженной реки. На самом деле, его глаза следили за бесшумным вращением воронки, от которой он успел оттолкнуть черного всадника. Это полностью оправдывало его риск и жертву. Ноги Рона были согнуты в коленях. Голова с подложенной под нее правой рукой была опущена к груди. Серая круглая шапка съехала, но все еще оставалась на голове. Крови было мало. Дакот прижимал руку к левому боку и был совершенно спокоен.
Спасти Рона могли холод, тепло и немедленная помощь. Холод, чтобы замедлить открывшееся кровотечение, и тепло, чтобы не замерзнуть на снегу ледяной набережной. Недостатка в холоде не было. Начало февраля было морозным. Рон мог замерзнуть за считанные минуты на снегу в рабочей куртке и сползшей шапке.
Но Мастера и дакоты уже знали, что с Роном беда. Знали, где он лежит, что его убивает и что поможет продержаться до прибытия помощи. К набережной с разных сторон бежали два пса. Шлявшаяся по дворам Петроградки лохматая дворняга и роскошный белый самоед, вырвавший поводок из рук сонной хозяйки, гулявшей с ним в квартале за Ботаническим садом. Более быстрого и послушного тепла в этом месте и в этот час дакотам было не найти. Собаки бежали к Рону.
На ограду рядом сел внимательный ворон и посмотрел на Рона. Через секунду ворон взмахнул крыльями и полетел вслед удаляющемуся мотоциклу. Мотоциклист спешил, ворон поднялся повыше, сфокусировал датчики на движущейся точке, координаты мотоциклиста отразились в приложении IQuest, точку подхватили другие пеленгаторы, данные ушли в темные карты и глубинную сеть.
С Гренадерского моста сбегала Дашка и поворачивала направо. Дашка приняла практичное решение совместить утреннюю пробежку и поиск воронки. До Рона и воронки ей оставалось несколько сотен метров. Мастер в чате попросил ее поспешить. Хотя для традиционной субботней десятки было холодновато, Дашка легко побежала быстрее, чем обычно, уминая снег и протыкая лед шипами, с музыкой в наушниках, чатом и трекером в телефоне, мохнатыми варежками совершенно неспортивного вида на руках.
Никогда ничего страшного с Дашкой на пробежках не случалось. Ничего, что заставило бы ее остановиться, кроме развязавшегося шнурка или красного сигнала светофора. А тут уже метров за сто даже без очков она поняла, что впереди на снегу лежит человек, скрючившись, а к нему прижимаются две собаки, которые то ли охраняли его, то ли согревали. Собак, больших и без поводка, Дашка, как опытный бегун, опасалась. Но картина бы такой странной, что было не до опасений. Она на секунду замедлилась, пытаясь сфокусировать взгляд и понять, что происходит и рванула к Рону еще быстрее.
На бегу она достала очки, почти крикнула в чат, что видит лежащего человека. Когда оставалась пара десятков метров, Дашка увидела закрывающиеся голубые глаза лежащего на снегу Рона, дворнягу, белого самоеда, прижимающегося к его спине и воронку.
Дашка ни за что не пропустила бы воронку даже без очков. В очках она просто заметила ее раньше и смогла разглядеть на бегу. Воронка показалась ей удивительной и неземной. Когда Дашка подбегала, из широкого раструба воронки плавно выскользнул продолговатый голубой кусок льда. Дашка ускорилась и подхватила его на бегу. Все случилось очень быстро, она не успела удивиться, и не разглядывая добычу, с трудом затолкала лед в карман куртки, и, скидывая рукавицы, подбежала к дакоту.
Он был жив, не шевелился, что с ним случилось, было непонятно, он был мертвецки бледен, алкоголем не пахло, на снегу и одежде была кровь. Рядом стоял трактор, дверца его была открыта, мотор не работал. Свежий снег на дорожке был исчерчен колесами мотоцикла. Дашка схватилась за телефон.
Скорая приехала через десять минут или раньше. Из машины выскочили два медика, невысокий водитель тоже подбежал к Рону, помог переложить его на носилки, а потом в машину. Махнул Дашке рукой, спросил: “Сама-то как, норм?”. Дашка кивнула. Скорая увезла дакота, сверкая огнями и будоража сиреной пустую белую набережную. Дашка вышла в чат IQuest.
