Об известных евреях Сморгони и Сморгонщины

Маргарита Акулич

В книге рассказано об известных евреях Сморгони и Сморгонщины.Удивительные люди, многие из которых были реально выдающимися личностями, с интересными, порой непростыми, даже трагичными судьбами…Книга имеет образовательный и культурный характер.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Об известных евреях Сморгони и Сморгонщины предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

IV Аба Лейбович Гордин

Аба (Меир Аба бен Йеhуда-Лейб, Аба Львович) Гордин. Источник: http://www.ejwiki.org/wiki/Файл:AbaGordin.jpg

«А. Гордин — один из немногих представителей еврейского анархистского движения, информация о жизненном пути которых нашла отражение в таких академических изданиях, как „Энциклопедия иудаика“ (на англ. яз.), „Энциклопедия hа-иврит“ (на яз. иврит), а также „Лексикон современной ивритской литературы“ (на яз. иврит)». [18]

4.1 Представление и начальная биография. Влияние на образование

Представление и начальная биография

Аба Лейбович (Меир Аба бен Йеhуда-Лейб, Александр Львович) Гордин известен в качестве еврейского философа, писателя и поэта, писавшего на идише, иврите, русском и английском языках, издателя, редактора, переводчика, одного из основных идеологов еврейского анархистского движения, еврейского педагога. Писал (в т. ч. совместно со своим братом Зеевом-Вольфом — с использованием псевдонима «Братья Гордины»).

Являлся теоретиком анархизма, создателем особого направления — анархо-индивидуализма (анархо-универсализма, интериндивидуализма).

Рождение его произошло в Михалишках, находившихся близ Сморгони, под Вильной, в 1887-м году (третьего мая) в семье раввина Лейба Гордина и Хаи-Эстер Миллер. Уход из жизни датируется двадцать первым (или двадцать третьим) августа 1964-го г. (Израиль).

Приходился сыном известному и уважаемому раввину Йегуде-Лейбу Гордину, религиозному мыслителю и писателю, относившемуся к числу приверженцев направления Мусар. О нем известно следующее [18]:

«В кругах раввинов литовского направления р. Йеhуда-Лейб считался просвещенцем, сторонником возрождения и распространения иврита, состоял в переписке с Л. Толстым. Дома, наряду с идишем, разговаривали на иврите, знали европейские языки, и р. Йеhуда-Лейб старался приложить усилия к тому, чтобы его дети овладели также литературным русским языком».

Абой Гординым было получено еврейское традиционное воспитание. Обучался в хедере и иешиве, после окончания которой ему вручили удостоверение раввина.

Активно участвовал в социалистическом сионистском движении «Цеирей Цион». После имело место его обращение к анархизму (главным образом, из-за влияния прочтенной им книги Макса Штирнера под названием «Единственный и его собственность»).

Аба Гордин [18]:

«Дядя Давида Разиэля (1910—1941), одного из основателей и руководителей Эцель, национального героя Израиля, и Эстер Разиэль-Наор (1911—2002), депутата Кнессета от партии Херут».

Влияние на образование

Аба Гордин (слева) с братом Владимиром (Зеевом-Вольфом, 1878-й г. — ?), Москва, приблизительно 1917 г. Источник: http://www.ejwiki.org/wiki/Файл:S_gordiny.jpg

Год 1908-й. В данном году им и его братом Владимиром (Зеевом-Вольфом) в гор. Сморгони была открыта 1-я еврейская школа (экспериментальная школа «Иврия»). Братьями совместно была издана серия брошюр, касающихся проблем воспитания.

Являлся сторонником изменения системы еврейского образования в соответствии с методом, известным как «иврит бе-иврит» («иврит на иврите»).

4.2 После закрытия первой еврейской школы в Сморгони. После революции 1917-го г.

После закрытия первой еврейской школы в Сморгони

Когда школу закрыли [18]:

«После закрытия школы спустя некоторое время — активист анархистского движения, писал теоретические статьи (на русском и идиш). Организатор и идеолог всероссийского движения пананархизма. Участник февральской революции 1917 г.».

В своих ранних работах А. Гордин обеспечивал соединение классического анархизма с ветхозаветным иудаизмом.

Манифест анархизма братьев Гординых. (Благовест безумия). В XII песнях. Редкость Источник: https://ru. bidspirit.com/ui/lotPage/source/catalog/auction/1180/lot/59687/foo?

