Эта книга создана для тех, кто хочет управлять финансами, экономя время и силы, чтобы сосредоточиться на развитии бизнеса. Новички смогут оценить перспективы любого проекта, а опытные предприниматели наведут порядок в финансах. Это пошаговое руководство, которое помогает построить фин. модель бизнеса без знаний в бухгалтерии. Метод простой: всего 30 минут в конце месяца без сложных таблиц и расчётов. Автор — эксперт в развитии малого и среднего бизнеса в реалиях СНГ рынка. Книга предлагает пошаговый метод, позволяющий: увеличивать прибыль без ущерба для бизнеса; избегать кассовых разрывов; строить прогнозы на 3–12 месяцев; грамотно распределять деньги и минимизировать риски. На основе методологии, описанной в книге, автор успешно развил свои бизнесы и помог клиентам в разных сферах: агентство по дизайну интерьеров, бьюти салоны, оптовые компании, производство бань. Начните управлять финансами легко и сделайте шаг к стабильному росту бизнеса!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Простые финансы. Стратегия развития бизнеса и фин. модель» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Структура распределения денег по фондам
Выше вы видите золото этой книги. Я не шучу. Эта структура распределения позволила моему бизнесу ни разу не попасть в кассовый разрыв и ситуацию, когда не хватало денег на что-то.
Эту структуру мне принесла моя любимая девушка (уже жена), когда мы только начинали первый бизнес. Она ходила на бизнес тренинг по продажам и почему-то тренер по продажам давал систему управления финансами.
Правда только через несколько книг и просмотренных тренингов я понял, что в этой структуре не хватает Резервного фонда. Только спустя 4 года опыта в бизнесе, я осознал, как важен Резервный фонд для компании.
Теперь по порядку.
Все деньги между Фондами распределяются из Валовой прибыли.
Валовая прибыль = Весь Оборот компании (выручка) — себестоимость проданного товара (услуги).
В себестоимость проданного товара входят затраты только на приобретение товара для последующей продажи. Если вы производите товар, то только затраты, связанные с закупкой сырья для производства.
Если вы работаете в сфере услуг, то Валовая прибыль = 100% Обороту
Потому что в услугах у вас нет затрат на закупку или производство товара.
Сразу поясню: такое распределение денег — исключительно моя методика. На самом деле в валовая прибыль в сфере услуг не равна 100% обороту, так как, к примеру, в сфере массажа — есть затраты на масло и полотенца. Но я считаю неправильно включать эти затраты в себестоимость услуги, потому что нарушится логика распределения денег по фондам и это лишь затруднит наши подсчеты.
Всего есть 5 фондов:
1. Фонд Владельца компании
2. Фонд текущих расходов
3. Фонд Заработной Платы
4. Бюджет Компании
5. Резервный Фонд
Этот фонд полностью состоит из чистой прибыли. В него входят:
— дивиденды (з\п владельца бизнеса)
— обучение (покупка книг, тренингов для повышения квалификации)
— инвестиции (покупка недвижимости, акций и тд)
— развитие компании (покупка оборудования, мебели, открытие новых точек)
Важно понимать, что вы можете сами решать, как распределять деньги в этом фонде. В отличие от других фондов, где всё должно быть строго и по графику.
Пример из практики:
Андрей решил порадовать жену и купил ей в конце месяца только вышедший iPhone за 1400$ + букет цветов за 200$. Андрей не распределял деньги по финансовой модели. Через 3 дня ему нужно было заплатить зарплату сотрудникам 1200$+ закупить товар на 1300$. В кассе было всего 2600$ из которых он купил подарок жене. Осталась 1000$. А надо 1200$ + 1300$ = 2500$. И это не учитывая, что Андрею нужны деньги на жизнь. По итогу Андрей попал в кассовый разрыв в 1500$. И начал в очередной раз просить в долг у друзей…
Это реальная история про романтичного парня Андрея, который постоянно просит в долг и бесит этим друзей:)
С точки зрения отношений с женой, Андрей — красавчик.
