В книге даны общие сведения о городе иего достопримечательностях, пересказано о его общей и еврейской истории, об ужасах холокоста и известных евреях.Книга имеет образовательный и культурный характер.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Город Свислочь Гродненской области Свислочского района и евреи: история, холокост, наши дни. 2-е, полностью переработанное издание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
III Свислочь еврейская
3.1 Появление евреев в Свислочи и рост их численности. Восемнадцатое столетие
Свислочь. Вокзал. 1906
Источник: https://pastvu.com/p/217103
Появление евреев в Свислочи и рост их численности
О появлении евреев в Свислочи и росте их численности рассказано в статье Владислава «Свислочь. Не забыть бы и не потерять» [31]:
«Первые евреи в местечке Свислочь появились в начале XVI столетия. Но значительно больше их стало в конце XVIII века при графе В. Тышкевиче. Он охотно приглашал евреев для большего развития ремесел и торговли. Возможно, благодаря им настолько популярными в те времена были свислочские ярмарки. Лучшие торговцы, сапожники, портные, кожевенники, печники, плотники, каменщики были среди евреев.»
О появлении евреев в Свислочи сообщил А. С. Полубинский [41]:
«… евреи появились в Свислочи в начале XVI в. Особенно много прибыло их при графе Винценте Тышкевиче, который специально приглашал их, чтобы дать развитие ремеслам и торговле в городе. Деятельность представителей этого народа способствовала настоящей популяризации свислочских ярмарок».
Восемнадцатое столетие
Свислочь (Pol. Swisłocz), город в Гродненской области, Беларусь; был в составе Польше до 1795 года и между двумя мировыми войнами. Ряд евреев поселились в ней в начале 18 — го века по приглашению владельцев местности, князей Тышкевичей. В 1752-м году Совет Литвы наложил подушный налог 215 злотых на евреев Свислочи, который в 1766-м году составлял уже 220 злотых.
Свислочь на старой фотографии Источник: http://ticsvisloch.blogspot.com/2016/05/blog-post_20.html?m=1
3.2 Девятнадцатое и двадцатое столетия (до 2-й мировой войны)
Девятнадцатое столетие
До середины девятнадцатого столетия свислочские евреи зарабатывали себе на жизнь в основном торговлей лесом и зерном, торговлей разными товарами и ремеслами. Позже они также занимались хозяйством и сдачей в аренду домов.
После сильного пожара, в результате которого было уничтожено большинство еврейских магазинов, ярмарки в Свислочи больше не проводились, и евреи лишились своих основных источников средств к существованию.
Примерно в 1870-м году евреи стали первопроходцами в кожевенной промышленности. Они усовершенствовали методы производства с помощью приглашенных ими немецких специалистов.
К концу девятнадцатого столетия в Свислочи был создан ряд кожевенных предприятий, на которых работали сотни рабочих. Многие евреи из окрестностей отправлялись в Свислочь в поисках работы. Еще в середине 19-го века еврейские ремесленники в Свислочи пытались организовать себя в цеха.
Еврейское население насчитывало в 1847-м году 977 человек; в 1897-м г. численность евреев составляла 2086 (67,3% от общего количества жителей города).
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Egmkp_jKnhY
Двадцатое столетие (до 2-й мировой войны)
В начале двадцатого столетия в Свислочи наблюдалось Бунд — движение. Оно развивалось и охватывало все еврейское рабочее население (кожевники, портные, сапожники, плотники, кузнецы и пекари). Рабочие на кожевенных заводах и фабриках организовывали забастовки ради того, чтобы добиваться улучшения условий труда.
В 1905-м году была создана рабочая организация для самозащиты евреев от погромов.
После Первой мировой войны в еврейском обществе получил распространение сионистский социализм. Движением Он-Халуц была основана ферма Hakhsharah:
«Hakhshara (также транслитерированный Hakhsharah, Hachshara или Hakhsharah) — слово на иврите, буквально означающее «подготовка». Этот термин используется для программ обучения и сельскохозяйственных центров в Европе и других странах. В этих центрах сионистская молодежь и молодые люди получали профессиональные навыки, необходимые для их эмиграции в Израиль и последующей жизни в кибуцах. Такие лагеря существовали до Второй мировой войны и существуют до сих пор. Ахшара — https://ru.qaz.wiki/wiki/Hakhshara»
Еврейское население в 1921-м году насчитывало 1959 человек (66,7% от всего населения).
По словам А. С. Полубинского «При Польше с 1924 по 1939 гг. евреи начали выезжать. Эмигрировали, в основном, в США, Канаду, Палестину» [41].
В 1939-м году в Свислочи проживало около 3000 евреев, а также в ней проживали беженцы из западной Польши, поселившиеся в ней после вторжения немцев в Польшу.
В 1927м году раввином Свислочи был назначен раввин Хаим Яаков Мишкинский, жена которого (Хая) приходилась внучкой раввину Нафтали Герцу Гальперину из Белостока. Он возглавлял общину, пока в ноябре 1942-го года не вошли нацисты, убившие всех ее членов.
