Воложинская иешива была еврейским учебным заведением, слава которого гремела на весь мир. Из ее стен вышли многие значительные фигуры, известные личности. Ее история заслуживает внимания, а ее здание является памятником архитектуры. Но сегодня зданию иешивы требуется реконструкция, оно плачет, взывая о помощи.В книге пересказано об истории Воложинской иешивы, о проблемах, связанных с плачевным состоянием ее здания и необходимостью реконструкции, о возглавлявших ее раввинах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Слава и плач Воложинской иешивы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
I Об иешиве в Воложине
Воложинская иешива на старинной открытке
«Не толькі з усёй Расеі ды Еўропы, але і з усяго свету — з Амерыкі, нават Японіі прыязджаюць сюды вучыцца на рабінаў. (…) і жыды тутэйшыя (…) не трайкочуць яны, як тыя сарокі, чужой мовай; не, яны моцна трымаюцца сваёй веры, звычаяў, мовы…».
(Ядвигин Ш. (Антон Левицкий), 1910) [1]
Воложинская иешива в несколько обновленном виде. Источник: https://vedaj.by/index.php/ru/goroda/minsk/wal/volozhin
1.1 Понятие иешивы вообще и иешивы в Воложине. О создании иешивы в Воложине
«Воложинская ешива со времени основания отличалась от других подобных заведений и методикой обучения, и организацией. Средства на нее собирались не только в Воложине, но и приходили из самых дальних мест, даже из-за границы. В результате ешива оказалась свободной от какого-либо местного влияния и давления». (Александр Локшин. «Древний наш светоч». [2]
Понятие иешивы вообще и иешивы в Воложине
Воложин фото. Воложинская ешива. Источник: http://shtetlroutes.eu/en/the-jeshivot-route/
«Немало ешив, основанных в XIX веке по образцу Воложина, существуют и по сей день в Израиле, Америке и России. Семена, посеянные в ту давнюю пору, продолжают плодоносить и сегодня». (Александр Локшин. «Древний наш светоч…»)
Александр Локшин. «Древний наш светоч…» (Из истории Воложинской ешивы) [2]
Под иешивой принято понимание высшего религиозного заведения, в котором предусматривается изучение Талмуда и ведется подготовка ученых к получению ими звания раввина. Иешива является центром иудейской мысли и местом, где воспитывается духовная элита еврейства.
Иешива, действовавшая в Воложине, была первым высшим духовным учебным заведением, предназначавшимся для подготовки раввинов на восточноевропейских землях.
Иешива в Воложине, 2014, фото: Павел Санько http://shtetlroutes.eu/en/the-jeshivot-route/
Воложинскую иешиву зачастую по праву называют на иврите «Эм Ха-Ешивот» («матерью иешив»). В прежние далекие времена в ней имело место проживание великих раввинов, работавших настолько хорошо, что их имена оказались известны евреям во всем мире.
В иешиве Воложина проходило обучение Рэбхая Кука — главного раввина государства Израиль.
Иешива существовала долгое время, однако ее из-за разных причин 3 раза закрывали. Она вновь открывалась, возобновляя свою деятельность и продолжая свое развитие.
О создании иешивы в Воложине
«Ешивы существовали в каждом заметном городе Западного края, но именно ешива в городке Воложин Ошмянского уезда Виленской губернии (ныне районный центр Минской области Белоруссии), открытая в самом начале XIX века (по всей видимости, в 1802 году), оказалась первым учебным заведением нового типа и стала своеобразным образцом для других ешив в черте оседлости». (Александр Локшин. «Древний наш светоч…») [2]
Иешива в Воложине. Фото © К. Шастоўскі. Источник: https://www.radzima.org/ru/foto-albom/3208.html?id_gallery=4748
Возникновение в Воложине иешивы обязано великому Виленскому Гаону (Элияху бен Шломо Залману) несмотря на ее функционирование уже после ухода Гаона из жизни. Заниматься преподаванием в Воложинской иешиве Гаон поручил лучшему своему ученику — Хаиму Воложинскому (являвшемуся уроженцем этих мест).
