Обратная сторона успеха

Мардон Анваров

Я задумывал эту книгу как рассказ о принципах, которые привели к успеху меня и команду, трудившуюся над проектом PAYMO. Наш успех не был везением. Больше шести лет работы упорного труда, но получаться стало только в тот момент, когда я отказался от иллюзий, фантазий и стал строить компанию по новым принципам ведения бизнеса.

Оглавление

Вся хвала и слава принадлежит Всевышнему Аллаху. Поблагодарить хочу своих родителей, которые вырастили и посвятили свою жизнь и любовь. Благодарю всех членов своей семьи и спутницу жизни, которая всегда рядом и мотивируют меня на новые свершения. Особенно благодарен своему брату, который всегда поддерживает и больше меня верит в мой успех. Низкий поклон моим Учителям по школе, университетам, бизнесу и жизни. Отдельные слова признательности друзьям и особенно врагам. Также благодарен старшим товарищам, которые учат мудрости жизни простыми примерами. Важно отметить словами благодарностиоих редакторов Ольгу и Шерзода, и Сергея который мотивировал меня написать эту книгу. Спасибо всем!

Редактор Ольга Соломатина

Редактор Шерзод Эрматов

Дизайнер обложки Ровшан Кидрячев

© Мардон Анваров, 2023

© Ровшан Кидрячев, дизайн обложки, 2023

ISBN 978-5-0059-6896-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

О чем мечтает каждый предприниматель, каждый IT-стартапер?

И отчаянные фантазеры, и романтики надеются, что их продукт будет востребован на рынке. Что приложение, сервис будет популярен у пользователей, а компания станет невероятно успешной. Ждут щедрых инвесторов. И я тоже ждал. Особенно, когда счет шел на месяцы, и без успешного привлечения инвестиций во втором раунде мой проект — платежная система с гибкими решениями для финтех отрасли PAYMO — не выжил бы. Инвестора удалось убедить, мы окрепли. Вслед за успехом пришел покупатель бизнеса — стратег, который в ускоренном темпе оцифровал свою экосистему.

Я задумывал эту книгу как рассказ о принципах, которые привели к успеху меня и команду, трудившуюся над проектом PAYMO. Наш успех не был везением. Больше шести лет работы упорного труда, но получаться стало только в тот момент, когда я отказался от иллюзий, фантазий и стал строить компанию по новым принципам ведения бизнеса.

Каким? Коротко говоря — продуктом, который не снимает боль, не решает проблему клиента, попросту не будут пользоваться. Для себя и для команды я сформулировал задачу: наш продукт должен решать проблемы отрасли, помогать и упрощать пользователям проведение платежей. Когда мы начали действовать согласно новым целям, к PAYMO пришел успех. А следом — институциональные и стратегические инвесторы.

Об этом процессе, об осознании, упорстве и вере я собирался писать изначально. Но во время работы над рукописью осознал, что PAYMO все больше и больше становится для меня хоть и важным, но только одним из удавшихся проектов, одним из моих бизнесов. Другие компании и планы стали захватывать меня больше. Тогда я заметил, что все другие успешные проекты построены по аналогичным принципам, сложившимся в процессе создания PAYMO. Поэтому центральное место в книге решено было посвятить истории создания платежного сервиса. Кроме того, я счел важным поделиться больше, чем просто создание успешного стартапа — правилами, которые помогают нам разбираться в бизнесах вне зависимости от сектора экономики или страны ведения дел. Эти принципы касаются и личности, а не только профессиональной сферы. Я вижу закономерности и пишу о них.

Скептик заметит, что задним числом легко объяснять успех в бизнесе. Особенно, если оставить за кадром неудачные решения, важные детали и подробности. Если забыть о неделях и месяцах, когда все шло не так, но будто сама судьба вставала на нашу сторону.

Будем объективны. Во-первых, об ошибках и неудачах я тоже честно рассказываю. Во-вторых, если присмотреться внимательно к успешным частным компаниям, легко заметить, что каждый частный бизнес — это отражение человека, который его создал и управляет командой. А за каждым предпринимателем стоит определенный набор ценностей и жизненных правил, которые и приводят к успеху. Или к топтанию на месте. Или к провалу. Наши привычки формируют характер. А характер по своей природе равен образу жизни, который мы ведем. Характер и образ жизни, нравится это или нет, формируют вашу судьбу. И мою судьбу. В-третьих, я знаю и пишу в книге о том, какие именно принципы сформировали основу PAYMO и помогают реализовываться другим проектам.