Перед войной раввин Мишкинский отправил своих сыновей Ицхака и Моше в Израиль (тогда это была Палестина).
Правнучка раввина Мишкинского, Батья Фридман, является ребецн (синагога Хэмпстед-Гарден в пригороде Лондона). Его правнук — раввин Йоханан Иври из Конгрегации Торас Эмес, Статен-Айленд, Нью-Йорк.
3.3 Вторая мировая война. О холокосте. Вклад свислочских евреев в развитие народного хозяйства и культуры, известные евреи
Вторая мировая война. О холокосте
Появление немцев в Свислочи произошло в 1941-м году (двадцать пятого июня). Это был 3-й день страшной войны.
Ноябрь 1941-го года. В данное время происходило следующее [33]:
«В ноябре 1941 г. от амсткомиссара города Свислочи поступило распоряжение: всем евреям переселиться в гетто. Для переезда было отведено 6 часов. Гетто сформировали в пределах современной улицы Масонова. Были созданы еврейский совет и еврейская полиция. В совете действовали отдел питания, отдел труда, ревизионный отдел, который занимался сбором и учетом ценностей.
1 ноября 1942 г. 1536 человек (в основном стариков, женщин и детей) фашисты перегнали из гетто в урочище Вешевник и расстреляли».
Памятник убитым в Свислочи евреям Источник: http://xn–b1afbm2b.xn–90ais/novosti/belarus/otkryli-pamyatniki-zhertvam-holokosta.html
В статье «События 2016 года» (Свислочский центр туризма и краеведения) написано [12]:
«Только во время Холокоста погибло шесть миллионов евреев. По историческим данным — это половина всего мирового еврейства, живущего в первой половине ХХ века. Среди этих миллионов и более трех тысяч евреев-свислочан. Столько их насчитывалось у нас до начала войны. И буквально с первых дней оккупации фашисты начали жестокую антисемитскую кампанию. Против еврейского населения проводилась политика преследования и террора. Евреям было запрещено появляться в общественных местах, пользоваться транспортом, позволялось ходить только по проезжей части и только по одному. В ноябре 1941-го всем евреям было приказано переселиться в гетто. За год пребывания в нем евреев осталось меньше половины. И тогда всех выживших, а это 1536 стариков, женщин и детей, фашисты выгнали из гетто и повели в сторону урочища Вишевник, где все они были зверски расстреляны и засыпаны в общей могиле-рву. Таким образом, из всех проживавших в городке евреев практически никого не осталось. Очевидцы вспоминают, что обреченные на смерть шли смиренно и кротко, как агнцы на заклание.
Время безжалостно. С каждым годом остается все меньше тех, кто был очевидцем того страшного события военных лет. Уже почти не осталось тех, кто может рассказать о том, как холодным ноябрьским днем фашистские нелюди учинили расправу над ни в чем не повинными евреями. Об этой трагедии напоминает сейчас лишь скромный обелиск в поле рядом с урочищем Вишевник. У изголовья памятника — две березы, а в пышной зеленой листве заливаются трелью птицы. Это их колыбельная для растерзанных еврейских детей, младшему из которых было всего девять месяцев».
В англоязычной Википедии написано следующее [45]:
«В июле 1941 г. в старом еврейском квартале на северо-западе Свислочи было создано гетто. В этом районе также собирались евреи из села Голобуды. Это было открытое гетто, и западная граница территории гетто проходила у реки Свислочь. 2 ноября 1942 года гетто было ликвидировано, когда евреев отправили поездом в пересыльный лагерь Волковыск, где произошло множество массовых убийств. Остальные евреи, в основном пожилые и больные, были убиты Вишевникском лесу недалеко от Свислочи».
Итак, еврейская община Свислочи прекратила свое существование из-за Холокоста. Ее последний раввин, Хаим Яков б. Моисей Иуда Мишкинский, погиб вместе с членами своей общины.
Вклад свислочских евреев в развитие народного хозяйства и культуры, известные евреи
О вкладе свислочских евреев в развитие народного хозяйства и культуры написано в статье «События 2016 года», размещенной на ресурсе Свислочского центра туризма и краеведения [14]:
«Многие свислочские евреи внесли большой вклад в развитие народного хозяйства и культуры, достигли значительных успехов в бизнесе, науке и искусстве. Например, Давид Левис (Давид Лис) стал профессором политических наук в университете города Оттава (Канада), Есель Аин — крупным бизнесменом, руководителем большой строительной фирмы, кстати, оба они в 1980 году приезжали на родину в Свислочь. Берек Грамович является ректором университета в Нью-Йорке, Голдуэн (Голда) — владельцем одной из киностудий в Голливуде, а Лившиц — известный в Израиле летчик-ас. Уроженка Порозово Эстер Рахиль Каминская была основательницей еврейского театра в Польше и сама в нем играла.
