Как написать и опубликовать научную статью. Учебно-методическое пособие

Марина Ванягина

Автор, кандидат наук, дает пошаговые рекомендации, как написать качественную научную статью и опубликовать ее в рейтинговом журнале. Начинающие и опытные ученые найдут алгоритм оформления, подачи и продвижения статьи. Разбирается общепринятая структура IMRaD. Рассматриваются полезные ресурсы для подготовки статьи: научные базы данных, сервисы антиплагиата, перевода метаданных на английский. Описан жизненный цикл статьи от замысла до публикации, включая рецензирование.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как написать и опубликовать научную статью. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СТАТЬЕЙ

С чего начать? Как статью вы назовете…

Первый шаг в написании статьи — это выбор темы. В первую очередь для написания статьи, у вас должен быть достаточный наработанный теоретический или практический материал по какой-либо теме, ведь качественная научно-исследовательская работа — прочная основа для статьи. Вы наверняка интересуетесь определенной научной областью, у вас есть последние наработки. Вам есть, что сказать, раз вы задумались о написании статьи.

Залог успеха статьи — выбор актуальной темы, которую вы сможете раскрыть и показать новое в исследуемой области. Тема определяет заголовок статьи. Как уже упоминалось, новизна и актуальность — основные требования к статье. Это всегда необходимо помнить, выбирая тему. Желательно избегать неактуальных, заезженных, исследованных вдоль и поперек областей, где вряд ли возможно сказать что-то новое. Помните, что новизна должна быть объективной, а не субъективной. То есть исследуемый вопрос должен иметь элементы новизны не только для вас, но и для всего научного сообщества. Новизна может выражаться в углублении и конкретизации существующих идей, новом современном или нестандартном взгляде на их применение.

Название — очень важная часть вашей работы. Недаром говорят, как вы лодку назовете, так она и поплывет. С одной стороны, заголовок должен полностью и однозначно показывать основную мысль вашей статьи и представлять ее в максимально сжатом виде, а с другой стороны, быть привлекательным и интересным, чтобы не затеряться в потоке других статей.

Название должно быть оптимальной длины 4—12 слов, не слишком короткое, чтобы уместить в себя всю суть и точно показать направление исследуемого вопроса, и не слишком длинное, чтобы не запутать читателя. Заголовок должен заинтересовать читателя, однако стоит избегать так называемых сенсационных заголовков, которые используют в средствах массовой информации. Научный жанр накладывает свои ограничения и не терпит эмоциональных средств выражения и субъективных оценок. Хотя некоторые журналы научно-публицистической направленности и конференции иногда допускают некоторые вольности в названиях своих статей в угоду привлечения внимания. Так можно встретить такие заголовки, как «Мирная жизнь военной лексики: как военизированный язык захватывает пространство в мирном дискурсе», «Есть женщины в русских селеньях… (О гендерном распределении социальных ролей в современной деревне)», «Что такое ферментные препараты и с чем их едят». Такие заглавия действительно привлекают внимание, и статьи хочется почитать. Однако, подобные названия более привычны для западных журналов, наши редакторы редко пропускают такие заголовки.

В названии все слова должны нести смысловую нагрузку, лишние слова не допустимы. От правильного выбора названия будет зависеть, будут ли читать и цитировать вашу статью. Избегайте в начале названия таких слов, как «к вопросу о…», «проблемы…», «исследование вопроса…», «некоторые особенности…», «о…», так как они являются излишними. Также не желательна формулировка заголовка в виде вопроса, например «Как увеличить показатели продаж с помощью введения новой маркетинговой стратегии?» Вместо этого «Маркетинговая стратегия увеличения продаж на промышленном предприятии». Названия не должны быть слишком общими или же двусмысленными.

Существуют разные формулы написания заголовка. Одна из них: «методика/процесс + предмет + результат/условия». Например: «Интеграция профессионального и иноязычного образования при подготовке военных специалистов», «Психолингвистический анализ ассоциаций концептов „мужчина“ и „женщина“ у тюркоязычных народов Сибири». Это далеко не единственная работающая формула. Не может быть универсальных рецептов в творческой деятельности, которой, несомненно, является написание научной статьи.

Практическое задание:

— определите тему и область, о которой вам хотелось бы написать научную статью;

— дайте несколько вариантов названий вашей статье, в том числе по возможности с использованием упомянутой формулы;

— выберите наиболее удачное и информативное название.

