Friluftsliv. Норвежский ключ к счастливой жизни

Линда Окесон-Макгёрк, 2022

«Frilu sliv, или пребывание на открытом воздухе, – это встреча природы и человека и то ценное, что мы в это время создаем; проще говоря, выстраивание личных отношений с природой через прямое взаимодействие. Какой способ выбрать, решайте сами. Frilu sliv может быть совсем незамысловатым, как вечерняя прогулка по окрестностям, или очень продвинутым, как многодневный поход с рюкзаком в далекие и дикие места, может быть чем-то средним между тем и другим. Можно наслаждаться им в одиночестве, можно с друзьями или семьей, а можно и в компании единомышленников. Это знакомство с природой, но без расписания и теоретических занятий в классе. Это практика, передача знаний и полезных навыков от одной встречи к другой, от одного поколения к другому». (Линда Окесон-Макгёрк) В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Friluftsliv. Норвежский ключ к счастливой жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Генрик Ибсен. На высотах (перевод П. Карпа)[1]

Linda Åkeson McGurk

OPEN-AIR LIFE

Discover the Nordic Art of Friluftsliv and Embrace Nature Every Day

В книге имеются упоминания социальных сетей Facebook (Фейсбук) и Instagram (Инстаграм). Деятельность американской транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории Российской Федерации.

© Linda Åkeson McGurk, 2022

© Камышникова Т.В., перевод на русский язык, 2023

© Издание на русском языке. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2023

КоЛибри®

* * *

Мы отправляемся в увлекательное путешествие, цель которого — узнать, как природа улучшает нашу жизнь. Линда Окесон-Макгёрк добавляет уникальную перспективу, знакомя нас с терминами и обычаями, восходящими к давним традициям ее родной Швеции и соседних северных стран. В своем поэтичном повествовании она вдохновляет нас выйти на свежий воздух и вернуть навыки связи с природой в нашу повседневную жизнь независимо от того, где мы живем, сколько нам лет и на каком языке мы говорим.

Сэнди Шварц, автор книги «В поисках экосчастья»

Что бы ты ни делал, выходи на улицу! Пришло время восстановить здоровье тела и разума и улучшить жизнь наших детей, избавившись от постоянно включенных гаджетов и навязчивых каналов массовой информации.

Ану Партанен, автор книги «Северная формула счастья»

Чтение книг Линды Окесон-Макгёрк всегда напоминает мне о том, что нужно следовать своему глубинному зову: выйти за дверь — это значит вернуться домой. Примите ее приглашение существовать в мире, где проводить время вне дома так же важно, как дышать или пить чистую воду. Эта книга, полная практических советов и вдохновляющих историй, станет незаменимым помощником для всех, кто хочет улучшить качество своей жизни.

Хайди Барр, велнес-коуч

Превосходное руководство, как заботиться о нашей истинной природе, сливаясь с остальной природой. Снимаю шляпу! (Но скоро снова надену ее, так как иду в поход.)

Ричард Лоув, автор книги «Последний ребенок в лесу: Как спасти наших детей от синдрома дефицита общения с природой»

Введение

Почти все мои рабочие дни проходят за столом, перед экраном компьютера, а телефон и всевозможные уведомления постоянно отвлекают внимание. В браузере у меня открыто 56 интернет-сайтов и 17 вордовских файлов, я сражаюсь с вайфаем, глючит то одна, то другая программа. В голове все время что-нибудь крутится: не забыть, на какой день дочери записаны к зубному врачу, придумать, что приготовить на ужин, вспомнить, вынуто ли из стиральной машины белье, которое крутилось в ней два дня назад. Когда наступает время закругляться, а после обеда из школы приходят дочери, я почти всегда чувствую себя выжатой, вымотанной, выпотрошенной.

