Эта книга нужна родителям школьников всех возрастов, ведь большинство сдает свой первый экзамен уже в 4-м классе, но особенно пригодится родителям выпускников. А когда не знаешь, с какой стороны подступиться к подготовке, уровень стресса зашкаливает и мозг отказывается мыслить. Марианна Лукашенко и Антонина Сидельникова уже много лет учат детей и взрослых максимально эффективно использовать доступное время для решения каждодневных задач. Они предлагают родителям не паниковать, а спокойно разобраться, что нужно для сдачи любого важного экзамена, разделить подготовку к нему на этапы, сформулировать четкие цели и задачи для каждого, определить, какие ресурсы, в том числе временные, необходимы, и составить график работы. Прочитав эту книгу, вы вместе с ребенком составите план подготовки к любому экзамену, научитесь грамотно распределять время между работой и отдыхом, ставить ясные и измеримые цели и оценивать ваши возможности. И самое полезное: методика подходит для подготовки ко всем видам экзаменов: ГИА, ОГЭ, ЕГЭ и даже в 5 класс.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги ЕГЭ без истерик. Как спокойно подготовиться к любому экзамену предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Подготовительный этап. Определяем цель
Какой предмет на ЕГЭ выберешь, так потом всю жизнь и проведешь!
После прочтения данной главы вы:
● сможете помочь подростку выбрать предметы, которые он будет сдавать на ЕГЭ;
● узнаете возможный путь и критерии, по которым выбирают профессию и вуз;
● если есть еще несколько лет до ЕГЭ, узнаете перечень возможных действий родителей по профориентации детей начиная с 1 класса.
Предметы к ЕГЭ надо подбирать с 1 класса, наблюдать за ребенком, отслеживать его интересы, искать призвание.
Мы выросли без всяких профориентологов, и ничего. В 11 классе деваться будет некуда, что-нибудь да выберем. Жизнь подскажет!
В прошлой главе мы сделали первую версию описания проекта ЕГЭ, и начинается он с подготовительного этапа. Результат подготовительного этапа — это выбранные выпускником предметы для сдачи в формате единого государственного экзамена. Если в вашем случае все уже выбрано, то можете переходить к следующей главе, если нет, тогда разбираем техники и приемы, помогающие выпускнику определиться с предметами.
Законодательством определены две группы предметов, которые сдаются в формате ЕГЭ:
● 1-я группа — обязательные учебные предметы: русский язык и математика;
● 2-я группа — учебные предметы по выбору: физика, химия, биология, история, обществознание, география, литература, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и китайский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)[7].
ЕГЭ по математике можно сдавать по одному из двух уровней: базовому или профильному, на выбор выпускника. Если в перечне требуемых для поступления в вуз экзаменов указана математика, то ее необходимо сдавать на профильном уровне.
Перечень обязательных предметов и предметов по выбору необходимо уточнять ежегодно. К примеру, ЕГЭ по математике в качестве обязательного предмета в 2020 и 2021 годах не проводились в связи с коронавирусом. Кроме того, активно обсуждается расширение перечня обязательных предметов для сдачи ЕГЭ, а именно озвучены планы добавить иностранный язык к русскому языку и математике. Минобрнауки намеревалось сделать это к 2022 году и связывает такие изменения с моментом полного перехода старшей школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования[8].
Можно выбрать неограниченное количество предметов для сдачи по выбору. Обычно выпускник, который планирует поступление в вуз, сдает два обязательных предмета и два предмета по выбору.
Главная задача подготовительного этапа ЕГЭ — это профориентация. При этом мы хотели бы предложить вам посмотреть на эту задачу не столько как на «постановку диагноза» или «вынесение приговора» (определил профессию — и всю жизнь в ней работаешь), сколько как на осознанный выбор направления развития с учетом индивидуальной ситуации, выбор начала карьеры. Поэтому не надо требовать от детей, чтобы они описали нам план своей жизни до глубокой старости, — такой план далеко не каждый взрослый имеет, и это точно не гарантия успеха, особенно в условиях постоянной нестабильности. Более того, не стоит превращать жизнь семьи в кошмарную пытку с диким стрессом и постоянным давлением на тему «кем ты будешь, чем будешь зарабатывать?». Но, с другой стороны, полностью самоустраниться в надежде, что школа поможет, а ученик сам разберется, тоже не совсем правильно. Лучший вариант — совершить вместе с ребенком удивительное путешествие «познания и понимания себя», помочь ему открыть те области, которые ему интересны, понять свои способности, узнать больше о потребностях общества и сопоставить это все с возможностями вашей семьи. Также вы можете помочь ребенку научиться работать с огромными объемами информации и делать выбор. В XXI веке это очень полезный навык. При этом мы понимаем, что данную работу в идеале должны вести профессиональные карьерные консультанты, профориентологи и психологи. Но здесь мы пишем о том, чем могут помочь родители, опираясь на некоторые базовые понятия. И надо понимать, что обычно никто не знает и не чувствует своего ребенка лучше, чем родители. Так что помощников лучше, чем вы, просто не найти.