Чат IQuest
Дашка. Тут был раненый человек, скорую я вызвала, его увезли в больницу. Следы мотоцикла, похоже, было столкновение. Воронка здесь, еще крутится. Из воронки выпал кусок голубого льда. Взяла. Больше ничего не вижу.
Дашка огляделась. Воронка чуть уменьшилась, но ничуть не пострадала из-за всей этой суеты. Больше ничего около нее не появилось. Дашка разглядела ее, сфотографировала с разных сторон, замерзающими руками сделала короткое чуть дрожащее видео.
Мастер. Ты все правильно сделала. Давай домой. Поторопись, холод опасен для тебя, не останавливайся надолго.
Дашка. Да. Сейчас побегу к дому.
Сказать было легче, чем сделать. Мороз был негуманный, Дашкина спортивная одежда не была рассчитана на длительную остановку, а кусок льда в кармане тепла отнюдь не добавлял. Дашка подняла и натянула одну рукавичку, оглянулась в поисках второй и не успела ее подхватить, как рукавичку, лежавшую на снегу, затянуло в воронку. Воронка исчезла. Вместе с ней закрылись два маленьких соседних вихря. Это прощальное хулиганство со стороны воронки развеселило замерзшую Дашку, но не согрело.
Чат IQuest
Дашка. Воронка ушла. Утащила мою рукавицу. Все, я домой.
Дворняга уже побрела куда-то по своим делам, двигаясь по ломаной кривой и деловито водя носом по снегу. Самоед проводил Дашку до Кантемировского моста, но подниматься на него не стал, а потерся о Дашкину ногу, повилял хвостом и убежал. Дашка пыталась собраться с мыслями. Надо было добежать до дома.
017. Дашку подбирает троллейбус
Взбежав на Кантемировский мост, Дашка поняла, что она дико устала, замерзла и ей хочется сесть и поныть, а не бежать еще несколько километров c куском адского холода в кармане. Она побрела по мосту, натянув поглубже шапку и рукав на левую руку.
Чат IQuest
Мастер. Садись в троллейбус.
Дашка. Пока не вижу ничего похожего.
Мастер. Смотри, должен появиться.
“Главное не останавливаться. Со мной все будет в порядке. Замерзнуть в субботу утром здоровому человеку в большом городе нереально”, — сказала себе Дашка.
Она шла по мосту. Метров через сто, ее догнал троллейбус. Дашка нерешительно взглянула на него, ведь на мосту остановок не бывает. Но троллейбус остановился. Дверь открылась. Дашка быстро перебралась через занесенный снегом отбойник, зашла в троллейбус.
Видимо, вид у нее был совсем замерзший, потому что кондуктор усадил ее на свое место с такой горячей печкой под ним, что лед в кармане стал подтаивать. Других пассажиров в салоне не было. Дашке достался бумажный стаканчик с горячим сладким чаем из термоса и клетчатое одеяло, которое кондуктор принес из водительской кабины. Дашка еле успевала говорить спасибо. Кондуктор ее ни о чем не расспрашивал. Только узнал, где живет. Минут через 10 ее высадили в ста метрах от ее дома. Водитель подождал, пока Дашка перейдет дорогу, помашет ему рукой, мигнул фарами и поехал дальше. Дома, отогревшись, Дашка поняла, что не заплатила за проезд и никто даже не спросил ее о деньгах.
Чат IQuest
Дашка. Я дома, все норм. Что делать со льдом из воронки?
Мастер. Ничего, положи его в посудину.
Дашка. Морозильник, холодильник?
Мастер. Нет, просто так. Когда растает, рассмотри внимательно. Но спешки нет. Отогревайся. Проверь, что ничего у тебя не отморозилось. Может, врача?
Дашка. Не-не, спасибо. Все норм уже.
Дашка положила льдину в миску. Пригляделась повнимательнее. Внутри была какая-то неоднородность, то ли трещина, то ли пузырь, то ли что-то еще. “Посмотрю позже, сейчас хочется тепла. Горячая ванна и чай — вот что мне нужно”, — подумала Дашка.