Знаю, что не я одна. Многие так живут. Мы пытаемся уделить внимание и близким, и работе, и другим обязанностям, но большинство делает это в обстановке, которую ученые давно признали вредной для физического и психического здоровья: в помещении, уткнувшись в электронные гаджеты, с минимальным повседневным контактом с природой. Нейрофизиолог и педагог Карла Ханнафорд придумала термин ОВИСЛ — «ориентированная на выживание истощенная стрессом личность» (англ. SOSOH — stressed-out, survivaloriented human), и, пожалуй, все больше и больше людей можно называть именно так[2].

Сейчас почти 80 % населения развитых стран мира живут в городах, потому что около двухсот лет назад начался исход из сельской местности[3]. Вот почему наш жизненный опыт и опыт наших прародителей, живших в саванне, имеют мало общего, и даже наши деревенские предки всего несколько поколений назад жили совершенно иначе. Но эволюция человека шла не одно тысячелетие, и, как ни крути, наше тело и мозг остались почти такими же, какими были у обитателей пещер. У нас внутри все так же тикают встроенные биологические часы, синхронизированные с ритмами природы, но стиль нынешней жизни таков, что мы их почти не слышим. Урбанизация и цифровизация никуда уже не денутся, но вот вопрос: что же поможет измученному ими современному человеку?

Ему поможет северное понятие friluftsliv. Это слово с норвежскими корнями, будто выстроенное из отдельных кубиков-слогов (произносится как-то так: «фрии-лууфтс-лив»), означает примерно «жизнь на открытом воздухе», «жизнь на свежем воздухе», «жизнь на вольном воздухе». Но, в отличие от своего столь же труднопроизносимого собрата «хюгге» («удобство», «комфорт»), это слово, кажется, мало кому известно за пределами Северной Европы, и не все представляют себе, что оно значит. Да и в самой Скандинавии его понимают по-разному. Норвежское правительство определяет friluftsliv как жизнь на природе, от которой человек получает удовольствие, как «способ восстановления сил, омоложения, обретения равновесия со всем живым»[4]. Шведское управление по охране окружающей среды считает, что это «проведение времени в естественных и искусственных ландшафтах с целью улучшения самочувствия и общения с природой без какой-либо определенной цели»[5]. Американцы шведского происхождения Роджер и Сара Исберг, писатели и большие энтузиасты жизни на природе, называют его простой жизнью, кто-то еще — жизнью в гармонии с природой[6]. Я же считаю такую жизнь возвращением в родной дом.

Friluftsliv, или пребывание на открытом воздухе, — это встреча природы и человека и то ценное, что мы в это время создаем; проще говоря — выстраивание личных отношений с природой через прямое взаимодействие. Какой способ выбрать, решайте сами. Friluftsliv может быть совсем незамысловатым, как вечерняя прогулка по окрестностям, или очень продвинутым, как многодневный поход с рюкзаком в далекие и дикие места, может быть чем-то средним между тем и другим. Можно наслаждаться им в одиночестве, можно с друзьями или семьей, а можно и в компании единомышленников. Это знакомство с природой, но без расписания и теоретических занятий в классе. Это практика, передача знаний и полезных навыков от одной встречи к другой, от одного поколения к другому. Иногда — но не всегда — для него нужны кое-какие приспособления и снаряжение.

Friluftsliv — это отдых на открытом воздухе, но не всякий отдых на открытом воздухе можно так назвать, по крайней мере, в традиционном смысле этого слова. Отдыхом на открытом воздухе можно считать любое занятие, которому мы предаемся для удовольствия, будь спорт или езда на мотоцикле, однако friluftsliv не имеет отношения ни к соревнованиям, ни к моторам. Например, «тихую охоту» за ягодами и грибами, прогулки на лодке, наблюдение за птицами можно считать разными формами friluftsliv, а вот катание на снегоходах, водных лыжах или десятикилометровые пробежки — нет, хотя все это делается на открытом воздухе. По тому же самому принципу friluftsliv не стоит отождествлять с японской практикой «лесных купаний», или синрин-йоку, хотя и то и другое признает целительную силу природы и опирается на нее. Синрин-йоку представляет собой форму лесотерапии и сознательной практики, основанной на медицинской пользе нахождения среди деревьев, но философское понятие friluftsliv шире и охватывает природу, культуру, историю, здоровое состояние человека и окружающей среды.