Некоторые полагают, что создание воложинской иешивы связано было с необходимостью создания преграды на пути распространения среди молодых людей еврейской национальности хасидизма. Однако это неверное суждение. Александр Локшин в статье «Древний наш светоч» пишет [2]:
Профессор Еврейского университета в Иерусалиме Шауль Штампфер. Источник: http://jgaliciabukovina.net/sites/default/files/doc_file/stampfe-syllabus-kiev.pdf
«Профессор Еврейского университета в Иерусалиме Шауль Штампфер в своем недавнем исследовании отмечает, что открыть новую ешиву р. Хаима побудило отнюдь не стремление противостоять хасидизму. Да и критика этого учения в его главном труде „Нефеш а-Хаим“ отличалась крайней осторожностью, что было нетипично для полемических сочинений того времени. Более того, р. Хаиму принадлежит заслуга установления терпимых отношений между хасидами и их противниками-митнагдим. По преданию, р. Хаим встречался в Минске с р. Шнеуром-Залманом из Ляд — основателем движения Хабад. Во время беседы Хаим Воложинский признал, что оппоненты хасидов часто поступали с последними несправедливо. Исследователь приходит к выводу, что р. Хаим стремился прежде всего помочь молодым людям в изучении Торы, а вовсе не бороться с определенными течениями внутри иудаизма».
Раввином Хаимом Воложинером в своей иешиве было обеспечено использование нового, установленного самим Виленским Гаоном, метода преподавания Талмуда, состоявшего в анализе текстов и понимании их обычных значений.
Таким образом, Воложину суждено было оказаться центром, в который отправлялись юноши-евреи из разных уголков мира, чтобы добиться расширения имевшихся у них базовых знаний.
Согласно преданию [3]:
Элияху Бен Шломо Залман. Виленский Гаон. Источник: https://religions.unian.net/judaism
«В это время в Вильно уже существовали две йешивы, однако раввин Хаим решил основать новую — возможно, чтобы выйти из-под влияния виленской общинной администрации, страдавшей внутренними раздорами, и самое главное, чтобы организовать изучение Талмуда в соответствии со своими собственными взглядами. Он противился традиционно устоявшемуся правилу проживания учеников йешив в семьях, за пределами йешивы. Не хотел допустить попадания учащихся под влияние внешней среды. Для этого он взял на себя обеспечение учеников средствами к существованию. Для сбора средств на йешиву он обратился к еврейским общинам. В результате Воложинская йешива стала не просто местным учебным заведением, а предприятием всей литовской общины (миснагдим) и прототипом всех литовских йешив, основанных после этого».
1.2 Проведение занятий. После смерти рабби Хаима
Проведение занятий в иешиве в Воложине
Здание Воложинской ешивы. Воложин, Виленская губерния. Фотография начала XX века. Источник: http://wiki-org.ru/wiki/Воложинская_иешива
Проведение занятий в иешиве в Воложине официально началось в 1806-м г. Руководимые р. Хаимом поначалу в ней проходили обучение лишь десять юношей. Но иешиве суждено было быстро приобрести большую славу, поэтому на учебу в нее стали прибывать молодые люди со всех уголков мира.
Она стала высоко цениться и в России, настолько, что в 1812-м г. военным губернатором Виленского края р. Хаиму для защиты был выдан документ, являвшийся приказом «всем воинским частям российской армии защищать его и студентов и оказывать им всяческую помощь». В данное время в иешиве уже обучалось сто студентов, для которых было обеспечено возведение деревянного здания иешивы.
Лекции в основном читались самим р. Хаимом, его зятем р. Гилелем, раввином города Гродно, и его сыном р. Ицхаком. Здание иешивы вмещало в своих стенах до четырех сотен слушателей (иногда их было даже еще больше).
Здание бывшей иешивы в Воложине. Источник: http://phys.wiki-wiki.ru/wp/index.php/Воложинская_иешива
В Воложинской иешиве были свои, строго выполняемые правила, благодаря которым она, собственно, и обрела известность. В нее не принимались все желающие, в ней позволяли учиться лишь юношам, проявлявшим высокие способности в плане понимания Талмуда.
Среди правил иешивы были следующие [4]:
«Слушатели иешивы находились на полном материальном обеспечении. Каждый ученик должен был участвовать в коллективной утренней молитве, которая начиналась в 8 часов. Затем наступало время завтрака. Время от 10 до 13 часов отдавалось изучению Талмуда. После часового обеда опять наступало время молитвы, а затем до 20 часов продолжались занятия».
В Воложине очень пеклись об умении студентов работать самостоятельно. Лекции посещать не заставляли, ешиботники не озадачивались сдачей формальных экзаменов. Рош-ешивой время от времени велись со студентами беседы, и это позволяло ему получать вполне достаточное представление об их достижениях в плане усвоения знаний.
В учебном заведении [2]:
Воложин, иешива, 1964 год. Яичная темпера. Художник — Анатолий Наливаев. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Воложинская_иешива#/media/File:Volozhin_-_ieshiva_1964_Anatoly_Nalivae
«не было отделений или классов, хотя в нем обучались люди с разным опытом и знаниями. Несмотря на возникавшие изредка конфликты, в ешиве многие годы царил дух семьи. Порой молодой учащийся добивался совместных занятий со старшим ешиботником, обычно за скромную плату.
