ЕГЭ без истерик. Как спокойно подготовиться к любому экзамену

Марианна Лукашенко, 2022

Эта книга нужна родителям школьников всех возрастов, ведь большинство сдает свой первый экзамен уже в 4-м классе, но особенно пригодится родителям выпускников. А когда не знаешь, с какой стороны подступиться к подготовке, уровень стресса зашкаливает и мозг отказывается мыслить. Марианна Лукашенко и Антонина Сидельникова уже много лет учат детей и взрослых максимально эффективно использовать доступное время для решения каждодневных задач. Они предлагают родителям не паниковать, а спокойно разобраться, что нужно для сдачи любого важного экзамена, разделить подготовку к нему на этапы, сформулировать четкие цели и задачи для каждого, определить, какие ресурсы, в том числе временные, необходимы, и составить график работы. Прочитав эту книгу, вы вместе с ребенком составите план подготовки к любому экзамену, научитесь грамотно распределять время между работой и отдыхом, ставить ясные и измеримые цели и оценивать ваши возможности. И самое полезное: методика подходит для подготовки ко всем видам экзаменов: ГИА, ОГЭ, ЕГЭ и даже в 5 класс.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ЕГЭ без истерик. Как спокойно подготовиться к любому экзамену предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Подготовительный этап. Определяем цель

Какой предмет на ЕГЭ выберешь, так потом всю жизнь и проведешь!

Из лексикона одиннадцатиклассников

После прочтения данной главы вы:

● сможете помочь подростку выбрать предметы, которые он будет сдавать на ЕГЭ;

● узнаете возможный путь и критерии, по которым выбирают профессию и вуз;

● если есть еще несколько лет до ЕГЭ, узнаете перечень возможных действий родителей по профориентации детей начиная с 1 класса.

Точки зрения

Предметы к ЕГЭ надо подбирать с 1 класса, наблюдать за ребенком, отслеживать его интересы, искать призвание.

Мама

Мы выросли без всяких профориентологов, и ничего. В 11 классе деваться будет некуда, что-нибудь да выберем. Жизнь подскажет!

Папа
ВЫБИРАЕМ ПРЕДМЕТЫ ДЛЯ СДАЧИ ЕГЭ

В прошлой главе мы сделали первую версию описания проекта ЕГЭ, и начинается он с подготовительного этапа. Результат подготовительного этапа — это выбранные выпускником предметы для сдачи в формате единого государственного экзамена. Если в вашем случае все уже выбрано, то можете переходить к следующей главе, если нет, тогда разбираем техники и приемы, помогающие выпускнику определиться с предметами.

Законодательством определены две группы предметов, которые сдаются в формате ЕГЭ:

● 1-я группа — обязательные учебные предметы: русский язык и математика;

● 2-я группа — учебные предметы по выбору: физика, химия, биология, история, обществознание, география, литература, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и китайский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)[7].

ЕГЭ по математике можно сдавать по одному из двух уровней: базовому или профильному, на выбор выпускника. Если в перечне требуемых для поступления в вуз экзаменов указана математика, то ее необходимо сдавать на профильном уровне.

Перечень обязательных предметов и предметов по выбору необходимо уточнять ежегодно. К примеру, ЕГЭ по математике в качестве обязательного предмета в 2020 и 2021 годах не проводились в связи с коронавирусом. Кроме того, активно обсуждается расширение перечня обязательных предметов для сдачи ЕГЭ, а именно озвучены планы добавить иностранный язык к русскому языку и математике. Минобрнауки намеревалось сделать это к 2022 году и связывает такие изменения с моментом полного перехода старшей школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования[8].

Можно выбрать неограниченное количество предметов для сдачи по выбору. Обычно выпускник, который планирует поступление в вуз, сдает два обязательных предмета и два предмета по выбору.

