Не ищите виноватых!

Марина Майорова, 2022

Книга «Не ищите виноватых!» написана для людей, готовых к осознанию глубинных причин неэффективности управления и ответу на вопрос: почему-то, что мы делаем, не работает? Миссия книги – показать, что такое конфликт в организации, какими они бывают, как их распознать и что делать, чтобы эффективно управлять ситуацией. Организация – это система, и все, что в ней происходит – результат функционирования системы. Случайностей не бывает, ничто так не влияет на результат, как неразрешенные конфликты и противоречия. Про то, какими они бывают и как ими управлять, – эта книга. Управление конфликтами в условиях неопределенности и изменчивости является одной из самых востребованных и ценных компетенций в современных условиях управления и ведения бизнеса. Разрешая противоречия, вы каждый раз поднимаетесь на новый, более высокий уровень осознания отношений. Здесь нет лозунгов и быстрых решений, каждая глава содержит материал, для анализа и принятия решений по управлению конфликтами.

Оглавление

Вместо предисловия

В этой книге я предлагаю сделать шаг в сторону от привычных стратегий управления и рассмотреть организации немного иначе — как систему, обладающую свойствами живого организма, сознанием и своей уникальной душой.

Современная организация — это сложная система, успешное управление которой базируется на понимании психологии, законах групповой динамики и взаимодействия, учете кризисов развития системы, личностных и психологических особенностей людей, входящих в ее состав и многого другого. Проведя аналогию с живым организмом, к примеру, с человеческим телом, мы понимаем, что проблема или болезнь не может существовать в отдельном органе или между отдельными частями организма — если она существует, то она поражает весь организм, а исцеление — это здоровье организма, сознания и психики. Бессмысленно бороться с симптомом, нужно устранять причину заболевания, симптомы уйдут сами.

Посмотрев на здоровье и болезни, которым подвержены и системы и организации, увидим, что существуют разные парадигмы — к примеру, традиционная западная парадигма основана на том, что здоровье — это отсутствие симптомов, и при лечении применяются методы, диагностирующие конкретное заболевание и купирующие симптомы, свидетельствующие о его наличии. В восточной парадигме считается, что если есть болезнь, то лечить нужно не отдельные симптомы, а человека в целом. Такой подход говорит нам о том, что любые физические проявления — это лишь симптомы того, что происходит внутри системы.

В этой книге мы рассмотрим компанию как живую систему, которая не может быть здоровой и функционировать эффективно, если есть болезненные симптомы, которые выражаются в отсутствии эффективности, конфликтах, сниженной мотивации, постоянных противоречиях, сопротивлении, низкой вовлеченности. О пути и методах достижения организационного здоровья через управление организацией как живым организмом мы и поговорим здесь.

Предлагаемая парадигма управления подразумевает, что руководитель компании является и скульптором и глиной одновременно. Чтобы достичь гармонии и повысить эффективность, он не только управляет людьми и процессами, но и постоянно изменяется сам, поскольку именно так возможно достичь гармоничного состояния и внутри себя и в процессах управления организацией.

Гармония — это своего рода согласованность, и возможна она тогда, когда противоречий нет либо есть четкое понимание, для чего они нужны и как ими управлять. Об этом пойдет речь в этой книге.

Я понимаю, что этот взгляд для многих не является традиционным и в определенной мере способен противоречить парадигме управления, в которой речь идет о механистическом, бездушном отношении к процессам, персоналу, компании или организации.

Управление — это умение решать проблемы, и переоценить значимость этого понятия очень сложно. Великий инвестор нашего времени Уоррен Баффет при приобретении компаний основывался на четырех важных для принятия решения факторах, одним из которых было качество менеджмента, а именно способность топ-менеджмента своевременно решать возникающие проблемы и повышать эффективность бизнеса. Надо сказать, что в управлении навык разрешения организационных конфликтов повышает эффективность как ничто другое.

Управление — это всегда взаимодействие с людьми, и если посмотреть на это понятие глубже, то видно, что за идеями и технологическими процессами стоят люди. Чем более сплоченно и гармонично они взаимодействуют, тем проще и легче организация приходит к поставленным целям и развивается.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я