В сущности, традиционный friluftsliv — не столько набор каких-то видов деятельности, сколько заданный культурой ритм жизни, выстроенный вокруг пребывания на открытом воздухе, ощущения единства с природой и культурным ландшафтом. Существуют понятия «медленное питание» (слоуфуд), «медленное воспитание», «медленное развлечение»; так вот, friluftsliv — это, можно сказать, медленное общение с природой. Оно подразумевает простоту, неприятие потребительства, образ жизни, не нарушающий равновесия в человеке и природе. Это такая жизнь, которая соединяет поколения и крепко-накрепко привязывает нас к земле, по которой мы ступаем. А еще это во всех отношениях богатая, содержательная жизнь.

Я росла в Швеции, где более или менее сознательно усваивала friluftsliv от взрослых — бабушек и дедушек, родителей, воспитателей в детском саду, учителей в начальной школе и всех тех, кто как-то обо мне заботился. Когда я была маленькой, взрослые следили, чтобы я гуляла каждый день, и в дождливую, и в солнечную погоду. Они говорили мне, как называются местные растения, рассказывали старинные предания и сказки, которые делали лес живым. Они позволяли мне лазить по мелким ручейкам в поисках лягушечьей икры, набивать карманы камушками и другими дорогими для меня сокровищами. Они позволили мне ощутить, какое это чудо — следить за суматошной жизнью муравейника и попробовать понять бесконечность, глядя вверх, на Млечный Путь. Благодаря им и той культуре, в которой я выросла, мир за пределами дома стал фоном, на котором разыгрывалась пьеса моего детства.

В отрочестве мои отношения с природой изменились. Лес перестал быть местом игр: теперь мы с друзьями ходили туда, чтобы понять, где заканчивается наша росшая как на дрожжах независимость, чтобы открыть самих себя. Тогда нас интересовала не столько природа, сколько возможность ускользнуть из-под пресса школы и бдительного родительского ока. Не думаю, что тогда я это вполне понимала, но friluftsliv стал моей постоянной опорой, успокоительным, если хотите, средством самолечения, антидотом против стресса и страха. Так было тогда, так есть и сейчас.

Если вы воспитаны в культуре friluftsliv, то в вас всегда будет звучать тихий голос, зовущий выбираться на природу каждый день. Я не исключение, но вот что интересно: эта жизненная философия гораздо сильнее захватила меня, когда я стала жить в Индиане и родила двух дочерей, Майю и Нору. Было ощущение, будто во мне проснулся стародавний родительский инстинкт и приказал передать им не только гены, но и мою страсть гулять под дождем и печь хлеб на открытом огне, и я чувствовала себя пусть не окном, но форточкой для передачи наследия предков своим потомкам. Если я этого не сделаю, то и никто не сделает, и я очень испугалась, что жизнь на природе навсегда останется для них чем-то неизвестным. Я никогда не была ни специалистом по естествознанию, ни отважным путешественником, мечтающим о покорении очередной горной вершины, но решила сделать friluftsliv маяком на своем родительском пути. Позволяя своим девочкам вырезать из дерева палки, спать под звездами, разводить костры, я старалась укоренить их в мире за пределами человеческих возможностей гораздо большем, чем они сами. Шли годы, и я замечала, как росли их уверенность и умение полагаться на себя, и, какое бы место они ни выбрали для своей взрослой жизни, я знаю, что в мире живой природы они всегда будут как дома. Меня греет мысль, что friluftsliv станет тем секретным супероружием, которое даст им и силу, и радость, и отраду, и цель в пути по жизни и любви.