Всеволод Волин о братьях Гординых в своей книге под названием «Неизвестная революция» написал следующее [19]:

«<большевики> наконец, терпели некоторых экстравагантных „анархистов“, „шутов“, которые искажали анархизм до карикатурности. Большевистские писатели не упускали случая вывести их в своих произведениях, чтобы осмеять идею <анархизма>.»

Братья Гордины, «Анархия духа», 1919, издание первого центрального социотехникума, Moscow, 159 pages, stamps, ex libris, 22 x 14 cm. Источник: https://www.vitber.com/en/lot/31382

После революции 1917-го г.

После того, как состоялась революция 1917 го г., братья Гордины играли важную роль в Московской федерации анархистов.

Аба Гордин являлся редактором газетного издания под названием «Анархист». С 1917-го г. его внимание было сосредоточено на идее «пананархизма», адресованного деклассированным слоям общества.

Год 1918-й (пятое января). В данное время имело место его присутствие (и выступление) на единственном заседании Учредительного собрания в Петрограде. Художником Арцыбушевым Ю. К. его позиция (как выступившего на этом заседании) была определена как позиция «советского анархиста». Впрочем, А. Гордин вскорости оказался противником советской власти.

Весна 1919 года. В данное время А. Гордин был в армии Нестора Махно.

Отряды Махно. Источник: https://litobozrenie.com/2016/12/how-to-compose-an-essay-the-way-2/

Год 1920-й. С данного года А. Гординым его собственные взгляды назывались «анархо-универсализмом». Он руководил работой по созданию «Всероссийской секции анархистов-универсалистов».

Он проживал в таких городах, как Ленинград и Москва. Однажды, когда он выступал в гор. Москве на митинге анархистов, агент ЧК его ранил.

Год 1921-й. В этом году он занимался созданием «Организации анархистов-универсалистов (интериндивидуалистов)». Его в это время сослали в в Сибирь. Но вначале арестовали, обвинив в антисоветской деятельности. Он был в заключении. Избежал расстреляла благодаря Надежде Крупской, заступившейся за него перед Феликсом Дзержинским. Его сослали на границу с Маньчжурией.

В итоге он оказался в Соединенных Штатах Америки, попав туда в 1924-м г. (или в 1925-м г., или в 1926-м г.) через Маньчжурию, Китай и Японию.

4.3 В Соединенных Штатах Америки. Репатриация в Израиль

В Соединенных Штатах Америки

«Идише шрифтн». Последний выпуск. Нью-Йорк, 1958 г. (Под ред. А. Гордина). Источник: http://www.ejwiki.org/wiki/Файл:Shriphtn.jpg

В Соединенных Штатах Америки [18]:

«один из лидеров еврейского анархистского движения (идиш-анархизма), автор огромного количества литературных и философских произведений, преимущественно на идиш, иврите и английском языке. Редактор журналов „Идише шрифтн“ (Нью-Йорк, 1941—1958, ежеквартальник на идиш), „Клариан“ (Нью-Йорк, 1932—1934, ежемесячник на англ. яз.) и „Problems“ (Нью-Йорк, 1948—1950, ежеквартальник на англ. яз.) — изданий основанного Гординым Еврейского этического общества (Идиш-этишер гезелшафт)».

Репатриация в Израиль

«Проблемот»/«Проблемен», 1-й выпуск. Тель-Авив, январь 1960 г. (Под ред. А. Гордина). Источник: http://www.ejwiki.org/wiki/Файл:Problemot.jpg

Год 1958-й. В данном году произошла его репатриация в государство Израиль, он поселился в гор. Рамат-Гане.

В Израиле [18]:

«Основатель и редактор анархистского журнала „Проблемот / Проблемен“ (Рамат-Ган — Тель-Авив, с 1960 г., на иврите и идиш). Журнал являлся печатным органом основанного Гординым в Израиле общества анархо-идишистов Агудат шохрей хофеш (АШУАХ), и выходил до декабря 1989 г. После смерти Гордина редакторами были Шмуэль Абарбанель, Симха Гамбург (1965—1971) и Йосеф Люден (1971—1989)».

4.4 Публикации. Тематика работ А. Гордина

Публикации

Публикации [18]:

«В США и Израиле издал много книг на иврите и идиш — на темы исследования творчества Маhарала из Праги (1960 г.), Раши (1960 г.), Ари hа-Кадош (р. Лурия Ашкенази, 1960), исторические эссе и романы о библейских персонажах — Моше (Моисее), Шломо ha-мелех (Соломоне Мудром); воспоминания и др.»