Первое. Предлагаем применить следующие шаги профориентации. Это упрощенный вариант действий при выборе карьерной стратегии (а в нашем случае еще выбора предметов ЕГЭ):
● Шаг 0 — диагностика готовности ребенка к выбору профессии.
● Шаг 1 — анализ ситуации (прояснить склонности, способности ребенка и потребности общества).
● Шаг 2 — выбрать основные сферы интересов (наука, искусство, военная служба, профессиональный спорт и т. д.).
● Шаг 3 — выделить профессии, которые привлекают в ведущих сферах интересов.
● Шаг 4 — подобрать вузы, которые готовят по желаемым специальностям, профессиям, направлениям.
● Шаг 5 — определить предметы для ЕГЭ.
Далее в этой главе мы разберем каждый шаг подробнее.
Второе. Не забывайте про силу мечты. Если в процессе профессионального самоопределения удастся найти, разглядеть, зажечь, поддержать, принять, понять и услышать мечту ребенка — это станет самым большим подарком для всех участников проекта. Сила мечты — самый действенный внутренний мотиватор, помогающий двигаться вперед на всех этапах проекта ЕГЭ. Как та самая путеводная звезда, которая будет освещать выбранный путь. О мотивации вообще и о силе мечты мы подробнее поговорим в главе 10.
Третье. Важнейший аспект — это поддержка семьи. В любом возрасте и на любом этапе проекта ЕГЭ самое главное — это спокойный и уважительный диалог со своим ребенком, теплые, доверительные отношения. Даже если все будет не так, как в книгах, и не все будет получаться, главное, что вы можете дать, — это любовь, тепло, забота и поддержка.
Далее рассмотрим шаги профориентации подробнее.
Следует отметить, что здесь приведен только один из маршрутов движения по выбору предметов ЕГЭ, у вас все может сложиться совершенно по-другому. Возможно, вы используете часть техник, приемов, информации, которые здесь приведены, плюс найдете что-то свое, и это станет вашим рабочим вариантом.
Как показывает практика, для большинства подростков заставить себя думать о будущем, тем более в плане выбора профессии, уже большой стресс. Более того, идет достаточное сильное давление со стороны родителей, школы и общества, что создает негативный фон и усиливает беспокойство. Поэтому было бы неплохо сначала создать «плодородную почву» для дальнейшего успешного обсуждения этого вопроса. Наша задача — убрать тревожность, страх, панику, чувство вины и другие негативные эмоции. Иначе подросток окажется не в состоянии погрузиться в проблему выбора. Попробуйте сделать тему профориентации ИНТЕРЕСНОЙ и позитивно окрашенной. Очень важно общаться, снимать тревогу, оказывать поддержку, пробуждать интерес. Самым простым действием может быть диалог о профессиональном выборе, в котором важно понять, что́ ребенок уже знает, думает, понимает в этом вопросе. Проговорить и разобрать все его тревоги, если они есть. Можно рассказать о вашем выборе профессии, что помогло, к чему вы сами пришли. Подобрать подходящие примеры того, как выбирали профессии успешные люди, кумиры подростка.
После того как стало ясно, что подросток эмоционально и морально готов к выбору, что он в состоянии разобраться, в каком направлении развиваться, можно переходить к исследовательской части.
На первом шаге, когда мы только проясняем интересы, способности и потребности, родителям хорошо бы самим понимать, что они помогают школьнику решить одну сложную формулу, и это формула профессии, которая выглядит так:
ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ = ХОЧУ + МОГУ + НАДО[9]
Где:
ХОЧУ — это все, что интересно, к чему лежит душа, желания и склонности человека;
МОГУ — это все, что по силам, по способностям, в том числе уровень знаний, возможности, особенности характера, здоровье;
НАДО — это все, что востребовано обществом; или, по-другому, найдите проблему, которую хотелось бы решать.
