Меня зовут Марта Сюин, я дочь врагов народа Великой Народной Республики Индар. Меня зовут Марта Сюин, я единственная, кто знает путь к величайшей и запретной драгоценности – «слезам Инд». Меня зовут Марта Сюин, и я та, кто поднимется и проведет экспедицию на Ледник Плакальщиц, чтобы послужить своему народу и добыть самое мощное оружие в мире. Так мы одержим победу над врагами раз и навсегда. Я выполню свой долг патриота Родины, исполню предназначение и искуплю преступление родителей. Я готова на любые жертвы ради блага своей страны. Я… думаю, что готова.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ледник Плакальщиц предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 6
Конечно, мне не нужно никакого будильника. Я с трудом вспоминаю, сколько лет провела в «Солнышке» — восемь? Девять? — но рутина пробуждений в пять утра стала как цвет глаз или волос. Я просыпаюсь и начинаю отсчитывать десять минут. Потом вспоминаю.
Здесь светлее, чем в предутренней спальне интерната: окно не очень большое, над столом, зато решеток нет. От него слегка тянет прохладой. Одеяло объемное и теплое. Я в коричневой пижаме. Рядом тихонько спит Аленка — такая маленькая, что ее нельзя даже разглядеть в подушечно-одеяльной норе.
Можно поспать еще, понимаю я. Завтрак в восемь, сказала нам Татьяна. Это целых три часа. Немного меньше — надо успеть умыться и одеться, и все равно, просто огромная куча времени.
Я засовываю руку под подушкой и нащупываю фигурку. Сейчас можно разглядеть подарок Эллы: это женщина в коленопреклоненной позе, вырезана из полупрозрачной кости оленя или медведя. Работа довольно грубая, и все же воочию представляю жрицу-Плакальщицу; говорят, они носят только легкие покрывала из шелка, но холод не причиняет никакого вреда, ведь они служат самой ледяной богине, а та благодарит за… сочувствие, должно быть. Если задуматься, это глупо. Коллектив запрещает веру в Инд, и тут я склонна согласиться. Никаких богов не существует.
Но фигурка красивая. Я убираю ее обратно под подушку и пытаюсь задремать, в конце концов, у меня это получается.
Мне снится то, что обычно — тундра и цветы, и наша семья. Мы никогда не были обычными, если понимать то, что рассказывали другие девочки. Никаких спокойных семейных обедов, походов на работу по фабричному гудку каждое утро. Иван Лю говорил о родителях то, что долгое время как будто скрывала от себя же, как будто прятала в какой-то невероятной глубине. Но так нельзя, и вот я здесь, и мое прошлое напрыгнуло, как молодой дурной еще от весеннего задора олененок. Первоцвет так делал, пока был маленьким. И пока жевал панталоны. Ладно, панталоны он жевал и после.
Ледник Плакальщиц часто являлся в мои сны.
Мама рассказывала мифы и легенды, но я никогда не воспринимала буквально. Зато образы изо льда и нерожденного дыхания проникали сквозь пленку сознания и являлись в сновидениях.
А отец рассказывал другое — про технику, про города. Наша Республика Индар, на самом деле, считал он, не такая уж могущественная и сильная, как говорят Великий Вождь и Коллектив. Мы вполне могли бы проиграть в войне — ну да, все тому же Хофешу, но только Хофеш пока слишком далеко.
Они посылают к нашим берегам корабли, объяснял отец. Только не с той стороны, где разведанная часть моря, а с другой — по ту сторону Ледника, туда очень сложно проникнуть, ведь сам Ледник практически непреодолим. Это и защита земель Индара — люди Хофеша точно так же не способны пролезть к нам.
Мне снится Ледник в огне, и чужаки в неприятно-пестрой одежде, у нас такую не носят. Говорят, в Хофеше нет никаких правил по униформе, ты можешь сочетать синее Сферы Науки с зеленым Аграриев, да еще добавить белое Воспитание, даже нацепить золото Управление — никто и слова тебе не скажет. Не говоря уж о расстрелах.
Почему-то эти рассказы меня немного пугали. Если увижу человека в пестрой одежде, спрашивала отца, что должна сделать? Выстрелить? Закричать и убежать?
В такие моменты Нико обязательно прислушивался, чтобы потом тоже начать закидывать отца вопросами, а мама сердилась: мы, мол, слишком маленькие, чтобы забивать нам головы политикой. Но вообще-то про политику было не так уж скучно.
Хотя про науку и про легенды мне нравилось больше.
Во снах люди в пестрых одеждах перебираются через переливающийся свет Ледника Плакальщиц. Они спускаются прямо по неприступному льду, надвигаются на нас, словно жуткая многоцветная толпа — орда муравьев, на которых облили несколько ведер краски. Гигантских муравьев с носами-жвалами, острыми зубами и когтями, и это и не люди вовсе.
Похожие кошмары, насколько знаю, снились почти каждому в Солнышке. Мы дети врагов народа, но мы все еще часть Народной Республики Индар. Немного иронично, как по мне.