С точки зрения бизнеса, Андрей — профан.
Всё дело в том, что Андрей должен был совершать покупки, не относящиеся к бизнесу из Фонда Владельца, с отложенных денег.
Почему в фонде владельца компании есть пункт с затратами на развитие компании? Потому что только вы решаете, забрать эти деньги сейчас себе или дальше вкладывать их в бизнес. Подробнее мы разберем это в главе «Сколько денег можно вынимать».
Ещё 1 пример. Директор Виктор Васильевич частной компании по продаже котлов для отопления не понимает как распределять деньги в компании. Типичная ситуация в его бизнесе, когда сотрудники не получают зарплату 6-ой месяц подряд. Сотрудники не уходят, потому что на 7-ой их ждет зарплата за 6 прошлых и премия за терпение =)) И так происходит уже 5-ый год к ряду. Виктор Васильевич имеет связи в горисполкоме и государственные компании закупают у него котлы для новостроек. А вот деньги они платят только через 6-7 месяцев. Как итог, на 7-ой месяц приходит «большой куш» и Виктор Васильевич поручает товароведу закупить 100 котлов. А потом снова пытается выбить деньги с дебеторов, так как не осталось на зарплаты людям. Самый прикол в том, что после выбивания денег, он заплатил сотрудникам в очередной раз с огромной задержкой, но через неделю купил огромный аквариум себе в кабинет. Сотрудники были в шоке. Они знали, что аквариум отсрочил их будущую зарплату ещё на хрен знает когда… И как итог рыбки успокаивают Виктора Васильевича, но дико бесят всех сотрудников.
Сюда входят все постоянные и переменные затраты, связанные с офисом.
Пакеты и коробками для посылок, обслуживание банковских счетов, телефона, интернета, CRM-системы, всех IT-продуктов, которые помогают вашему бизнесу вести учёт и т.д.
Сюда же входят все затраты, связанные с налогами на ваше юр. Лицо и выплатами по кредиту.
Одним словом, все расходы, связанные с поддержанием функционирования вашего бизнеса.
Сюда вносим все затраты, связанные с зарплатой, налогами на ваших сотрудников, отпускными и премиями.
Сюда входят все затраты, связанные с привлечением новых клиентов, поддержанием текущей базы клиентов и со всеми затратами на маркетинг.
— Затраты на рекламу
— Затраты на акции, подарки и скидки
— Логистика (если вы отправляете посылки)
Вот мы и подошли к моему любимому фонду =)
Резервный фонд — это подушка безопасности вашего бизнеса.
Есть такое понятие — цикличность экономики. Всегда за сильным спадом мировой экономики и глубокого кризиса — через пару лет идёт сильный подъем. Именно поэтому любому бизнесу нужно иметь некоторый запас, на случай кризиса или случай непредвиденной ситуаций.
В компании Mishka cards % резервного фонда от общего оборота составляет 5%. Это деньги, которые нельзя тратить ни при каких обстоятельствах. Но я буду честен с вами и скажу, что мы миновали много раз кассовые разрывы именно из-за хорошего резервного фонда. Потому что наш бизнес рос кратно каждый год. И нам в любом случае нужна была подушка безопасности на новых сотрудников, увеличение складских запасов, производство и введение новых видов продукции.
Помимо резервного фонда у нас есть Фонд развития — но он является составным от Фонда владельца компании. Туда мы так же отчисляем 5% от Оборота. Но часто сталкивались с нехваткой этих 5% и прибегали к помощи резервного фонда. А потом возвращали деньги в резерв. Так мы и подошли к мировому экономическому кризису, связанному с коронавирусом и достижением спада по цикличности мировой экономики.
Пример про резервный фонд #1.