Планирование работы, определение целей, ключевые понятия

Определившись с темой, необходимо составить план работы над статьей. Существует два варианта написания статьи. Первый: вы выбираете конкретный журнал, в котором бы вам хотелось опубликоваться и сразу при написании выстраиваете всю статью под требования конкретного журнала. О том, как выбрать журнал для публикации из большого числа существующих, рассказывается в 7-й главе.

Второй вариант: написать статью по общим шаблонам, а затем уже выбирать журнал и подгонять имеющуюся статью к требованиям этого журнала. Первый вариант предпочтительнее, так вы сэкономите время и силы, вам меньше придется переделывать свою статью. Мы же будем рассматривать общие рекомендации по написанию статьи, которые применимы к большинству научных журналов.

Процесс написания и публикации статьи можно условно разделить на шесть этапов:

— проведение исследования и сбор данных;

— написание и оформление статьи по требованиям журнала;

— подача статьи в редакцию;

— прохождение рецензирования;

— опубликование статьи;

— продвижение статьи.

На начальном этапе написания статьи надо определиться с ключевыми научными понятиями, то есть определить объект, предмет, актуальность, цель, задачи, гипотезу работы, методы исследования. Эти пункты, как правило, содержатся во введении любой научной работы, в том числе статьи. Они отвечают на следующие вопросы: что изучается (объект, предмет), почему это важно сейчас (актуальность), для чего (цель), какого результата необходимо достигнуть (гипотеза), каким образом (методы)? Разберем каждый из этих пунктов.

Объект — это система, процесс или явление, которые существуют в системе знаний. Это общее широкое понятие, область интересов автора.

Предмет — элемент системы, ее часть, свойство, которые подвергаются исследованию. Предмет — частное конкретное понятие. Например, объект — образовательный процесс в школе, предмет — система патриотического воспитания школьников. Объект — память человека, предмет — объем оперативной памяти взрослого человека.

Актуальность темы отвечает на вопрос: почему это необходимо изучать сейчас? Какую проблему и почему надо решать в настоящее время? Например, в нашем информационно насыщенном цифровом мире, когда плотность потока информации высока, и важно запоминать большое количество данных, исследования объема оперативной памяти человека и способов его повышения представляются актуальными.

Цель определяет, для чего производится исследование. Она вытекает из проблематики и существующих в объекте противоречий и связана с результатами работы. Как правило, в конце работы мы утверждаем, что цель достигнута. Целью может быть решение какой-то научной проблемы, экспериментальное подтверждение новых фактов, увеличение каких-то показателей, эффективности чего-либо, новая интерпретация известных данных, систематизация существующих представлений, применение новых методов или подходов. Главное в цели — получить элементы нового научного знания.

Формула цели может быть записана так: «результат/действие + предмет + способ достижения цели». Например, цель может звучать так: «систематизация/ систематизировать функций/функции правительственного аппарата в условиях тоталитарного государства», «классификация/классифицировать средств/средства связности газетного текста методом контент-анализа», «разработка/разработать практических/практические рекомендации по развитию речи учеников младшей школы с помощью ролевых игр». Цель может перекликаться с названием статьи.

Задачи — пути или этапы достижения цели. Задачи — шаги, которые вы предпринимаете, чтобы достичь цели. Как правило, задачи включают: изучение состояние вопроса, выявление характерных признаков предмета, выделение условий функционирования, проведение и проверку эксперимента, систематизацию и анализ данных, выделение способов условий эффективного решения проблемы, интерпретацию результатов. Однако, в каждой конкретной работе задачи могут быть свои и отличаться от этих. Задачи должны быть связаны между собой. Желательно, чтобы каждая последующая задача опиралась на предыдущую.

Гипотеза — научное предположение, каким образом будет достигнута поставленная цель. Она необходима в фундаментальных научных работах, в диссертациях. Гипотеза, как правило, выдвигается в начале исследования. Она должна служить средством разрешения противоречий. В короткой статье иногда допустимо не указывать гипотезу, а методы и выводы объясняют пути и результаты достижения цели.

Методы — способы и инструменты достижения цели. Они отвечают на вопрос, каким образом и с помощью чего вы достигли научных результатов. Методы чаще всего делят на общие, теоретические и эмпирические (практические). К общим методам относят эвристические методы, применяемые главным образом в философии: абстрагирование, диалектика, метафизика, герменевтика и т. д.