Зона пересечения трех областей — это дело жизни, профессия мечты, призвание.
Мой учитель физики рассказывал нам о том, как он мечтал быть летчиком, хорошо учился, тренировался, у него было огромное желание летать. (Очень сильное и понятное ХОЧУ. — Прим. автора.) Но в 10 классе выяснилось, что его зрение не позволит пройти медицинскую комиссию в летное училище. (Его МОГУ никак не совпадало с областью ХОЧУ.) Зато был запрос общества (НАДО) в учителях физики (это было сразу после войны), а он также любил работать с детьми и еще в школе помогал учителям. Его интерес к физике и педагогике совпал с его возможностями по здоровью и потребностями общества, в результате в нашей школе работал прекрасный учитель, любящий свою профессию, детей, востребованный специалист и замечательный человек.
Конечно, самому подростку анализировать свои интересы, способности, возможности и актуальные запросы рынка достаточно сложно и необходима помощь родителей. При этом основная задача родителей — наблюдать, обсуждать, фиксировать, соотносить, анализировать на всех этапах жизни ребенка его интересы (ХОЧУ), способности (МОГУ) и востребованность (НАДО). Собранная информация может сильно помочь в выборе профессии и позволит сэкономить ему годы жизни.
Несколько эффективных способов получения данной информации и работы с ней мы перечислим здесь, а в конце главы приведем примеры возможной помощи детям начиная с начальной школы:
● Записать в одном месте (в дневнике или тетради) ваше мнение о зонах ХОЧУ, МОГУ, НАДО для вашего ребенка. Что для него важно и интересно, что у него хорошо получается, в чем заключаются его ограничения. Перечислите его способности и увлечения. Структурно записанный текст хорошо проясняет и упорядочивает мысли. Полученный результат обсудите с супругом (супругой) или другими близкими родственниками. Пока это не окончательные выводы, это только ваше мнение, но после того, как вы все записали и структурировали, многие вопросы станут более ясными, а ваши подсказки более точными и определенными. В этой работе помогают альбомы, дневники, отзывы педагогов, а также фотографии и старые тетради.
● Организовать для ребенка курс профориентации (индивидуальный или групповой). Такой курс можно найти в интернете либо пригласить специалиста (школьного психолога или специалиста-профориентолога, карьерного консультанта).
● Попросить ребенка выполнить тесты по профориентации и диагностике личностных особенностей.
● Предложить подростку использовать для самопознания различные специально разработанные для этих целей книги, рабочие тетради с письменными практиками (заданиями для профориентации): «Ок, что дальше?»[10], «Моя будущая профессия»[11], «Активируй профессиональное определение»[12], «Гид по выбору профессий»[13]. Это лишь несколько примеров того, что можно найти в книжных магазинах.
● Организовать для подростка поездку в профориентационный лагерь.
● Предложить подростку выполнить упражнение «Что мне интересно и насколько?», которое подготовлено в привязке к предметам ЕГЭ. Все основные предметы, которые можно сдавать в формате ЕГЭ, представлены в виде батареек. Одна батарейка не подписана, туда подросток может вписать любой важный для него предмет, который не сдают в формате ЕГЭ, но он ему интересен. Например: футбол, театр, живопись, дизайн, компьютерные игры, финансы, кулинария, гитара, автомобили и т. д. Каждому предмету необходимо поставить оценку или выбрать уровень заряда батареи, который соответствует уровню интереса к предмету по десятибалльной шкале (подписать цифру или заштриховать батарейку до определенного уровня).
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги ЕГЭ без истерик. Как спокойно подготовиться к любому экзамену предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
7
Приказ Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07.11.2018 (с изм. от 24.11.2020) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2018 № 52952), п. 8, раздел II.
9
«Формула профессий» основана на идеях известного русского профориентолога Е. А. Климова. См: Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.
10
Smart Course. Ок, что дальше? Как превратить мечту в профессию. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.
11
Кузнецов К. Г., Кувшинова О. Л. Моя будущая профессия: Тесты по профессиональной ориентации школьников, 8 класс. — М.: Просвещение, 2021.