Публикации [18]:

«Его мемуары на идиш „Зихройнэс ун хешбойнэс“ („Воспоминания и счеты“, в двух частях, 1955—1957), „Ин герангл фар фрайhайт“ („В борьбе за свободу“, 1956) и „Драйцик йор ин Литэ ун Пойлн“ („Тридцать лет в Литве и Польше“, 1958) являются ценным вкладом в историю революционного движения в России и двух русских революций, очевидцем и участником которых он был».

Публикации [21]:

«Автор многочисленных публикаций в газете аргентинских анархистов на идиш „Дос фрайе ворт“ (Буэнос-Айрес) и нью-йоркской „Фрайе арбетер штиме“ (член редколлегии этой газеты)».

Тематика работ А. Гордина

Тематика работ А. Гордина [18]:

«Исследователь еврейской религиозной философии. Его работы касались также тем поэзии, литературоведения, области морали (на базе Танаха и Талмуда), теоретических аспектов анархизма. В своих произведениях синтезировал бибилейский иудаизм и классический анархизм. К концу жизни идеалом общественного устройства полагал эпоху Шофтим (Судей)».

4.5 Динамика влияния философско-идеологических постулатов А. Гордина. Судьба личного архива Абы Гордина

Динамика влияния философско-идеологических постулатов А. Гордина

Динамика влияния философско-идеологических постулатов А. Гордина [18]:

«Влияние философско-идеологических постулатов А. Гордина на еврейское анархистское движение сошло на нет в связи с постепенным исчезновением групп, идентифицировавших себя с идиш-анархистише бавегунг, в 1980-х гг. В настоящее время Гордина считает одним из своих идеологических предтеч партия Союз анархистов Украины (САУ)».

Судьба личного архива Абы Гордина

Г. М. Крамаров, В. И. Ленин (Ульянов), В. А. Аванесов, А. Л. Гордин (внизу справа). Рис. Ю. К. Арцыбушева. Источник: https://ru-wiki.ru/wiki/Братья_Гордины

Судьба личного архива Абы Гордина [18]:

«Огромный личный архив Абы Гордина, накопившийся за десятки лет, частично пропал, а частично рассредоточен по архивам Европы, США и Израиля. Остатки его, после смерти сохраненные племянницей мыслителя Эстер Разиэль-Наор, в 2000 г. переданы в дар Центральному архиву истории еврейского народа при Еврейском университете в Иерусалиме».

4.6 Семья А. Гордина. Интересные факты. Уход из жизни

Семья А. Гордина

Семья А. Гордина [19]:

«Племянник — Давид Разиэль, один из основателей подпольной военной организации «Иргуна».

Брат (младший из трёх братьев) — Моррис Гордин (англ. Morris Gordin), публицист, после эмиграции в Америку принял христианство и стал активистом мессианского движения Hebrew Christian Alliance of America; опубликовал несколько книг и множество памфлетов антикоммунистической, антифашистской и миссионерской публицистики («Utopia in Chains: an American’s Experiences in Red Russia», 1926; «More about the Nazarene and Jewry turning to the Nazarene», 1930; «From Communism to Christ», 1936; «The Power of Evil», 1939; «Culmination of Evil: Satan Behind Bolshevism and Nazism», 1939; «Jesus and the Jews Today», 1939).

Брат (и соавтор) — Вольф Лейбович Гордин (1878—?), лингвист, автор философских работ, в том числе на английском языке — «Inventism, or the Philosophy of Invention» (1924), «Inventism, or Eurologism, being the teaching of invention» (1925), «The Philosophy of Relativity» (Journal of Philosophy, Columbia University Press, 1926), воспоминаний «Lenin as I knew him» (Ленин, каким я его знал, 1927).

Дядя — Харри Мэнн Гордин (англ. Harry Mann Gordin, 1854—1923), выпускник Бернского университета, профессор химического отделения Северо-Западного университета в Чикаго, автор монографий по химии («On the Crystallised Substances Contained in the Galaganal Root», «Progress in Alkaloidal Chemistry During the Year 1904», «Elementary Chemistry: With Special Reference To The Chemistry Of Medicinal Substances», ) и философского трактата «Science, Truth, Religion and Ethics as Foundations of a Rational Philosophy of Life» (1924)».