Она вышла в командный чат ITeam, как только устроилась на диване с чаем. Команда ждала ее. Они еще раз прокрутили все, что произошло. Дашка рассказала про воронку, про двух собак, про улетевшую рукавичку. В ответ на нее обрушилась тепло тех, кто не мог быть с ней в решающие моменты, но был рядом онлайн и очень беспокоился за нее.
У северных народов, имеющих опыт и знающих толк в процессе согревания, есть множество способов согреться и сделать это с удовольствием: баня, сауна, глинтвейн, грог, пунш, чай, плед, камин, ванна, любимый кошак, живой мягкий друг, грелка, колка дров, пуховый платок, физические упражнения. Дашка получила 150 советов, как правильно согреться и не заболеть после холодного приключения.
Ей пришлось твердо пообещать:
— следить за температурой тела,
— пить теплое,
— вечером выпить глинтвейна непременно с имбирем,
— есть побольше,
— докладывать о самочувствии регулярно,
— если станет грустно, страшно или не по себе, ныть и жаловаться прямо в чат, не стесняясь.
Дашке стало тепло и хорошо. Но она ждала информации от Мастеров о раненом дакоте.
018. Рон выжил
Дакоты — мастера выживания. Крепкие, твердо стоящие на ногах и не подверженные душевным метаниям — они не сдаются на волю обстоятельств. Быстро или медленно, но неуклонно они выкарабкиваются из любой ямы, будь то болезнь или другие беды. И вся дакотская община поддерживает, выхаживает и подкармливает подопечного, оказавшегося в трудном положении.
Рон очнулся в больнице на следующий день после происшествия на набережной. Кровотечение было остановлено. Все что надо было зашить, было зашито. Когда Рон пришел в себя, голова болела, но больше от ватной слабости, чем от рокового столкновения с мотоциклистом в черном шлеме.
Прежде чем открыть глаза, Рон постарался вспомнить все случившееся с ним. Сперва он вспомнил, как к нему подбегает девчонка в очках и красной спортивной куртке, на ходу раскидывая мохнатые рукавички, и тут же расплывается розовым светлым пятном в его сознании, потому что в тот момент на набережной Рон отрубился.
Тут Рон остановился, замер, собрался с мыслями, и спустя несколько секунд память вернула ему картину всего остального. Рон вспомнил воронки, затягивающие снежинки вовнутрь своих вращающихся раструбов. Рон вспомнил мотоциклиста в шлеме, ясное чувство угрозы, свое решение, свой забег и столкновение, из-за которого он лежит здесь. Рон скорее знал, чем помнил, что воронку он заслонил, оттолкнув черного мотоциклиста. Еще он понял, что не подстраховал ту девчонку, а она, вероятно, спасла его, раз его успели доставить в больницу.
Теперь надо было понять, кто этот мотоциклист, зачем он оказался около воронки. Надо было узнать, что с воронкой и девушкой. Надо было срочно связаться с Мастерами.
Рон открыл глаза.
Он увидел брата, который стоял у кровати и всматривался в его лицо. Брат улыбнулся ему и едва заметно вздохнул. “Видно, дело было серьезным”, — подумал Рон. Брата из палаты попросили выйти.
Вместо него вошла доктор с копной собранных седеющих волос и орлиным носом. Она осмотрела Рона. Светила фонариком в глаза, просила сделать несложные движения и рассказать о произошедшем. Тут Рон покривил против правды. Всю ее он не собирался рассказывать никому, кроме родни. Но доктор не придиралась, ее интересовал не сюжет, а реакции Рона. Она закончила осмотр, подбодрила Рона и ушла как будто удовлетворенная его состоянием.
019. Виктор едет с места происшествия
Зима в Петербурге выдалась холодная. После Нового года город методично заваливало снегом. Стало светлее, тише и чище. Нева, покоробившись торосами, замерзла и встала намертво, укрываемая все новыми белыми слоями.
Виктор катил на мотоцикле вдоль набережной, удаляясь от места, где он оставил лежать тракториста в дурацкой шапке. Сердце Виктора колотилось. Он злился. Он не мог понять, что произошло. Почему этот человек бросился на него, несущегося на мотоцикле, и столкнул с дорожки. Виктор не пострадал, но это столкновение полностью выбило его из колеи, и он не выполнил намеченной задачи. Он встал после падения, поднял заваленный мотоцикл, злобно пнул пострадавшего человека, который после удара лежал неподвижно, сел на мотоцикл и уехал. Это было глупо.