Теперь эти сны смешиваются с плачем, и я словно бы слышу женский голос — это мама, но и не совсем. Не могу не думать про Всеобщую Матерь. Так называли богиню Инд. Такова ее сущность — помимо всей жути, связанной с концом и началом света, холодом-до-начала, жаром-после-конца.
Наверное, кровать слишком теплая; ну и ржавчины на ней нет, а я совершенно точно не привыкла ни к чему подобному.
Второй раз я просыпаюсь, если верить часам, в шесть пятнадцать. Верчусь, достаю и прячу фигурку. Уснуть больше не выходит, не стоит и пытаться. Напротив по-прежнему гнездо из пышной белой подушки и одеяла в белом же пододеяльнике, так что я встаю аккуратно, осторожно, чтобы не разбудить Аленку. Выхожу в пижаме в коридор, ожидая увидеть толпу людей, но никого нет. Я вспоминаю, что не взяла полотенце, возвращаюсь за ним — оно большое, пушистое и теплое. Прижимаю к лицу: пахнет клубникой, как вчерашний сок и мыло.
Я иду в душ: каждая кабинка закрывается изнутри, как и туалетные. Стоя под горячими струями воды, позволяю себе разрыдаться.
Еще вчера я сидела в карцере. Темнота, нельзя ни прилечь, ни толком сесть. От меня несет немытым телом, я задыхаюсь. Вчера — кошмар, сегодня — почти мечта, как в те-самые десять минут, но мамы с папой нет, их никогда не будет больше, и мне стоит смириться. В интернате получалось, почему рыдаю сейчас? Вода горячая, никто не прогоняет, никто не отсчитывает время. На стеклянной полке вместо мыла пластиковая бутылка, в ней что-то пенящееся и пахнущее неизменной клубникой — можно вымыть волосы, все тело.
А потом распаковать зубную щетку, которую Татьяна выдала вчера вместе с едой. Порошок в бумажном пакете, отдельно. Я чищу зубы, завернувшись в полотенце, перед огромным зеркалом — и ловлю себя на мысли, что совершенно не представляю, как выгляжу, просто не было времени на такую ерунду.
Рука останавливается: щетка торчит изо рта.
Я рассматриваю себя.
Полукровка — старая и новая кровь, как сказала бы мама. У меня волосы довольно светлые, но кожа скорее смуглая, глаза с характерным разрезом, только не карие, а серые. Средний рост, худощавая, зато с выраженными мышцами. Еще бы, в «Солнышке» слишком часто приходилось пилить деревья. И таскать проклятущие бревна тоже. У меня маленькая грудь — и это удобно, потому что не мешает. Папа говорил, что я красивая. Сейчас, разглядывая в зеркале почти чужого человека, понятия не имею — правда или нет.
Неважно.
Я возвращаюсь в комнату и одеваюсь, повесив полотенце сушиться на спинку одного из стульев. Заглядываю в шкаф: там белье, в том числе, теплое. Шкаф вмонтирован в стену, отчего занимает мало места, но внутри просторный, помещусь там целиком, может, еще и Аленка влезет. Я нахожу униформу нейтрального цвета хаки, оглядываюсь на старую, приютскую… и понимаю, что не хочу надевать ничего, что напоминало бы об интернате.
В новой гораздо лучше, хотя это брючный костюм, а колючее платье. Ткань хорошая, мягкая и приятная.
Еще есть время, но я решаю разбудить Аленку. Она что-то бормочет — впервые слышу ее голос, хотя и не настоящие слова. Потом вскидывается, глаза дикие, пустые как у испуганного зверька. Она расслабляется через секунд пять, вздыхает.
— Рановато, конечно, — признаю я. — Но потом, наверняка, в туше с туалетом набьется толпа людей. Так что лучше пока все спят.
Она кивает.
Я провожаю ее, объясняю про шампунь и все остальное. На обратном пути замечаю: соседняя дверь открывается. Оттуда выходит заспанная женщина в толстом на вид халате. На меня она не смотрит, пока едва не сталкивается.
— Что… а, доброе утро. Там занято?
Тупо таращусь на нее. Соображаю. Женщине лет тридцать. Она из новых индарцев, без примеси старой крови.
— Ты немая, девочка? — нетерпеливо продолжает женщина, на плече у нее полотенце, а в руках сумка, из которой торчат какие-то баночки и тюбики. — В душе кто-то есть?
— Только Аленка. Она не говорит.
Зачем я это ляпнула? Понятия не имею.
— А, ну хорошо. Главное, чтобы никто из мужиков не приперся. Любят они в наш душ заглядывать, свой-то загадили по уши…
Она скрывается за дверью, из кабинки слышен шелест воды.
«Фигурка», — вспоминаю я.
Где оставила? В душе?
Если так, то…
«Я ее забыла. Там».
Женщина увидит. Или найдет Аленка. Это плохо. Все плохо, ужасно, едва выбралась из интерната, как тут же вот так прокололась. Они отправят меня обратно. Или куда-нибудь еще, я ведь неблагонадежная, у меня настоящая фигурка Плакальщицы Инд. Можно сказать, что это исследования родителей. Да, точно.