Интересные факты

Интересные факты (материал из интервью Эстер Разиэль-Наор, 1996-й г., гор. Иерусалим — Гончарок М., из личного архива) [18]:

«Я дядю очень любила. Совершенно невероятный был человек. Впервые после отъезда из России, — меня увезли ребенком, я, конечно, дядю совершенно не помнила, — увидела его, когда он приземлился в аэропорте имени Бен-Гуриона в статусе нового репатрианта. В Эрец Исраэль он прилетел умирать, как положено старым евреям, — так он сам говорил. Аба был человек, которому для комфорта нужны были только книги. Он продал квартиру в Нью-Йорке и купил новое жилье в Рамат-Гане. Квартира была, можно сказать, пустая, там, помню, из мебели были только кровать, письменный стол, стулья — и чудовищное количество книг. Книги и рукописи громоздились повсюду. Он жил только философией, историей и социологией. Мы с ним не спорили — с самого начала я поняла, что это бесполезно. Его интересовали интеллектуальные дисциплины как таковые, как повод для размышлений. В старое время его назвали бы человеком «не от мира сего». Собственно, таковым он и был, как многие раввины, учителя нашего народа. Аба был «вещью в себе». Целыми днями читал и писал, переписывался со своими почитателями из США и других стран, что-то объяснял, втолковывал им, ссылался на Писание, Талмуд, комментарии к ним. И на Кропоткина, которого знал лично. Как только приехал, стал собирать вокруг себя таких же, как он, блаженных, и здесь. Я в это не вникала. Я приезжала к нему в Рамат-Ган, и он приезжал ко мне в Иерусалим, и говорил, и рассуждал, и у меня голова шла кругом. Проблем с языком у него не было — он с детства говорил на прекрасном литературном иврите с сефардским произношением. Ходил по улицам, торговцы на тель-авивском рынке отдавали ему честь, как солдаты — генералу. Он учил их правильной речи на иврите и ссылался при этом на древние источники… Он знал многие европейские языки, на всех говорил грамотно. Ему вообще было все равно, на каком языке говорить, он переходил с одного на другой совершенно свободно. Кроме романов, эссе, трактатов, статей, ради собственного удовольствия он как-то издал книжечку переводов стихов средневекового французского поэта на средневековый высокопарный иврит; сборник этот вышел в анархистском издательстве в Штатах в пятидесятых годах, и я не знаю, был ли тогда в Америке хоть кто-то, кто был способен оценить его переводы. Но его это не интересовало. Для него главным было сидеть у письменного стола. При этом за свою жизнь он пережил столько, что я, сидевшая в лагерях при англичанах, готова была бы снять перед ним шляпу, если бы ее носила. Когда он переехал жить в Израиль, я однажды отправилась с ним на ежегодную встречу ветеранов ЭЦЕЛЬ. Аба сидел-сидел, слушал-слушал, а потом встал и устроил им лекцию. Он рассуждал об отличиях понятий «революция» и «восстание», причем ссылался на свой опыт участника русских революций и подпольной работы при царском и советском режимах. У всех голова шла кругом…

Он был добрым человеком. Рассказывал об убийстве царской семьи с ужасом и отвращением. Он знал лично всех — и Ленина, и Троцкого, и Дзержинского, и всех большевиков называл бандитами. Я думаю, что власти считали его блаженным, а брата его Зеева-Вольфа — просто сумасшедшим. Крупская спасла Абу, когда однажды чекисты чуть его не расстреляли, позвонила Железному Феликсу: «если хоть один волос упадет с головы этого революционера…». Аба сам в юности был революционером, и я не хотела с ним спорить на все эти темы. Одно могу сказать — дядя боролся с идеями, а не с людьми.

Религиозным человеком он, конечно, не был, ничего решительно не соблюдал. Но при этом не был и безбожником. Он утверждал, что верующим человеком можно быть, даже если ничего формально не соблюдать. Когда он приезжал ко мне в канун субботы, я, как положено, зажигала субботние свечи, а он стоял рядом со мной, говорил «аминь» — и попутно произносил свои сентенции.

Его любимой фразой было — «ани маамин, ми-шум зэ ани каям» — «я верю, следовательно — я существую».

Уход из жизни

Кладбище Кирьят-Шауль. Израиль. Источник: https://www.wikidata.org/wiki/Q607817?uselang=ru

Уход из жизни датируется двадцать первым (или двадцать третьим) августа 1964-го г. Место смерти — государство Израиль. Умер на семьдесят восьмом году жизни. Похоронили его в гор. Тель-Авиве (на кладбище Кирьят-Шауль).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Об известных евреях Сморгони и Сморгонщины предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я