КАК ВЫБИРАТЬ ПРОФЕССИЮ И ВУЗ

Главная задача подготовительного этапа ЕГЭ — это профориентация. При этом мы хотели бы предложить вам посмотреть на эту задачу не столько как на «постановку диагноза» или «вынесение приговора» (определил профессию — и всю жизнь в ней работаешь), сколько как на осознанный выбор направления развития с учетом индивидуальной ситуации, выбор начала карьеры. Поэтому не надо требовать от детей, чтобы они описали нам план своей жизни до глубокой старости, — такой план далеко не каждый взрослый имеет, и это точно не гарантия успеха, особенно в условиях постоянной нестабильности. Более того, не стоит превращать жизнь семьи в кошмарную пытку с диким стрессом и постоянным давлением на тему «кем ты будешь, чем будешь зарабатывать?». Но, с другой стороны, полностью самоустраниться в надежде, что школа поможет, а ученик сам разберется, тоже не совсем правильно. Лучший вариант — совершить вместе с ребенком удивительное путешествие «познания и понимания себя», помочь ему открыть те области, которые ему интересны, понять свои способности, узнать больше о потребностях общества и сопоставить это все с возможностями вашей семьи. Также вы можете помочь ребенку научиться работать с огромными объемами информации и делать выбор. В XXI веке это очень полезный навык. При этом мы понимаем, что данную работу в идеале должны вести профессиональные карьерные консультанты, профориентологи и психологи. Но здесь мы пишем о том, чем могут помочь родители, опираясь на некоторые базовые понятия. И надо понимать, что обычно никто не знает и не чувствует своего ребенка лучше, чем родители. Так что помощников лучше, чем вы, просто не найти.

Родительский минимум по профориентации

Первое. Предлагаем применить следующие шаги профориентации. Это упрощенный вариант действий при выборе карьерной стратегии (а в нашем случае еще выбора предметов ЕГЭ):

● Шаг 0 — диагностика готовности ребенка к выбору профессии.

● Шаг 1 — анализ ситуации (прояснить склонности, способности ребенка и потребности общества).

● Шаг 2 — выбрать основные сферы интересов (наука, искусство, военная служба, профессиональный спорт и т. д.).

● Шаг 3 — выделить профессии, которые привлекают в ведущих сферах интересов.

● Шаг 4 — подобрать вузы, которые готовят по желаемым специальностям, профессиям, направлениям.

● Шаг 5 — определить предметы для ЕГЭ.

Далее в этой главе мы разберем каждый шаг подробнее.

Второе. Не забывайте про силу мечты. Если в процессе профессионального самоопределения удастся найти, разглядеть, зажечь, поддержать, принять, понять и услышать мечту ребенка — это станет самым большим подарком для всех участников проекта. Сила мечты — самый действенный внутренний мотиватор, помогающий двигаться вперед на всех этапах проекта ЕГЭ. Как та самая путеводная звезда, которая будет освещать выбранный путь. О мотивации вообще и о силе мечты мы подробнее поговорим в главе 10.

Третье. Важнейший аспект — это поддержка семьи. В любом возрасте и на любом этапе проекта ЕГЭ самое главное — это спокойный и уважительный диалог со своим ребенком, теплые, доверительные отношения. Даже если все будет не так, как в книгах, и не все будет получаться, главное, что вы можете дать, — это любовь, тепло, забота и поддержка.

Далее рассмотрим шаги профориентации подробнее.

Следует отметить, что здесь приведен только один из маршрутов движения по выбору предметов ЕГЭ, у вас все может сложиться совершенно по-другому. Возможно, вы используете часть техник, приемов, информации, которые здесь приведены, плюс найдете что-то свое, и это станет вашим рабочим вариантом.

Шаг 0. Диагностика психологической готовности, интереса подростка к выбору профессии и подготовка к такому выбору

Как показывает практика, для большинства подростков заставить себя думать о будущем, тем более в плане выбора профессии, уже большой стресс. Более того, идет достаточное сильное давление со стороны родителей, школы и общества, что создает негативный фон и усиливает беспокойство. Поэтому было бы неплохо сначала создать «плодородную почву» для дальнейшего успешного обсуждения этого вопроса. Наша задача — убрать тревожность, страх, панику, чувство вины и другие негативные эмоции. Иначе подросток окажется не в состоянии погрузиться в проблему выбора. Попробуйте сделать тему профориентации ИНТЕРЕСНОЙ и позитивно окрашенной. Очень важно общаться, снимать тревогу, оказывать поддержку, пробуждать интерес. Самым простым действием может быть диалог о профессиональном выборе, в котором важно понять, что́ ребенок уже знает, думает, понимает в этом вопросе. Проговорить и разобрать все его тревоги, если они есть. Можно рассказать о вашем выборе профессии, что помогло, к чему вы сами пришли. Подобрать подходящие примеры того, как выбирали профессии успешные люди, кумиры подростка.

Шаг 1. Осмотреться, остановиться, понять ребенка и мир вокруг

После того как стало ясно, что подросток эмоционально и морально готов к выбору, что он в состоянии разобраться, в каком направлении развиваться, можно переходить к исследовательской части.

На первом шаге, когда мы только проясняем интересы, способности и потребности, родителям хорошо бы самим понимать, что они помогают школьнику решить одну сложную формулу, и это формула профессии, которая выглядит так:

ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ = ХОЧУ + МОГУ + НАДО[9]

Где:

ХОЧУ — это все, что интересно, к чему лежит душа, желания и склонности человека;

МОГУ — это все, что по силам, по способностям, в том числе уровень знаний, возможности, особенности характера, здоровье;

НАДО — это все, что востребовано обществом; или, по-другому, найдите проблему, которую хотелось бы решать.

