«ДОРОГА В ДЕТСТВО» – второй альбом живописи писательницы.Как и предыдущий альбом живописи – «МОЯ ПРОВИНЦИЯ» – новый альбом состоит из двух частей.Первая часть – это подборка картин, выполненных самой писательницей (гуашь), каждая из которых сопровождена отрывком из собственных произведений: романа «Власть Прозерпины», «Да здравствует Жизнь!» и «Метаморфозы времени» (ждет публикации).Вторая часть «поэзия» – стихи из поэтического альбома писательницы «Я не поэт».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дорога в детство… Мои Друскеники. Двадцать лет спустя. Весна, 2004 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Редактор Б. Майоров
Иллюстратор М. Мовина-Майорова
Фотограф М. Мовина-Майорова
Рисунок для обложки Выполнен автором альбома — Маритой Мовиной-Майоровой
© Марита Мовина-Майорова, 2022
© М. Мовина-Майорова, иллюстрации, 2022
© М. Мовина-Майорова, фотографии, 2022
ISBN 978-5-0055-6088-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ЗДЕСЬ ПОВСТРЕЧАЛА ВДОХНОВЕНЬЕ…
Картины детства и юности.
ТАМ, ГДЕ РАТНИЧАНКА ВСТРЕЧАЕТСЯ С НЕМАНОМ…
Здесь повстречала вдохновенье — не на мгновенье, не на час… И красками души волненье плетёт палитры жизни сказ.
ДОРОГА К ДОМУ. Гуашь.
«…»
Я рождена была смотреть на небо,
Я рождена была — весь Мир любить,
Я рождена была душистым хлебом,
Я рождена была себя постичь…
Мой опыт и моя печаль —
Всё в прошлом, всё в пути осталось.
Не надо и стремиться в даль —
В моём Сейчас мне счастье сталось…
…В нос ударил ядреный запах сухой хвои.
«Надо же! Только дождь прошел, а пахнет сухой хвоей. Как в детстве».
Она сошла на землю из автобуса и, пройдя несколько метров, остановилась: пахло невыносимо знакомо детством, как будто не прошло двадцати лет после последнего свидания с родным городом, как будто не прошло пятидесяти с лишним лет после детства.
«Нет! это невозможно… это невозможно вместить в понятие „запах“! Это — ДЕТСТВО».
На автобусной станции — совсем маленьком участке земли с небольшим одноэтажным зданием — кроме одного прибывшего автобуса из Вильнюса, на котором только что приехала она, и шофера, разговаривавшего со станционным кассиром, никого уже не осталось.
«Посижу немного на скамейке. Куда мне спешить? Самое главное место, куда я так долго стремилась, достигнуто. А уж дальше — потихоньку все устрою. Ведь я — дома, хоть теперь это и называется „заграница“».
Обойдя здание станции, подошла к её парадному входу и присела на скамейку. В этот некогда парадный вход, никто больше не входил, потому что он был заколочен, а большие стекла окон и дверей станции были покрыты давней пылью — и это неприятно скребнуло по сердцу, как признак явного запустения курортной жизни города. Она сняла свой желтый рюкзачок из-за спины и стала смотреть на неширокую шоссейную дорогу напротив, по которой изредка проезжали автомобили… на сосновый лес, окружавший Парк лечебной физкультуры и выходивший прямо к шоссе… на старые деревянные здания бывшего дома отдыха «Работников профсоюза», так и оставшиеся с тех пор слева от поворота к парку и через тротуар от шоссе… где директором в 1957-м году был ее отец…
Ей вдруг захотелось плакать.
«Приехала».
И стало вдруг страшно, что в действительности здесь ничего не изменилось с самого 1956-го года. Разве что только сосны чуть стали выше, но и то — вряд ли — им давно уже за сто лет, и они давно уже не растут вверх — такими они, скорее всего, и были в 1956-м году, когда отец привез ее мать и ее сюда, и она, проснувшись у него на руках и открыв глаза, впервые увидела это озеро с этого пригорка — и это озеро таким и осталось в ее памяти навсегда. И вот сейчас она снова видела это озеро. Таким, как тогда. С пригорка.
Она поняла, что время для нее здесь, в ее любимом городке, остановилось навсегда. Она сама его остановила, чтобы все здесь было для ее памяти — неизменность для памяти души, словно она никогда отсюда и не уезжала. Ей нравилась эта память.
Было раннее утро апреля 2004-го года. Она снова была у себя.
В той Литве — Литве своего детства.
БЕРЁЗОВАЯ АЛЛЕЯ. Гуашь.
Он возник в конце березовой аллеи внезапно. Словно ниоткуда. Хотя она ждала его. Она все время смотрела в ту сторону, откуда должен был появиться он. И стоило ей на одну секунду отвернуться, как он появился.
Он стоял в конце березовой аллеи, весь залитый солнечным светом. Белоснежная футболка и атласные светло-голубые спортивные трусы — непременный атрибут футбольного снаряжения, — так и сияли в лучах солнца! Загорелый, спокойный. Красивый. Очень красивый. Его мускулистое поджарое смуглое тело уже было телом молодого мужчины.
И он знал это.
У неё даже дух захватило!
Да, там, в конце березовой аллеи, стоял он. Тимков. Толя. Ее любимый.