Надо было дождаться, когда человек придет в себя, или надо было вызвать скорую, или завести дело о нападении, или самому отвезти его в больницу. Надо было проверить, осталась ли эта чертова воронка, разглядеть ее повнимательней и раздавить, как планировал с самого начала. Ничего этого Виктор не сделал. Сбежал как преступник. Воронка вылетела у него из головы. Теперь ничего не исправить. Ясно, что воронка не миф.
Виктор был уверен, что никто не видел происшествия. Камер там не было, это он проверил заранее. На набережной было пусто, и все произошло очень быстро. Ему запомнился желтый трактор, этот бегущий мужик и ворона, сидящая на гранитном столбике ограды. Все остальное было белым-бело и неподвижно.
Мотоцикл Виктор вернул в гараж Сергея. Вряд ли факт его использования в ближайшее время всплывет. Сергей трясется над ним и до весны вытаскивать из гаража не будет.
020. Мунин и создание профиля Виктора
Ворон, которого видел Виктор на Аптекарской набережной и впопыхах не заметила Дашка, носил древнее имя Мунин. Это был мобильный смарт терминал, один из пяти изготовленных в компании IQuest. Мунин собирал информацию и передавал ее на сервер IQuest, а иногда сразу в глубинную сеть, если того требовала срочность.
Когда произошло столкновение Рона и мотоциклиста, Мунин должен был зафиксировать ситуацию, проанализировать ее развитие, самостоятельно поставить и выполнить как минимум две задачи.
Первое. Вызвать помощь для раненого человека и убедиться, что она в пути (когда Виктор уезжал, Мунин вызвал скорую), второй вызов поступил от Дашки спустя пару минут.
Второе. Собрать данные для идентификации Виктора и построения его профиля.
Номеров на мотоцикле Мунин не обнаружил, но сфотографировал его вблизи и записал все произошедшее. После этого он поднялся над северной частью Петроградской стороны, чтобы не упустить уезжающего Виктора, проследил за его передвижениями, включая остановку на гаражной площадке перед будкой сторожа, где Виктор снял шлем, фотографию Виктора (для этого ворон спустился ниже), точные координаты и фото гаража, куда он закатил черный мотоцикл, номер и фотографию машины, в которую Виктор пересел спустя 15 минут, и все перемещения Виктора в течение следующих 24 часов.
Тридцатью часами было ограничено время автономной работы смарт терминала. Инженеры IQuest в работу мобильного смарт терминала не вмешивались. Им важно было изучить, как Мунин ставит задачи в изменяющихся условиях, не теряя данных и перестраивая порядок действий при необходимости.
Информация о Викторе ушла в IQuest и глубинную сеть. Она стала основой его профиля. IQuest собирает данные участников реальных игровых этапов и создает их профили, чтобы учитывать в расчетах.
021. Сергей расследует нападение на дакота
Виктор не знал, что расследование инцидента на набережной о нанесении тяжелых повреждений сотруднику коммунального хозяйства поручили его бывшему сослуживцу и приятелю Сергею, чьим мотоциклом он воспользовался. Врачи скорой помощи сообщили о происшествии в полицию. Полиция осмотрела все, что нашла на месте наезда. После этого дело передали в отдел Сергея.
Камер видеонаблюдения на этом участке набережной не было. Сотрудники скорой видели только самого пострадавшего и сделавшую вызов пробегавшую мимо девушку. Сергей навестил пострадавшего в больнице. Визит не приблизил его к пониманию того, что произошло. Кто-то в черном шлеме на черном мотоцикле сбил вышедшего из трактора человека и уехал. Был сильный снегопад, и к моменту прибытия полицейской группы никаких следов, кроме следов машины скорой помощи и мотоцикла, которые останавливались и разворачивались у гранитной ограды, не было. Разве что под мостом нашли два окурка и отпечатки колес стоявшего там и стартовавшего оттуда мотоцикла. Фотографии следов и окурки Сергей отправил на экспертизу.