Зона пересечения трех областей — это дело жизни, профессия мечты, призвание.

Мой учитель физики рассказывал нам о том, как он мечтал быть летчиком, хорошо учился, тренировался, у него было огромное желание летать. (Очень сильное и понятное ХОЧУ. — Прим. автора.) Но в 10 классе выяснилось, что его зрение не позволит пройти медицинскую комиссию в летное училище. (Его МОГУ никак не совпадало с областью ХОЧУ.) Зато был запрос общества (НАДО) в учителях физики (это было сразу после войны), а он также любил работать с детьми и еще в школе помогал учителям. Его интерес к физике и педагогике совпал с его возможностями по здоровью и потребностями общества, в результате в нашей школе работал прекрасный учитель, любящий свою профессию, детей, востребованный специалист и замечательный человек.

Антонина Сидельникова

Конечно, самому подростку анализировать свои интересы, способности, возможности и актуальные запросы рынка достаточно сложно и необходима помощь родителей. При этом основная задача родителей — наблюдать, обсуждать, фиксировать, соотносить, анализировать на всех этапах жизни ребенка его интересы (ХОЧУ), способности (МОГУ) и востребованность (НАДО). Собранная информация может сильно помочь в выборе профессии и позволит сэкономить ему годы жизни.

Несколько эффективных способов получения данной информации и работы с ней мы перечислим здесь, а в конце главы приведем примеры возможной помощи детям начиная с начальной школы:

● Записать в одном месте (в дневнике или тетради) ваше мнение о зонах ХОЧУ, МОГУ, НАДО для вашего ребенка. Что для него важно и интересно, что у него хорошо получается, в чем заключаются его ограничения. Перечислите его способности и увлечения. Структурно записанный текст хорошо проясняет и упорядочивает мысли. Полученный результат обсудите с супругом (супругой) или другими близкими родственниками. Пока это не окончательные выводы, это только ваше мнение, но после того, как вы все записали и структурировали, многие вопросы станут более ясными, а ваши подсказки более точными и определенными. В этой работе помогают альбомы, дневники, отзывы педагогов, а также фотографии и старые тетради.

● Организовать для ребенка курс профориентации (индивидуальный или групповой). Такой курс можно найти в интернете либо пригласить специалиста (школьного психолога или специалиста-профориентолога, карьерного консультанта).

● Попросить ребенка выполнить тесты по профориентации и диагностике личностных особенностей.

● Предложить подростку использовать для самопознания различные специально разработанные для этих целей книги, рабочие тетради с письменными практиками (заданиями для профориентации): «Ок, что дальше?»[10], «Моя будущая профессия»[11], «Активируй профессиональное определение»[12], «Гид по выбору профессий»[13]. Это лишь несколько примеров того, что можно найти в книжных магазинах.

● Организовать для подростка поездку в профориентационный лагерь.

● Предложить подростку выполнить упражнение «Что мне интересно и насколько?», которое подготовлено в привязке к предметам ЕГЭ. Все основные предметы, которые можно сдавать в формате ЕГЭ, представлены в виде батареек. Одна батарейка не подписана, туда подросток может вписать любой важный для него предмет, который не сдают в формате ЕГЭ, но он ему интересен. Например: футбол, театр, живопись, дизайн, компьютерные игры, финансы, кулинария, гитара, автомобили и т. д. Каждому предмету необходимо поставить оценку или выбрать уровень заряда батареи, который соответствует уровню интереса к предмету по десятибалльной шкале (подписать цифру или заштриховать батарейку до определенного уровня).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ЕГЭ без истерик. Как спокойно подготовиться к любому экзамену предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

7

Приказ Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07.11.2018 (с изм. от 24.11.2020) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2018 № 52952), п. 8, раздел II.

8

https://open.edu.gov.ru/faq/#type=2.

9

«Формула профессий» основана на идеях известного русского профориентолога Е. А. Климова. См: Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.

10

Smart Course. Ок, что дальше? Как превратить мечту в профессию. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.

11

Кузнецов К. Г., Кувшинова О. Л. Моя будущая профессия: Тесты по профессиональной ориентации школьников, 8 класс. — М.: Просвещение, 2021.

12

Леонова Е. Н., Борисов Д. К. Профориентация: Активируй профессиональное определение. — Ижевск: Непарта, 2020.

13

Тауэрс Х., Имоджен Г. Гид по выбору профессий: Иллюстрированное руководство по поиску профессий. — М.: Эксмо, 2016.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я