Этот список значительно пополнился бы талантливыми людьми, уникальными самородками, не будь войны, растоптавшей миллионы жизней: замученных в концлагерях, сожженных в крематориях, умерших в гетто, расстрелянных, растерзанных».
в Свислочи родились известные евреи — Шеви Хирш * Эдельман (Шен-Тов), раввин Самуэль Белкин и Ирвинг Абрахам Агус, раввин Аарон Котлер, а также Дэвид Льюис (Лош), канадский ученый и федеральный лидер Новой демократической партии.
3.4 Наши дни. Гости из Израиля
Наши дни
Евреи-гости в Свислочи. Фото Григория Ширяева. Источник: https://volkovysk.by/history/svisloch-ne-zabyt-by-i-ne-poteryat.html
В 1978-м г. в последний раз (перед своей смертью) Свислочь посетил в качестве корреспондента издания Toronto Star известный в Канаде (родившийся в Свислочи) политик Дэвид Льюис и отметил, что «сейчас там не живет ни один еврей». Холокост уничтожил еврейскую общину города, а вместе с ней и его большую семью.
О евреях в Свислочи в наши дни рассказано в статье Ядвиги Кобринец «Свислочь. Не забыть бы и не потерять» [13]:
«Сегодня жителей еврейской национальности в Свислочи можно пересчитать по пальцам. Изредка приезжают потомки тех, кто чудом избежал расправы, а таких единицы. С грустью проходят по улицам, где когда-то жили и работали отцы и деды, идут поклониться праху безвременно ушедших сородичей, к памятнику, который был установлен после войны на месте расстрела».
Гости из Израиля
Наталья Турко написала [16]:
Евреи-гости из Израиля в Свислочи. Фото Натальи Турко. Источник: http://svisgaz.by/news/zizn/10265-v-nashem-rayone-pobyvali-gosti-iz-izrailya.html
«В нашем районе побывали гости из Израиля.
Целью их визита стало знакомство со Свислочью, где еще в первой половине прошлого века жили их родственники — Слапаки и Богумильские, уехавшие из местечка до Великой Отечественной войны.
Гостям были интересны все исторические и вещественные факты, связанные с представителями еврейской национальности в нашем крае. Принимал иностранцев Свислочский историко-краеведческий музей. После экскурсии по городу (гостей интересовали места, где некогда располагалась еврейская застройка) все отправились на братскую могилу жертв фашизма в урочище Вишевник, побывали и в Порозово».
3.5 Сохранившееся здание корчмы. Синагога и еврейское кладбище в Свислочи
Сохранившееся здание корчмы
«Сохранившееся здание корчмы. Дата строительства: конец XIX — начало XX вв.» Источник: https://globus.tut.by/svisloch/
Свислочь: синагога. Конец 19 века. Фото Дмитрия Ивченко. Источник: http://www.fotobel.by/grodnenskaya-oblast/svisloch-sinagoga/
Свислочь: синагога. Конец 19 века. Андрей Дыбовский, июнь 2008 г. Источник: https://orda.of.by/.add/gallery.php?svisloch/sinag
Синагога в Свислочи
Сведения о синагоге в Свислочи очень скупые. Известно, что возвели ее в конце девятнадцатого столетия. Однако синагогальное здание хорошо сохранилось. В наши дни его используют в качестве здания кинотеатра.
Еврейское кладбище
Еврейское кладбище. Владимир Богданов, сентябрь 2003 г. Источник: https://orda.of.by/.add/gallery.php?svisloch/evr_graves
Еврейское кладбище. Владимир Богданов, сентябрь 2003 г. Источник: https://globus.tut.by/svisloch/index.htm#evr_graves
Еврейское кладбище в городе Свислочь. Владимир Богданов, сентябрь 2003 г. Источник: https://orda.of.by/.add/gallery.php?svisloch/evr_graves
Свислочь. Уборка на еврейском кладбище. Валерий Якута. 14 мая 2013. Источник: https://vk.com/photo-1173195_302292898?rev=1
Свислочь. Уборка на еврейском кладбище. Валерий Якута. 14 мая 2013. Источник: https://vk.com/album-1173195_181918672?rev=1
Свислочь. Уборка на еврейском кладбище. Валерий Якута. 14 мая 2013. Источник: https://vk.com/album-1173195_181918672?rev=1
Свислочь. Уборка на еврейском кладбище. Валерий Якута. 14 мая 2013. Источник: https://vk.com/album-1173195_181918672?rev=1
Свислочь. Уборка на еврейском кладбище. Валерий Якута. 14 мая 2013. Источник: https://vk.com/album-1173195_181918672?rev=1
Свислочь. Уборка на еврейском кладбище. Валерий Якута. 14 мая 2013. Источник: https://vk.com/album-1173195_181918672?rev=1
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Город Свислочь Гродненской области Свислочского района и евреи: история, холокост, наши дни. 2-е, полностью переработанное издание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других