Сергей позвонил спортсменке, которая вызвала скорую. Девушка тоже не видела никого, хотя следы мотоцикла, кровь на снегу она заметила. Она ничего не скрывала. Смысла не было, да и за ней ничего не числилось в базе полиции.
Кроме второго вызова, поступившего от девушки, был первый, сделанный парой минут раньше. Вызов был анонимный и поступил по внутренним каналам. Это не понравилось Сергею. Это могло означать, что кто-то видел или участвовал в инциденте со стороны органов, или кто-то получил доступ к служебным каналам. Вопросов получалось больше, чем ответов.
Сергей взял паузу. Похоже, это будет еще одно мертвое дело. Если, конечно, в городе не объявится группа хулиганов на мотоциклах или мотоциклетный маньяк-одиночка. Оставалось ждать, не поступят ли новые сведения.
На всякий случай Сергей проверил все, что смог найти на пострадавшего. Хороший работник, водитель без нарушений, семьянин, регистрация в порядке, никаких криминальных историй. Алкоголя в его крови при госпитализации не обнаружили, хотя вобла дожидалась его в тракторе. Парень был нормальный и здоровый, потому, наверное, и выжил.
Следователя беспокоила бессмысленность произошедшего. Кто-то вытащил мотоцикл в феврале, чтобы покататься по снежному городу. Нестандартное поведение для мотолюбителя. Сергей свой мотоцикл зимой держал в гараже и до мая ездить на нем не планировал. Нет смысла мерзнуть и убивать машину по питерской зиме, да и гараж, наверно, занесло снегом.
Сергей раздумывал. Может, мотоциклист был пьян? Почему он стоял под мостом как минимум минут десять (окурков нашли два), чего ждал? Зачем водитель трактора вышел из кабины? Трактор был в полном порядке, и всем можно было управлять изнутри. Хотя он мог выйти по естественной надобности или размять ноги, просто, не захотел в этом признаться или забыл.
Ограблением не пахло. У пострадавшего ничего не пропало. Да ничего и не было. Телефон — простая звонилка, термос, бутерброды, несколько денежных купюр, сетка с термосом и воблой. Все это было не тронуто. Наверное, нападавший не заглядывал в кабину трактора.
В общем, дело нужно отложить, а потом, если ничего нового не выяснится, и закрыть. Статистику этим делом не улучшить.
Возможно, на мотоцикле остались следы столкновения. Можно связаться с дорожной полицией, чтобы они приглядывались к черным мотоциклам. Если будут результаты с окурков, ДНК или отпечатки, то у дела могли появиться перспективы.
022. Мастера подводят итоги первого этапа
Дашка не была одинока на Аптекарской набережной. Приложение IQuest показывало все ее передвижения. В смартфоне у нее был запущен чат и, подбегая к воронке, Дашка вышла в онлайн голосом. Поэтому ее дыхание, скрип шипов на снегу, все, что она сказала и услышала вместе с легким шелестом ветра в микрофоне было слышно ее команде и Мастерам.
Темные карты отображали Дашкин забег в режиме реального времени. Дашка на них была отмечена яркой белой точкой. Дакот, лежащий на снегу набережной, был бледно-зеленым тающим пятнышком. Виктор из серого пятна, которым он был до столкновения с Роном, превратился в красный квадрат, который теперь темные карты, глубинная сеть и IQuest будут отслеживать, не выпуская из вида.
Ситуацию вблизи лежащего дакота и места появления воронки отслеживал Мунин. Внешне смарт терминал был неотличим от обычного серо-черного питерского ворона. Разве что в глазу птицы под определенным углом был виден синий светодиодный огонек. В распоряжении IQuest было пять мобильных смарт терминалов — Карл, Хугин, Мунин, Рабн, Морриган. Все они проходили тестирование в полевых условиях.
Игровой этап был завершен, инцидент с дакотом был исчерпан, Дашка была в тепле и безопасности. Когда вся полученная к этому моменту информация была предварительно проанализирована, Мастера и админы IQuest подвели итоги первого реального этапа игры и вышли в чат к игрокам.
Чат IQuest
Мастер. Этап в реале выполнен. Теперь надо изучить то, что принесла воронка. После этого мы построим задачи для второго этапа.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кельтский Мел предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других