Белые стволы берез отсвечивали солнце так, что слепило глаза. Или это только казалось ей? Потому что на Анатолия ей было трудно смотреть — так неистово она любила его.
Зеленые ветви этих сказочно красивых берёз, в самом деле, были кудрявыми. Очень кудрявыми. Или это тоже только казалось ей? — потому что счастью ее не было границ.
Вся направленность аллеи — прямо к нему!
Все движение аллеи — прямо к нему! Или это только казалось ей? — так стремилось ее сердце к нему.
Он шел к ней. А ей казалось, что он застыл там, где так внезапно появился. Или это только казалось ей? — так хотелось ей остановить это прекрасное мгновение.
Он приближался к ней, и ей казалось это его приближение приближением ее СЧАСТЬЯ.
Но счастья так и не случилось. И это — целая отдельная повесть.
СТАРЫЙ ПЛЯЖ. Гуашь.
…В тот год произошло еще одно событие, оставившее свой след в душе Миры.
По городку стали ходить слухи, что в начале осени к ним приедут киношники. И будут снимать польско-советский или советско-польский художественный фильм. Про войну.
Это было невероятно! К ним, в их маленький городок — и киношники! Да еще и Советско-польские!
Кто-то поверил в это. Кто-то посчитал шуткой. Кто-то решил, что, может, пару эпизодов и снимут у нас, но, чтобы целый фильм! Нет. Чем так примечателен наш курортный городок, чтобы снимать в нем кино?
Как же мало ценим мы то, что имеем! Как же «замыливается» у нас глаз на красоту! И особенно, если эта красота — наша собственная, если она принадлежит нам, и считается, что так будет всегда. Так и жители городка перестали замечать его уникальность, уникальность и неповторимость его окрестностей. Только приезжие восхищались этим. Да и я сама, только когда уехала из него, начала видеть сказочность и неповторимость моего города.
Он стал сниться мне. И, просыпаясь, я ощущала сосущую тоску в сердце. Тогда я и осознала наконец, что самое дорогое моему сердцу, находится там и навсегда там и останется.
…И только живя вдали от него, я начала понимать и видеть в полной мере красоту его и уникальность…
А тогда все мы считали свой городок заурядным, надоевшим нам своей крохотностью и до слез знакомыми всеми-всеми лицами жителей. Все знали всех и обо всех. Это было нестерпимо противно. Частная жизнь каждого была на виду у всего городка. Для нашей юности это было не самое подходящее положение. И потому — в силу всех этих вышеописанных обстоятельств — новость о киношниках была хотя и интересная, но слишком невероятная, чтобы в нее по-настоящему поверить.
И, тем не менее, они приехали.
И стали снимать фильм. Про войну. «Зося».
И снимали, конечно, в окрестностях нашего городка, в сосновых лесах.
СКАЗОЧНОЕ ОЗЕРО ДЕТСТВА. Гуашь.
…Озёрный край — её родной городок — посередине которого, прямо в центре, лежало озеро. Она любила брать лодку и одна часами медленно передвигалась по его глади, то загорая или упражняясь в искусстве быстрой гребли, то останавливалась, наклоняясь над водой, и стараясь увидеть дно. Этого никогда не получалось, так как озеро, хоть и маленькое, было очень-очень глубоким, и всё дно его выстилали водоросли, поднимавшиеся к самой поверхности. Потому увидеть его было просто невозможно. Но, несмотря на это, она периодически с завидным упорством юности склонялась над водой и пристально всматривалась вглубь. Ей казалось, что взгляд её вот-вот достигнет самого дна, прорвётся туда, и она узнает какую-то великую тайну.
Зимой озеро превращалось в потрясающего размера каток, и надо было успеть прокатиться по нему на коньках до первого снегопада, потому что было что-то сверхъестественное и мистически завораживающее в этом огромнейшем пространстве изумительно чистого прозрачного льда. Теперь, когда под его хрустальной неподвижностью водоросли приумялись и легли, сквозь неё было видно дно, до которого летом взгляду невозможно было добраться, мелкая рыбёшка, застыв в последнем живом движении, остекленела в её прозрачности, гирлянды пузырьков так и остались пузырьками, превратившись в лёд. Но удивительнее всего был звук, рождённый соприкосновением стали лезвий коньков с безупречно чистой и абсолютно прозрачной гладью льда. А вечером… вечером она стояла на коньках у кромки берега, а огоньки фонарей едва мерцали далеко наверху на улицах городка… и всё озеро было погружено в синеватый полумрак синего тёмного неба с яркими точками звёздочек. Тишина на озере стояла доисторическая… И вот она начинала медленно чиркать коньками, скользя по льду. Её чирканье рождало отклик во всем озере, проникая на самую глубокую глубину. Когда она останавливалась в центре озера и ударяла по льду остриём конька — начинало гудеть все озеро! Проделав это несколько раз, она вихрем неслась по озеру — и постепенно от ударов коньков озеро начинало гудеть — всё озеро одновременно, как один большой лемех! Восторг наполнял её сердце! В этот момент она была единовластной хозяйкой этого природного Великана! Он отвечал ей! Он подчинялся ей! Он соглашался с ней!…Подъезжая к кромке озера, она постепенно замедляла бег, и озеро умолкало… Она садилась на берегу, глядела в тёмно-синий простор перед собой и слушала эту тишину.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дорога в детство… Мои Друскеники. Двадцать лет спустя. Весна, 2004 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других