Каждый ученик был предоставлен самому себе, и его успехи зависели от способностей и усидчивости; в то же время все учащиеся проникнуты были духом своей школы: ощущением полной духовной общности. Эта общность проявлялась и в практических делах: учащиеся оказывали друг другу материальную поддержку… Забота о содержании школы и учащихся была одной из обязанностей главы ешибота».
Когда завершалась вечерняя молитва и проходил ужин, некоторые студенты занимались самостоятельно до наступления полуночи, иные отдыхали до 3-х часов ночи, а затем их учеба начиналась вновь.
Образование в иешиве не ограничивалось официальными занятиями, студенты должны были еще усердно заниматься самообразованием.
После ухода из жизни рабби Хаима
Воложинская иешива. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Volozhyn_yeshiva_1
Когда рабби Хаим умер, Воложинскую иешиву возглавил его сын р. Ицхак. Произошло это в 1821-м г. А в 1824-м году российскими властями было принято решение о закрытии учебного заведения, причем имело место издание соответствующего приказа. Несмотря на это продолжилось его функционирование и даже расширение. Количество студентов доросло до двух сотен, и обеспечилось строительство новых зданий.
Иешива в Воложине превратилась в одно из главнейших еврейских учреждений на территории России. А возглавлявшего иешиву раввина российские власти считали одним из лидеров еврейства на просторах всей Российской империи.
Год 1843-й. В данном году российскими высшими властями было принято решение о созыве раввинской конференции с целью обсуждения проблемы, касавшейся еврейского образования (согласно рекомендациям «еврейского комитета»). Р. Ицхака пригласили в город Санкт-Петербург. Это для него оказался хороший шанс [3]:
Воложинская иешива в прошлом
«Он воспользовался этой возможностью, чтобы получить официальное признание йешивы, предъявив в министерстве образования защитное письмо, выданное в своё время его отцу».
Год 1849-й [3]:
«рабби Элиэзер Ицхак Фрид был назначен главой йешивы, а рабби Нафтали Цви Йехуда Берлин проректором».
1.3 После ухода из жизни рабби Ицхака. Кампания правительства против традиционных религиозных учебных заведений
Источник: https://www.imrey.org/нацив-из-воложина
После ухода из жизни рабби Ицхака
Год 1854-й. это был год ухода из жизни р. Элиэзера Ицхака, после чего [3]:
«и рабби Берлин, и внук рабби Хаима, рабби Йосеф Бер Соловейчик, были назначены руководителями воложинской йешивы. Между ними начался спор по поводу методов обучения».
Поскольку наличие спора было способно поставить вопрос о невозможности существования иешивы [3]:
«делегация видных литовских раввинов, в том числе Давид Тевеле из Минска, Иосиф Слуцкий, Исаак Эльханан Спектор из Ковно и Зеев Магид из Вильно, прибыла к Воложин для того, чтобы урегулировать эти споры. Комитет постановил, что рабби Берлин должен быть главным в йешиве, а рабби Йосеф Бер его заместителем. С тех пор йешиву возглавили два человека — галава йешивы и его заместитель».
Кампания российского правительства против традиционных религиозных учебных заведений
Воложинская иешива. Видео на youtube. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=ek2dxlbad8o
Период завершения 1850-х годов [3]:
«российское правительство возобновило кампанию против традиционных религиозных учебных заведений — хедеров и йешив. Согласно правительственным инструкциям, кандидатом в казённые раввины мог быть выпускник раввинского училища (с 1873 года — еврейского учительского института). К примеру, казённое раввинское училище в Вильно существовало с 1847 года. Казённые раввины утверждались губернскими властями, от них они и получали свидетельство на звание раввина. Именно казённый раввин представлял еврейскую общину в правительственных учреждениях. В обязанности казённого раввина входило принимать присягу у евреев — новобранцев, вести книги записей рождений, бракосочетаний, смертей, в дни государственных праздников и тезоименинства императора произносить в синагоге патриотические проповеди на русском языке».
Правительством предусматривалось, что [3]:
«казённый раввин явится духовным пастырем общины и будет «наблюдать, чтобы в общественном богослужении и обрядах веры были сохраняемы установленные правила. Объяснять евреям законы их и разрешать встречающиеся в оных недоумения».
Против традиционных религиозных иешив выступали и поборники не являвшегося религиозным знания [3]:
«Они посылали меморандумы назначенному государством еврейскому комитету с просьбой закрыть йешивы как «питомники фанатичных раввинов».
Власти же, скорее всего, полагали, что [3]:
«пока йешивы продолжают существовать, выпускники государственных раввинских семинарий не будут приняты на посты раввинов, и что йешива в Воложине есть главный конкурент государственных раввинских семинарий».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Слава и плач Воложинской иешивы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других