Теоретические методы включают изучение и анализ литературы и источников, индукцию (от общего к частному) дедукцию (от частного к общему), анализ, синтез, аналогию, формализацию, моделирование (теоретическое).

Практические методы: опыт, эксперимент, наблюдение, сравнение, тестирование, опрос, мониторинг, моделирование (практическое), измерение, описание.

Есть такие универсальные методы, которые можно отнести как к общим, так к теоретическим, и даже к практическим методам, например сравнение, классификация.

Применяемая система методов — методология исследования. Многие журналы уделяют методологии особое внимание. Часто методы выносятся в отдельный пункт основной части статьи, например в общепринятой структуре научной работы IMRAD, о которой пойдет речь в следующем подразделе.

После описания методов, как правило, приводится оценка существующего состояния исследуемого вопроса. Она основывается на обзоре литературы.

Обзор литературы по теме позволяет рассмотреть уже существующие фундаментальные исследования в данной области. «Стоя на плечах гигантов», то есть, опираясь на имеющуюся теоретическую базу, вы сможете более полно раскрыть вопрос. Приводя актуальные авторитетные источники, вы показываете свою осведомленность в исследуемом вопросе. Важно не только перечислить значимые исследования в данной области, но и дать свою оценку, выразить согласие или несогласие с их трактовкой.

Ключевые источники для своей работы можно искать в Интернете или библиотеках. Сейчас, к сожалению, редко кто посещает библиотеки, если только нет необходимости изучить редкие книги или архивные документы. Интернет и библиотечные электронные системы позволяют сегодня найти практически любую необходимую книгу. Например, электронно-библиотечная система e-library.ru, о которой упоминалось выше, содержит огромное количество научных публикаций, многие из которых в открытом доступе. Обширная база российской литературы представлена на сайте РГБ — Российской Государственной библиотеки. Существует и другие электронные библиотечные системы, в которых индексируются многие российские научные работы: «Лань», «IPR Books», «Киберленинка», «Знаниум».

Конечно, можно использовать универсальные поисковые системы, типа Coogle, Yandex, Rambler и др. Однако будьте внимательны при отборе источников. Их в интернете очень много, а выбирать надо только значимые, которым можно доверять. Диссертации можно найти на сайте Dissercat.com. Нормативно-правовые документы представлены на ресурсах «Гарант» и «Консультант Плюс». Есть специальный международный поисковик научной информации, который индексирует научные тексты с учетом цитируемости Google Scholar (в русском варианте — «Академия Google»). Зарубежные источники также можно найти в крупнейших международных научных базах данных ведущих мировых издательств: Elsevier, Springer Nature, Taylor & Francis, Wiley, Cambridge University Press, Oxford University Press, Sage и других. В них представлены главным образом англоязычные источники.

Если вы очертили тему своей статьи, написали введение, которое содержит ключевые моменты исследования: цели, задачи, объект, предмет, методы; определились с источниками — можно переходить к основной части работы. Для того, чтобы качественно написать статью, надо знать основные структурные элементы научной работы и придерживаться их.

Практическое задание:

— определите этапы работы над статьей;

— напишите введение к своей статье, указав в нем актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования;

— составьте список основных источников, на которые вы будете опираться в своей статье.

Составные части статьи, структура IMRAD

Структурированное представление материала в научной статье поможет логично и системно изложить результаты исследования. Научная статья, как правило, состоит из трех основных частей: шапки, основной части и заключительной части.

В настоящее время стандартом оформления основной части статьи считается формат IMRAD, опубликованный Американским национальным институтом стандартов в 1972 году. IMRAD — англоязычная аббревиатура, включающая разделы:

Introduction (Введение)

Methods (Методы)

Results (Результаты)

And (и)

Discussion (Обсуждение/ Выводы).

Все части научной статьи, включая структуру IMRAD, представлены на рисунке.

Разберем каждый элемент научной статьи. В шапку статьи заносятся исходные данные: заголовок, информация об авторе (авторах), аннотация, ключевые слова. Рецензируемые журналы и сборники сейчас требуют также перевод этого раздела на английский язык. Зачастую перед названием необходимо указать код УДК

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как написать и опубликовать научную статью. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я