В этой книге я не только делюсь предпринимательским опытом на примере истории создания, развития и успешного выхода сервиса приема онлайн-платежей PAYMO, который обслуживает и офлайн-, и онлайн-рынок. Я рассказываю о процессе превращения стартапа-аутсайдера в лидера рынка в своих нишах. В сервис, который нашими усилиями стал неотъемлемой частью бизнес-процессов крупнейших российских банков, страховых и управляющих компаний жилищно-коммунальных хозяйств, микрофинансовых институтов, инвестиционных брокеров и трейдеров, торгово-сервисных предприятий в электронной коммерции. Я пишу о принципах, по которым мы приходим к победам и к поражениям. Моя цель — рассказать, как нам удалось выжить и заработать. Об ошибках, просчетах и верных решениях. Я пишу больше, чем о создании и развитии одной компании — обо всем моем опыте в бизнесе, о предпринимательском опыте в целом, делюсь всем, что знаю.

Из книги вы узнаете, каково это, начать проект в высококонкурентной нише, но — к сожалению или к счастью — поняв это довольно поздно, когда отступать некуда, когда или победа, или позор. Почему так получилось у нас? Хм. Это довольно распространенная ошибка. Не ошибка даже, а типичные обстоятельства, в которых оказывается большинство стартаперов, начинающих проект раньше, чем досконально проанализируют рынок. И если отступать, как в нашем случае, действительно некуда, начинается поиск эффективной бизнес-модели. Упрощая: вы начинаете искать способы выжить, не сойти с ума, сохранить партнеров, команду и семью. И в то же время превратить идею в настоящую машину по зарабатыванию денег. Чтобы затем с выгодой ее продать. Или же, как в случае с моим проектом, придерживаться первой бизнес-модели и адаптировать ее под рынок.

Свою бизнес-модель мы создали еще в 2015 году. Каким-то совершенно невероятным образом, вопреки нашему незнанию рынка, на котором мы собирались лидировать, первая и единственная наша модель бизнеса оказалась жизнеспособной. Она оправдала себя, минимум, на 80%. Нужно было только дать времени время: найти инвесторов, чтобы купить месяцы и годы — дать нашим разработчикам время для создания и совершенствования программного обеспечения. А мне и партнерам — время для поиска крупных клиентов, инвесторов и покупателей.

Я пишу без купюр и бахвальства о том, как мы годами реинвестировали прибыль в развитие и R&D, правильно ли это. О том, как мы совершали ошибки — от малых до великих (а как иначе?), но справились. Хочу поделиться с вами знаниями о сложных экономических и управленческих вопросах и решениях, с которыми сталкивается каждый бизнесмен. Я пишу о стратегиях создания и тестирования бизнес-моделей, выстраивания отношений с партнерами и клиентами, своих принципах и правилах в жизни и предпринимательстве. Потому что каждая компания, повторюсь — отражение личности собственника. Во время работы над книгой я убедился в этом снова — как ни старался, мне не удалось оставить за текстом ни личную судьбу, ни волю Аллаха, Милостивого и Милосердного.

Пришло время делиться знаниями. Вы найдете на этих страницах не умозрительные рассуждения, а практический опыт: мой, компаний, в которых я работал и которыми сейчас управляю, партнеров и клиентов — представителей многих известных компаний. Я хочу зафиксировать все на бумаге, потому что понимаю, что время сотрет яркость воспоминаний, забудутся нюансы, которые могут пригодиться IT-стартаперам, предпринимателям, если они заняты сейчас созданием или развитием собственного бизнеса.

Книга позволит вам оценить собственную готовность начать бизнес. Или проанализировать бизнес-процессы в вашей компании, если она уже есть. Задуматься о переходе от вашей гениальной идеи к бизнес-модели, тестированию концепции в реалиях, а не в бумажных или электронных презентациях, выводе продукта на рынок, о системе управленческого учета, кадровой политики и принятия решений в компании. Перед вами — база знаний, применимая в любой капиталистической и в альтернативных экономиках.

Я надеюсь, книга поможет вам глубже осознать и собственные жизненные принципы. Заметить, каким образом выбранная стратегия приводит вас к успеху или к провалу. И, думаю, самое важное — здесь вы найдете рассказ о главных ошибках и просчетах. Почему это самое важное? Потому что это информация, которой обычно не делятся публично, но которая может помочь вам сохранить и приумножить, спасти компанию в кризисы, или намеренно дать ей умереть. Ведь у каждого успеха есть и обратная сторона — никому не рассказанная правда с привкусом горечи. Читая, вы сможете примерить на себя и решить — какую цену вы готовы заплатить за реализацию желаний, а какая для вас слишком высока.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я