Я стою у двери в комнату. Меня трясет, аж зубы колотятся друг о друга с костяным стуком.
«Неудачница», — колотится в голове. Мне нужно войти в комнату. Проверить там ли фигурка. Я ведь не могла ее с собой в душ взять, или?..
Вспоминаю с отвратительной, яркой четкостью: я оставила ее на полочке у зеркала. Еще подумала, что она высоко, вода не попадет. И бортик. Там есть бортик. Так что фигурка не сорвется, в канализацию не смоет.
Лучше бы смыло.
Меня трясет так сильно, что я не могу сделать и шагу. Представляю: сейчас эта женщина найдет костяную Плакальщицу. Она знает, что такое. Они здесь ученые, исследуют феномен. С научной точки зрения. А тут — идол, запрещенная штука; конечно, она поймет, кому принадлежит. Расскажет Ивану Лю. Он придет ко мне со своей улыбкой, похожей на тонкий слой ягеля поверх ледяного выстуженного камня, и покачает головой: «Извини, Марта, но так не годится. В исследовании слез Инд необходим строго рациональный подход, никаких запрещенных суеверий. Понимаю, ты просто заблуждаешься, но оправдать это перед Коллективом не смогу».
А может, он решит, что это мама с папой научили меня по-настоящему поклоняться Инд как богине? Вырезали из оленьей кости «священные» знаки и все прочее… и тогда они снова будут осуждены. Посмертно. Теперь на вечный позор.
Я начинаю плакать. Я разучилась реветь в голос, просто стою и дрожу, слезы текут по переносице, в горле влажно и мокро.
Никакого смысла. Сама все испортила. Дура. Тупица.
— Ты чего здесь стоишь? — голос женщины выдергивает меня из рыданий, заставляя сжаться еще сильнее. — Это твоя сестра? Она немного растерялась, но мы разобрались…
Нужно обернуться, нужно…
Аленка идет вперед, завернутая почти целиком в слишком большое для нее полотенце. Она замечает, что я плачу и останавливается. Нет, пожалуйста, иди дальше.
— Все хорошо?
Женщина касается моего плеча. Я дергаюсь так сильно, что врезаюсь в стену.
«Сейчас спросит про фигурку».
«Сейчас…»
— А. Ты должно быть, из-за этого? — она протягивает мне Плакальщицу, и я сползаю вдоль бежевой стены. Сажусь на ковер. Часть меня за тысячи уже миль отсюда, в интернате, по сравнению с которым «Солнышко» — приятное место. В новом всегда темно. Держат в клетке, словно животных. Каждый день бьют.
— Береги, ценная вещь. И обязательно покажи ее Яношу. Наверное, ты его еще не знаешь, Янош Тан, этот молодой… умник, — женщина чуть фыркает, но потом улыбается. — Хотя в бытовой культуре старого народа он действительно понимает лучше многих.
Я поднимаю взгляд.
Плакальщица. Женщина.
«Что?»
— Ну, скоро завтрак. Забирай. И даже если ты потеряла, это не причина плакать… хотя, наверное, вещь для тебя памятная.
— Нет. Это не мое. Не Аленкино, это случайно, — быстро начинаю я.
— Тогда тем более. Покажи Яношу, он обожает и коллекционирует такие штуки. Вам все равно желательно подружиться, раз вместе будете на экспедиции. Я-то до конца не пойду, только подготовлю. Кстати, меня зовут Люси Комарова.
— Марта Сюин, — тупо называю себя.
— Ты ведь дочка Николая Садовского? Я была его студенткой, — она садится на ковер рядом. Получается неловко, халат мешает.
Я киваю:
— Отец взял фамилию матери, когда они поженились.
— Да, он всегда любил культуру старого народа… ты похожа на него, хотя и на мать, похоже, тоже. Ее не знала. Что ж, не забудь про Яноша и забирай свою вещицу, не теряй больше. Очень редкая.
Она встает и уходит. Я ловлю взгляд Аленки. Пожимаю плечами, та повторяет мой жест.
Фигурка остается на ковре рядом с моей рукой, и первый порыв — выбросить в канализацию, смыть в унитаз, вышвырнуть в окно. Но я не делаю этого.
Весь ужас отступает. Мне даже немного стыдно, щеки горят. Правила интерната — это правила интерната, но здесь Сфера Науки. Конечно, они интересуются такими фигурками, ведь религиозные чистки перебили всех, кто верил в Инд как в богиню. Борьба с религиозным мракобесием и все прочее. Отец с матерью рассказывали спокойно, не осуждали, но и не считали подвигом, а потом отец добавлял, что теперь стало трудно найти артефакты материальной культуры. Фигурка — просто такой «артефакт».
Вот и все.
— Все хорошо, — говорю я Аленке, еще шмыгая носом и поднимаясь на ноги. Вздыхаю. Утро началось глупо и странно, надеюсь, день будет получше.
Янош.
Интересно, кто это такой?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ледник Плакальщиц предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других