Дочери росли, мне все больше хотелось познакомить их с землей предков, и вот в 2016 году, работая над своей первой книгой «Не бывает плохой погоды», я на полгода привезла их в Швецию. Почти вся моя взрослая жизнь прошла в чужих краях, и теперь я смотрела на родину новыми глазами, ощущая, как же все это время мне не хватало культуры пребывания на открытом воздухе. Через два года, после долгих раздумий, мы переехали на постоянное жительство в Швецию, и я с большим, чем раньше, пылом предалась friluftsliv. Как только выпадал снег, я вытаскивала допотопные лыжи, полученные в подарок от родителей на Рождество в тот год, когда мне исполнилось шестнадцать, и ходила на них больше, чем тогда, двадцать пять лет тому назад. Я ликовала, когда наступила весна, снова познакомилась с местным птичьим населением и показала дочерям знаменитое место, где танцуют журавли. Несколько восхитительных летних недель я провела под полуночным солнцем арктического Севера, а осенью с упоением бродила по мокрым хвойным лесам, заваривала чай из сосновых иголок и искала съедобные грибы.

Природа пришла на помощь и тогда, когда стала медленно расползаться по швам моя личная жизнь. Через год после возвращения в Швецию я пережила развод и чуть не лишилась последних сил из-за сложностей на работе. В раздумьях, как жить дальше, уже матерью-одиночкой, я просто так, без всякой цели, часто бродила среди елей и берез вокруг дома. Под их кронами мне казалось, что с души спадает тяжелый груз, становилось легче дышать и думать, я чувствовала себя здоровее. Даже со своим лечащим врачом, горячей поклонницей пеших прогулок и свежего воздуха, мы разговаривали на ходу. Откровенно, на грани исповеди рассказывать о себе и своем неудачном замужестве оказалось гораздо легче под открытым небом, и мы совершали длинные прогулки по узким каменистым тропкам и пыльным грунтовым дорогам.

Перенастройка на родную культуру помогла мне понять, что friluftsliv, понятие, рожденное в северных странах, может принести пользу нам всем, независимо от культуры, религии, этнической принадлежности, экономического благополучия. Конечно, во многих отношениях Север — идеальное место для friluftsliv. Во-первых, живой природы здесь много везде, даже в больших городах. Во-вторых, только здесь существует право, которое по-шведски называется allemansrätten (в буквальном переводе «право каждого», а в общепринятом значении — «право ходить где хочется») и дает каждому в Норвегии, Швеции, Финляндии более или менее открытый доступ на любую частную или общественную территорию. Более того, friluftsliv пользуется большой культурной и политической поддержкой и благодаря ей не только живет, но и процветает. Скажу так: friluftsliv — это скорее умонастроение, а не конкретное место или занятие. Это зов, на который откликаешься, если есть зеленый уголок и желание слиться с природой. Моя книга расскажет вам, как это сделать. Так что отключите мобильник, забудьте о делах и, по примеру жителей Севера, шагните за дверь.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Friluftsliv. Норвежский ключ к счастливой жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Henrik Ibsen. On the Heights // In the Mountain Wilderness and Other Works, trans. Theodore Jorgenson. Northfield, MN.: St. Olaf College, 1957. (Ибсен Г. На высотах. Русский перевод П. Карпа приводится по изданию: Г. Ибсен, Драмы. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1972.) Введение

2

Carla Hannaford. Smart Moves. Salt Lake City: Great River Books, 1995. P. 145. (Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой / Пер. с англ. А.В. Самаровой и С.К. Масгутовой. М.: Восхождение, 1999.)

3

e-Handbook of Statistics 2021 // United Nations Conference on Trade and Development, accessed April 13, 2022, https://stats.unctad.org/handbook/Population/Total.html

4

Friluftsliv Fact Sheet // VisitNorway.com, accessed March 4, 2022. https://thenoec.files.wordpress.com/2011/05/friluftsliv-fact-sheet-2.pdf

5

Vad är friluftsliv? // Naturvårdsverket, accessed April 14, 2022. https://www.naturvardsverket.se/vagledning-och-stod/friluftsliv/kommunal-friluftslivsplanering

6

Roger Isberg. Simple Life: Friluftsliv / trans. Sarah Isberg. Victoria, BC: Trafford Publishing, 2007. Friluftsliv, как я его понимаю

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я