В конце марта 2020 года весь мир сотрясла коронавирусная инфекция. Моя открыточная компания Mishka.cards столкнулась с сильным упадком продаж, так как 90% наших клиентов — это цветочные магазины. В России правительство ввело серьезные меры по ограничению розничной торговли. Сюда попал и цветочный бизнес. Как итог: все наши клиенты поголовно закрывались на карантин, несли огромные убытки, так как цветы в холодильниках хранятся до 30 дней. Думаете они думали о закупке открыток? Конечно нет. Продажи компании mishka cards упали на 80%. В найме на тот период времени у нас было 9 человек. Благодаря резервному фонду мы смогли дать отпускные всем нашим сотрудникам, + денег хватило бы на 8 месяцев функционирования компании в полумертвом состоянии.
В результате к маю цветочники начали работать. К сожалению, около 20% наших текущих клиентов исчезло… НО мы побили все рекорды по продажам в эти месяцы. Почему? Потому что у нас был запас денег на товар, рекламу и сотрудников. А многие наши конкуренты просто исчезли… Благодаря резервному фонду мы не просто выжили, но и сделали прирост компании +26% от докризисного времени.
Надеюсь, вам понравился пример из моего личного опыта, но так же хочу рассказать пример из опыта моих знакомых. Так как есть некоторые отличия в примерах, хоть суть одна.
Пример про пользу резервного фонда #2.
Надеюсь, знакомые из «Жилищного Баланса» не будут на меня обижены за рассказ этой истории. Немного об этой компании: находится территориально в Беларуси. Продают жильё в рассрочку по более выгодным условиям, чем банки или другие частные застройщики. Сама суть кооператива в том, что в него вступают люди и накапливают определенный рейтинг, путем взносов денег ежемесячно на счета кооператива. После достижения определенного рейтинга, человеку за счет Кооператива покупается квартира, которую сам выберет человек. И человек оплачивает остаток долга в течение оставшегося времени. По сути тоже самое, что ипотека, только кооператив даёт более низкую % ставку, чем у банка, за счет низких затрат в бизнесе и за счет мощного маркетинга, в котором цена привлечения клиента в разы ниже, чем у конкурентов.
У данного кооператива очень грамотный Владелец — Евгений Раитин, в бывшем инвестиционный консультант. Как считать деньги и распределять их, он знает очень хорошо. Именно поэтому, когда «Жилищный Баланс» столкнулся со штрафом в более чем 100.000$ со стороны государства — они выплатили всё из резервного фонда. Ситуация там была спорная, но сами понимаете, если у власти будет желание, то инструментарий найдется =)
Именно поэтому мне очень нравится сама логика резервного фонда для компаний. Кстати, многие финансисты и финансовые консультанты вообще ни слова о резервном фонде не говорят. Я думаю это происходит потому, что у них не было своего бизнеса. Они привыкли работать с отчетом о прибылях и убытках с ДДС, и балансом. Но по самой сути в этих отчетах не может быть резервного фонда. Ведь владелец сам должен позаботиться о его формировании.
К финансовым консультантам приходят бизнесы уже со своими проблемами и финансисту тяжело на своей шкуре прочувствовать то, что чувствует владелец бизнеса. Ведь бизнес для тех, кто выстраивал с нуля — как свой ребенок. И все волнения внутри бизнеса — отражаются на психоэмоциональном состоянии владельца.
Возможно вы не нашли логику в распределении тех или иных затрат по фондам, поэтому давайте разберемся.
В Фонд владельца поступает вся чистая прибыль после всех затрат на другие фонды. И только вы решаете, как эти деньги распределять. Пойдут они вам в карман или будете откладывать какой-то процент на развитие. Но вот совет: чтобы не выгорать эмоционально, снимайте себе хотя бы 30% от чистой прибыли. Я знаю много примеров, когда предприниматели вкладывали всю чистую прибыль в своё дело и спустя 3-6 месяцев их энергия и стремление куда-то улетучивались. Если вы отдаете куда-то энергию, то должны получать ответку.
Фонд текущих расходов — все затраты на обеспечение работы офиса и функционирование вашего бизнеса. Вы сами решаете, будет то шикарный офис с картинами и дорогими креслами у сотрудников или бюджетный вариант. В большинстве бизнесах в шикарном офисе нет смысла.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Простые финансы. Стратегия развития бизнеса и фин. модель» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других